Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема исследования стресса не является новой для психологической науки, но при этом актуальность ее не угасает, даже более того, с увеличением темпа жизни, возрастающих требований к работнику, увеличения объемов работы, отчетности и прочего, современный человек все более подвержен стрессовым состояниям, что, в свою очередь, влияет на общее состояние организма, на эффективность работы, ее качество и результат. Безусловно, невозможно представить жизнь современного человека полностью без стрессов и стрессовых нагрузок, но снизить напряжение - можно и даже нужно. Одной из таких технологий оптимизации профессиональной деятельности является проведение тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов», направленного на оптимизацию работы педагогического персонала в целях повышения качества обучения. При этом сам переход на новую программу, адаптация к ней, освоение новых методов и технологий, на начальных этапах внедрения также является стрессогенным.
Стресс - это феномен, которым страдают люди разных профессий, возрастов, сформированных ценностей и установок. В результате стрессовых состояний, а тем более, частых или длительных стрессов, у людей развиваются различные психосоматические аспекты - общее недомогание организма, проблемы сна, синдром хронической усталости, чувство одиночества, ненужности, повышенная тревожность, субъективное ощущение неблагополучия, повышенная агрессивность и конфликтность, злоупотребление психотропными средствами и т.п.
Актуальность темы. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в гуманитарных науках создана теоретическая база для исследования методов снижения стрессов, однако данная проблема современными учеными в новых социально-экономических условиях недостаточно изучена. Данным фактом обусловлена актуальность настоящей работы.
Стресс – одна из главных психологических проблем ХХI века. Вся наша цивилизация развивается таким образом, что с оптимальным уровнем стресса могут прожить лишь мизерное количество людей. Россия – СССР – Россия в ХХ веке была страной, в которой практически все население в силу объективных обстоятельств и субъективных причин было подвержено мощному стрессу. В нынешнем столетии народы нашей страны, каждый россиянин, будут искать выходы из не менее стрессовых ситуаций, чем в прошлом веке. Последние 25 лет стрессогенность социально-экономической ситуации в России чрезвычайно высока. Непрерывные, как правило, непонятные или плохо обоснованные радикальные, масштабные реформы, социальная несправедливость, рост коррупции и преступности, распространение всевозможных пороков – все это вызывает естественный и серьезный стресс у каждого, кого затрагивают данные факторы.
Борьба со стрессом стала сегодня едва ли не основной проблемой, связанной с самосохранением человека. Профилактика стресса является в настоящее время типичной и важной задачей, которую так или иначе решают большинство россиян.
Большая сложность проблемы стресса требуют масштабных фундаментальных, а также прикладных исследований данного явления.
Теоретико-методологическая база исследования: основы современных подходов к изучению методов снижения стресса В качестве теоретической базы исследования были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, таких как: (В.А. Абабков, А.Я Анцупов, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю: Рыбников, A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов, R.S. Lazarus, С. Maslach и др.). и др.
Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования: апробация тренинга по профилактике профессионального стресса.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу тренинга по преодолению профессионального стресса у педагогов в образовательной организации.
Задачи исследования:
-изучить теоретико - методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса;
-изучить теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии;
- дать понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты;
- дать понятие арт- терапии как метода управления стрессом;
- произвести теоретический обзор программ профилактики профессионального стресса у педагогогических работников;
- провести эмпирическое исследование динамики уровня стресса у сотрудников в период внедрения программы тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов».
Гипотезой исследования является то, что, если у работников организации будет использоваться арт-терапия как метод профилактики указанного стресса, то будет наблюдаться меньшее число и менее выраженная степень указанного типа стресса.
В качестве методов исследования применялись:
- общенаучные – теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение имеющихся теоретических и эмпирических данных по теме исследования, метод систематизации и классификации полученного материала);
- экспериментальные;
- психодиагностические – эмпирические методы.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса
в научной психологии
Проблемой возникновения психологических стрессовых ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной активности людей активно изучается со второй половины предыдущего столетия, чему послужил ряд причин:
Первая. Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения, как следствие - появление большого количества работ, посвященных влиянию стресса на работоспособность человека, воздействия экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др.
