Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рынка все без исключения компании ставят основной целью максимизацию прибыли, как одного из основных источников финансовых ресурсов, необходимых для развития компании.
Принципы функционирования финансов едины для всех видов и форм предпринимательских структур. Однако, организация финансов хозяйствующих субъектов происходит по-разному и зависит от структуры источников финансовых ресурсов, от порядка распределения и использования полученной прибыли, от порядка взаиморасчётов с бюджетом. Эти различия связаны не только с размером компании и ее видом деятельности, но и с формой собственности.
Одним из основных финансовых ресурсов предприятий, независимо от размера, деятельности и организационно-правовой формы является прибыль – конечный финансовый результат деятельности. Управление финансовыми результатами является одной из основных частей финансового механизма компании. Финансовый механизм управления играет важную роль в деятельности коммерческих организаций, особенно в условиях рыночных отношений, поскольку проблемы финансового обеспечения данные организации решают самостоятельно.
Прибыль, как конечный финансовый результат, является показателем, отражающим эффективность производственного процесса в компании, качество и объем произведенной продукции, ее себестоимости, а также производительности труда персонала. Кроме того, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на расширение производства, а также дальнейшее повышение финансовых результатов.
При этом важным этапом управления финансовыми результатами деятельности предприятия является их учет и своевременный анализ.
Проблематика анализа финансовых результатов и использования прибыли хозяйствующих субъектов нашла отражение в трудах Т.И. Агафоновой, О. В. Ефимовой, Г. В. Савицкой, А.Д. Шеремета и многих других исследователей.
Однако, до настоящего времени не сложилось единого мнению по методическому инструментарию анализа и оценки финансовых результатов. Кроме того, не вызывает сомнения практическая значимость данных вопросов. Все вышеизложенное обусловило значительную актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Исходя из темы, целью работы является разработка рекомендаций по повышению финансовых результатов деятельности предприятия.
Поставленная цель исследования привела к необходимости решения следующих задач:
1. Рассмотрение сущности финансовых результатов и принципов их формирования.
2. Изучение методики анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
3. Исследование информационной базы анализа финансовых результатов.
4. Комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
5. Проведение факторного анализа и оценки эффективности использования финансовых результатов деятельности предприятия.
Объект исследования – ПАО «Тантал» – производитель и поставщик высокотехнологичной продукции.
Предмет исследования – финансовые результаты деятельности ПАО «Тантал».
Теоретическая основа исследования базируется на научных трудах специалистов в области анализа финансовых результатов деятельности предприятяи, методологии анализа и оценки, а также резервов повышения финансовых результатов.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах исследования, методах финансово-экономического анализа.
Информационная основа исследования базируется на финансовой отчетности и других внутренних документах ПАО «Тантал».
Логика работы обусловила ее структуру, которая включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность финансовых результатов и принципы их формирования
Для всех организаций, действующих на территории Российской Федерации, целью создания и эффективного функционирования является получение конечного финансового результата – прибыли.
Таким образом, исходя из практики, финансовый результат представляет собой такое соотношение доходов и расходов предприятия, разница между которыми составляет прибыль.
При этом необходимо отметить, что категория «финансовый результат» содержит в себе множество понятий. Так, если рассматривать сущность термина «финансовый результат» с точки зрения бухгалтерского учета, то можно выделить следующие трактовки данного понятия:
1. Финансовый результат – результат от коммерческой и производственной деятельности в виде выручки от реализации, а также конечный результат, который представляет собой чистую прибыль или убыток.
2. Финансовый результат – величина разницы между всеми понесенными предприятием доходами и расходами.
3. Чистый финансовый результат – это результат, который уменьшен на величину налога на прибыль, а также другие вычеты, которые изымаются из прибыли предприятия в пользу бюджета.
Необходимо отметить, что в настоящее время в экономической литературе, а также литературе по теории бухгалтерского учета существует большое количество определений понятия «финансовый результат», при этом каждый автор имеет собственный взгляд на трактовку данного понятия.
