Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Градационные союзы широко распространены в современном русском языке, состоят из двух частей и указывают на определенное «неравноправие и несимметричность» элементов синтаксической конструкции. Градационные союзы и градационные отношения в русском языке неоднократно становились объектом исследования. Однако до сих пор не сложилось единой терминологической базы при описании языковых средств выражения градационных отношений: градационные союзы, скрепы, фразеологизированные синтаксические конструкции.
Сочинительные конструкции русского языка многократно становились предметом исследований отечественных лингвистов. Однако анализу подвергался главным образом языковой аспект сочинительных союзов и употреблений с ними: их лингвистическая сущность и семантика, системная организация сложносочиненных предложений и их синонимия, специфика однородных членов предложений, связанных союзами, сочинительные союзы в сложном синтаксическом целом. Несмотря на явно активизирующийся в настоящее время интерес лингвистов к тексту, работы, посвященные речевому аспекту сочинительных союзов, то есть особенностям их функционирования в русской речи, немногочисленны.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких ученых-лингвистов, как В. А. Белошапкова, Ю. Н. Караулов, Е. Е. Крючков, П. А. Лекант, Л. Ю. Максимов, А. П. Сковородников, Т. М. Николаева, И. Р. Гальперин, А. М. Пешковский, В. В Виноградов, З. Н. Бакалова, Г. Ф. Гаврилова, И. Н. Кручинина, Ю. А. Левицкий, З. Д. Попова, Л. А. Шестак.В последние десятилетия появился целый ряд работ, посвященных анализу языковых средств выражения градационной семантики. Так в диссертационном исследовании О. Г. Згурской представлена система функционирования синтаксических конструкций с градационными союзами; есть работы, в которых уделяется внимание отдельным градационным союзам. Несомненный интерес представляет исследование О. М. Кузнецовой, рассматривающей синтаксические отношения градационного типа с позиций функционально-семантических полей. Всё это свидетельствует о широком интересе лингвистов к семантике и средствам выражения градационных отношений.
Несмотря на частотность употребления градационных союзов в устной и письменной речи, они до сих пор не были предметом отдельного исследования на материале текстов научного стиля. Выявление и описание функциональных и семантических особенностей важно и в аспекте преподавания русского языка, так градационные союзы являются одной из наиболее сложных тем при изучении русской грамматики и овладении навыками письменной речи.
Объект исследования - градационные союзы в современном русском языке.
Предмет исследования - функциональные и семантические особенности градационных союзов в текстах научного стиля.
Цель исследования - выявить и проанализировать семантические и функциональных особенности градационных союзов в текстах научного стиля.
В связи с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Характеристика градационных конструкций как вида сочинительных синтаксических конструкций.
2. Обзор истории изучения градационных синтаксических конструкций в отечественном языкознании.
3. Разбор применения градационных союзов как одного из средств выражения градационных отношений.
4. Анализ текстообразующих возможностей конструкций с градационными союзами.
5. Анализ основных функций конструкций с градационными союзами в научных текстах.
Для решения поставленных задач применялись следующие традиционные лингвистические методы анализа:
1.Описательно - аналитический метод;
2.Метод структурного и семантического анализа;
3.Метод стилистического анализа;
4.Метод сплошной выборки материала из текстов;
5.Метод сопоставительного анализа.
