Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях всеобщего перехода к использованию интеллектуального труда в производстве человек становится основной движущей силой в достижении успеха в деятельности предприятия. Человеческие ресурсы (персонал) - это важнейший ресурс предпринимательской деятельности в целом и предприятия в частности.
Своевременная оценка, развитие и управление кадровым потенциалом позволяет расширить возможности организации, вывести ее на новый конкурентный уровень и обеспечить устойчивое развитие предприятия.
Современное управление кадровым потенциалом включает большой ряд функций: формирование системы управления персоналом, кадровое планирование, мотивация, стимулирование, развитие персонала; социализация и гуманизация труда и другие.
В сегодняшней концепции управления человеческими ресурсами понятие «человеческие ресурсы» рассматриваются с точки зрения того, что человек представляет собой не возобновляемый ресурс в единстве трех качеств: трудовые функции, социально-трудовые отношения, состояние работника, а понятие «потенциал человеческих ресурсов» рассматривается как возможности сотрудников предприятия для решения стоящих перед ними задач или достижения имеющихся целей.
При этом в современных условиях развития производства получить большие преимущества только за счет достижений науки, техники и технологии невозможно, что заставляет обратить внимание на необходимость постоянно развивать и использовать более мощный человеческий потенциал. Как показывают исследования зарубежных ученых, увеличение расходов на профессиональное обучение персонала на 10% дает прирост производительности труда 8,5%, а такое же увеличение капиталовложений увеличивает прирост производительности труда только на 3,8% [4].
Потенциал является управляемой характеристикой человеческих ресурсов, что открывает широкие возможности для достижения предприятиями и организациями самых амбициозных целей и решения самых сложных задач.
Помимо этого потенциал человеческих ресурсов является измеримым показателем, что значительно повышает его привлекательность и удобство применения в качестве критерия эффективности управления человеческими ресурсами предприятий и организаций.
Повышение эффективности использования потенциала человеческих ресурсов связано с управлением формальными и неформальными группами работников предприятия. В этой связи актуальность также приобретают методы анализа данного показателя и поиск путей его повышения.
Все вышеизложенное объясняет выбор темы для написания выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы – разработка программы мероприятий по управлению потенциалом человеческих ресурсов предприятия.
В соответствии с поставленной целью в процессе написания работы необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и характеристики человеческих ресурсов предприятия;
- изучить понятие потенциала человеческих ресурсов, его составляющие, а также методы его исследования;
- провести оценку имеющихся человеческих ресурсов на примере агентства недвижимости «Этажи» (г. Норильск);
- исследовать потенциал человеческих ресурсов агентства недвижимости «Этажи»;
- определить направления совершенствования системы управления человеческими ресурсами исследуемого предприятия;
- предложить программу мероприятий по совершенствованию управления потенциалом человеческих ресурсов агентства недвижимости «Этажи» с дальнейшей прогнозной оценкой их эффективности.
Объектом исследования является потенциал человеческих ресурсов предприятия.
Предметом исследования является совокупность приемов анализа и совершенствования потенциала человеческих ресурсов предприятия.
Базой для проведения послужило агентство недвижимости «Этажи» (филиал в г. Норильск).
Теоретической базой для написания работы послужили труды классиков и основателей менеджмента, среди которых Ф. Тейлор, А. Файоль, Р. Шелтон; представителей школы управления человеческими ресурсами – Э. Мейо, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга; отечественных ученых в области управления персоналом – Иванова О.И., Бадьина А. В.Кибанова А.Я., Корнева И.К., Кязимова К.Г., Литвинова И.Л., Мироседи С.А., Тамберга В.В., Щедрина А.В. и др. авторов; а также материалы периодической печати и результаты авторских исследований.
Основными методами исследования в настоящей работе являются:
- анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
- методы системного и сравнительного анализа, а также методы сбора информации (анализ управленческой отчетности предприятия; математические и статистические методы).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1 Теоретические основания управления потенциалом человеческих ресурсов предприятия
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов предприятия
В современных условиях важнейшим направлением успешной работы системы управления организациями является управление человеческими ресурсами и повышение уровня компетентности работников организации.