Рассмотрим ниже некоторые определения термина «финансовый результат» в соответствие с исследованиями отечественных и зарубежных ученых.
Так, по мнению А.В. Головачев под «финансовым результатом» следует понимать «итоги хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также его подразделений, выраженный в виде финансовых показателей» .
В своем исследовании Л.Г.Валишевская отмечает, что, «финансовый результат представляет собой итог финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, который формируется в денежной форме. Финансовые результат определяется показателем чистой прибыли и убытка, который отражает в обобщенном виде результат функционирования предприятия и эффективность произведенных им затрат» .
А.Д. Шеремет характеризует «финансовый результат» «величиной полученной прибыли или убытка» . В своей работе Е.А. Кыштымова полагают, что «финансовый результат представляет собой прирост либо уменьшение капитала предприятия, который был вызван его предпринимательской и иной деятельностью» .
По мнению, Г.И. Лазаревой «величина финансового результата равна разнице между соответствующими видами доходов и расходов от основных, а также прочих видов деятельности» .
Исследователь Т.И. Агафонова предполагает, что «финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия отражает прибыль как экономическая категория, которая выражается в изменении собственного капитала предприятия за отчетный период» .
Одним из важнейших объектов бухгалтерского учета, по мнению Б.П. Рукина, является «финансовый результат, который определяет успешность функционирования предприятия, его позицию на рынке, а также его капитализацию и другие аспекты деятельности, которые интересуют пользователей бухгалтерской отчетности» .
Анализ литературы показал, что наиболее полную по содержанию трактовку понятия «финансовый результат» дает Е.Д. Шалимова, определяя «финансовый результат» как «итог отношений между хозяйствующими субъектами, обусловленных их взаиморасчетами, движением денежных средств, денежным обращением, а также использованием денег за определенный период времени, который выражен в форме прироста капитала предприятия» .
Можно увидеть, что существует большое количество авторских определений понятия финансовый результат, который так или иначе сводится в тому, что это прибыль или убыток, которые организация получает за отчетный период.
На основе проведенного анализа литературы по интерпретации термина «финансовый результат» можно сделать вывод об основных принципах его формирования:
во-первых, финансовый результат представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия;
во-вторых, финансовый результат выражается через прибыль или убыток, полученный предприятием за отчетный период;
в-третьих, финансовый результат характеризует изменение величины собственного капитала предприятия за счет изменения величины чистой прибыли (убытка).
Понятие финансового результата тесным образом связано с категорией прибыли – главным показателем эффективности деятельности предприятия.
В результате исследования установлено, что проблема экономического содержания, функций и значения прибыли находится в поле зрения многих экономистов, исследование которых показало, что в общем смысле прибыль представляет собой обобщающий информационный показатель, который синтезирует результаты деятельности предприятия и выступает источником его развития.
Модель формирования чистой прибыли предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель формирования чистой прибыли предприятия
В современных условиях хозяйствующие субъекты имеют право самостоятельно фопмировать политику распределения и использования чистой прибыли, при этом никакие органы и учреждения, в том числе государственные, невправе вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.
Приоритетные направления распределения прибыли определяются исходя из условий функционирования хозяйствующего субъекта. Данные направления должны формироваться в соответствие с разработанной и утвержденной учредителями предприятия политикой распределения прибыли. Кроме того, направления использования прибыли должны предусматривать комплексную систему развития предприятия, потребность в необходимых инвестиционных ресурсах, обеспечивать удовлетворение финансовых интересов учредителей и персонала предприятия, а также обеспечивать рост стоимости предприятия.
Основная цель стратегии распределения и использования прибыли предприятия основана на оптимизации пропорций направления прибыли на расходование и на капитализацию . При этом, исходя из основной цели политики распределения прибыли, выделяют три основные задачи (см. рисунок 3).