Вторая. Активное исследование «человеческого фактора», специфики работы психических процессов, свойств и состояний личности специалистов, работающих в сфере повышенной ответственности, в условиях вредного производства, в профессиональных сферах, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека, работа в ситуациях повышенного напряжения, в результате чего у человека снижается психологическая адаптивность, к следствие - снижение эффективности и безопасности труда, профессиональное выгорание, развитие психосоматических заболеваний.
Третья. Техногенные катастрофы, природные бедствия, террористические акты против людей спровоцировали значительное повышение уровня общей тревоги, эмоционального напряжения, усиливающегося чувства беспокойства. Иначе говоря, человек испытывает напряжение не только при прямом столкновении со стрессогеном, но и в ситуациях ожиданий возможного воздействия, а также после столкновения с ним.
«По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества» [8, с. 5].
Основной сложностью при исследовании сути стресса, является то, что на сегодняшний день, в современной науке отсутствует общая, единая теория относительно природы стресса и о тех вредных воздействиях на организм человека, которые он оказывает.
Тем не менее, попытаемся разобраться в основных теоретических направлениях, связанных с данным феноменом.
Стресс (от англ, stress - давление, нажим, напор, нагрузка, напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, также - соответствующее состояние нервной системы организма всего или организма в целом [28, с. 5].
В.А. Бодров указывает на то, что под термином «стресс» «. объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д., стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности» [8, с. 9].
Существуют разные точки зрения, связанные с возникновением термина «Стресс» и его авторством.
Так, по мнению Б.Р. Манделя, термин «Стресс» был введен в науку У.Б. Кенноном, в 1932 году, понимая под ним универсальную реакцию
организма, названную им «бороться или бежать». Позднее, в 1946 году, данный термин стал активно использовать в своих работах известный физиолог Ганс Селье - для определения состояния, названного им «общим адаптационным напряжением». Г. Селье еще в 1936 году опубликовал первую работу по исследованию общего адаптационного напряжения, но при этом категорически избегал термина «стресс», по той причине, что основное его использование, на тот период, имело отношение для обозначения состояния, связанного с нервно-психическим напряжением.
Ганс Селье почти сорок лет занимался изучением физиологических механизмов приспособления организмов к стрессу и пришел к убеждению, что «принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку, и даже к целым сообществам людей» [40], это навело его на идею изучать любое предъявляемое организму требование с точки зрения физиологического стресса.Г. Селье считал, что правила, «столь успешно действующие на уровне клеток и органов, могут стать источником той подлинной философии жизни, которая приведет к выработке кодекса поведения, построенного на научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении "непререкаемым авторитетам"» [40].
Г. Селье, исследуя механизмы адаптационного напряжения, пришел к выводам об отсутствии прямых зависимостей эмоционального переживания при стрессовых ситуациях от физиологических механизмов, возникающих при стрессе. В результате, он предложил разделять стресс на дистресс и эустресс. Под дистрессом он понимал разрушающий дискомфортный стресс, протекающий на фоне ухудшения самочувствия, болезненных стрессовых физиологических процессов. Под эустрессом - приятный стресс, сопровождающийся такими формами переживаний как стресс, связанный с любовными переживаниями, творческими, состояниями восторга, вдохновения.
По мнению Джона Брайта, впервые термин «стресс» встречается в 1944
году, в журнале Psychological Abstract, но автора не называет. Ньютон
обнаружил определение стресса, близкого к современному пониманию, в Оксфордском словаре английского языка, который был издан в XV^XVII веках. Но, безусловно, популярность данный термин приобрел в середине XX века.
Дж. Брайт, описывая понятие стресса, указывает на то, что любые события, с которыми сталкиваются люди, являются стрессогенными, если события сопряжены с переживаниями любого рода «если вы относитесь к людям, которые постоянно ожидают самого худшего или обычно требуют от себя очень многого и имеют завышенные ожидания, то вы можете испытывать стресс при очень незначительных внешних воздействиях» [12, с.5] В этом и есть основная проблема определения понятия «стресс».
Стресс может быть вызван абсолютно любым событием и обстоятельствами, являющимися хроническими. Дж. Брайт указывает на то, что стресс - это неизбежное следствие различных аспектов современной жизни, но главным фактором являются индивидуальные особенности людей, связанные с особенностями их восприимчивости и впечатлительности. Более того, сами последствия стресса нередко являются крайне негативными и часто влекут за собой возникновение и укрепление отрицательных привычек и состояний (навязчивые действия - привычка грызть ногти, волосы; повышенная раздражительность, яктации, снижение или утрата либидо, социальная изоляция - вплоть до снижения социальных контактов с друзьями и/или членами семьи, неутолимое чувство голода и т.п.), при усилении стрессовости, возникает более серьезная симптоматика: усиление тревоги и возникновение депрессии, приступы панических атак, истощение, повышение кровяного давления, кожные заболевания, бессонница, сексуальная дисфункция, мигрень, проблемы работы кишечника, расстройства менструального цикла; в крайних случаях, состояние может стать летальным [12].
