Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, И.А. Бунина, также как и представителя классики русской литературы М.Ю. Лермонтова вызывает неизменно высокий интерес в методике преподавания литературы в средней школе. Существующие в современном обществе противоречия позволяют говорить об актуальности произведений писателей и в наше время. Писатели, обращавшиеся в своем творчестве к вечным ценностям: любви к природе, отчему дому, родине. Изучение лирики и прозы этих писателей способствует формированию эстетического вкуса учащихся, развитию их эмоциональной сферы.
Однако в практике современной школы как произведения М.Ю. Лермонтова, так и И.А. Бунина, представлены фрагментарно в 5-9 классах, изучаются в основном на заключительном этапе литературного образования учащихся.
На наш взгляд, изучение творчества писателей должно быть более систематизировано и представлять на каждом из этапов изучения определенную специфику, которая обусловлена особенностями возраста, интересом школьников к произведениям, с той целью, чтобы изучение творчества рассматриваемых писателей носило не фрагментарный, эпизодический характер, а являлось подготовкой к дальнейшему знакомству с произведениями писателей, более глубокому постижению учащимися личности художника слова, эстетических взглядов писателей, нашедших отражение в произведениях.
При формировании концепции исследования мы опирались на труды литературоведов В.Н. Афанасьева, А.К. Бабореко, Т.М.Бонами, И.П. Вантенкова, А.А. Волкова, В.А. Гейдеко, Л.К.Долгополова, В.Я. Линкова, Ю.В. Мальцева, О.Н. Михайлова, В.В. Нефёдова, А.А. Нинова, О.В. Сливицкой; труды современных методистов Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, М.Г. Качурина, Т.Ф.Курдюмовой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, Л.В. Тодорова, М.В. Черкезовой.
Объект исследования – процесс восприятия и изучения произведений М.Ю. Лермонтова и И.Бунина в аспекте мотива одиночества, присутствующего в произведениях писателей.
Предметом исследования является методическая система изучения творчества И.А. Бунина и М.Ю. Лермонтова.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной системы изучения творчества М.Лермонтова и И.Бунина в школе.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: система изучения творчества писателей будет эффективной при условиях:
– если место каждого изучаемого произведения будет мотивировано, исходя из особенностей восприятия его учащимися конкретных классов, художественной природы самого произведения;
– если постижение художественного своеобразия лирики и прозы будет осуществляться на основе творческой деятельности учащихся;
– если при изучении творчества будет соблюдён принцип усложнения работы ученика-читателя, то есть будет происходить процесс литературного образования учащихся.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения ряда задач:
– изучение теории и истории литературы, анализ и систематизации работ по психологии, теории и методике преподавания литературы в школе;
– анализ школьных программ и учебников на предмет изучения творчества писателей в общеобразовательной школе;
– определения особенностей читательского восприятия произведений классиков.
Модернизация образования вызвана необходимостью соответствия качества получаемого образования и требованиями современного информационного общества. На сегодняшний момент общество нуждается в личности, которая способна будет взаимодействовать в резко меняющихся условиях существования общества. С этой целью, образовательный процесс должен быть направлен на развитие всех личностных способностей и мотивов учащихся. Формирование будущего члена современного общества в качестве активного созидателя требовало замены знаниевой парадигмы образовательного процесса, так как энциклопедический характер знаний, умений и навыков (ЗУН) уже не соответствовал современным требованиям к качеству образования учащихся. Таким образом, возросшими требованиями к образовательному процессу можно объяснить переход к личностно-ориентированному обучению посредством формирований предметных и метапредметных (универсальных) компетенций. В свою очередь, компетентностный подход затрагивает такие сферы человеческой деятельности, как когнитивную, социальную, мотивационную, этическую, поведенческую. Следовательно, выпускник должен показать хорошие результаты обучения по всем заявленным сферам деятельности.
Анализ методической литературы по данной проблеме показал, что содержание и структура учебной деятельности обусловлены ее функциями. Следовательно, для выявления современного содержания обучения литературе, необходимо опираться на основные её функции:
– осуществление полноценной языковой подготовки;
– помощь в определении роли языка и литературы в дальнейшей деятельности выпускника;
– формирование базы для возможного использования полученных языковых знаний в будущей трудовой деятельности;
– формирование мотивационной сферы к дальнейшему получению литературного образования.
