Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная экономическая ситуация в России такова, что без обеспечения эффективности использования финансовых ресурсов невозможно дальнейшее развитие предприятий и экономики страны в целом. Условием этой эффективности является рациональное управление дебиторской и кредиторской задолженностью, позволяющее предприятиям осуществлять текущую деятельность без ущерба для контрагентов и партнеров по бизнесу. Для этого необходима объективная оценка их финансового состояния, платежеспособности и надежности, поскольку от своевременности поступлений средств от покупателей и предоставления безопасного для организации кредита другим хозяйствующим субъектам в счет платежей по их краткосрочным обязательствам зависит поддержание на необходимом уровне финансовой устойчивости организации. Кроме того, правильная организация расчетных отношений в отношении дебиторской и кредиторской задолженности приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной дисциплины. Поэтому повышение эффективности расчетов с различными контрагентами и возникающей при этом расчеты с поставщиками и подрядчиками лежит во главе угла деятельности любой современной организации.
Проблемам расчетов с поставщиками и подрядчиками уделяется значительное внимание в отечественной теоретической и научно-практической литературе. Среди современных ученых, занимающихся различными теоретическими и методическими проблемами управления дебиторской задолженностью, следует отметить М.М. Алексеева, И.Т. Балабанова, В.Г. Зарецкую, П.Н. Рыбалкина, Е.С. Стоянову, В.В. Твердохлебова, Э.А. Уткина, А.Д. Шеремета, Е.В. Шестакову и других.
Востребованность результатов дальнейших исследований в области расчетов с поставщиками и подрядчиками определяется недостаточной степенью раскрытия ряда существенных теоретических и прикладных положений. Не получила необходимого развития в практических разработках различных исследователей проблема комплексного управления движением и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии. Практическая востребованность и недостаточная разработанность ряда вопросов в области расчетов с поставщиками и подрядчиками обусловили актуальность темы исследования, цели, задачи, структуру дипломной работы.
В связи с этим целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО «Альфа ПРОФ», как фактора укрепления их финансового состояния.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
изучить сущность и задачи расчетов с поставщиками и подрядчиками;
ознакомиться с нормативно-правовым регулированием бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
оценить бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
изучить методику анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность учреждения;
проанализировать расчеты с поставщиками и подрядчиками;
разработать мероприятия по совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «АльфаПРОФ».
Объект исследования – система бухгалтерского учета ООО «АльфаПРОФ».
Предмет исследования – порядок обобщения учетных данных и составления бухгалтерских регистров для отражения в бухгалтерском учете состояния расчетов с контрагентами исследуемого предприятия.
В процессе подготовки дипломной работы использовались законодательные акты, нормативная документация и методические материалы, данные бухгалтерской отчётности анализируемого предприятия за три отчетных года.
Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Сущность и задачи расчетов с поставщиками и подрядчиками
Стабильность экономической системы государства опирается на финансовую устойчивость осуществляющих в ней деятельность коммерческих организаций. Финансовая устойчивость каждой организации формируется под влиянием множества факторов – экономической ситуации в стране; конкурентных позиций организации на рынке, умения налаживать деловые коммуникации, в том числе с внешними кредиторами и инвесторами; наличия благонадежных контрагентов-дебиторов; эффективности хозяйственной и финансовой деятельности и т.п.
Все эти факторы делятся в зависимости от места их формирования на внутренние, которые зависят от самой организации, и внешние, оказывающие влияние на деятельность организации независимо от ее результатов. В процессе функционирования каждое предприятие, осуществляя различные операции как внутри, так и за своими пределами, взаимодействует со множеством экономических субъектов. В целях поддержания эффективности основной деятельности предприятия необходимо четкое понимание сущности таких терминов, как поставщики и подрядчики. В научной литературе существует множество взглядов по определению значения данных понятия.
Определение понятий «поставщики» и «подрядчики» различными авторами представлено в приложении А.
Таким образом, можем обобщить перечисленные трактовки в приложении А и дать следующее определение: поставщики- это организации, которые поставляют данной фирме производственные ресурсы и товары, подрядчики- организации, выполняющие для другой организации определенные работы, услуги.
Основными задачами этого учета являются:
• формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные запасы, выполненные работы и оказанные услуги, необходимые для внутренних пользователей финансовой отчетности - менеджеров, учредителей, участников и владельцев имущества организации, а также внешние инвесторы, кредиторы и другие пользователи финансовой отчетности;
• предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организации хозяйственных операций и их осуществимости, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с с утвержденными нормами, стандартами и сметами;
• мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности;
• контроль за соблюдением форм оплаты, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
• своевременная сверка расчетов с должниками и кредиторами с целью устранения просроченной задолженности.