Рисунок 2 – Основные задачи политика распределения прибыли
Политика эффективного распределения прибыли предприятия должна быть основана на следующих принципах :
– первоочередное исполнение обязательств перед государством, при этом на законодательном уровне установлена очередность платежей в бюджет: сначала уплате подлежат косвенные налоги (НДС и акцизы), во вторую очередь – имущественные налоги (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и т.д.), а также пошлины, на последнем этапе уплачиваются остальные налоги, в первую очередь, налог на прибыль;
– определение заинтересованности сторон в оптимальных условиях функционирования предприятия, которая присуща не только учредителям и руководству, но и в равной степени каждому отдельному работнику, поэтому реализация данного принципа должна быть обеспечена не только достойной оплатой труда, но и различными стимулирующими выплатами.
Важную роль в процессе распределения и использования прибыли играют следующие признаки:
Во-первых, это организационно-правовая форма субъекта хозяйствования. Основные направления использования прибыли для субъектов в зависимости от организационно-правовой формы представлены на рисунке 3.
Во-вторых, нормы действующего законодательства, согласно которому прибыль распределяется не по единоличному распоряжению учредителя предприятия, а на основании решения общего собрания учредителей либо акционеров.
В-третьих, расчет, определяющий направления использования прибыли, утвержденный всеми собственниками предприятия.
Рисунок 3 – Основные направления использования прибыли для субъектов в зависимости от организационно-правовой формы
Необходимо отметить, что переливы в распределении прибыли между разными направлениями помогают регулировать различные процессы внутри предприятия: мотивацию труда, развитие инвестиционной и инновационной деятельности и т.д.
В целом, можно сделать вывод о том, что механизм распределения и использования прибыли является многоступенчатым и сложным процессом, требующим значительного внимания со стороны руководства предприятия.
1.2. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
К основным задачам анализа финансовых результатов относятся следующие:
– осуществление систематического контроля за выполнением плановых показателей прибыли;
– выявление степени воздействия как объективного, так и субъективного фактора на финансовый результат;
– определение резервов с целью увеличить такие показатели как прибыль и рентабельность;
– проведение оценки деятельности субъекта хозяйствования по степени использования потенциала в целях увеличить такие показатели как прибыль и рентабельность.
В виду существования значительного количества методических подходов к анализу финансовых результатов, ведущими экономистами в области экономического анализа и финансового менеджмента в отдельных теоретических и методических вопросах анализа рассматриваются различные аспекты и используется разная степень конкретизации.
Далее представим методики и этапы анализа финансовых результатов с точки зрения разных специалистов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основные этапы анализа финансовых результатов в соответствие с методиками разных авторов
Так, Г. В. Савицкая предлагает проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия, в следующей последовательности :
Этап 1 – Анализ состава и динамики прибыли. Процесс анализа подразумевает использование следующих показателей прибыли: маржинальной прибыли; прибыли от реализации продукции, товаров, услуг; общего финансового результата до выплаты процентов и налогов (брутто–прибыль); чистой прибыли; капитализированной прибыли; потребляемой прибыли. Автор отмечает, что применение каждой категории прибыли находится в зависимости от целевых ориентиров анализа.
Этап 2 – Определение выполнения плановых показателей за отчетный период. Особого внимания на данном этапе заслуживает учет воздействия инфляционного фактора на изменение величины прибыли, в том числе, необходимо учитывать воздействие факторов на динамику каждого элемента прибыли исследуемого года.
Этап 3 – Анализ ценовой политики субъекта хозяйствования и факторный анализ уровня средних цен реализации, который заключается в исследовании влияния на динамику уровня средних цен реализации таких факторов, как качество реализуемых товаров, срок реализации, рынок сбыта реализуемых товаров, конъюнктуру рынка, инфляционные процессы.
Этап 4 – Анализ рентабельности субъекта хозяйствования, который заключается в определении рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рентабельности продаж (оборота), рентабельности совокупного капитала, установлении динамики перечисленных показателей, сравнении с плановыми показателями и проведении межхозяйственных сравнений с субъектами хозяйствования – конкурентами, проведении факторного анализа каждого из показателей рентабельности.