Следует заметить, что трактовка персонала предприятия как ресурса, который можно развивать с целью повышения эффективности его работы по аналогии с процедурой обновления и модернизации основных средств предприятия, возникло в России после начала рыночных преобразований. Новые экономические условия хозяйствования предприятий, появившаяся и неведомая до этого момента конкуренция заставили руководителей предприятий искать инструменты повышения эффективности деятельности и уровня конкурентоспособности фирм не только путем использования финансовых средств и технологических приемов, но и путем развития персонала.
Далее рассмотрим наиболее важные понятия, относящиеся к развитию персонала.
Понятие «человеческие ресурсы» связано с развитием теории менеджмента и означает важность развития способностей работников предприятия для повышения эффективности деятельности предприятия в текущий период и в перспективе.
Тесно связано с понятием «человеческие ресурсы» понятие «трудовой потенциал» – экономически активное население, которое включает в себя «человеческие ресурсы» – население, которое может трудиться (занятые и безработные), и «рабочую силу» – способность человека к труду, совокупность духовных и физических сил, благодаря которым могут быть произведены потребительные стоимости.
Понятие «человеческие ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. В масштабах предприятия человеческие ресурсы – это все его работники, в том числе производственный и управленческий персонал [8, C. 12].
Очень часто вместо термина «человеческие ресурсы» используется термин «персонал предприятия».
Концепция управления персоналом широко распространилась в 50-60-е годы прошлого столетия, т.е. предшествовала концепции управления человеческими ресурсами, когда человек рассматривался не как субъект, а управление работниками осуществлялось только через административные механизмы.
Также отметим, что понятие «персонал» (от лат. personalis – личный) является более узким понятием по сравнению с понятием «человеческих ресурсов», которое подразумевает весь личный состав организаций (всех наемных работников предприятия, состоящих в договорных отношениях с предприятием, а также работающих собственников и совладельцев).
«Управление персоналом» – это вид деятельности по руководству людьми для достижения корпоративных целей предприятия (лояльность клиентов, экономия затрат и прибыльность) путем использования их труда, опыта, таланта с учетом удовлетворенности ими своего труда.
В последнее десятилетие двадцатого века осознанной необходимостью стал пересмотр существовавшей концепции «управления персоналом», когда в рабочей среде организации преобладали строгие процедуры взаимодействия между сотрудниками, а противоречивые отношения между работодателями и работниками были заменены на атмосферу сотрудничества, имеющую следующие особенности:
- сотрудничество в рамках небольших рабочих групп;
- ориентация на удовлетворение потребителей;
- значительное внимание целям бизнеса и вовлечения персонала для достижения этих целей;
- расслоение организационных иерархических структур и делегирование ответственности лидерам рабочих групп.
Развитие концепции управления человеческими ресурсами в 80-90-е гг. ХХ века привело к понятию, что человек – не субъект и должность, а не возобновляемый самовосполняемый ресурс в единстве трех важных качеств: трудовые функции, социально-трудовые отношения, состояние работника. При этом, человеческие ресурсы как один из видов производственных ресурсов имеют свои определенные особенности, которые вызывают дополнительные затраты по их использованию в производственном процессе, например, отказаться от условий труда, повысить свою квалификацию.
В этот же период появилось понятие «стратегическое управление» организацией (регионом, отраслью), которое опирается на человеческие ресурсы, ориентирует деятельность организаций на запросы работников и потребителей, осуществляет генерирование и внедрение инноваций, а подразделения управления персоналом во многих зарубежных странах и Российской Федерации стали преобразовываться в подразделения управления человеческими ресурсами где наряду с традиционными функциями – прием, отбор, профессиональное обучение, оценка персонала и др., стали выполняться функции по «стратегическому управлению человеческими ресурсами» – формирование корпоративной кадровой политики, разработке программ обучения и развития персонала, планированию дополнительной потребности в человеческих ресурсах.
Таким образом, сформировалось основное отличие концепции «управления человеческими ресурсами» от концепции «управления персоналом» – ресурсный подход к человеку и применение к нему принципов стратегического развития.
В таблице 1.1.1 приведены основные отличия понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».
