Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенным направлением социальной политики всякого демократического государства выступает охрана здоровья граждан, поддержание их энергичной продолжительной жизни и предоставление им качественной медпомощи. В связи с данным обстоятельством одной из главнейших социальных задач, которые решаются российским государством на нынешнем этапе становления, выступает обеспечение результативного функционирования всей системы здравоохранения.
В конце прошлого века обозначились базовые проблемы отрасли, которые сохранили свою актуальность и в сегодняшний период, - значительно снизилась результативность работы системы здравоохранения, что обозначилось в дефиците ресурсов и денежном финансировании отрасли по остаточному принципу, отсутствии экономической заинтересованности медицинских работников в сохранении и укреплении здоровья пациентов и т.д.
Как показывает исторический опыт, реальную возможность выхода из любого кризиса дают реформы. Исходя из этого, с середины 80-х годов прошлого столетия стало проводиться интенсивное реформирование российской медицины, которое приобрело новый толчок в связи с нынешней концепцией изменения здравоохранения, основной целью которой обозначено повышение доступности и качества медпомощи для всего населения нашей страны.
Эффективная реализация планов реформы невозможна без конкретного кадрового обеспечения. В подобных обстоятельствах особенно значимым компонентом осуществляемых в области охраны здоровья изменений становится результативное правовое регламентирование труда медицинских работников, гарантировать которое требуется через фиксирование особого юридического статуса определенных работников в области трудового права, который должен, с одной стороны, содействовать решению задач реформы сферы, а с другой, - включать в себя допгарантии в целях защиты прав самих отмеченных лиц.
Следовательно, рассмотрение особенностей правового регулирования труда медицинских работников носит как теоретическое, так и практическое значение для регламентирования трудовых отношений отмеченной категории работников, так как призвано дать ответ на вопрос о том, выступает ли юридическое регламентирование на этапе реформ действенным. Стремление изучать, насколько отвечает этому критерию отечественное законодательство, и обозначить предложения по его совершенствованию обусловило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются отношения, регулирующие правовое регулирование медицинских работников по трудовому законодательству, реализуемый посредством соответствующих норм и гарантий.
Предметом настоящего исследования являются теоретические разработки, связанные с применением норм трудового права относительно статуса медицинского работника и его содержания; законодательство, регламентирующее права медицинского работника, его обязанности и ответственность. Предмет исследования определяет его цель.
Цель дипломной работы заключается в исследовании правового регулирования труда медицинских работников.
Достижение указанной цели определило постановку следующих основных задач:
1) изучить историческое развитие правового регулирования труда медработников;
2) определить трудовой статус медицинских работников;
3) раскрыть процедуры заключения и оформления трудовых договоров с медицинскими работниками;
4) исследовать правовое регулирование учета рабочего времени и времени отдыха работников медицинских организаций;
5) рассмотреть ответственности медицинского персонала за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
6) определить проблемы правового регулирования труда медработников и путей их решения.
Степень изученности темы в научной литературе. Некоторым аспектам изучения данной темы, в частности, определению понятия, сущности правового статуса медицинского работника посвящены труды таких ученых, как Е. Галаева, А.Ш. Галимова, С.Ю. Головина, К.Н. Гусов, З.В. Каменева, А.С. Кашлакова, Т. Колбасова, В.Ю. Косарева, В.А. Лаптев, А. Лялякина, А.Михайлов, М.П. Мультановский, О.В. Романовская, В.П. Сальников, Н.Н.Седова, Ю.Д. Сергеев, Н.Н. Соколенко, С.Г. Стеценко, Т.Е. Сучкова, Е.Черниенко, М.А. Шишов, Е.Ю. Яценко и других.
Тем не менее, следует отметить отсутствие какого-либо комплексного исследования, содержащего все элементы и аспекты изучаемой темы с учетом выявленной цели и поставленных задач.
Методологическая основа работы. При написании настоящей работы для достижения цели используется совокупность методов научного познания. При этом применению подлежат как общенаучные методы, так и методы, характерные для юриспруденции – специальные.
К используемым общенаучным методам относятся: обобщение, анализ, синтез, классификация. В качестве специальных методов выступают формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толк
Эмпирическую основу исследования составляют международные нормативные акты – соглашения, декларации; законодательство Российской Федерации, регламентирующее трудовые правоотношения, регулирующее правовой статус медицинского работника; материалы судебной практики.
Научная и практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по теме «Правовое регулирование труда медицинских работников».
Кроме того, результаты проведенного исследования могут способствовать развитию трудового законодательства о правовом регулировании медицинских работников, разрешению проблем, возникающих при определении медицинского работника как субъекта трудовых правоотношений, установлении его прав, гарантий и обязанностей.
Структура работы. Структура дипломной работы обусловлена предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Становление правового регулирования труда медработников
Правовое регламентирование врачебной деятельности возникло еще в глубокой древности. Уже законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) устанавливали ответственность врача за причинение вреда пациенту. Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980 - 1037 гг.) так определял медицину: «Я утверждаю, что медицина - наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено...» . По прошествии веков определение медицины практически не трансформировалось. Наиболее общим современным определением медицины выступает следующее: «Медицина - система научных знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней» .
