Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение ФГОС отвечает новым социальным запросам и формирует задачу воспитать человека любознательнoго, активного, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, способного самостоятельно действовать. И в то же время ставит задачу — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Стимулировать развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности, то есть особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Особую роль в эстетическом воспитании детей отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Мы убеждены, что значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. В этом заключается актуальность моего проекта.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс занятий по театрализованной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Объект исследования – процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованная деятельность, как средство формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследованием проблемы художественно-эстетического развития дошкольников занимались такие отечественные ученые, как Н.А. Ветлугина, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др. Большинство исследователей называют следующие категории художественно-эстетического развития: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Вся система художественно-эстетического развития нацелена на общее развитие дошкольника как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то театрализованной деятельности, в рамках художественно-эстетического развития, отводится важное место. Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате дошкольник познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.
Учеными установлено, что старший дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л.С. Выготский), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.
А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской установлено, что исходя из своих способностей и возможностей, в театрализованных играх старшие дошкольники способны выступать в разных игровых позициях: ребенок-«актер», ребенок-«режиссер», ребенок-«декоратор», ребенок-«зритель». По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [1].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Сущность понятия «эстетические представления»
Современным обществом признаётся безусловная актуальность эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. Важной целью этого процесса является не только развитие эстетических чувств и вкусов, но и формирование идеалов, потребностей, убеждений личности, способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии и красоты.
В нашем обществе постоянно происходят экономические и политические изменения, благодаря чему развивается государство, поэтому основной целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие молодого поколения. Одним из средств формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности является художественно- эстетическое воспитание. Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности, периодом приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и его начальной социализации, т. к. именно этот возраст характеризуется активизацией самостоятельности мышления, развитием познавательного интереса, любознательности и эстетического вкуса.
Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого шзШейкоз ,что означает «ощущение, чувство». Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности [14,С. 10].
Как отметил Б. Т. Лихачёв, эстетическое воспитание это – процесс, направленный на развитие творческой личности, способностей воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности [1]. Выделяют две группы специальных задач, направленных на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: первая группа предусматривает следующее: научить умению видеть красоту окружающего мира в произведениях искусства, понимать красоту, воспитывать эстетический вкус, потребность красоте; вторая группа задач предусматривает формированию у школьников умениям конструировать, лепить, рисовать, петь, двигаться под музыку, развитие словесного творчества. Эти группы задач будут эффективными, если они взаимосвязаны в процессе реализации [1]. Для этого необходимы следующие условия: мир вокруг ребёнка; присутствие разнообразных произведений искусств повседневной жизни; активность самостоятельной деятельности детей; индивидуальный подход к ребёнку. По мнению Е. М. Торшиловой, с раннего возраста в процессе формирования художественных и эстетических идеалов следует создавать «устойчивое, содержательное, идеальное представление» об окружающем мире и обстановке ребёнка, учитывая при этом возрастные особенности, и представлять это в увлекательной форме [2]. Каждый ребёнок дошкольного возраста может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Он радуется красивому бантику, любуется игрушкой, поделкой, рисунками и т. д. при этом ребёнок часто подражает взрослому в виде сопереживания. Например, он повторяет за мамой: «Как красиво!». При общении с маленьким ребёнком родители и взрослые должны подчёркивать предмет, явления с эстетической стороны, словами: «какая красивая поделка», «какое нарядное платье у куклы» и так далее. Систематические занятия музыкой, ознакомление детей с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, подбор формы, цвета, составление красивых орнаментов, узоров, установление пропорций и т. д. под руководством воспитателя дошкольного учреждения имеют большое значение для развития художественных и эстетических чувств ребёнка.
Становление развитого, многогранного, зрелого, творчески активного человека невозможно без развитых эстетических представлений, формирование и развитие которых является актуальной и сложной педагогической задачей. Для определения понятия «представления» мы обратились к трудам известных ученых - психологов. Суть этого психологического понятия, его функции и свойства полно и глубоко изучены известными учеными и отражены в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С, Выготского, А.Г. Маклакова, Т.И. Ляха. Так, по определению А.Г. Маклакова, представление – это психический процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, «которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта» [2, с. 234]. В отличие от понятий - «мысли о предмете» [1, с.135] которые имеют более общий и абстрактный характер, представления обладают наглядностью, это «чувственно - наглядные образы действительности» [2, с. 235]. В соответствии с классификацией А.Г. Маклакова, представления различаются по степени обобщенности (единичные и общие), по степени волевых усилий (непроизвольные, произвольные), по видам анализаторов (зрительные, слуховые, пространственные и т.д.) [2, 238]. Все авторы показывают, что развитие эстетических представлений возможно только через практическую деятельность.