Гипотеза исследования: градационные союзы представляют собой двухкомпонентные семантически взаимосвязанные образования и выполняют определенную текстообразующую функцию, а именно: входят в состав синтаксических структур, оформляющих итоговые суждения автора.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в сфере изучения градационных союзов рассматриваются особенности их функционирования в текстах современных научного стиля, что даёт возможность выявить и описать круг синтаксических градационных конструкций, характерных для определенного типа текста.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при уточнении статуса градационных союзов, совершенствовании методов изучения и описания синтаксических средств связи современного русского языка, составлении учебных пособий по синтаксису сложного предложения.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы непосредственно в практике преподавания русского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Глава 1. Структурно-семантические и функциональные особенности синтаксических конструкций с градационными союзами
1.1. Градационные конструкции как вид сочинительных синтаксических конструкций
Структурно-семантическая классификация сложных синтаксических конструкций имеет преимущества перед традиционной, функционально-семантической, прежде всего в том, что она опирается на структурные признаки явления, то есть, такие признаки, которые являются предметом рассмотрения в синтаксисе. Кроме того, такая классификация дает наиболее полную и всестороннюю характеристику сложных синтаксических конструкций, поскольку учитывает и к чему присоединяется придаточная часть, и как присоединяется (при помощи каких формально-грамматических средств), и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части. Однако при ясности исходных, общих положений структурно-семантического анализа классификация сложных синтаксических конструкций по такому принципу нуждается еще в конкретизации, в систематизации языкового материала, в выявлении основных структурных типов и их всесторонней характеристике. В настоящее время существует уже несколько вариантов классификаций, построенных по такому принципу. Однако в одних большее внимание уделяется структурным характеристикам, а в других - семантическим. В зависимости от этого общий принцип классификации может быть определен либо как структурно-семантический, либо как семантико-структурный. В данном случае избирается семантико-структурный принцип в описании сложных синтаксических конструкций. Многочленные сложные предложения придают повествованию спокойный, плавный характер, некоторую приподнятость и торжественность (философские размышления героя или автора, описание явлений природы, событий, взаимоотношения между героями и др.).
Связность текста - важнейшая текстовая категория, именно ее наличие повышает статус градационных отношений, делящих высказывание на отдельные элементы, превращая их в текст. В языкознании сложилось твердое убеждение в том, что наряду с грамматической синтагматикой существует и лексическая синтагматика в предложении и тексте, которая обнаруживается в законах межфразовой сочетаемости, в наличии особых внутритекстовых связей.
Усилительно-выделительное значение, градационные отношения между единицами языка может проявляться на разных языковых уровнях.
Несмотря на частотность употребления синтаксических конструкций с градационными союзами в современной лингвистике до сих пор не сложилось единой терминологической базы при описании языковых средств выражения градационных отношений. В настоящее время существуют несколько основных терминов: градационные союзы, скрепы, фразеологизированные синтаксические конструкции.
Градация в словаре лингвистических терминов определяется как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления».
Существует и двойственное понимание градационных отношений. В работах Т.А. Колосовой и О.М. Кузнецовой подчёркивается, что в современном русском языке понятие градации может рассматриваться двояко. С одной стороны, это стилистическое явление, которое заключается в таком расположении частей высказывания, что каждая последующая часть отличается от предыдущей большей либо меньшей степенью насыщенности и выразительности. С другой стороны, градация может рассматриваться как тип синтаксических отношений. Именно такой подход к термину «градация» наиболее распространен в работах, посвященных градационным отношениям в русском языке.
Градация как самостоятельный тип отношений в синтаксисе имеет свои средства выражения - скрепы или функтивы, этот термин объединяет не только союзы и союзные слова, но и любые грамматикализованные средства выражения синтаксических отношений. Мы рассматриваем градацию как такие синтаксические отношения, в которых каждый последующий компонент изменяет значение предыдущего для создания определенного усиления или ослабления значения.
Анализ языкового материала показывает, что большинство слов русского языка могут вступать в градационные отношения разного рода и выражать градуированные значения. Этому способствует прежде всего то, что градуирование осуществляется с помощью разнообразных способов выражения: лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического. Мера оценочных градаций текстового события - важный имплицитный компонент градуального комплекса. Мера субъективных нисходящих и восходящих градаций является отражением в семантической структуре градуальности, а оценочные критерии меры носят преимущественно субъективный характер.
Текст - достаточно сложное логико-структурное образование, поэтому он имеет гибкую систему внутритекстовых связей: известно, что чем ниже уровень языковой системы, тем жестче правила комбинации составляющих ее единиц, и наоборот, чем выше уровень языковой системы, тем более «свободными» являются правила соединения ее единиц.
В предложении сравнительно-градационные отношения мы можем наблюдать в конструкциях, составленных по определенной схеме: сравнительная форма прилагательного + чем.
При компаративном измеряемом: активирующий компонент градации - словоформа с союзом чем занимает позицию восполняющей формы.
Пропозицию компаратива могут занимать местоименные слова типа другой, по-другому, наречие по-другому, при которых градационное отношение уступает место более широкому отношению различия.