В настоящее время ни одна существующая организация не может обойтись без услуг сторонних организаций. Поставщики предоставляют все необходимое для обычного рабочего процесса: поставляют товары, предоставляют помещения в аренду, обеспечивают электричеством, связью, отоплением и т.п. Предприятия, в свою очередь, постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные ценности и оказанные услуги. Сегодня в условиях неблагоприятного экономического положения возрастает риск неоплаты счетов, что приводит к возникновению дебиторской и кредиторской задолженности. В процессе финансово-хозяйственной деятельности возникновение задолженности неминуемо, но она не должна выходить из рамок возможных значений. Дебиторская и кредиторская задолженность, возникшая в связи с установленной системой расчетов, считается нормальной, если срок погашения ее еще не наступил. В организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками важную функцию выполняют бухгалтерские работники, призванные своевременно и правильно отражать в учете все хозяйственные операции и контролировать их. Исходя из этого, основными задачами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:
- своевременное проведение расчетных операций;
- контроль законности совершаемых хозяйственных операций,
правильное документальное оформление и отражение их в учетных регистрах;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности,
своевременное ее взыскание и погашение;
- регулярная выверка расчетов с кредиторами и дебиторами с целью исключения просроченной задолженности и соблюдения допустимых ее размеров, их оптимального соотношения;
- обеспечение достоверной информацией о состоянии и динамике
дебиторской и кредиторской задолженности, необходимой внутренним и внешним пользователям для принятия управленческих решений.
Т.е. без учета состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, принятое решение не будет полноценным и может быть даже ошибочным. Все расчеты должны быть построены так, чтобы платежи осуществлялись в сжатые сроки, что и предполагает собой соблюдение платежной дисциплины. Таким образом, состояние дебиторской и кредиторской задолженности предприятия постоянно должно быть в центре внимания и бухгалтера и руководителя фирмы. Таким образом, можно сделать вывод, что в сокращении дебиторской задолженности заинтересованы все организации, например, уменьшение ее в торговых операциях улучшает показатели выполнения плана поставок по договорам. Т.е. любая организация должна ставить перед собой задачу максимально возможно сократить объем оборотных средств и более полно использовать их по назначению, не допуская выбывания их из сферы производства. Для достижения поставленной задачи необходимо усиление платежной и договорной дисциплин, преобладание прямых хозяйственных связей между организациями, применение прогрессивных форм расчетов.
Одним из направлений бухгалтерского учета является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Из компании постоянно ведется кредиторская задолженность за приобретенные ими основные средства, сырье и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги.
В задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками входят:
- обеспечение контроля за правильностью исполнения договоров и других документов, регулирующих и регулирующих взаимоотношения между предприятием и поставщиками;
- контроль правильности соблюдения форм расчетов между субъектами рынка;
- правильное отражение операций в первичных документах и реестрах синтетического и аналитического учета для расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- своевременное выполнение расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- обеспечение постоянного и эффективного контроля за состоянием задолженности предприятия перед поставщиками, своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;
- соблюдение допустимых сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимальное соотношение.
К поставщикам и подрядчикам относятся организации, которые поставляют различные товарно-материальные запасы (готовая продукция, товары, сырье), оказывают услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняют различные работы (строительство, ремонт, модернизация). Платежи поставщикам и подрядчикам осуществляются в основном в безналичной форме; В настоящее время они выбирают форму расчетов при заключении договоров. Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье и другие товарно-материальные запасы, а также за потребленные услуги и работу в системе бухгалтерского учета используется независимый синтетический счет «Краткосрочная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками». "используется. Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками по: - полученным товарно-материальным ценностям, принятым выполненным работам и потребленным услугам, доставке и утилизации материальных ценностей, платежным документам, подлежащим оплате через Банк; - материальные ценности, работы и услуги, по которым не получены платежные документы от поставщиков или подрядчиков; - избыток товарно-материальных ценностей, выявленных при приемочной проверке; - полученные услуги по перевозке, в том числе расчеты по недостачам в поисках тарифа (фрахта), а также по всем видам услуг связи и т. д. Счет «Краткосрочная кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками» зачисляется на стоимость Товарно-материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету, работам, услугам в соответствии со счетами учета этих ценностей, работ, услуг в соответствии со счетами учета этих ценностей или счетам учета соответствующих расходов.
Большинство расчетов между предприятиями за счет бюджетных и внебюджетных средств производятся в форме безналичных расчетов.
