Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основные тенденции развития образования начала XXI века. определяются положениями концепции непрерывного образования. Решением Европейского саммита, прошедшего в 2000 г. в Лиссабоне. На нем был объявлен переход Европы к «эпохе знаний» и принятие в образовательной отрасли меморандума непрерывного образования. Меморандум констатирует, что участникам рынка труда необходимы постоянные улучшения, обновления и актуализация знаний, навыков, профессиональных компетенций. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи чрезвычайно важна, поскольку она предусматривает предоставление каждому человеку возможности постоянного самосовершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений и навыков в течение всей жизни.
Очевидно, что такая формулировка проблемы требует реформирования системы образования, пересмотра ее концептуальных положений, более эффективного использования образовательных ресурсов, обновление подходов к выбору технологий обучения.
Классические концептуальные подходы педагогики высшей школы, устоявшиеся принципы, формы и методы обучения не всегда эффективны с точки зрения удовлетворения потребностей общества относительно подготовки специалистов. Они могут характеризоваться значительным отрывом теории от практики, или даже тормозить внедрение инноваций в процесс профессиональной подготовки.
В связи с этим возникает острая необходимость поиска таких подходов к организации обучения в ВУЗе, которые бы, с одной стороны, имели теоретическое основание, а с другой, были максимально приближены к практике.
На сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются профессионально-ориентированные технологии обучения, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом мотивации студента к педагогической деятельности, его интересов, склонностей и способностей.
Основой для исследования проблемы использования профессионально ориентированных технологий в системе непрерывного педагогического образования являются основные положения классической педагогики, результаты современных исследований отечественных и зарубежных ученых, прежде всего, Т.А. Дмитренко, В.М. Коровина, А. С. Новикова,
В.А. Сластёнина и др.
Целью исследования является исследование специфики современных технологий профессионально-ориентированного обучения взрослых.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач?
1. Дать характеристику понятия «технология профессионально-ориентированного обучения».
2. Рассмотреть принципы и классификацию технологий профессионально ориентированного обучения.
3. Проанализировать формы теоретической и практической профессионально-ориентированной подготовки.
4. Порекомендовать пути совершенствования системы подготовки.
Объект исследования - технология профессионально-ориентированного обучения.
Предмет исследования – особенности реализации технологии профессионально-ориентированного обучения взрослых.
1. Особенности современных технологий профессионально-ориентированного обучения взрослых
1.1 Характеристика понятия «технология профессионально-ориентированного обучения»
Одним из условий высококачественной профессиональной подготовки в системе непрерывного профессионального образования является привлечение их к активной познавательной деятельности, овладение профессиональными компетенциями, четкого, осознанного, творческого применения полученных профессионально важных знаний на практике. Предпосылками такого подхода к организации непрерывного профессионального образования с внедрением профессионально-ориентированных технологий являются [3, с. 80]:
научно-технический и социальный прогресс, что повышает уровень требований к общему и профессиональному образованию;
непрерывный рост количества новой информации и быстрое устаревание знаний, приобретенных в прошлом, что требует их обновления в течение жизни;
необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизации способов обучения в высшей педагогической школе;
изменение характера педагогической деятельности, требующее творческого, активного отношения к труду;
возможность для преподавателя самостоятельно проектировать технологический профессионально ориентированный цепь методов и форм взаимодействия преподавателя и студента, обеспечивающие высокие результаты обучения;
переход от экстенсивных к интенсивным формам организации обучения с использованием новейших достижений дидактики, психологии, информатики;
сохранение наукоемкости проектов и моделей учебной деятельности, основанной на моделировании профессиональных ситуаций и овладении профессиональным опытом.
Подготовка к профессиональной деятельности на основе технологического подхода опирается на достижения классической педагогической науки.
Мысли о технологизации образования высказывал еще Я.А. Коменский, а элементы технологического подхода имеются в работах большинства видных педагогов, таких как А. Дистервег, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Современная педагогическая теория и практика активно применяет технологический подход в профессиональной подготовке.
Анализируя отечественные и зарубежные разработки последних лет, мы обратились к понятию «профессионально ориентированная технология обучения», которое имеет несколько определений. Профессионально ориентированная технология обучения – это и логика организации образовательного процесса, и совокупность приемов и средств обучения, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является профессиональное становление и развитие студентов, и взаимосвязанная система действий, направленных на достижение гарантированных результатов профессиональной подготовки [10, с. 146].
По мнению Т.А. Дмитренко, профессионально ориентированную технологию в системе высшего непрерывного профессионального образования можно рассматривать как систему психологических, педагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов и форм обучения. эта система строится в соответствии с целями обучения, будущей профессиональной деятельности и профессионально важных качеств специалистов [2, с. 25].
Среди важнейших учебных технологий ВУЗов выделяются общепрофессиональные (технология развития творческой личности, технология формирования критического мышления и др.) и профессионально-педагогические (формирование диалогических умений, технология саморегуляции педагогической деятельности, саморазвития и др.) [6].
Раскрывая сущностное понимание профессионально-ориентированных технологий обучения, российский исследователь В.М. Коровин отмечает, что важнейшими их признаками являются:
наличие педагогического замысла, основой которого является определенная методологическая, философская позиция;
четко определенная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, имеющими форму конкретно ожидаемого результата и выстраиваются согласно целевых установок на подготовку будущего специалиста;
взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента на основе принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и материально-технических ресурсов;
возможность восстановления любым преподавателем как педагогической технологии в целом, так и отдельных ее элементов, что гарантирует достижение планируемых результатов всеми студентами;
диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий определения результатов деятельности, как студентов, так и преподавателей [9, с. 98].
Оптимизацию процесса профессиональной подготовки будущих специалистов видится во внедрении технологии поэтапного наращивания профессионализма, которая постепенно реализуется в течение пяти лет обучения и на каждом этапе включает следующие базовые элементы:
входная диагностика;
коррекция достигнутых результатов;
организация профессионального обучения с учетом результатов диагностики и их коррекции;
итоговая диагностика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2015. – 352 с.
2. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего образования /Т. А. Дмитренко // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №1. – С. 24-37.
3. . Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. – М: Просвещение, 2011. – 192 с.
4. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2013. – 284 с.
5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеев. – М.: Академия, 2012. – 215 с.
6. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. ; пер. с англ. – М.: Издательский дом «Обучение–Сервис», 2016. – 632 с.
7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
8. Карпенко А. Г. Профессиональная подготовка будущих социальных работников в условиях университетского образования: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / Карпенко Елена Георгиевна. – К., 2008. – 546 с.
9. Коровин В.М. Технология профессионально ориентированного обучения в высшем учебном заведении / В.М. Коровин // Вестник Воронеж. гос. ун-та. – 2017. – №1. – С. 97–100.
10. Новиков А.С. Профессионально ориентированная технология обучения / А. С. Новиков // Высшее образование в России. – №5. – 2012. – С. 143–146.
11. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №1. – С. 49-74.
12. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие [для студ. высш. пед. учеб. заведений] / М. М. Левина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
13. Левитес Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 288 с.
14. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей: Юрайт, 2017. – 464 с.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – Москва: Педагогика, 2015. – 168 с.
16. Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2015. – 367 с.
17. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2; Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.: РИВШ БГУ, 2013. – 240 с.
18. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 227 с.
19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологи: учеб. пособ. / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2013. – 256 с.
20. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дисс. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Яковлева Надежда Олеговна. – Челябинск, 2003. – 355 с.