Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках данной работы выполнена разработка информационной системы для
совершенствования процесса бронирования и продаж ЖД Билетов. В
настоящее время создание подобных информационных систем является
актуальной задачей в связи с развитием информационных систем,
используемых в ЖД компаниях в части обслуживания пассажиров.
3
В железнодорожных компаниях в настоящее время зачастую наблюдается
несогласованность действий подразделений в части организации
обслуживания пассажиров, что приводит к ошибкам при планировании
рабочего времени специалистов и нарушению регламентов работы.
Автоматизация процесса обслуживания пассажиров повышает эффективность
координации действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой
для взаимодействия подразделений, и дает каждому из них доступ к полной
информации о них, что способствует повышению эффективности
деятельности.
1.Аналитическая часть
1.1. Общая характеристика технологии работы железнодорожных агентств
В рамках данной работы необходимо разработать автоматизированную
систему для предметной области бронирования железнодорожных (ЖД)
билетов. Технологиями, подлежащими автоматизации в рамках данной
предметной области, являются:
- учет ЖД перевозчиков;
- учет данных пассажиров;
- учет бронирования билетов;
- формирование отчетности.
В настоящее время в рамках реформы открытого акционерного общества
(ОАО) РЖД в сфере продаж пассажирских ЖД перевозок работает множество
компаний. Таким образом, актуальность приобретает вопрос взаимодействия
между ними, автоматизации бронирования билетов. В соответствии с
политикой ЖД перевозчиков, стоимость ЖД билетов зависит от:
- времени приобретения билета;
- уровня комфортности;
- также возможны комиссии, связанные со способом оплаты ЖД билета.
Таким образом, при раннем бронировании билета, пассажиры смогут выбрать
место нужного уровня комфортности и стоимости.
4
1.2. Анализ бизнес-процессов бронирования билетов в ЖД транспорте
Проведем анализ бизнес-процессов технологии бронирования ЖД билетов в
методологии IDEF0.
Как показано на рис.1.1, входящими информационными потоками в
технологии бронирования ЖД билетов являются:
- Данные пассажиров;
- Запросы на бронирование билетов;
- Запросы отчетности;
- Данные ЖД-перевозчиков и рейсов.
Как показано на рис.1.2, основными технологическими процессами в
информационной системе бронирования ЖД билетов являются:
- ведение классификаторов;
- учет пассажиров;
- продажа билетов;
- формирование отчетности.
Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов приведена на
рис.1,3, для процесса продажи билетов – на рис.1.4.
В ходе анализа бизнес-процессов технологии бронирования ЖД билетов были
определены задачи автоматизации:
- ведение классификаторов (ЖД-перевозчиков, станций, пассажиров);
- учет расписаний;
- учет цен на разные классы посадочных мест;
- ведение учёта забронированных билетов;
- формирование отчётности.
1.3. Моделирование в UML
Далее проведем анализ каждого из прецедентов.
5
Описание прецедента «Бронирование билета»
1. Клиент делает запрос на приобретение ЖД-билета на нужную дату, пункт
назначения.
2. Оператор-кассир выбирает наиболее подходящие варианты.
3. По согласованию с клиентом производится бронирование билета.
Описание прецедента «Подбор рейса»
1. Клиент запрашивает: количество билетов, дату, время отправления и пункт
назначения
2. Кассир подбирает подходящие рейсы и предлагает клиенту
Описание прецедента «Подбор класса билета»
1. Кассир предлагает клиенту билеты различного класса обслуживания и
соответствующие расценки
2. Проектная часть
2.1. Информационная модель системы бронирования
В рамках проектирования системы бронирования ЖД билетов необходимо
реализовать решение следующих задач:
- ведение картотеки ЖД станций;
- ведение картотеки ЖД перевозчиков;
- работа с расписаниями ЖД рейсов;
- ведение картотеки ЖД рейсов и цен на ЖД рейсы в зависимости от класса;
- учет забронированных билетов.
База данных должна удовлетворять информационные потребности и
содержать в себе информацию о рейсах, стоимости проезда в зависимости от
класса вагона, данные забронированных билетов. Также должна содержаться
детальная информация о билетах на рейсы. Конкретно – фамилия, имя и
отчество пассажира, паспортные данные, информация о его рейсе и статус
оплаты.
6
В рамках проектирования базы данных определим ключевые сущности базы
данных.
1. ЖД станции – содержит информацию о станциях отправления и
назначения;
2. ЖД компания – содержит информацию об перевозчике;
3. Рейсы – содержит информацию о характеристиках рейса (ЖДперевозчик, класс обслуживания, количество мест, станция отправления и
назначения);
4. Расписание – содержит информацию о рейсе, днях и времени вылета;
5. Цены – содержит информацию о классах ЖД Билетов и ценах на них на
каждый рейс;
6. Билеты – содержит информацию о рейсе, дате и времени вылета, номере
места, ФИО и паспортных данных пассажира, стоимости полета.