В отличие от чисто сравнительного соотношение сравнительного и градационного, антонимического и градационного, синонимического и градационного отношений указывают на сходство, подобие предметов не по их сути, а по их отношению к одному и тому же действию, признаку, событию. Это семантическое и структурное соединение выражает подчинительное отношение, определяя зависимое положение вводимой словоформы, но элемент градации привносит значение соединения и сближает подобную конструкцию с сочинительными элементами (ср.: а равно и, как... так и).
В структуре предложения и текста можно выделить функциональносемантическую категорию градуальности, где значение различной степени проявления признака, процесса, действия выражается различными языковыми средствами, что и представляет общее функционально-семантическое поле градации.
Концепция отражательной семантики и языкового содержания градационных отношений подтверждает мысль о том, что градуальная сема мерительного отношения в каждом конкретном случае использования результатов градации выполняет две функции - отражательную и системнообразующую. Интерпретационный компонент градуальной семантики коррелирует с градуальным значением семантических структур высказываний, имеющих градуальную цель - выражение степени величины признака.
Семантико-прагматические средства связи при градации являются универсальным средством эффективной реализации речевых намерений говорящего в условиях речевой коммуникации.
Одна из сторон понимания прагматической сущности синтаксической системы с точки зрения использования специфических средств связи при отношениях градации, оценивающих соотношение содержания текстового события к действительности, связана с использованием фразеологизиро- ванных градуальных компонентов.
Известно, что средством выражения градуальной семантики выступают синонимические ряды глаголов, осложненные фразеологизмами . Например, это глаголы-синонимы, выражающие значение нравственных, психологических процессов, испытываемых субъектом: бояться, страшиться, ужасаться, пугаться, трусить, робеть, трепетать, дрожать, трястись как заячий хвост; убегать, поджав хвост.
В Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой глаголы бояться, пугаться, ужасаться входят в один синонимический ряд, в котором глагол бояться - нейтральное слово . Данные глаголы объединены общей интегральной семой «испытывать чувство страха, боязни, поддаваться страху». Глагол бояться имеет значение «испытывать чувство страха, боязни». Синонимы пугаться и ужасаться указывают на то, что чувство страха является временным, вызывается неожиданными внешними причинами, причем ужасаться обозначает чувство глубокого страха, ужаса, которое внезапно овладевает человеком. Передача степени интенсивности действия по отношению к норме складывается таким образом: норма (0) - выше нормы (больше, чем). Шкала градации соответствует лексическому значению слов. Фразеологизмы же часто придают семантике градации иные оттенки, например оттенок сравнения - бояться как? бояться как кто?
При отношениях градации в тексте следует учитывать, что фразеологи- зированные градульные компоненты являются прагматически значимыми элементами высказывания. Кроме того, они рассматриваются как элементы, которые эксплицируют определенные фрагменты картины мира говорящего и некоторые свойства языковой личности. Существует традиционное представление о том, что такие компоненты связаны с предложением и не могут быть изъяты без ущерба для смысла высказывания. Усиление внимания к прагматическому аспекту лексических единиц, в состав которых входят градуальные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, - непременное условие адекватного представления их значений в определенном контексте.
Наблюдения над некоторыми прагматическими возможностями отдельных компонентов фразеологизированной градационной конструкции показали, что они имеют под собой семасиологическую основу. Семасиологический подход к изучению фразеологизированных компонентов градации может существенно дополниться представлениями об их роли в высказывании, а выявление системы прагматических функций может способствовать более полному описанию коммуникативного акта. В определенных синтаксических конструкциях - сложносочиненных предложениях с градационными союзами, сложноподчиненных предложениях с придаточными степени и образа действия, а также простых предложениях и некоторых семантикосинтаксических моделях, выражающих градуальную семантику, градационные отношения могут возникать между разными членами предложения или конструкции: между субъектами, предикатами, объектами. Смысл градуального фразеологизированного компонента высказывания актуализируется во взаимодействии с окружающим контекстом и отражает сопоставительные, иерархические отношения в сравниваемых понятиях.
Градуальные оппозиции могут охватывать в лексико-семантической и грамматической системе языка значительный пласт слов и фразеологизированных сочетаний. Они дают возможность более полно и всесторонне передать наши представления о предмете, акте, явлении действительности.
Именно фразеологизированные компоненты градуальных отношений, конкретизирующие семы степени, интенсивности, характера действия, степени качества и способа действия, обладают прагматической характеристикой, зависящей от субъекта речи.
