Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в последнее время увеличилось количество детей, с трудом продуцирующих высказывание, не умеющих излагать содержание текста и формулировать собственные высказывания. Как правило, это сопряжено с нарушениями речи, в частности, с неполноценностью формирования глагольного словаря. Все это приводит к необходимости проведения коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста нарушений глагольной лексики и развитию глагольного словаря.
Особенно актуальна такая работа при наличии у детей общего недоразвития речи. Нарушения в овладении лексикой вообще и глагольной лексикой в частности не позволяют оценивать речь ребенка как достаточно развитую, затрудняют его общение и сотрудничество с окружающими, тормозят развитие познавательной деятельности. Полноценное овладение связной речью означает наличие у ребенка широкого глагольного словаря, навыков словоизменения и словообразования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение общего недоразвития речи в логопедии представлено значительным объемом научных трудов таких ученых, как Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и других специалистов.
Непосредственно изучением особенностей лексики, в том числе и глагольного словаря, занимались В.В. Коноваленко, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия, О.Н. Солоцкая, Л.С. Цветкова, С.Н. Цейтлин. Однако именно специальных исследований по изучению глагольного словаря и специфике его формирования у детей с общим недоразвитием речи недостаточно, кроме того, практически отсутствуют комплексные методики по обследованию и формированию предикативного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить особенности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР, определить рациональные пути логопедической работы по коррекции недостатков развития глагольной лексики у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: лексическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: порождение речевого высказывания идёт за счёт предикатов и их валентностей (А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев), но лексической системе дошкольников с ОНР определяются трудности усвоения предикативных компонентов. Предполагается, что предложенная коррекционная работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР, будет способствовать полноценному развитию речи.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить проблему на основе теоретического анализа педагогической, психологической, логопедической литературы;
- подобрать диагностический инструментарий для изучения глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР;
-описать количественные и качественные показатели сформированности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР, полученные путем экспериментального исследования;
- разработать содержание методических рекомендаций по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: констатирующий этап педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №1». Контингент испытуемых: 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня (экспериментальная группа) и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Закономерности развития глагольной лексики в онтогенезе
Лексика – это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав, в его историческом и современном состоянии.
Глагольная лексика – это совокупность слов языка, обозначающих движение предмета (объекта) или воздействие на него.
Педагоги и логопеды считают, что ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться во фразовой речи, предложениях, связном высказывании.
В логопедической литературе, этапам становления речи, при ее нормальном развитии уделяется достаточное внимание.
В труде Гвоздева А.Н., в работах Эльконина Д.Б., Леонтьева А.А., Швачкина Н.Х., Бельтюкова В.И. и др. подробно описаны закономерности становления речи, у детей начиная с самого раннего детства. Данные авторы рассматривают и определяют этапы речевого развития с различных позиций. Так, Гвоздев А.Н. подробно описывает последовательность усвоения ребенком частей речи (в том числе и глаголов), структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию по формированию речи [9].
Опираясь на мнение А.Н. Гвоздева, Н.С. Жукова в его труде «Вопросы детской речи», сконструировала схему развития нормальной детской речи, а также описала формирование глагольного словаря у детей с нормальным речевым развитием от рождения до 7 лет. Вначале автор указывает на появления звукосочетаний ребенка («дай», «бух»), обозначающие действия, а уже к 2-м годам на употребление форм и лица глаголов [17].
Е.Ю. Протасова, речевое развитие ребенка от рождения и до семи лет делит на 4 периода, описывая становление словаря и грамматического строя речи [32].
В становлении речи выделяют несколько этапов: самый первый из них «доречевой период включает в себя несколько стадий: крик, гуление, лепет.
Длится данный период до 1 года. Крик, является первой голосовой реакцией ребенка. Крик и лепет еще лишены речевой функции, но, несмотря на это, данный период является подготовительным для всего последующего речевого развития. Характерной особенностью крика является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки. Чуть позже в речи ребенка появляются первые звуки.
Этот этап называется «гуление». Данный период отмечается у всех детей. В 1,5 месяца, а затем в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок может проявлять в воспроизведении таких звуков, как угу, бу и т.д. Первые звуки, которые издавать младенец уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, составляют основу для становления членораздельной речи и помогают перейти к следующей стадии - лепету.
Лепет в сравнении с гулением, является более сложным видом упражнения речи, но тоже имеет рефлекторный характер. И уже в 4-5 месяцев произносимые ребёнком звуки меняют характер: они становятся членораздельными, даже могут приобретать элементы слова, ребенок уже овладевает слогами, первичными корнями слова: на, па, га, и т. д.