С течением времени модифицировалось законодательство, но в любом цивилизованном обществе оно продолжает устанавливать юридическое регламентирование медицинской деятельности и ответственность медиков за профессиональные правонарушения.
В России правовое регулирование медицинской деятельности можно разделить на ряд этапов:
1) регулирование медицинской деятельности (врачевания) в Древней Руси и Московском государстве (X-XVII вв.);
2) регламентирование медицинской деятельности в период правления Петра I (конец XVII века - I четверть XVIII века);
3) юридическое обеспечение меддеятельности в период Российской империи (II четверть XVIII в. - 1917 год);
4) правовая регламентация медицинской деятельности в советский период (1917-1991 гг.);
5) правовое регламентация медицинской помощи на современном этапе.
В Древней Руси медицинская помощь была представлена в трех вариантах: народная медицина; монастырская медицина; светская (городская) медицина.
Представителями народной медицины выступали знахари (волхвы, зелейники), т.е. люди, которые оказывали помощь страждущим путем применения лекарственных растений, заговоров, песнопений и прочее. Но после крещения Руси, произошли гонения на такого рода врачевателей со стороны церкви и великокняжеской власти.
Необходимо указать, что народная медицина не регламентировалась правовыми средствами. Понемногу, за счет использования обычаев и иных морально-этических регуляторов общественных отношений была образована система регуляции профессиональной деятельности народных врачевателей.
Монастырская медицина, это, пожалуй, первый вид медицинской помощи, который был подвержен конкретной юридической регламентации - Церковным Уставом Владимира Святославича, ряд норм которого затрагивал вопросы организации и деятельности церковных больниц. Четвертый отдел данного документа включал нормы о «церковных людях». К ним, на основании Устава, относились: а) духовенство; б) паломники и рабы, которые были отпущены на волю и не приписанные ни к какой общине; в) престарелые, сироты, хромцы, слепцы и т.п.; г) гостиницы, больницы и лекаря . То есть, лекари монастырских больниц обозначались как определенный слой населения державы – «церковные люди», а больницы принадлежали к церковным учреждениям.
«Церковный Устав» выступал одним из древнейших источников права, где содержались нормы, которые регламентировали общие положения врачевания в системе монастырской медицины .
Светская (городская) медицина в Древней Руси представляла собой вариант осуществления медицинской помощи, где врачевание реализовывали лекари-профессионалы. Именно светская (городская) медицина регулировалась положениями первого свода писаного русского права - Правды Русской.
Русская Правда – это главный источник государственного законодательства Древней Руси. В ст. 2 краткой редакции указано: «...оже ли себе не можешь мостити, то взяти ему за обиду 3 гривня, а летцю мъзда» . То есть, с виновного взималось три гривны в пользу пострадавшего, а также оплату работы лекаря. В ст. 30 пространной редакции отмечено, что «Аже ударить мечемь, а не утнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна за рану, (о) же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира» . То есть, в случае нанесения не смертельной раны мечом требуется заплатить три гривны, а самому потерпевшему гривну на лечение раны.
То есть, еще в Древней Руси присутствовали законодательные положения, которые содержали нормы о регулировании медицинской деятельности.
Правовое регулирование оказания медицинской деятельности в Московском государстве (XV-XVII вв.) отображала общую ситуацию в государстве. XVI век был ознаменован становлением приказной системы управления. Аптекарский приказ был образован в 1581 году с целью централизации госуправления системой здравоохранения. Его основным функциями можно назвать следующие:
- организация медицинского обеспечения;
- обеспечение лекарственными средствами ;
- выдача разрешений на право осуществления медицинской деятельности;
- организация военно-медицинской службы;
- врачебные освидетельствования (экспертиза больных и увечных);
- подготовка отечественных медицинских кадров .
В ведении данного приказа имелись доктора, лекари, аптекари, специалисты в разнообразных сферах медицины.
Регулирование оказания медицинской помощи во время правления Петра I трудно оценить. Для данного периода характерным выступает ярко выраженный государственно-правовой механизм регулирования медицинской деятельности, трансформирование структуры управления здравоохранением (образование Медицинской канцелярии), издание нормативно-правовых актов, которые регулировали медицинскую деятельность в государстве. В рассматриваемый исторический отрезок издается большое количество нормативно-правовых актов: Воинский Устав 1716 года; Морской Устав 1720 года; Указ Петра I от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям».
Воинский Устав определял особенности организации медицинской службы. Гл. 33 и 34 Воинского Устава направлены на регулирование работы госпиталей и профдеятельности докторов, лекарей, аптекарей.
П. 1 гл. 33 («О докторах») представляет интерес с позиции медико-правового анализа организационно-штатной структуры медицинской службы российской армии того времени: «надлежит быть при всякой дивизии одному доктору, и одному штаб-лекарю, а во всяком полку полевому лекарю, также в каждой роте по цирюльнику, также надлежит быть двум аптекам, одной при кавалерии, другой при инфантерии, и при них по одному аптекарю с двумя гиземями, и четырьмя учениками» .