Таблица 1.1.1 – Основные отличительные особенности понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами»
Практика большинства отечественных предприятий доказывает, что разница между работой специалистов по «персоналу» и «человеческим ресурсам» особенно не видна. Независимо от названия такого подразделения в его функции, как правило, входят такие традиционные функции, как прием, отбор, профессиональное обучение, оценка персонала и др., так и функции, связанные со стратегическим управлением и развитием человеческих ресурсов.
На сегодняшний день различными школами управления сформированы следующие группы теорий управления человеческими ресурсами (персоналом): классическая; человеческих отношений; человеческих ресурсов.
Представители классических теорий – Ф.Тейлор, Л.Гилберт , А.Файоль, Г.Эмерсон, М.Вебер, Г.Форд, А.К.Гастев, П.М.Керженцев и другие утверждали, что:
– работа людей не приносит особого удовлетворения; цели бизнеса для них менее важны, чем их заработок; работники не очень хотят заниматься работой, требующей творчества, инициативы, независимости;
– главной задачей менеджеров является строгий контроль и надзор за подчиненными; руководитель должен разбить задачи на легко усваиваемые и простые, разработать простые трудовые процедуры;
– строгий контроль и достаточно упрощенные задачи для работников позволят соблюдать установленные производственные стандарты.
Представители теорий человеческих отношений – Э. Майо, Р. Ликарт, Р. Блейк и другие отмечали, что:
– для людей необходимость быть полезным и значимым важнее денег;
– главная задача руководителя, чтобы каждый подчиненный чувствовал себя полезным и необходимым; он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов;
– обмен информацией с подчиненными улучшает процесс взаимодействия, а удовлетворение потребностей снижает сопротивление при решении различных производственных задач.
Авторы теорий человеческих ресурсов – А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. подчеркивали, что:
– работа для большинства людей приносит удовлетворение и они стремятся внести свой вклад, используя личный самоконтроль, в реализацию целей, в развитии которых они участвуют сами;
– главная задача менеджера – оптимальное использование человеческих ресурсов, создание среды, позволяющей максимально использовать способности и возможности персонала;
– расширение влияния, самостоятельности и самоконтроля подчиненных повышает удовлетворенность работой и влечет за собой прямое повышение эффективности производства;
– существуют возможности изменения бюрократических форм организаций с учетом как потребности, так и возможности человека.
Более современные авторы – Т. Петерс и Р. Уотерман, разработали в дальнейшем следующие принципы взаимодействия людей в организации: приверженность действиям; близость к потребителю; автономия и предпринимательство; производительность; ценностная ориентация; развитие организации («от кирпича к кирпичу») на основе знания ее сильных сторон и рыночной ниши; единство свободы и дисциплины.
Современный комплексный подход к управлению человеческими ресурсами предприятия предполагает учет совокупности и взаимосвязи организационно-экономических, социально-психологических, правовых, технических, педагогических и других аспектов при определяющей роли социально–экономических факторов.
1.2. Понятие потенциала человеческих ресурсов и его составляющие. Зарубежный опыт управления потенциалом человеческих ресурсов предприятия
Потенциал человеческих ресурсов представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, применяющихся для удовлетворения различных нужд человека и общества.
Во всем мире в условиях развития научно-технического прогресса социальные и экономические преобразования ведут к ускоряющемуся, глобальному процессу человеческого развития, когда возрастают качественные характеристики потенциала людей – здоровье, нравственность, общее и профессиональное образование, компетентность, креативность, трудовая, социальная, общественная и политическая активность. С учетом этих тенденций экспертами ООН в конце 80-х гг. прошлого столетия была предложена концепция развития человеческого потенциала, рассматривающая человека как цель и критерий общественного прогресса, а развитие его потенциала связывается с расширением спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора для каждого человека.
В настоящее время целью управления человеческими ресурсами является развитие у людей способности реализовывать свой потенциал, проживая долгую, здоровую, плодотворную и творческую жизнь, приобретая новые знания, навыки, умения, профессиональные и общекультурные компетенции, получая доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни.
К основным составляющим элементам потенциала человеческих ресурсов предприятия можно отнести квалификационную, психофизиологическую и социально-личностную составляющие.