Итак, представленные функции учебной деятельности в процессе обучения показывают, для успешного формирования предметных и метапредметных компетенций у старшеклассников необходима организация максимальной речевой направленности обучения.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, логический метод, сопоставление;
2) эмпирические методы: наблюдение, интерпретация.
Теоретическая значимость обусловлена уточнением значимости использования художественного произведения в качестве учебного материала в процессе обучения на уроках литературы в школе.
Практическая значимость состоит в обосновании эффективности выбранных приёмов изучения художественного произведения в процессе обучения на уроках литературы.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Значимость мотива одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова и И.А. Бунина
1.1. Лирический мотив и его специфика
Для поэтического текста характерно двойственное обозначение одной и той же реалии: сосуществование прямого и переносного значения. Это явление объясняется необходимостью создания многоуровневого смысла, придания определённых характеристик художественному образу. Так, при любом анализе стихотворения необходимо учитывать определённые факторы, влияющие на восприятие текста. К таким факторам относят фонетические и ритмические особенности строения текста. Определяя понятие стиха, мы можем говорить о том, что это организация речи, разделённая на интонационно соотносимые отрезки. Именно поэтический ритм позволяет отличить прозаическую речь от поэзии. В поэзии слово связано с музыкальным элементом. Как отмечают Ж. М. Жирмунский, Е. А. Титова ведущим признаком поэзии является ритм [9].
Рифма в стихе находится в тесной связи с синтаксическими конструкциями, логически завершая содержательность стиха, также она закрывает границы стихотворных строк, выполняя тем самым ритменную функцию.
Таким образом, перед поэтом встаёт сложная задача создать синтаксически точный текст, в котором равномерно распределена нагрузка между значимыми и служебными словами, а «также возникает необходимость подобрать такие стихотворные размеры, в которых ритменные границы строк были бы даны сами собой, отмечаясь перекликанием созвучных слов» [19].
Для создания поэтического текста существуют несколько фонетических приёмов, которые можно отнести к основным средствам создания стихотворения. К таким средствам можно отнести:
Аллитерация (от лат. Ad - к, при и littera - буква) – звуковой способ организации речи, который подразумевает звуковые повторы и симметричное повторение однородных согласных звуков [18, с.24]. Грамматически звукоподражания взаимосвязаны с междометиями, однако менее зависимы от интонации [18, с.138].
Звукоподражание в поэзии также тесно связано с таким понятием как звукопись. Выделяются 4 основных приёма создания: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
Еще одно фонетическое явление, характерное для поэтического текста – ассонанс. Ассонанс (франц. assonance от лат. assonо - откликаюсь) – форма звуковой организации речи, относящаяся к звуковым повторам, заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных. [18, с.41]
Ассонанс – это явление частичного совпадения форм, в отличие от консонанса, где существует абсолютное согласование. Например, неполная симметрия элементов орнамента, следующая не метрической, а ритмической схеме. Иначе данное явление можно охарактеризовать как неточную рифму, в которой созвучны некоторые звуки. Как противоположность данному понятию рассматривают диссонанс.
Не менее значимым ритмообразующим композиционным элементом является рифма, которая является звуковым повтором, который, как правило, имеет место в конце двух или нескольких строк (иногда создаются и внутренние рифмы). [18,с.191]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллина, М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке/ М.Г.Габдуллина // Иностранные языки в школе - 2005 г - №4.
2. Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева" /Бунинский сборник (материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина). Орел, 1974. - С. 67-89.
3. Анализ художественного произведения в школе. Сборн. научн. трудов /Ред. кол.: А.М.Докусов и др. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1972. - 248с.
4. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин (к 100-летию со дня рождения). М.: Знани 1970-48с.
5. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии (с1870 по 1917)- М.: Художественная литература, 1967 303с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство,1979.424с.
7. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей //Социально-психологические проблемы чтения. Сборник научных трудов. Вып. 1. М., 1974. - 36с.
8. Беляева Н.В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: теоретические основы и практика: Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1997. - 21с.
9. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. – 2 изд. – М.: Тривола. 2014. – 248 с.
10. Благасова Г.М., Ив.Бунин и М.Горький. (Некоторые проблемы стиля). Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1975. - 19с.
11. Блок А.А. О лирике //Собр. соч. в 6 томах. Т.5. М., 1971. - с. 117144.
12. Блок А.А. Письма о поэзии //Собр. соч. в 6 томах. Т.5. М., 1971. -с. 219-241.
13. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на урокахлитературы //Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей/ Под ред. О.Ю.Богдановой. -М„ 1997.-С. 10-19.
14. Богданова О.Ю., Леонов С.А., В.Ф.Чертов Методика преподавания литературы /Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: Академия, 1999. - 400с.
15. Богданова, О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу/ О.Ю.Богданова - М., 2008.
16. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта. Наука. 2009. – С. 126
17. Бондалетов В.Д. и др. Стилистика русского языка/Под ред. Н.М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1982. – 286 с.
18. Бочаева Н.Г. Мир детства в поэзии И.А.Бунина //Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. (Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А.Бунина). Орел, 1995. - с. 40-42.
19. Бочаров Г.К. За сорок лет . Записки словесника. М.: Просвещение, 1972. - 224с.
20. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы //Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Сборн. научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1978. - С. 6-13.
21. Брыжатая Н.П. Если любишь поймешь //Литература в школе. -1999. №1. - С.92-93.
22. Брюсов В.Я. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. 224с.
23. Брюсов В.Я. Ив.Бунин. Новые стихотворения. Москва. 1902 //Новый путь. 1903. №1. - с.193-194.
24. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: АН СССР, 1963. – 256 с.
25. Волгина Е.В. Основные принципы анализа художественного текста как средство формирования филологической компетентности студентов//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –2010. – № 5. – С. 45-47.
26. Воробьева Г.В. и др. Русский язык в иноязычной аудитории: особенности работы с различными национальными контингентами//Известия Волгоградского государственного технического университета. – № 7. Т. 8, 2010. – С. 56-58
27. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации// Избранные труды.– М.: Языки славянской культуры, 2012. – Т. IV. – 720 с.
28. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В, Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Н.И.Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов - М. "Высшая школа", 2007.- 264-294с.
29. Горчев А. Ю. Объекты и приемы контроля / А.Ю. Горчев // Иностранные языки в школе - 2008. - № 6. - С. 68 - 73.
30. Гуревич, С.А. Организация чтения учащихся старших классов/ С.А. Гуревич - М., 2004.
31. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Автореферат дисс. док. пед. наук. М., 1993. - 32с.
32. Данькова Р.С. Урок на взрослое будущее //Литература в школе. -1999, №1. С.92-93.
33. Демидова, Н.А. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа/ Н.А.Демидова – М., 2007.
34. Дзампаева Т.В. "У каждого из слов душа своя." "Детство" И.А.Бунина. V класс //Литература в школе. 1999, №1. - С. 84-86.
35. Дзампаева Т.В. Образное слово Бунина. 6 класс //Литература в школе. -1996, №2,-С. 89-91.
36. Дзида Н.Н. Понимание и интерпретация художественного текста в современной переводческой парадигме: когнитивный и психолингвистический аспекты // Молодой ученый. 2010. №7. С. 160-163
37. Динесман Т. Г. По страницам ранних поэтических тетрадей Бунина/Литературное наследство. Т. 84, кн.2. -М.: Наука, 1973. с. 121-138.
38. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX века. Л.: Сов. писатель, 1985. - 352с.
39. Долецкая И.И. Первоначальное знакомство с творчеством Л.Н.Толстого в школе //Л.Н.Толстой в школе: Сборник статей М., 1977. - с. 19-25.
40. Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Книга, 1991 - 336с.
41. Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974. - 136с.
42. Жидкова Н.В. Изучение литературы первого периода русского зарубежья в старших классах: Дисс. канд. педагог, наук.1. М„ 1995. 193с.