Безналичные платежи осуществляются посредством безналичных переводов на расчетные, текущие и валютные счета клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, безналичных расчетов взаимных требований через расчетные палаты, а также посредством векселей и чеки на замену наличными.
Для хранения средств и операций по расчетам строительных предприятий с самостоятельным балансом и оборотным капиталом, открывается в банках расчетные счета.
Чтобы открыть текущий счет, строительная компания должна предоставить следующие документы в учреждение Банка по своему выбору:
- заявление на открытие стандартного счета;
- нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации;
- справка налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
- копия письма о присвоении статистических кодов;
- карточка с образцами подписей руководителя, заместителя
руководитель и главный бухгалтер и печать печати предприятия в установленном виде, заверенная нотариально.
Особую значимость учета расчетов с поставщиками и подрядчиками можно обосновать тем, что ни одно предприятие не сможет функционировать в одностороннем порядке. Для успешного осуществления своей деятельности организации необходимы как покупатели и заказчики, так и поставщики, и подрядчики. И.А.Тихолаз в своих работах утверждает: «…расчеты с поставщиками и подрядчиками играют важную роль в системе расчетных операций, а также являются важнейшей составляющей бухгалтерской деятельности, поскольку они влияют на формирование основной части денежных поступлений предприятия». [3]
Проведя анализ мнений ученых- экономистов по поводу ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, можем заключить следующее: грамотность и достоверность ведения учета расчетов с подобными контрагентами играют значимую роль для последующего отражения фактов хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учет в целом. Также важно, чтобы ведение учета не противоречило законам РФ.
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
В Российской Федерации осуществлена система государственного регулирования бухгалтерского учета. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками также должен основываться на нормативно-правовой базе. Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками относится к компетенции Правительства РФ и Министерства Финансов, которые разрабатывают обязательные нормативные документы об организации бухгалтерского и финансового учета, методике и методологии ведения учета и составлении отчетности. Министерство финансов. регламентирует единообразный подход к отражению хозяйственных операций, в том числе возникающих в процессе деятельности, разрабатывают нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам. Таким образом, любые действия главного бухгалтера и других сотрудников, осуществляющих расчеты с поставщиками и подрядчиками, должны опираться на законы, кодексы и др. нормативно-правовые акты, которые регулируют данный участок бухгалтерского учета.
Прежде чем приступить к рассмотрению нормативного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, нужно дать им определение.
Таким образом, поставщиком является юридическое или физическое лицо, которое на основании договора купли-продажи передает право собственности на любое имущество (товары, материалы, основные средства и т.д.) покупателю, который обязуется оплатить его. Подрядчик - это юридическое или физическое лицо, которое обязуется выполнить определенную работу и передать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором.
Ю.И. Батурина отмечает, что расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг. Когда организация приобретает материальные активы, работы или услуги, она имеет расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками[8, с. 74]. Формы погашения этих обязательств состоят в том, что платежи между юридическими и физическими лицами, связанные с осуществлением их предпринимательской деятельности, производятся в безналичной или денежной форме, если иное не предусмотрено законом.
В.Е. Керимов объясняет, что на современном этапе правильная организация расчетных отношений предприятий приводит к улучшению экономических отношений, совершенствованию договорной и расчетной дисциплины, так как выполнение обязательств по поставке товаров, своевременность расчетов, зависит от будущего договорных отношений между сторонами [12, с. 153].
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен основываться на законодательной базе. Таким образом, все действия директора и главного бухгалтера и других лиц, которые осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, должны основываться на кодексах, законах, приказах и других нормативных правовых актах, регулирующих данный сайт бухгалтерского учета. Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 22.10.2017 г. № 315-ФЗ) [1] и Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2017 г. № 512-ФЗ) [1] (далее Гражданский Кодекс РФ).
При расчетах с поставщиками и подрядчиками основными видами договоров являются договоры купли-продажи, поставки, мены, подряда
Рисунок 1. Характеристика видов договоров в соответствии с Гражданским Кодексом РФ
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ [2] (далее Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»). В соответствии с этим законом все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (рисунок 2).
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с последними изменениями и дополнениями от 18.09.2006 г. № 115н) (далее - План счетов) и Инструкция по применению План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с последними изменениями и дополнениями от 08.11. .2010. № 142n) [7].
Рисунок 2. Характеристика первичных учетных документов и регистров в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.11 2006 г. № 154н (с последними изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г. № 186н) (далее ПБУ 3/2006) [3].