Квалификационная составляющая включает в себя знания, умения, навыки; профессиональную компетентность; организаторские способности каждого члена коллектива. Совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате обучения или опыта работы необходимо систематически повышать для поддержания и повышения кадрового потенциала предприятия. Затраты на образование персонала предприятия являются наиболее весомыми в общих затратах, направленных на поддержание и повышение уровня потенциала человеческих ресурсов.
Психофизиологическая составляющая включает такие индивидуальные способности и склонности человека как состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы, темперамент и т.п., которые предопределенные от рождения.
Социально-личностная составляющая включает уровень гражданского сознания и социальной зрелости; степень усвоения работником норм отношения к труду; ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда; характер человека; творческие способности и характеризует способность человека к самопреобразованию и саморазвитию.
Потенциал личности в социально-личностной составляющей включает в себя следующие основные элементы:
– коммуникативный (способность к сотрудничеству и взаимодействию);
– творческий (творческие способности);
– идейно-мировозренческий и нравственный (ценностно-мотивационные свойства).
При этом, как показывает практика, человеческий потенциал личности только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения, а в большей части формируется и развивается в процессе социализации личности.
На качество кадрового потенциала влияют внутренние и внешние факторы:
– внешние – это условия жизни и ее качество среди населения региона (средний уровень дохода и прожиточный минимум, доступ к медицинским услугам, качество и возможности образования, динамика трудовой миграции, наличие необходимых квалифицированных рабочих мест, социальное обеспечение и поддержка культурного развития населения;
– внутренние – это отношение людей к сохранению и укреплению здоровья, доходов, качество планирования бюджета образования, объем инвестиций в развитие человеческих ресурсов, отношение к дополнительному образованию, инициатива в приобретении дополнительных знаний и навыков, отношение к карьере и желанию профессионального роста и развития, наличия и формирования культурных ценностей среди членов общества, материальной поддержки детей в процессе становления их профессиональной карьеры и т. д.
Желание и способность работать, активность и предприимчивость в работе, способность творчески подходить к работе, являются показателями возможности развития трудового потенциала такого работника.
Потенциал работника на рабочем месте может изменяться под влиянием накопленного производственного опыта, навыков, полученных в результате работы, улучшения своего образования и навыков.
К сожалению, из-за старения организма человека теряет свою эффективность, что приводит к снижению производительности труда и потере потенциала.
Количественные и качественные характеристики потенциала человеческих ресурсов предприятия постоянно меняются под воздействием не только объективных факторов, но и управленческих решений (таблица 1.2.1).
Таблица 1.2.1 – Характеристики потенциала человеческих ресурсов предприятия
Развитие кадрового потенциала происходит только в системе непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, совершенствовании организационных структур и стиля управления; повышение человеческого трудового потенциала возможно путем продвижения по службе наиболее успешных сотрудников внутри организации, использованием системы вознаграждения персонала, позволяющей удерживать сотрудников с высоким уровнем знаний и умений, необходимых компании; использованием политики отбора претендентов для работы, учитывая значительные склонности отдельных работников к повышению квалификации.
Способность решать более сложные задачи работниками организации напрямую зависит от потенциала человеческих ресурсов предприятия, а также от потенциала привлеченной наемной рабочей силы. Без развития и четкого управления потенциалом человеческих ресурсов невозможно осваивать новые техники и увеличивать производительность труда, снижать затраты и развивать бизнес в соответствии с текущими и перспективными задачами развития
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2002г.) (ред. от 22.11.2011г., с изм. от 15.12.2011г.) // «Собрание законодательства РФ». – 07.01.2002. – № 1 (ч.1). – Ст.3. «Российская газета». – 2001. – №256. – 31 декабря.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 15.03.2019)
3. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224c.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 239c.
5. Беспалова, О.В. Методологический подход к кадровому потенциалу предприятия / О.В. Беспалова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №1 (4). – С. 69-72.
6. Верховцев, А.В. Аттестация работников организации./ А.В. Верховцев. – И.: Инфра-М, 2013. – 31 c.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 5-е изд. стереотипн. – М.: Магистр: ИНФРА М, 2014. – 576 с.
8. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. – М.: Дашков и К, 2016. – 392 c.
9. Добровинский, А. П. Управление персоналом в организации: учеб. пособие / А. П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2011. – 416 с.
