Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровье ребёнка зависит от ряда целого ряда факторов, среди которых наиболее важными являются биологические, экологические, социально-гигиенические. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет только 10% от контингента детей, поступающих в школу. Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ведущих в образовательном пространстве, что нашло отражение в федеральном государственном стандарте, посвященных вопросам здоровье сбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» [28], а также указом Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [25] и другими нормативными документами.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, фактор двигательной активности является ведущим.
Известно, что к началу школьного обучения наблюдается ухудшения здоровья детей, которые к этому моменту приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, помимо режима жизнедеятельности ребенка в течение дня необходимо особое внимание уделять двигательному режиму, включенному в общий режим дня детей.
Анализ изучения проблемы показал, что педагоги не в полной мере уделяют внимание подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей. Хотя в наше время подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития детей дошкольного возраста, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.
Цель исследования: изучить возможности подвижных игр для формирования физических качеств дошкольников.
Объект исследования: развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы полагаем, что использование подвижных игр будет содействовать повышению уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Осуществление указанной цели требует решение следующих задач:
1. Изучить особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть этапы и содержания овладения детьми старшего дошкольного возраста подвижным играм с правилами.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию физических качеств дошкольников средствами подвижных игр.
4. Разработать комплекс подвижных игр с целью развития физических качеств дошкольников средствами подвижных игр фи обосновать его эффективность.
В качестве методов исследования использовались:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение
3. Эксперимент
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанного комплекса подвижных игр в работе воспитателей ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста
Период развития ребенка в дошкольном возрасте является коротким, но очень ценным этапом становления личности. Это время формирования первых знаний об окружающем мире, у ребенка складываются отношения с людьми, формируются умения и привычки нормативного поведения, начинает свое становление характер.
Основным видом деятельности на этапе дошкольного детства называют игру, в процессе которой складываются различные стороны личности ребенка, идет формирование физических качеств (сила, ловкость) и психических процессов (память, внимание, воображение). Также игра выступает средством освоения опыта общественных отношений. Игра подготавливает переход на более высокую ступень психологического развития ребенка. В связи с этим игра обладает уникальными воспитательными возможностями и выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игра — это независимая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. Только в игре у ребенка появляется возможность безболезненно поставить себя на место другого, формируется способность смотреть на вещи его глазами.
Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра также ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. Игра всегда выступает одновременно в двух временах: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей личности, с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, способности, необходимые личности для выполнения ею социальных функций.
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности. В игре дети моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительно жизни и прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений является единственно доступным для детей средством ориентации в моральных правилах. Но при этом не следует ждать моментального эффекта воздействия на развитие ребенка. Многократного повторения игр с нравственным содержанием недостаточно для эффективного решения задач воспитания, необходима специальная работа по обсуждению с детьми норм и правил взаимоотношений взрослых.
Когда ребёнок в игре берёт на себя разные роли он в полном объёме принимает роль на себя, тем самым обогащает, углубляет свой собственный мир.
Игра особенно в дошкольном возрасте наиболее тесно связана с развитием личности этого маленького, но уже человека. Игра – основная деятельность детей.
Силой воображения, игровых действий, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальных обстоятельств, времени. Дети сами творцы настоящего, будущего. В этом и заключается обаяние игры.
Окружающий мир воспринимается детьми по-иному, поэтому он делает свои открытия того, что известно давно нам взрослым. Дети не ставят в игре определённую цель, основная цель у них – играть.
В игре у ребёнка развиваются: физическая сила, сила ума, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Они становятся более организованнее, выдержанными. Не стоит забывать о том, что игра для детей имеет самое важное значение. Игра для детей это и учёба, и труд, и способ познания окружающего мира.
В педагогическом процессе игровая технология является средством воспитания дошкольника. Педагог, непосредственно руководя игрою, оказывая на неё своё непосредственное влияние на её содержание, воспитатель воздействует на все стороны личности ребёнка: отношения, волю, его чувства, поведение, поступки.
Реализация воспитательных возможностей игры определяется профессиональным мастерством воспитателей, знаниями психологических особенностей детей, верными методическими действиями и управлением взаимодействием воспитанников, точной организацией игровой деятельности.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, в целом модернизационных процессов в образовании, поиска современных форм взаимоотношений между детьми и взрослыми особое внимание исследователей приковано к игровой деятельности. Данный факт носит закономерное объяснение, различные исследования показывают, что ребенок до 6-7 лет значительную часть дня проводит в игре [20].