В 7-8 месяцев происходит лепетное сочетание одинаковых слогов с ударением на первом слоге, например, (ма-ма, де-да). Постепенно у ребёнка отмечаются ритмические сочетания разных слогов с таким же ударением (тэн-та, кэн-бэ). Это уже считается лепетными словами.
К 8-9-му месяцам, ребенок пытается подражать сначала звукам, а потом уже словам окружающих. В лепете ребенка можно услышать слова взрослых, но понимания данных слов у него пока нет.
В 10 месяцев активно начинаются попытки повторить слова за взрослыми. Наблюдается ситуационное понимание обращенной речи, предметно - действенное общение с взрослым, использование нескольких «лепетных слов», понятных по ситуации.
Конец первого года характеризуется переходом к сознательной подражательной речи. В словарном запасе ребёнка имеется около 8 - 10 слов. Чаще всего, это те слова, которые ребенок чаще всего слышит. Об усвоении глагола считается, что названия действий (кроме слова дай) появляются позже, чем названия предметов.
Следующим этапом в становлении речи детей Е.Ю. Протасова называет «речевой период». С 1 года 8 месяцев в речи детей появляются первые словосочетания, заимствованные целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их своеобразный характер, например: «акой бибику, я туда сядь» (открой машину, я туда сяду), или: «дай, акой» (дай открыть), «дай мяу», «дай би-би» [32].
Возникнувшие наименования операций в данный промежуток применяются в этой фигуре, в тот или иной они больше в целом принимаются с находящихся вокруг, т. е. в фигуре инфинитива либо императива, побуждающего детей к этим либо другим поступкам, либо воспрещающего их. Инфинитивно-властная модель глагола возникает в участке изъявительного наклонения. В этот период появляются неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «ниси», «ди», «дай» [30].
Отличительной особенностью данного этапа является то, что ребёнок абсолютно никак не станет использовать освоенный им термин в 2-ух-3-х грамматических конфигурациях. К примеру, модель «спустись» применяется взамен конфигураций, посиживает, посижую и т.п.
Возникнувшие наименования операций сначала используются в тот или иной одной неизменяемой фигуре (чаще в инфинитиве) и относятся на конец предложений. Заимствуя глагол в той форме, в какой он адресован ребенку, последний и создает с извлеченной им формой свою собственную конструкцию: «мама нискатитать» (мама, почитай книжку).
Следующим периодом является «Период усвоения грамматической структуры предложения» (от 1 года 8 месяцев до 3лет).
Главной особенностью данного периода является развитие словаря, как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словарного запаса ребёнка, характеризуется следующими средними цифрами к году несколько слов, к двум годам 200-300 слов, к трем годам 1500-2000 слов.
Количественное и качественное накопление глагольной лексики в речи ребёнка до 3х лет исследовал А. Н. Гвоздев[9]. Наблюдая за речью сына Жени, в течение 7 лет, отметил такую закономерность, активное накопление глагольной лексики идет после 1 года 9 мес. Словарный запас Жени к 2,5 годам составлял 843 слова, из них 325 были глаголы. Такое стремительное накопление глагольного словаря, вызвано потребностями ребенка в коммуникации, а также развитием его познавательных интересов, расширением сферы деятельности, в которую он вовлекается взрослыми.
Следующий период «Усвоение морфологической системы языка» (с 3- 7лет), характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи.
Возраст с 3- 7лет наиболее сенситивен для речевого развития. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения с взрослыми и другими детьми. В течение года словарь ребенка четвертого года жизни увеличивается примерно на 400 – 600 слов.
А. Н. Гвоздев, изучающий развитие речи, считает достижением детей третьего года жизни использование местоимений и глаголов[9]. Это свидетельствует о возросшей активности малыша, о расширении его контактов с окружающим. Ведущей формой общения является диалогическая речь. В первой половине этого возраста преобладает ситуативное общение. Меняется ведущий тип деятельности (предметно - манипулятивный на сюжетно-ролевую игру) появляются новые формы речевых действий:
- высказывания, которые комментируют собственные игровые действия;
- высказывания, которые корректируют действия партнера;
- высказывания, которые планируют действия и разделение ролей
Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем.
Т.Б. Филичева считает, что в лексическую компетентность детей входит: использование слов, которые означают существительные, прилагательные и глаголы; умение изменять эти части речи по родам, числам и падежам; понимать и образовывать глаголы префиксальным способом; подбирать глаголы, обозначающие действие[41].
Ляминой Г.М. отмечается, что способность ребенка использовать в игровых ситуациях глагольную лексику позитивно влияет на эмоциональную чувственную сферу их жизнедеятельности и одновременно активизирует речь детей[27].
Таким образом, на усвоение глагольной лексики детьми дошкольного возраста педагогические условия оказывают огромное влияние.