10. Ермолина, Л. В. Экономическое содержание категории «эффективность». Понятие стратегической эффективности / Л. В. Ермолина // Основы экономики, управления и права. – 2013. – № 2 (8). – С. 98-102.
11. Кафидов, В.В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2013. – 208 c.
12. Командообразование как способ идеального управления персоналом // Коммерческий директор. – 2016. – №1. – С. 52-56.
13. Кондаурова, А. А. Методы оценки кадрового потенциала / А. А. Кандаурова // Сборник научных трудов XI Международной научно- практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – С. 199-201.
14. Кохановская И.И., Зиновьев А.Л. Кадровый потенциал предпринимательской деятельности // Кадры предприятия. – 2014. – №5 – С. 42-45.
15. Кречетников, К.Г. Поддержание и развитие кадрового потенциала организации как функция менеджера по персоналу / К.Г. Кречетников, К.Е. Комолова. // Государственное и муниципальное управление: теория, методология, практика. – 2013. – № 10. – С. 139-144.
16. Кречетников, К.Г., Смолякова Ю.А. Управление кадровым потенциалом в интересах развития организации / К.Г. Кречетников, Ю.А. Смолякова. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 8. – С. 147-152.
17. Кузьмин, М.А. Методические подходы к оценке кадрового потенциала: общий обзор / М. А. Кузьмин // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 251-255.
18. Кязимов, К.Г. На смену концепции управления человеческими ресурсами – концепция управления человеческим потенциалом. / К.Г. Кязимов. // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. –№ 7(4) – С. 1348-1356.
19. Никитенкова, О. В. Комплексный подход к оценке кадрового потенциала организации посредством внедрения универсальной системы показателей / О.В. Никитенкова // Творческое наследие А. С. Посникова и современность. – 2016. – № 9. – С. 86-92.
20. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори – М.: Вильямс ИД, 2007. – 672с.
21. Петрусенко, М.В. Эффективность труда как комплексный показатель характеризующий уровень использования рабочей силы / М.В. Петрусенко // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10 (17). – Часть 3. – С. 65-66.
22. Совершенствование системы управления персоналом // Директор по персоналу . – 2017 – №5. – С. 47-52.
23. Стукало, М.Г. Зарубежный опыт организации работы с кадровым резервом на государственной (публичной) службе / М.Г. Стукало. // Молодой ученый. – 2017. – №51. – С. 247-249.
24. Тебекин, А.В. Управление персоналом: учебник. / А.В. Тебекин. – М.: КНОРУС – 2009. – 624 с.
25. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: Маркетинг, 2015 . – 892с.
26. Фисакова, О.С. Управление кадровым потенциалом в современных компаниях / О.С. Фисакова, Р.М. Тлупов. // Синергия наук. – 2017. № 10. – С. 295-300.
27. Шлендер, П.Э. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Шлендер П.Э. и др.; под. ред.проф. П.Э. Шлендера. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 320 с.
28. Александрова, В. Оценка персонала: роскошь или необходимость? / В. Александрова. [Электронный ресурс] / URL: http://www.classs.ru/digest/management/management74/ (дата обращения 15.03.2019).
29. Анализ кадрового аспекта внутренней среды и кадрового потенциала организации [Электронный ресурс]. URL: http://strategupr.ru/shpargalka-strategicheskij-menedzhment/310-analiz-kadrovogo-aspekta-vnutrennej-sredy-i-kadrovogo.html (дата обращения: 17.03.2019)
30. Каданцева М.С. Методические подходы к оценке кадрового потенциала предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84254 (дата обращения: 17.03.2019)
31. Методы оценки кадрового потенциала предприятия С. А. Мироседи, А. В.Щедрина. Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета [Электронный ресурс]. URL: www.volpi.ru (дата обращения: 17.03.2019)
32. Управление талантами (talent management) [Электронный ресурс]. URL: https://goo-gl.ru/4YzC (Дата обращения 16.03.2019)
33. Официальный сайт интегратора SAP Success Factors с России ABC Consulting – http://abcconsulting.ru/
34. Официальный сайт агентства недвижимости «Этажи» г. Норильск (ООО «Сфера») – https://norilsk.etagi.com/
35. Положение об аттестации ООО «Сфера»