Г. Селье, исследуя стресс, выделил три его стадии, каждая из которых имеет связь с такими изменениями в функционировании нервной и эндокринной систем, как:
1) реакция тревоги,
2) сопротивляемость стрессу,
3) стадия истощения.
Селье ввел понятие «стрессоры», под которым понимал воздействия, вызывающие стрессовую реакцию. Многие ученые критикуют данное определение, видя в нем тавтологическую цепочку.
Мак-Грат определяет стресс как «существенный дисбаланс между требованием и возможностью прореагировать, в условиях, когда неспособность выполнить требование, ведет к важным последствиям».
В конце 20-го века, учеными Йексом, Беером и Роберте был проведен анализ крупных журналов, посвященных организационной деятельности, выпущенных в период с 1985-1989 гг. Статьи, в которых упоминались понятия «стресс» или «стрессовый» тщательно анализировались (всего 51 статья), в результате чего было выведено четыре категории, связанные со стрессом и его возникновением:
1) Стресс - это характеристика стимула (41%);
2) Стресс - это реакция (22%);
3) Стресс - это и стимул, и реакция (25%);
4) Неясный смысл (14%).
Здесь наблюдается известный бихевиориальный подход «Стимул- Реакция».
Исследования в областях профессиональной деятельности людей соотносят факторы внешней среды (рабочая нагрузка) с конечным результатом (тревога). Существует предположение, что в детали этого процесса могут быть внедрены включения (доступность социальной поддержки, ослабляющей связь между стрессором и напряжением).
Еще один исследователь в области стресса - Поллак, указывает на то, что распространение стресса является атрибутом темпа современной жизни. При этом, Эйврилл конфронтирует данному утверждению: такие факторы как угроза жизни, стремительные социальные изменения, нестабильность экономики - много столетий сопутствовали человечеству и те события, которые переживали представители других эпох вряд ли можно отнести к менее стрессовым. Безусловно, оценить стресс и его причины - крайне сложная задача, но соотнесение разных эпох в контексте различий переживания стресса - не вполне обосновано.
Исследование, проведенное Поллаком оказалось необычным и противоречивым по своей сути: в ходе исследования Поллак попытался изучить восприятие стресса разными людьми. Он интервьюировал людей, переехавших из бедных и перенаселенных кварталов в современные просторные особняки. Опрошенные, с одной стороны, ностальгировали о прежней жизни, считая, что современный мир - источник постоянных стрессовых ситуаций; новая жизнь оценивалась ими как стремительная, шумная, напряженная, в ней ни до кого нет дела. Повышение уровня жизни связывалось с уплощением социальных связей и утратой чувства общности. С другой стороны, отвечая на вопрос, чтобы предпочли испытуемые - нынешний образ жизни или прежнюю жизнь, практически все ответили, что жизнь в особняках им нравится много больше. Данное исследование показывает, что стресс - субъективно переживаемое состояние, связанное как с личными особенностями, так и предыдущим опытом, отношением к жизни
- прошлой, настоящей.
Также, был проведен целый ряд исследований, связанных с производственным стрессом и его последствиями. Хелт и Сафети произвели попытку оценить заболеваемость, связанную с работой. В проведенном исследовании были получены результаты, в которых испытуемые сообщали о наличии заболеваний, вызванных или обостренных стрессом. Но и полученные результаты не сочли вполне легитимными, т.к. практически невозможно доподлинно установить, что развитие заболеваний напрямую связано с пережитыми производственными стрессовыми ситуациями.
У Л. А. Китаев-Смыка мы обнаружили систематизацию понятия стресс, объединенных в четыре категории [20, с. 20]:
1. Стресс - это воздействие на человека, оказывающее сильное неблагоприятное, отрицательное влияние на организм человека или неприятное воздействие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. -224 с.