43. Збарский И.С. Внеклассное чтение произведений Л.Н.Толстого в школе //Л.Н.Толстой в школе: Сбор. ст. М., 1977. - с. 121 - 128.
44. Земскова Д.Д. Советский производственный роман: эволюция и художественные особенности жанра: дисс. …канд.филол.наук. – М., 2016. – 247 с.
45. Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008. – 222 с.
46. Зорькина О.С. О психологическом подходе к изучению текста. Новосибирск, 2013. 211 с.
47. Зырянова, О.Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов/ О.Б. Зырянова // Иностранные языки в школе , 2006- №4
48. Зырянова, О.Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов/ О.Б. Зырянова // Иностранные языки в школе , 2006- №4
49. И. Бабореко А.К. Бунин и Эртель //Русская литература, 1961 № 4 С. 150-151.
50. Иванов Н.Н. Мир, недоступный смерти. О тайном и явном в прозе И.А.Бунина //Литература в школе. 1999, №1. - С. 42-44.
51. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М. Скифы, 1991. - 216с.
52. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс. М.: Новая школа, 1997. - 144с.
53. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М.: Просвещение, 1964. - 164с.
54. Карпов И.П. Повесть И.Бунина "Деревня" //Открытый урок по литературе: Пособие для учителей /Ред. сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. - М.: Московский лицей, 1998. - С. 234-247.
55. Карпов И.П. Чехов и Бунин: автор и герой ("Дама с собачкой" и "Солнечный удар") //Открытый урок по литературе: Пособие для учителей /Ред. сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. - М.: Московский лицей, 1998. - С. 220-233.
56. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. "Серебряный век" русской поэзии: Пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. - 192с.
57. Катаев В.П. Трава забвенья //Алмазный мой венец. М.: Советский писатель, 1981. -528с.
58. Качаева Л.А. Мастер живописания природы //Русская речь, 1980. №5.-С. 10-16.
59. Качурин М.Г. Системность литературного образования в школе (на материале изучения русской классической литературы): Автореферат дисс. докт. пед. наук. Л., 1976. - 40с.
60. Качурин М.Г. Художественная деталь и анализ текста (IV-V классы) //Анализ художественного произведения в школе. Сборник научных трудов. -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1972. С. 80-89.
61. Качурин, М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа/ М.Г. Качурин - М., 2009.
62. Качурин, М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа/ М.Г. Качурин - М., 2009.
63. Келдыш В.А. Творчество Бунина и реалистическое движение предоктябрьского десятилетия. //История всемирной литературы. В 9 т. Т.8 - М.: Наука, 1994. - с. 54-62.
64. Ковалев В.П. Бушшские "рисунки пером". //Русская речь. 1972. №3. - С. 22-29.
65. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. -М.: Изд. МГУ, 1998. 88с.
66. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы: Пособие для учителя. К.: Рад. шк., 1991. - 208с.
67. Кондратьева Л.А. "И ягоды туманно-сини на можжевельнике сухом". Изучение лирики Ивана Бунина. XI класс //Литература в школе. 1999, №1. - С. 78-81.
68. Коровина В.Я. От составителя //Пушкин в школе: Пособие для учителя /Сост. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 1978. С. 3-4.
69. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся в процессе преподавания литературы //Проблемы преподавания литературы в средней школе// Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -М.: Просвещение, 1985. С. 143-157.
70. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим .: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. М.: Просвещение, 1998. - 223с.
71. Короткова М.С. Каждый человек это целый мир. Роман И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева" в XI классе //Литература в школе. - 1995, №1. - С. 80-85.
72. Корст, Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе/ Н.О. Корст - М., 2009.
73. Кошляк А.Б. Категории художественного текста//Стилистика текста: языковые средства экспрессивного текста. – Уфа: БГУ, 1989. – С. 47-54
74. Крутикова Л.В. "Жизнь Арсеньева" итоговая книга И.А.Бунина //Бунинский сборник. - Орел, 1974. - С. 17-34.
75. Кудряшев, Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками. Искусство анализа художественного произведения/ Н.И. Кудряшев - М., 2011.