В настоящее время интерес к проблемам практики эстетического воспитания личности – как наиболее важного средства формирования отношения к реальности, как средства нравственного и умственного воздействия – постоянно возрастает. Многие известные писатели, педагоги, деятели культуры (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, и др.) писали о том, что необходимо воспитывать эстетические чувства в наиболее подходящем для этого старшем дошкольном возрасте. В это время ощущение красоты природы, окружающих людей, предметов создает в душе и сознании ребенка особенные эмоциональные состояния, пробуждает у него непринужденный интерес к жизни, обостряет его любознательность, формирует мышление, память, волю и другие психические процессы. Непосредственно в дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития человека: это время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Собственно в этом возрасте проявляется оригинальность мышления, формируется познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особенную значимость приобретает развитие у дошкольников художественного вкуса, творческих умений, осмысление ими чувства прекрасного.
Как предмет специального изучения педагогические аспекты эстетических ценностных ориентации раскрываются в диссертационных исследованиях В.А. Андреевой, С.Д. Давыдовой, И.А. Нужной, И.А. Скворцовой, Ю.А, Соколовского, Е.П. Черновой.
Эстетические ценностные ориентации представляют собой систему эстетических установок и оценочных критериев, сложившихся в результате общения с искусством и окружающей действительностью и обусловленных уровнем сформированности и функционированием эстетических интересов, потребностей, восприятия и оценивания, вкусов и идеалов. Динамику формирования эстетических ценностных ориентации средствами искусства у дошкольников можно проследить по следующим параметрам: эстетическое восприятие — интерпретация — оценивание -потребность в освоении эстетических ценностей произведений искусства -эстетическое отношение к произведениям искусства.
Сказанное позволило уточнить нам сущность понятия «эстетические ценностные ориентации дошкольников» как личностный смысл, выраженный в субъективной оценке красоты объекта на основе смыслотворчества. Форма выражения личностного смысла по отношению к красоте, доступная дошкольнику — это создание субъективного образа красоты. Поэтому «эстетические ценностные ориентации дошкольников» мы понимаем как эмоционально-интеллекуальный образ красоты объекта, основанный на субъективном опыте, реализующийся через эстетическую эмпатию, эстетически ценностно-обусловленные рефлексию, смыслотворчество.
Задача формирования эстетических ценностных ориентаций решается через инкультурацию личности, понимаемую как постепенное введение в культуру, систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода [4,5].
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях - это совместная работа педагога и ребенка, целью которой стоит формировать и раскрывать новые возможности для эстетической культуры.
В эстетическую культуру входят поведение ребенка в той или иной ситуации, его деятельность, как ребенок осознает и его чувства при этом.
- Как ребенок реагирует на красивое и отвратительное, высокое и низкое, пошлое и на героические поступки. Как он чувствует себя в быту, жизни, во взаимодействии с ровесниками, в поведение на улице и дома. Как ребенок может управлять своими чувствами на уровне сознания.
- какие у ребенка получены, а может и не получены по эстетике, какое у него представления об окружающем, на сколько верно оно. Обратить внимание на художественную грамотность. Как ребенок воспринимает искусство вообще. Насколько он правильно понимает явления жизни.
- Учить и рассказывать о наследии государства, чтобы у детей появлялось желание обогатить свои эстетические знания.
- Вызывать интерес к познанию эстетики.
- Учить учувствовать в создание «прекрасного»
- Развивать потребность жить по законам эстетики.
- Учить детей передавать полученный опыт ровесникам.
Формирование у детей эстетического воспитания происходит всеми
эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:
Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего детям представление о действительности. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие ребенка, как личности, но и духовное наслаждение, в котором ребенок для себя ищет плохое и хорошее, гармонию и дисгармонию, что есть правда, а что есть ложь.
Во-вторых, искусство, данное нам в системе многих видов искусств, по- своему отражает действительность через определенные символы. Они составляют свой язык. Материальный мир в силу своей многогранности может быть отражен только через единый духовный образ, таким является искусство.
В-третьих, по своей природе произошло от игры, или можно сказать от подражания. Отсюда следует, что оно близко ребенку и является формой адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и нереальность понятие для ребенка относительные, а вера и вымысел, является защитной реакцией на агрессию окружающей действительности. [13,С.120].
Одним из главных условий эстетического воспитания является среда, в которой находится ребенок в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Второе условие - насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие - индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка).