7. ERD-диаграмма приведена на рис.2.1.
2.2. Обоснование выбора СУБД и средства разработки
В рамках анализа стратегии автоматизации бронирования и продаж ЖД
Билетов была выбрана стратегия собственной разработки программного
обеспечения. Это связано с наличием в штате предприятия специалистов в
области информационных технологий, способных реализовать задачу
разработки программного обеспечения. Проведем анализ сред разработки и
обоснование выбора языка программирования для реализации задачи
автоматизации поставленных задач.
Приведем сравнительную характеристику сред программирования.
Ниже описанные характеристики сред программирования приведены в работе
[13].
2.3. Требования к архитектуре ПО
Под техническим (аппаратным) обеспечением информационной системы
понимается весь комплекс электронных, электрических и механических
7
устройств, входящих в состав системы и/или сети, исключая программное
обеспечение и хранимую информацию. В этот комплекс входят: компьютеры,
периферийные устройства ввода/вывода и хранения информации, а также
сетевое оборудование различных типов и энергетическое оборудование
(батареи и аккумуляторы) [5].
Требования к техническому обеспечению формировались исходя из
аппаратных требований используемого программного обеспечения, и
представлены в таблице 2.14.
Анализ аппаратных требований дает основание утверждать, что
существующих средств технического обеспечения для функционирования
создаваемой информационной системы складского учёта достаточно,
необходимость в модернизации и замене отсутствует.
Схема «Дерево функций» позволяет наглядно показать иерархию функций
управления и обработки данных, которые автоматизированы в разработанном
программном продукте [7].
Выделяется два подмножества функций программы (рисунок 2.5):
служебные функции (проверка пароля, управление окнами и др.);
основные функции обработки данных (ввода первичной информации,
обработки, ведения справочников, подготовки и распечатки документов и др.).
В рамках функционирования информационной системы предполагается
сокращение временных затрат на выполнение основных технологических
операций бронирования ЖД билетов.
Предполагаются изменения в организационной структуре следующего
характера:
1. внесение разрабатываемой программы в перечень информационных
ресурсов организации;
2. внесение в должностные инструкции специалистов следующих
обязанностей:
- системного администратора программы – из числа ИТ-специалистов;
8
- администратора программного обеспечения - из числа ИТ-специалистов;
- администратора базы данных – из числа сотрудников технологического
отдела;
- администратора безопасности – из числа ИТ-подразделения, либо
подразделения по защите информации.
2.4 Описание разработанного ПО
Далее приведем описание разработанного ПО. На рисунке 2.8 приведена
главная форма приложения. На рисунке 2.9 показано окно настройки на
сервер. На рисунке 2.10 приведен справочник ЖД станций.
3. Оценка экономической эффективности внедрения проекта автоматизации
бронирования ЖД билетов
Экономический эффект от внедрения системы достигается за счет как прямого
эффекта (сокращение временных затрат на выполнение технологических
операций), так и косвенного эффекта – получение дополнительных
возможностей за счет повышения эффективности использования трудовых и
материальных ресурсов.
Расчет экономического эффекта от внедрения системы проведем через оценку
снижения трудозатрат на выполнение основных технологических операций,
снижения затрат на оплату труда сотрудников в сопоставлении со стоимостью
внедрения и сопровождения системы. В случае превышения экономии на
трудозатратах значения капиталовложений с учетом дисконтирования проект
признается эффективным [18].
Экономическая сущность комплекса задач дипломного проекта заключается в
разработке информационной системы бронирования ЖД билетов в части
сокращения временных затрат на выполнение технологических операций.
Теперь рассчитаем исходные показатели трудовых и стоимостных затрат при
базовом варианте автоматизируемой технологии. Средняя зарплата
сотрудника в час составляет 200 рублей. В таблице 3.1 представлен расчет
трудовых и стоимостных затрат при базовом варианте организации.
9
Заключение
В данной работе разработана автоматизированная информационная система
бронирования и продаж ЖД Билетов. В ходе работы была изучена специфика
предприятия, изучена технология работы специалистов.
В ходе работы была поставлена задача рассмотрения возможности снижения
затрат на приобретение программного обеспечения через собственную
разработку с учетом специфики работы по бронированию и продажам ЖД
билетов.
Основной целью проекта является оптимизация работы специалистов ЖД
компании через разработку и внедрение автоматизированной
информационной системы бронирования и продаж ЖД Билетов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акперов, И.Г. Использование информационных технологий в
менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
2. Венделева, М.А. Информационые системы управленческого учета/ М.А.
Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 c.
3. Голицына, О.Л. Проектирование баз данных: Учебное пособие / О.Л.
Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
4. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Информационные
системы в экономике. — М.: Интернет-университет информационных
технологий – М.: ИНТУИТ.ру, 2009. 144с.
5. Гринберг, А.С. Информационные технологии в управлении /А.С.
Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко.-М.: ЮНИТИ, 2010.-479 с.
6. Диго, С.М. Вопросы проектирования и использование баз данных. /С.М.
Диго.-М.: Финансы и статистика, 2010.-591 с.
7. Ивасенко, А.Г. Экономические информационные системы /А. Г.
Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.-М.: КноРус, 2011.-153 с.
10
8. Колесников, В.И. Экономическая информатика/ В.И. Колесников. - М.:
Дашков и К°, 2010.-399 с.
9. Трофимов, В.В. Основы информатики для экономистов /[В. В.
Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.: Юрайт, 2010.-910 с.
10. Трофимов, В.В. Методологии моделирования бизнес-процессов/ В.В.
Трофимов. -М.: Юрайт, 2010.-910 с.
11. Информационные технологии: [учеб. для студентов вузов, обучающихся
по специальности 080801 "Прикладная информатика" и др. экон.
специальностям /В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.:
Юрайт, 2009.-624 с.
12. Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н.
Исаев. - М.: Омега-Л, 2013. - 464 c.
13. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.:
Питер, 2013. - 240 c.
14. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в
реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВПетербург, 2012. - 464 c.
15. Хорев, В.Б. Основы информационной безопасности/ В.Б.Хорев.
М.:ДАНА, 2015. – 124 с.
16. Коноплева, И.А. Информационные технологии в менеджменте: учеб.
пособие : [для вузов по специальности "Прикладная информатика (по
областям)] /И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов.-М.: Проспект,
2010.-294 с.
17. Кудинов, Ю.И. Основы современной информатики: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика"
/Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко.-СПб.: Лань, 2009.-255 с.
18. Лубянская Э.Б. Информационные системы в экономике : учебное
пособие / Э.Б. Лубянская, Е.Н. Лукаш. - Воронеж : ФГБОУ ВО "Воронежский
государственный технический университет", 2017. - 140 с.
11
19. Горячев, А.В. Особенности разработки и администрирования
приложений баз данных: учебное пособие / А. В. Горячев, Н. Е. Новакова.
Санкт-Петербург : Издательство СПбГЭТУ, 2016. - 68 с.
20. Селяничев, О. Л. Администрирование информационных систем:
учебное пособие / О. Л. Селяничев, Е. В. Майтама. - Череповец: ФГБОУ ВО
"Череповецкий государственный университет", 2017. - 99 с.
21. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем: учебное
пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала
С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
22. Лемешко Т. Б., Шурыгин В. Н. Современные информационные
технологии : учебное пособие / Т.Б. Лемешко, В.Н. Шурыгин. - Москва :
Росинформагротех, 2017. - 135 с.
23. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем : учебное
пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала
С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
24. Дадян, Э.Г. Современные базы данных. Часть 2: практические задания:
Учебно-методическое пособие / Дадян Э.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 68 с
25. Гвоздева, В.А. Базы и банки данных [Электронный ресурс] / В.А.
Гвоздева. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2015, - 76 с.
26. Круценюк К. Ю. Офисные информационные технологии : учебное
пособие / К. Ю. Круценюк. - Норильск : редакционно-издательский отдел
ФГБОУВПО "НГИИ", 2017. - 126 с.
27. Колдаев, В.Д. Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное
пособие / В.Д. Колдаев. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
28. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и
сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.
29. Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной
деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: РАП, 2013. - 180
с.
12
30. Коряковский А.В. Информационные системы предприятия: Учебное
пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
31. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике/ 2-е изд. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
32. Боровская Е.В. Программирование в среде Delphi - 3-е изд., (эл.) - М.:
БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 241 с.
33. Медведев М.А. Разработка информационных систем. Учебное пособие.
- М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 64 с.
34. Шипулин Л. В., Сазонова Н. С. Базы данных : учебное пособие. -
Челябинск : ЮУрГУ, 2016. - 96 с.
35. Летуновский А.В., Матюшичев И.Ю. UML моделирование
информационных систем и бизнес-процессов / А.В. Флегонтов, А.К. Черных;
/ А.В. Флегонтов, А.В. Летуновский, И.Ю. Матюшичев. - 2017. - 113 с.
36. Леоненков А.В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с
использованием UML и IBM Rational Rose / А.В. Леоненков. Саратов:
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское
образование, 2017. - 318 c
37. Берг Й. П. ван ден Склад как конкурентное преимущество / Йерун Питер
ван ден Берг. - Москва : AXELOT Альпина Паблишер, 2015. - 334 с.
38. Любанович Б. Простой Python : современный стиль программирования /
Билл Любанович ; [пер. с англ. Е. Зазноба]. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. -
476 с.
39. Крылатков П.П. Логистика промышленного предприятия
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.А. Минеева Г.Г. Кожушко Е.Ю.
Кузнецова П.П. Крылатков ; ред. Г.Г. Кожушко. - Екатеринбург: Уральский
федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 176 c