В отличие от предложений однородного состава, где сочинительные союзы выполняют роль семантического дистинктора, в предложениях неоднотипного состава они играют роль фиксатора тех отношений (причинно-следственных, логического несоответствия, ограничения и т. п.), которые уже выражены соотношением вещественного содержания компонентов. Сочинительный союз подчеркивает, актуализирует их. Между тем очевидно, что функции союзов а и но у каждого свои и при этом четко определенные. Союз а в конструкциях однородного и неоднородного состава всегда передает сопоставление, но в предложениях неоднородного состава эти отношения обязательно сопровождаются дополнительными оттенками, за которыми в языке закреплены другие сочинительные союзы - и, функционально связанный с отношениями соединительно-распространительными и соединительно-результативными, или но, выражающий значение логического несоответствия, противопоставления.
Аналогичное явление наблюдаем и в предложениях, где вещественное содержание частей одинаково допускает как союз а, так и союз но, выражающий отношения логического несоответствия содержания сочиненных частей.
Таким образом, присутствие но возлагает ответственность за оценку событий в предикативных частях ССП на адресанта. Союз а отодвигает на второй план субъективное значение обманутого ожидания, вносимого союзом но, и выражает перечень сопоставляемых фактов вне их оценки.
Однако следует отметить, что замена но союзом а возможна только в том случае, когда порядок слов во втором компоненте не препятствует выражению сопоставительного оттенка синтаксических отношений: Учитель сделал замечание ученику, но (а) тот продолжал по-прежнему опаздывать. Стоит изменить порядок слов, сместив во второй части сопоставляемые элементы сочиненных компонентов в неактуализированную линейную позицию, как замена но оказывается невозможной: Учитель сделал замечание ученику, но по-прежнему тот продолжал опаздывать. Все это свидетельствует о том, что потенциальные возможности присутствия того или иного союза (или ряда союзов) зависят от взаимодействия семантики сочетающихся предикативных частей, характера их моделеформ.
Зависимость заменяемости но союзом а от актуализирующей позиции сопоставляемого компонента-лексемы сопровождается как бы расширением семантики денотата сопоставляемого слова, который начинает включать в себя и примыкающее к нему пространство синтаксических отношений, определяя семантическую сетку высказывания, основанную на типах линейного движения слова в пространстве его окружения.
При замене но на а возникают и разные семантические эффекты, связанные с тем, акцентируется ли внимание на «обманутом ожидании» адресанта либо на простом сопоставлении ситуаций, изложенных в первой и второй сочиненных частях при ото- двинутости на второй план семантики противопоставления. Семантика синтаксических отношений - вклад значения союза а в актуализацию того, что так или иначе заложено в содержании предикативных частей.
При возможной замене союза но на союз а последний как бы вбирает в себя и информацию о наличии в предложении элемента сопоставительной семантики, связанной с физическими характеристиками и предназначенностью его компонентов.
Замена союза но на а создает скорее окказиональную, а не узуальную структуру, возникающую лишь в условиях определенного линейного расположения компонентов второй части.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверина М.А. Фразеологизмы-союзы градационной семантики // ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», №7-2, Озёрск, 2013. С. 27-33
2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис: Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высш. шк., 1977
3. Берков В.П. Семантика сравнения и типы её выражения // Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность. СПБ, 1996.
4. Богданов С. И. Форма слова и морфологическая форма. - М.: Просвещение, 1993. - 112 с.
5. Валгина Н. С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Логос, 2001. - 528 с.
6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. Пособие. М.: Агар, 2000. 416с.
7. Варнаева А. Е. Значение и функции союза не только ... но и в современном языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2000. – С.11
8. Вейнрейх У. О семантической структуре языка // Новое в лингвистике. М., 1970. Вып. 5. С. 167
9. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.; Л., 1947. – С.616
10. Гаврилова Г. Ф. Усложненное сложное предложение в русском языке. Ростов н/Д, 1979.- С.166
11. Гаврилова Г. Ф. Функции сочинительных союзов в простом и сложном предложениях // Функции и условия употребления связующих средств в современном русском языке. Тюмень, 1988. - 6-18 с.
12. Галкина-Федорук Е.М., Горшков К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Синтаксис. М., 2010
13. Гальперин И.Р Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2004. -144 с.