2. Бережливая медицина как отраслевой стандарт бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=159 (дата обращения: 13.04.2019)
3. Бережливое производство [Электронный ресурс] URL: http://www.lean- pro.com/about-lean-manufacturing.html (дата обращения: 13.04.2019)
4. Бережливое производство - новая управленческая технология учреждений здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=33 (дата обращения: 13.04.2019)
5. Бережливый менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=138 (дата обращения: 13.04.2019)
6. Возможности использования подхода «Бережливое производство» (leanproduction) в медицине [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=132 (дата обращения: 13.04.2019)
7. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: Научно-философский трактат / А.И.Бобков, А.С.Бобкова . - М: ОАО «Оригинал», 1997. - 144 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. - М.: ПЕРСЭ. - 2006. - 350 с.
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания / В.В.Бойко [Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com (дата обращения: 13.04.2019)
10. Брайн Люк Сиворд. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту / Брайн Люк Сиворд. - М.: Издательская группа «Весь», 2010. - 310 с.
11. Брайт Д., Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /Д.Брайт, В.А.Бодров. - М: ПЕР СЭ. - 2006. - 228 с.
12. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
13. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р.Гейссельхарт. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с.
15. Грецов А.Г., Попова Е. Г. Научись преодолевать стресс / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 56 с.
16. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринбер. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
17. Данильченко Я.В., Костомарова Т. С. Бережливое производство новая управленческая технология учреждений здравоохранения / Я.В. Данильченко, Т.С. Костомарова// Комплексные проблемы сердечнососудистых заболеваний. - 2014. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-novaya- upravlencheskaya-tehnologiya-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (дата обращения: 13.04.2019)
18. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней молодости и юности/С.П.Иванова//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - №9. - С. 99108.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.
21. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана [Электронный ресурс] URL: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-концепция- типов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 13.04.2019)
22. Куликов Л.В. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2004.
23. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
24. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.
25. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123 с.
26. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - Москва: Смысл, 2007. =280 с.
27. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. - Мн.: Выш.шк., 1988. - 233 с.
28. Мандель Б.Р. Психология стресса - М.: Флинта, 2014 [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. URL:
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8479454 (дата обращения: 13.04.2019) Мельник Б. Е. Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана. - Кишинев, «Штиинца», 1981. - 176 с.
29. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 13.04.2019)
30. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2006. - 35 c.
31. Панченко Л. Л. Диагностика стресса: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2005. - 35 с.
32. Пигулевская И.С. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым / И.С. Пигулевская. - М.: Центрполиграф, 2012. - 138 с.
33. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=32 (дата обращения: 13.04.2019)
34. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум /сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
35. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.e-reading.club/ bookreader.php/ 113018/Kollektiv_-_Psihologiya_cheloveka_ot_rozhdeniya_do_smerti.html (дата обращения: 13.04.2019)
36. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. /
Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
37. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически - ориентированный подход к решению психологических проблем. / М.Е. Сандомирский. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 297 с.
38. Сапольски Р. Психология стресса. / Р.Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
39. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberia.ru/book/distress.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
40. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам. [Электронный ресурс]. /И.Ю. Стахнева. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/09.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
41. Журвлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
42. Стресс: Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Бук-пресс, 2006. 384 с.
43. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. - 312 с.
44. Суворова В. В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
45. Ушаков И.В. «Бережливое производство (ЛИН-медицина) - новый инструмент повышения качества медицинской помощи» [Электронный ресурс]. / И.В. Ушаков
URL:http://diama.ru/sites/default/files/0_materials/Ushakov.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
46. Хетагурова А.К., Шаповалова М.А., Огуль Л.А. Управление качеством в медицине: учебное пособие. / А.К. Хетагурова, М.А. Шаповалова, Л.А.Огуль. - Астрахань: Астраханский ГМУ, 2015. - 79с.
47. Черепанова Ю.О. Организация бережливого производства в здравоохранении [Электронный ресурс]. /Ю.О. Черепанова. URL: http://earchive.tpu.ru/ bitstream/11683/15462/1/conferenceJpu-2015-C40-V2- 091.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
48. Черниговцев Г. Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски [Электронный ресурс]. / Г.Черниговцев. URL: http://www.koob.ru/chernigovich_g/ life_stress (дата обращения: 13.04.2019)
49. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В.Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
50. Энрих Г. Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда. /Г.Энрих. - М.: Крылов, 2010. - 120 с.