Среди многообразия методов решения перечисленных задач основными являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, а среди практических выделяют упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Педагог должен найти такие методы и приёмы, которые побуждали у детей желание создать «произведения искусства» собственными руками (рисовать, лепить, украшать, мастерить и т. д.). Нужно отметить, что очень полезными являются творческие задания, комплексные занятия. Существуют разные формы эстетического воспитания детей дошкольников: по принципу управления деятельности детей (прямое или косвенное руководство взрослого); по способу объединений детей (совместная деятельность детей и взрослого или индивидуальный и по подгруппам); по видам деятельности (экскурсии, игры, труд, праздники). Особое влияние в эстетическом воспитании дошкольников имеет декоративно-прикладное искусство. Народное искусство обогащает душу ребёнка, прививает любовь к родному краю, раскрывает детям мир пре- красного, развивает у них художественный вкус. Когда речь идёт о декоративно-прикладном искусстве в дошкольном учреждении, то, прежде всего, обращают внимание на предметы традиционных видов народного искусства – резьбу и роспись по дереву; чеканку и лаковую миниатюру; кружевные и вышитые изделия; народные игрушки и т. д. Изделия декоративно-прикладного искусства воспитывают у детей уважение и любовь к культуре своего народа. По образному выражению К. Д. Ушинского, ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства [3]. А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская являются искусствоведами, исследователями детского изобразительного творчества. Они утверждают, что народное творчество побуждает в ребёнке первые яркие представления о родном крае, её культуре, тем самым воспитывая в них чувство патриотизма. В процессе воспитания отношение к жизни, идеалы могут измениться. Под влиянием стрессов и потрясений, произведений искусств, детские идеалы могут измениться кардинально.
Важной целью и задачей педагога является обучение ребёнка видеть прекрасное в окружающей действительности, рядом с собой, воспринимать и делать эстетические открытия мира. Для того чтобы этот процесс был продуктивным и достигал поставленной цели, методическая система занятий изобразительным искусством по мнению художника - педагога Б.М. Неменского, «… должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Общее музыкальное и музыкально-педагогическое образования в России сегодня. А завтра? // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 2. - С. 3-6.
2. Абульханова К. Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М, 2000. - С. 122-141.
3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Сборник. -Л., 1982. - С. 236-242.
4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л. : Музыка, 1973. - 144с- 47 с.
5. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 42-45.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с.
7. Боркина Н.В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 21 с.
8. Бойко А.Г. Информационно-коммуникативное видение современного человека и педагогика художественного музея // Художественное образование ребенка: история и современность: Матер. I Междунар. науч.-практ. конф. / Ред. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. СПб.: Наука, 2007. С. 72-77.
9. Вербенец А.М. Маленькие граждане интересуются компьютером // Маленькие граждане большого города: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. С. 283-298.
10. Вербенец А.М. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения компьютерного кабинета // Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С.229-249.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
12. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника // http://www.academiaxxi.ru /Meth_Papers/AO_recom_t.htm.
13. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России» // http://www.school.edu.ru/laws.asp7cat_ob _no=5958&ob_no=5874&oll.ob_no_to=.
14. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. М., 2004.
15. Лях Т.И. Психология. Общая психология: Учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях.– Тула: Изд - во Тул. гос. пед. ун - та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 218 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: Питер, 2008. – 583 с.
17. Мы входим в мир прекрасного: Образовательная программа и метод. рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол.: А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. СПб.: Изд-во ГРМ, 2008.
18. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
19. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
21. Неменский Б. М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – 188с.
22. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4 - е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
23. Оранж Т, О'Флин Л. Медиадиета для детей: Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр. М.; СПб.: Диля, 2007.
24. Осин А.В. Технологии и критерии оценки образовательных электронных изданий // http://www.ito.su/2001/ito/P/ P-0-6.html.
25. ПейпертС. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи.
26. М., 1989.
27. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Э.Б. Абдуллин; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2004. - 363 с.
28. Рождественский, Б.П. Эстетика в школе / Б.П. Рождественский, Г.А. Петрова, Т.В. Шуртакова, К.В. Игнатьева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969.
29. Рождественский, Б.П. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе / Б.П. Рождественский, Г.А. Пет¬рова, Т.В. Шуртакова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1960.
30. Рощин С.П. Воспитывающие и научные принципы обучения как важнейшая дидактическая основа художественного образования. «Начальная школа плюс До и После» / Рощин С.П. «Начальная школа плюс До и После» - М., 2009. - № 9. - С. 3 - 6.
31. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС./ О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская..- СПб.: КАРО,
32. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : дис. … канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск, 2002. – 212 с.
33. Чайнова Л.Д., Горвиц Ю.М. Компьютер для детей: Психологические проблемы безопасности // Психологический журнал. 1994. № 4.
34. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
35. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока [Текст] / Н. Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997 - 114с.
36. Якиманская. И. С. Разработка технологии личностно-ориентированно-го образования // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 81.
37. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М: Флинта, 1997.