Этап 5 – Анализ использования прибыли, который заключается в изучении факторов изменения суммы налогооблагаемой прибыли, выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, суммы чистой потребленной и капитализированной прибыли.
Известный экономист А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ финансовых результатов в следующей очередности :
Этап 1 – Формирование ряда показателей, которые характеризуют прибыль субъекта хозяйствования: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Этап 2 – Предварительный анализ абсолютных показателей прибыли, так и относительных показателей, к примеру, по отношению прибыли к выручке от продажи – по рентабельности продаж.
Этап 3 – Проведение углубленного анализа посредством исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж внешних и внутренних факторов.
Этап 4 - Проведение анализа влияния инфляционных факторов на прибыль от продаж продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 03.11.1994 г. № 51-ФЗ глава 6 статья 139 // (первоначально опубликован) Российская газета №238-239 от 08.12.1994 г. // Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // (первоначально опубликован) Российская газета №23 от 06.02.1996 г., №24 от 07.02.1996 г., №25 от 08.02.1996 г., №27 от 10.02.1996 г. // Консультант Плюс.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // (первоначально опубликован) Российская газета №148-149 от 06.08.1998 г. // Консультант Плюс.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // (первоначально опубликован) Парламентская газета №151-152 от 10.08.2000 г. // Консультант Плюс.
6. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 06.05.1999 N 32н // Консультант Плюс.
7. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 N 33н // Консультант Плюс.
8. Бухгалтерская отчетность ПАО «Тантал» за 2016-2018 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://disclosure.skrin.ru/disclosure/6453011530 http://www.oao-tantal.ru/
9. Годовой отчет ПАО «Тантал» по итогам работы за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа http://disclosure.skrin.ru/disclosure/6453011530 http://www.oao-tantal.ru/
10. Агафонова Т.И. Куркина Н.Р. Евстюхина М.С. Проблемы управления прибылью и рентабельностью предприятия// Мировая наука. 2018. № 1. С. 3-6.
11. Арефьева С.Г., Демчук О.В. Проблемы функционирования меха-низма управления прибылью и рентабельностью предприятия // Символ науки. – 2016. – № 9-1. – С. 57-60
12. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. - 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 324 с.
13. Богатищева Н.С. Методические подходы к распределению прибыли на основе информации, формируемой в учетно-аналитической системе коммерческой организации // Сибирская финансовая школа. 2015. №6
14. Брондзя Д.С. Совершенствование управления прибылью малого бизнеса// NovaInfo.Ru. 2018. Т. 3. № 58. С. 97-101
15. Валишевская Л.Г. Мусатова А.И. Концепция управления распределением чистой прибыли на предприятии// Научное обозрение. 2018. № 3. С. 98-102
16. Великая Е.Г., Чурко В.В. Управление финансовыми результатами промышленного предприятия // Вектор науки ТГУ. – 2018. - №2 (28). – С. 80-83
17. Вудвуд В.В. Руда А.В. Управление прибылью на предприятии и пути его улучшения// Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5-6 (25). С. 30-34.
18. Головачев А.С. Гедранович Б.А. Шинкевич Н.В. Управление формированием выручки и прибыли от текущей деятельности предприятия// Экономика. Управление. Инновации. 2018. № 1-2. С. 8-16.
19. Головко Н.А. Учет финансовых результатов // Главбух. - 2018. - № 7 - С. 23 - 26
20. Горбачева А.А., Ахмеджанов В.Э. Хаханаев М.С. Управление прибылью и рентабельностью в современной организации// В сборнике: Современные проблемы управления социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Труды международной научно-практической конференции. Под ред. В.В. Некрасовой А.А. Горбачевой. 2018. С. 78-83
21. Горбачева, Л. А. Анализ прибыли и рентабельности: учеб. пособие / Л. А. Горбачева. - М. : Экономика, 2015. – 195 с.