При помощи глаголов дети нередко характеризуют поступки, в которых выражают свое отношение к людям. Дети 5-7 лет, употребляющие в самостоятельных высказываниях достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, выделяя скрытые связи, а также высказывают оценочные суждения.
Старшие дошкольники свободно выполняют упражнения на словообразование: от одного корня они могут образовывать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: синий, синеть, синева; рыбачить, рыба, рыбный).
А.Н. Гвоздев считает, что с 3-4 лет у ребёнка формируется глагольное управление, но часто нарушается чередование в основах глаголов: «ачисту» (почищу), частицы не опускаются, неологизмы с использованием приставок «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок).
В четыре года отмечается активное использование слов, которые входят в различные тематические циклы. Так же, отмечаются первые структуры многословных высказываний, но в них встречаются ошибки, такие как пропуск и перестановка слов, а также пропуск и замена союзов. Дети начинают составлять первые рассказы-описания [9].
К пятилетнему возрасту дошкольники широко используют слова, выражающие качества и свойства, формируются родовые и видовые понятия. Объём высказываний резко увеличивается до 12-15 слов. Связная речь на более высоком уровне. Дети овладевают основными типами монологической речи, а именно рассказом и пересказом.
Прослеживается абсолютное преобладание в наружном выступлении синтагматических (предикативных) взаимосвязей у ребенка в году 5-7 года, а у молодых людей и старших, наоборот, доминируют парадигматические взаимоотношения (ассоциации). Но невзирая в таком случае на то, что взрослые дошкольники обладают называнием главных компонентов, выделиться, зачастую снижается, несмотря на то перцептивно и осознается, свойство либо лицо воздействия. Развитие лексического и грамматического порядка выступления у ребенка с обычным речевым формированием, в основной массе ситуации, совершается скачкообразно.
Таким образом, проведя анализ работ многих авторов, стоит отметить, что ведущее положение в системе языка занимает предикативная лексика. Главная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации, отводится предикату. (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Ю.А. Левицкий, А.А. Потебня, А.А. Шахматов). Ядро предикативной лексики составляет глагол, организующий в определённую систему другие части речи.
Следовательно, мы можем считать, что глагольная лексика - это многословная, разветвленная система со своей структурой, своеобразием элементов, закономерностями функционирования. Глагол - категория многогранная, и каждая ее сторона в лингвистической характеристике предстает также явлением непростым. Будучи предикатом, ремой, глагол сообщает основной смысл всей конструкции. К нему как к единице предикатного центра примыкает большая часть второстепенного члена, обслуживающих конструктивные потребности глаголов. В этом и проявляется незаурядная организующая сила данной категории.
Вывод.
Подводя итог вышесказанному, можно выявить, что:
- трудность формирования выступления дошкольников считается важной не только для психологии и педагогики, однако, и для всеобщего понимания языкознания, социолингвистики и психолингвистики;
- слово представляет основную значимость, равно как во внутреннем выражении, таким образом, и в наружной его осуществлении;
- слово, создается и усваивается детьми не одновременно, а со временем;
- в ходе речевого формирования детям передается с уровня освоения однословных выражений - к оперированию двухсловными выражениями, а далее и к наиболее сложным системам;
Мы рассмотрели особенности усвоения глаголов у детей в норме, что поможет в дальнейшем правильно оценить языковое развитие. А также в планировании коррекционной работы, избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала на своих занятиях.
1.2. Характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе [21].
Проблеме ОНР были посвящены исследования Л.С. Волковой, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левина, Е. Ляско, С.Н. Шаховской и др.
В конце ХХ и начале ХХI веков вопросы нарушения речи и мышления центрального органического происхождения у детей рассматривались в контексте и по аналогии с анализом патологии речи и мышления.
С точки зрения О. Б. Иншаковой, основная причина речемыслительной недостаточности у плохо говорящих детей и взрослых – нарушение «распределения внимательности между мыслями, синтаксисом и словами» [19].
В целом подобную позицию разделяла Н.Ю. Борякова, которая подробно описала клиническую картину интеллектуальной и речевой недостаточности плохо говорящих и не говорящих детей. Автор указывала, что, несмотря на общее недоразвитие у детей внимания и памяти, «специальная память, то зрительная, то слуховая или двигательная, бывает у них развита неодинаково – одна больше, другая меньше. Так же неодинаково развиты понимание речи, представления и понятия [5].
Причины ОНР довольно разнообразны: это и общее недоразвитие мозга или какой-то его секции (дизартрия, олигофрения с моторной алалией и т.д.), и общая диспластичность телосложения, которая сочетается с разнообразными пороками развития внутренних органов, что становится причиной возникновения не только ОНР, но и аффективной возбудимости, синдрома расторможенности, низкой умственной работоспособностью. Если
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ,2007. - 319с.
2. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - Москва: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 536 c.
3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - Ч. II: Словарный запас и грамматический строй / Т. П. Бессонова, О.Е. Грибова - Москва: АРКТИ, 2017. - 64 с.
4. Бойкова С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С. В. Бойкова // Логопед в дет. саду. – 2016. - № 3. – С. 42-48.
5. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) / Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. // Логопедия сегодня. - 2013. - №2 (24). – 48-53 с.
6. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: моногр. / Л.С. Вакуленко. - Москва: Детство-Пресс, 2012. - 128 c.
7. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей / Л. В. Воржева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №3. - С. 42-45.
8. Гавришова, Е. В. Квест - игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе / Е. В. Гавришова, О. Березка, С. Звягинцева, В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 79-84.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / Гвоздев А.Н. Москва: Просвещение, 2016. - 472 с.
10. Гладковская, Л. М. Логопедическая работа в комплексной системе преодоления заикания у дошкольников / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. - 2016. - №8. - С. 51-52.
11. Горбачева, А. Д. Развитие синтаксической стороны речи дошкольников с ОВЗ в условиях логопедического пункта / А. Д. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №8. - С. 48-51.
12. Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 62-67.
13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 96 с.
14. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2016. С. 22-25.
15. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 2013. – 98 с.
16. Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста» / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №2. - С. 63-67.
17. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - Москва: Просвещение, 2015. - 197с.
18. Захарова, Л. В. Календарно-тематическое планирование коррекционно-профилактической работы с детьми второй младшей группы / Л. В. Захарова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №2. - С. 53-57.
19. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 280 с.
20. Кирсанова, Н. А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) / Н. А. Кирсанова, Ю. Н. Суханова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С. 36-38.
21. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] информ.-аналит. портал. – Электрон. дан. – Москва. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/11x39dd.html. – Загл. с экрана.
22. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки / И.Ю. Кондратенко //Дефектология. – № 6. – 2017. - С 41 – 48
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН)./ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - Москва: Издательство «ГНОМ» 2016. – 128 с.
24. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - Санкт-Петербург: Изд-во «СОЮЗ», 2011. – 224 с.
25. Ларина, Л.Ю. НОД по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» / Л.Ю. Ларина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №9. – С. 45-46.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 2007. – 173 с.
27. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2015.- 56 с.
28. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 190 c.
29. Михайлова Е. А. Особенности глагольной лексики и навыков образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Михайлова Е. А., Милютина Л. В., Михайлова О. Д. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8. - С. 22-27.
30. Особенности глагольного словаря у современных дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2019 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29652655. – Загл. с экрана.
31. Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №8. - С. 44-47.
32. Протасова, Е.Ю. Роль порядка слов в организации детского высказывания// Становление речи и усвоение языка ребенком. / Протасова Е.Ю. - Москва: МГУ, 2015. - 46-58 с.
33. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] Электрон. дан. – Москва, 2019 – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0146/1_0146-4.shtml – Загл. с экрана.
34. Сапронова, О.В Современные технологии логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях комбинированного ДОУ / О.В. Сапронова // Дошкольная педагогика. – 2016. - №9. – С.34-38.
35. Сеничкина В. В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР / В. Сеничкина. - Москва: Детство-Пресс, 2012. - 160 c.
36. Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 91-97.
37. Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С. 16-18.
38. Тараканникова, В. В. Дидактическое многофункциональное пособие «Говорушка» (логопедическая рукавичка) / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С. 67-70.
39. Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях / Н.Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. – 2016. - №9. – С.38-41.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. / Т. Б. Филичева, Г.В Чиркина. - Москва, 2013. - 98 с.
41. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду. / Филичева Т.Б. Москва: Просвещение, 2016. - 42 с.
42. Формирование глагольной лексики. [Электронный ресурс] URL: Электрон. дан. – Москва, 2019. – Режим доступа: https://www.logoped.ru/tumcea04.htm – Загл. с экрана.
43. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи / Методы обследования нарушений речи у детей. - Москва: АРКТИ, 2017. - С. 42-77.
44. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками./ Г. Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А Зимина. - Москва, 2014. - 108 с.
45. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи / Г.С. Швайко – Москва: Айрис-пресс, 2016, - 64 с.
46. Brennan R. L. Educational measurement. - National Council on Measurement in Education.; American Council on Education. - Westport, CT: Praeger Publishers, 2016.
47. Creativity and reason in cognitive development / edited by J. C. Kaufman, J. Baer. - Cambridge; New York : Cambridge University Press, 2016.
48. Donald J. G. Learning to think: disciplinary perspectives. - San Francisco: JosseyBass, 2015.