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками может вестись как в российских рублях, так и в иностранной валюте. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, переводится в рубли для целей бухгалтерского учета и отчетности. Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженного в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации.
Также в пункте 11 ПБУ 3/2006 говорится, что при учете курсовой разницы, возникающей при погашении дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс на дату исполнения обязательств по платежам отличался от курса в дате принятия этой задолженности к бухгалтерскому учету отражается.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44н [4] (с последними изменениями и дополнениями от 25.11.2010 г. № 132н) (далее ПБУ 5/01).
ПБУ 5/01 напрямую не регулирует учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Но это говорит о том, что запасы учитываются по фактической стоимости. Фактическая стоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, представляет собой сумму фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов, т. е. в фактическую стоимость помимо различных расходов включаются суммы, которые оплачивается поставщику в расчетах (п.6 ПБУ 5/01):
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (с последними изменениями и дополнениями от 24.10.2010 г. № 186н) [5] (далее ПБУ 6/01).
Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за вознаграждение, представляет собой сумму фактических затрат организации на покупку, строительство и производство, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов: Дебет 08 Кредит 60.
7. Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г. (с последними изменениями и дополнениями от 08.11.2010 г. № 142н) [6].
В соответствии с Методическими указаниями «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств» инвентаризация расчетов с поставщиками, кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, которые зарегистрированы на счетах.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в организации можно представить в виде последовательности этапов (рис. 3).
Таким образом, управление дебиторской и кредиторской задолженностью в современных условиях играет важную роль в эффективном использовании собственных и привлеченных средств организации, в оздоровлении ее финансового
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2014. – 312 с.
2) Бакаев А.С. Нормативная база бухгалтерского учета. – М., Логос, 2014. – 153 с.
3) Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: учебник.– Ростов.: Феникс, 2015. – 334с.
4) Богаченко В.А., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник .– Изд. 19-е, стер. – Ростов: Феникс, 2015.– 510с.
5) Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / коллектив авторов, под общ. ред. О.Е. Качковой. –2-е изд.стер. – М.КНОРУС, 2014.– 588с.
6) Володина А.А. Управление финансами. Финансы предприятия: учебник. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. –364 с.
7) Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учет: краткий курс лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. – 137 с.
8) Заббарова О. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации : учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2017. – 201 с.
9) Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 504 с.
10) Крюков А. В. Бухгалтерский учет с нуля: учебник. – М.: Эксмо, 2014. – 368 с.
11) Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 496 с.
12) Мицек C.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. –244 с.
14) Санин К.В., Санин М.К. Бухгалтерский учет: учебное пособие.– СПб.: Питер, 2015.– 141с.
15) Соколов Я.В. Принципы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет. – М.: Логос, 2014. – 304 с.
16) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014г). URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.10.2018)
17) Фокина О.Н., Горбулин В.Д. Особенности Бухгалтерского и налогового учета: учебник. – М.: РОСБУХ, 2017. – 160 с.
18) Щербаков В.А., Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие .– 3-е изд., стер.– М.: КНОРУС, 2014. –272 с.
19) Барышев С.Б. Учетно-аналитическая система показателей предприятия // Бухгалтерский учет. – 2017. – №10. – С. 19-22.
20) Федорцова Е.А. На что бухгалтеру обратить внимание в договоре купли-продажи // Главная книга. – 2011. – №22. – С. 14-15.
21) Верещагин С.А. Инвентаризация материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. – 2015. - №3. – С. 9-11.
22) Разгуляев В.В. Взаимодействие маркетинга, закупок и логистики // Консультант. – 2014. - №13. – С. 23-25.
23) Антаненкова Е.Н. Внутренний контроль в организации // Консультант. – 2014. - №9. – С. 16-18.
24) Козырева Л.А. Отчетность за 2014 год: на что обратить внимание? // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. - №3. – С.25-27.
25) Разумова И.С. Обещанного три года ждут // Расчет. – 2015. - №8. – С.19-20.
26) Пфеффер А. Дебиторская и кредиторская задолженность // Российский бухгалтер. - 2014. - № 8. – С.24-26.
27) Петров А.М. Прогрессивные методы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 180 с.
28) Савицкая В.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Москва: Банки и биржи, 2010. – 703 с.
29) Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 402 с.
30) Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юристъ, 2010. – 211 с.
31) Свободина М.В. Дебиторская задолженность и ее анализ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. – №4. – С. 42–45.
32) Сметанко, А.В. Прикладные аспекты внутреннего аудита расче-тов с покупателями и заказчиками в условиях неопределенности и рисков [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 17. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
33) Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие. – Москва: Юрист, 2016. – 338 с.