22. Горина О.А. Прибыль как основной финансовый результат определяющий финансовое состояние организации// В сборнике: Научные исследования. Теоретический и практический аспект. – 2018. – С. 31-36.
23. Демчук О.В., Арефьева С.Г. Прибыль и рентабельность предприя-тия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и ме-неджмента. – 2015. – № 8 (48). – С. 6-9.
24. Дружиловская Т.Ю. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Бухгалтерский учет. - 2017. - № 5. С. 16 - 23
25. Еланцев С.В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №1 (25). – С. 103-108.
26. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 426 с.
27. Журавлев Е.Е. Юрьева Т.С. Основы управления бюджетом и прибылью предприятия// Аллея науки. 2018. Т. 2. № 10. С. 461-466
28. Иванова А.С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – № 37-2. – С. 37-43
29. Киреева Е.В. Анализ финансовых результатов деятельности организации по данным отчета о финансовых результатах // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 4 (6). – С. 7-10.
30. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. - М.: ТК Велби Проспект, 2017. - 248 с.
31. Коростелева А.В. Управление прибылью предприятия// Студенческий форум. 2018. № 4-2. С. 30-33
32. Кузнецова Т.А. Моделирование и факторный анализ рентабельности компаний // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. - №4 (20). – С. 157-162
33. Кыштымова Е.А. Чернышова О.О. Анализ факторов повышения качества прибыли в механизме управления организацией // Вектор экономики. 2018. № 8 (14). С. 2
34. Лазарева Г.И. Ефремова Л.А. Управление формированием и использованием прибыли организации// Учебное пособие для студентов направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» / Ставрополь, 2018.
35. Макушова О.М. Ткаченко В.А. Количественные и качественные характеристики управления прибылью// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2018. № 2 (47). С. 214-219.
36. Малахов А.В. Кошлакова К.А. Значение маржинального анализа в управлении прибылью предприятия // Инновационная деятельность в модернизации АПК, 2018, № 3 – С. 212-214
37. Мещеряков М.Г. Шилина М.С. Шкалета Ю.О. Организационно-правовые и организационно-экономические основы управления финансовыми результатами организации// Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. – 2018, № 5 – С. 152-156.
38. Мироседи С.А., Мироседи Т.Г., Веремеева Ю.С. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. – 2016. - №5. – С. 161-165.
39. Наумова О.А. Показатели финансовых результатов организации в анализе ее деловой активности//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5. – с. 23
40. Никифоров А.Н. Управление прибылью предприятия в современных условиях// Экономика и социум. 2018. № 5-2 (36). С. 1024-1027
41. Оськина Ю.Н. Обзор методик анализа финансовых результатов // Соцально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 4 - С. 16 - 130
42. Пашкова А.П., Скузоватова О.Г. Формирование информации для управления финансовыми результатами деятельности предприятий // Наука и бизнес: пути развития. – 2018. – № 4 (22). – С. 190-193
43. Рукин Б.П. Булавина Е.В. Особенности управления прибылью корпораций в целях обеспечения их экономической безопасности// Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (78). С. 946-950
44. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 425 с
45. Тимирханова Л.М., Безносова С.И. Управление финансовыми результатами организации // Финансы и учет: проблемы методологии и практики. – 2017. – № 1-3. – С. 315-332.
46. Феттер А.А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2017. – № 10 (44). – С. 16-18
47. Халиуллина А.Р., Корнева Д.О. Методы управления рентабельностью предприятия // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – № 4 (4). – С. 193-196
48. Шалимова Е.Д. Основы управления прибылью предприятия// Научный альманах. 2018. № 5-1 (31). С. 237-239
49. Швецкая В.М. Бухгалтерский учет доходов и расходов в коммерческой организации // Главбух, 2017 – № 12 - С.51 – 55
50. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М: 2017. - 176 с.