76. Л.Н.Толстой в школе: Сб. статей /Сост.: Т.Ф.Курдюмова. М.: Просвещение, 1977. - 152с.
77. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся ГХ-Х1 классов в процессе изучения литературы.: Автореферат дисс. докт. пед. наук. М., 1994. -32с.
78. Литература. 9 класс: Учебник хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений /Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.: Дрофа, 1998. - 512с.
79. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. ¬ Л.: Просвещение, 1972. – 217 с.
80. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер. 2015. 320 с.
81. Лявданский Э.К. Действительность и жизнь сознания в прозе Ивана Бунина //Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Межвуз. сборник научных трудов. Л., 1985. - с. 72-81.
82. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А.Бунина "Легкое дыхание") //Русский язык в школе. 1993, №6. - С. 3-12.
83. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953 Посев, 1994. - 432с.
84. Маныкина А.А. К вопросу о поэтике И.Л.Бунина: (материалы для учителя) //Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании. Голубковские чтения /Сост. О.Ю.Богданова. М., 1995.-С. 85-94.
85. Маныкина А.А. Роль лингвостилистического анализа текста в постижении поэтики писателя //Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей/Отв. ред. О.Ю.Богданова. -М, 1997. С. 113-119.
86. Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения //Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа /Под ред.А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974. - С.57-88.
87. Маркович Я.С. Традиционное и новаторское в поэзии И.А.Бунина. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 1973,- 23с.
88. Мащенко С.П. Обучение устной монологической речи иностранных студентов-филологов продвинутого этапа на основе текстов духовно-нравственной тематики различной жанровой принадлежности: на примере китайских учащихся: дисс. …канд.пед.наук. – С-Петербург, 1999. – 363 с.
89. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985.- 208с.
90. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. Статья первая. Иван Алексеевич Бунин //Литература в школе. 1990, №4. - С.32-44.
91. Михайлов О.Н. Путь Бунина-художника //Литературное наследство. Т.84 кн.1. М.: Наука, 1973. - с. 7-59.
92. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М„ 1976. - 224с.
93. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Советский писатель, 1989. - 512с.
94. Никитина Н.В. Работа с текстами художественного стиля как средство осознания учащимися эстетической функции языка: дисс. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2009. – 209 с.
95. Пранцова Г.В. К проблеме интегрирования уроков русского языка и литературы //Проблемы теории и практики изучения русского языка (Межвузовский сбор, научных трудов). Вып. 1. М., Пенза, 1998. - С. 198-204.
96. Проблемы преподавания литературы в средней школе /Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -М.: Просвещение, 1985. 192с.
97. Проблемы теории и практики изучения русского языка: Межвузовский сборн. научн. трудов. Выпуск I. М., Пенза, 1998. - 210с.
98. Рогалева А.А. Лингвистические и культурологические особенности учебных текстов // Научный журнал КГАУ. 2015. № 108. С. 2–12.
99. Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день / Д.Э. Розенталь. – М.: Знание, 1976. – С. 58
100. Русская литература XX века. 11 класс: Практикум для общеобра-зоват. учреждений /Под ред. Ю.И.Лыссого. М.: Мнемозина, 1998. - 527с.
101. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. В.П.Журавлева. В 2ч. М., 1997.
102. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь /Редколл.: П.А.Николаев и др. Т. 1. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 672
103. Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 127-129.
104. Флоренский П.А. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. – М.: Христианская жизнь, 1994. – С. 39
105. Фридлендер, Г.М. Поэтический строй русской лирики / Г.М. Фридлендер. – Л.: Наука, 1973. – С. 11
106. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры//Ярославский педагогический вестник. 2011. – № 2. – С. 76-81
107. Хрипунова И.И. Рецепия художественного текста и проблема распознания аксиологических смыслов при его переводе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №3 (268). С. 135–139.
108. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект//Филология и культура. – № 4 (38), 2014. – С. 229-231
109. Яшина М.Е., Панкратова Е.С. Художественная литература на уроке иностранного языка: современные подходы к обучению индивидуального чтения // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 36. С 322–334.