14. Горина И.И., Бебихова И.Ю. Проблемные вопросы статуса градационных отношений в современном русском языке // Сборник научных статей по итогам работы Региональной научной конференции с международным участием «Динамика языковых процессов в условиях поликультурного пространства Северного Кавказа»., 2017. - С.146-152
15. Енина Н.А. Экспрессивная окраска конструкций с союзом не то что(бы) а (но).// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. С. 64-68.
16. Згурская О.Г Функционирование синтаксических конструкций с градационными союзами в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПБ, 2000. 20с.
17. Калинина А.А. Утверждение и отрицание при выражении сочинительно-градационных отношений (на материале языка газетных публикаций). Вестник НГУ, Серия: История. Филология. 2011. Том 10, выпуск 6: Журналистика. С. 111-117
18. Клопова Е. С. Способы синтаксической дифференциации членов сочинительного ряда: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1986.
19. Колесникова С.М. Градационные отношения в современном русском языке: дис. канд. филол. наук - М., 1993. - 253с.
20. Колесникова С.М. Новые тенденции в интерпретации градационных союзов // Активные процессы в современной грамматике: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 г. М.; Ярославль, 2008. С. 101-112.
21. Колесникова С.М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010.
22. Колосова Т.А.,Кузнецова О.М. Центр и периферия функционально-семантического поля градации в современном русском языке. / Вестник НГУ Серия: История, филология. Изд.: Новосибирский национальный исследовательский университет. Том14, №9. 2015. С.78-84.
23. Кручинина И. Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. - М., 1988.
24. Кручинина И. Н. Текстообразуюшие функции сочинительной связи // Русский язык: Функционирование грамматических категорий: Текст и контекст. - М., 1984. - 204-210с.
25. Кручинина И.Н. Структура и функция сочинительной связи в русском языке. - М., 1988. - 209с.
26. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Кн.1. Теория: учеб. пособие. М.: Высшая школа. 2006. -319с.
27. Кузнецова О. М. О группе градационных скреп, образованных в результате грамматикализации конструкций с глаголом сказать // Вестник НГУ, Серия: История, филология: 2009. Т. 8. Выпуск 2. С. 78-83.
28. Кузнецова О. М. О типах градационных конструкций // Сибирский филологический журнал. 2010а. № 3. Новосибирск 2010.
29. Кузнецова О.М. Функционально-семантическое поле градации в современном русском языке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск, 2010. 219 с.
30. Левицкий Ю. А. Семантика русских сочинительных союзов // Проблемы структурной лингвистики - 1978. - М., 1981. - 83-91с.
31. Морозкина О. В. Особенности употребления повторяющегося союза и ... и // Функции и условия употребления связующих средств в современном русском языке. Тюмень, 1987. – С.38
32. Новиков Л.А. Синонимия как функция / / Новиков Л.А. Избранные труды. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - Т. 2. - С. 553.
33. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. – С.156
34. Попов Ф.В. Отрицательно-утвердительные союзы в современном русском языке // Русский язык в школе. 1975. № 5. С. 85-89.
35. Попова И.А. Сложносочиненные предложения в современном русском языке // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950
36. Прияткина А.Ф. Союзы в простом предложении. - М., 1977. 120 с.
37. Рогожникова Р. П. Градационные союзы в русском языке // Русский язык в школе, 1971, №3, С. 84-89.
38. Санников В. З. Русские сочинительные конструкции. Семантика. Прагматика. Синтаксис. - М., 2008.
39. Серебряная Ф. И. Градационные союзы в современном русском языке: некоторые наблюдения над структурой построений с составными градационными союзами // Филологические науки. 1969. № 6.
40. Скобликова Е. С. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения: (теорет. курс): учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Филология» / Е. С. Скобликова . 3-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006
41. Словарь синонимов современного русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1981-1984. - Т. 2. - С. 487
42. Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л.: Наука, 1987.
43. Холодов Н. Н. О семантике соединительных отношений и союзе «и» // Рус.яз. в шк. - 1976. - № 3. - 75-82с.
44. Черемисина М. И., Колосова Т. А. Очерки по теории сложного предложения. Новосибирск: Наука, 1987.
45. Ширяев Е. Н. Дифференциация сочинительных и подчинительных союзов на синтаксической основе // Филологические науки. 1980. № 2.