Для развития игровой деятельности дошкольников в возрасте 6-7 лет необходимо организация специального времени для самостоятельных игр детей по их инициативе и выбору. Педагог должен давать возможность вариативной деятельности, внося в окружающую среду различные игры, предметы-заместители и многофункциональные материалы для развития творчества [12].
Значимо для детей создавать условия по постоянному изменению предметно-игровой среды. Необходимо оснащение для игры располагать так, чтобы дети не мешали друг другу. В связи с этим важно рациональное использование свободного пространства в группе. Также необходимо организовать пространство на участках при прогулке.
При организации игровой деятельности необходимо создавать следующие условия [6].
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей.
Разработка условий для развития эмоциональной сферы детей для дальнейшей работы с этими эмоциями в игре (совместное чтение игр, слушание музыки, обсуждение событий из жизни детей, воспитанникам предлагается рассказать о себе и окружающих их людях, проведение экскурсий, прогулок, походы в музеи, театры; привлечение внимания детей к содержанию деятельности окружающих и их взаимоотношениям, на взаимовлияние событий в живой и неживой природе и прочее).
Мотивирование дошкольников к разворачиванию игры (прямое обращение к детям: «Зайчата проголодались. Давайте покормим их!»; предоставление детям возможности выбора темы и сюжета игры, побуждение к принятию или распределению ролей, созданию правил вместе со сверстниками).
Предложение воспитанникам образцов игровых действий (например, сам педагог кормит куклу, демонстрирует как построить корабль, рассказывает о правилах игры в прятки, учит использовать считалки).
Обеспечение баланса времени в образовательном процессе между игровой деятельностью и другими видами занятий, не подменяя игру псевдоучебой, создавая плавный переход к соблюдению режима.
Создание баланса разнообразных видов игр (подвижных, спокойных, индивидуальных и совместных, дидактических и сюжетно-ролевых).
II. Условия для развития общения между детьми в игре
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аканова А.И. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – URL: http://www.multiurok.ru/blog/formirovaniie-zozh-u-doshkol-nikov.html
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка : Опыт создания авт. прогр. на базе дошк. учреждения N 199 г. Нижний Новгород / Алямовская В. Г. - М. : Linka-press, 1993. – 109 с.
3. Андреева А.М. Типологические варианты управления движениями у детей 8-10 лет: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.03.01. – М., 2012. – 25 с.
4. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М. 1967 – 476 с.
5. Аршавский И.А. Физиология развития детей. Препринт Научного центра биологических исследований АН СССР в Пущине, 1985. – 36 с.
6. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе / Т.И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб, 2000.
7. Баландин В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук (Текст] / В.А.Баландин. - Краснодар, 2001.
8. Воронова, Е. Д. Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / Е. Д. Воронова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/05/25/organizatsiya-dvigatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-v-rezhime.
9. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды : диссертация ... дра пед. наук /Г.Н. Голубева. - Малаховка, 2008.
10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: автореф. дис. ...д-ра пед. Наук. - СПб, 1994.
11. Двигательная активность ребенка в детском саду [5-7 лет]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. детство» им. А.В. Запорожца. М. 2002. 255 с.
12. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Редакторы Татьяна Бабаева, Александра Гогоберидзе, Зинаида Михайлова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
13. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
14. Исаенко Ю.М. Педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Исаенко. - Белгород, 2012.
15. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. - Волгоград: Учитель, 2011 – 170 с.
16. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: автореф. дис. … д-ра биол. наук : 03.00.13. – М., 2008. – 48 с.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
18. Логвина Т.Ю. Организация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук [Текст]/Т.Ю. Логвина. – Минск, 1991. – 24 с.
19. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2010. 301 с.
20. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г./сост.: И.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
21. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей [Текст]/М.А. Рунова. – М.: МозаикаСинтез, 2000. с.5, 87-91
22. Снигур М.Е. Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях Среднего Приобья // Омский научный вестник, 2009, №6. – С.180-182.
23. Степаненкова Э.Я. Теория физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ. выс. учеб. завед./ Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
24. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/А.Г. Сухарев. – М.: Медицина,1991. – 272 с.
25. Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ». – URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/8314
26. Уколов А.В., Рябинина С.К., Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография. -Красноярск: СибГТУ, 2013. – 123 с.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 115. [Электронный ре- р vpc]. - Режим доступа: http: // www.rg.ru / 2013 / 11 / 25 / doshk-standart-dok.html
29. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
30. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 37 лет. – С.-Пб.: Владос. - 2014. – 320 с.