Требования, которые предъявлялись Воинским Уставом к работе медработников, - одна из главных особенностей регулирования меддеятельности. Так доктор и штап-лекарь обязаны были осматривать больных 4 раза в неделю, а полковой лекарь - не реже двух раз в день. То есть устанавливались принципы единых подходов к осуществлению медпомощи раненым и больным. Именно данные принципы необходимо считать прообразом нынешних стандартов оказания медицинской помощи.
Существенное место в Морском Уставе отведено регулированию медицинской деятельности на флоте. Глава вторая книги первой Морского Устава (арт. 6) названа «О содержании больных».
Гл. 10 Морского Устава – «О лекарях» регулировала вопросы профдеятельности лекарей. Обозначены в данном документе и вопросы ответственности медработников за небрежное и презрительное отношение к больным. К примеру, в арт. 9 указано, что «Ежели лекарь своей небрежностью и явным презрением к больным поступит, от чего им бедство случится, то он как злотворец наказан будет...» .
Указ Петра I от 14 августа 1721 года «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» имеет системный характер и посвящен регламентированию целого ряда направлений медицинской деятельности, ключевыми из которых представляются общие правила организации аптек, контроль над деятельностью аптек и надзор со стороны органов управления медицинским делом за функционированием госпиталей.
В соответствии с Указом от 14 августа 1721 года право врачебной практики предоставлялось лишь тем, кто имел разрешение (аттестат) Медицинской канцелярии, который выдавался после предварительного освидетельствования комиссией Медицинской канцелярии. Внедрение системы получения разрешений на медицинскую деятельность в России явилось прогрессивным правовым средством регламентации медицинской деятельности и способствовало обеспечению населения качественной медицинской помощью.
Характеризуя общие черты юридического обеспечения системы здравоохранения в послепетровское время, важно отметить определенную преемственность в проведении реформ.
К знаменательным событиям, вошедшим в историю правового регулирования медицинской деятельности России и значительно усовершенствовавшим оказание медицинской помощи в условиях госпиталей, следует отнести появление в 1735 году Указа, носившего название «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей». Указанный документ явился обобщающим системным нормативным актом, в котором определены общая организационно-штатная структура госпиталей, обязанности должностных лиц, порядок освидетельствования в условиях госпиталя, подготовка лекарей у постели больного и другие.
Реорганизация системы государственного управления в России начала XIX века затронули и здравоохранение. Однако, если вместо упраздненных коллегий создавались министерства, то Медицинская коллегия в виде
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // Собрание законодательства РФ. - 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2334.
7. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 03.04.1995. - № 14. - Ст. 1212.
8. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 25.06.2001. - № 26. - Ст. 2581.
9. О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности: Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 // Собрание законодательства РФ. - 24.02.2003. - № 8. - Ст. 757.
10. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 // Собрание законодательства РФ. - 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2335.
11. О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием: Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 13.11.2000. - № 46. - Ст. 4538.
12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
13. Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 // Российская газета. - 2003. – 16 августа.
14. Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях: Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 // Собрание законодательства РФ. - № 2. - 11.01.1999. - Ст. 300.
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2057.
16. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников: Приказ Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2012 г. № 1183н // Российская газета. - 2013. - № 65.
17. Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда: Приказ Минздрава РФ № 225, Министра обороны РФ № 194, МВД РФ № 363, Минюста РФ № 126, Минобразования РФ № 2330, Минсельхоза РФ № 777, ФПС РФ № 292 от 30.05.2003 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 37. - 15.09.2003.
18. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому: Приказ Минздрава России от 02.04.2014 № 148н // Российская газета. - 2014. – 27 мая.
19. Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 // Собрание законодательства РФ. - 17.08.1998. - № 33. - Ст. 4009.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
Научная и учебная литература
21. Абдрахманова С.А., Галимова Ш.А. Проблема мотивации и оплаты труда медицинских работников // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. - № 5. – С. 65.
22. Белицкая И.Я. Особенности регулирования труда медицинских работников // Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.П. Орловского. - М.: Контракт, 2014. - С. 222.
23. Бибик М.В. Не забота о здоровье, а ущерб ему // Законность. 2009. № 6. С. 20 - 21.
24. Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml.
25. Галаева Е., Россикова Ю. Об оплате труда высококвалифицированных специалистов в России // Общество и экономика. 2012. № 3-4. С. 215.
26. Галимова А.Ш., Исмагилова З.А. Проблема мотивации и оплаты труда медицинских работников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 1. 2014.
27. Головина С.Ю. Особенности трудоправового статуса медицинских работников // Медицинское право. 2013. № 6. С. 22 – 26.
28. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: Проспект, 2005. - С. 256.
29. Каменева З.В. Понятие и принципы медицинской деятельности // Законодательство и экономика. 2016. № 1. С. 12 - 19.
30. Кашлакова А.С. Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 28.
31. Колбасова Т., Стаурина Н. Крутой поворот // Медицинский вестник. 2014. № 34.
32. Косарева В.Ю. Право и медицина: проблемы взаимодействия. К итогам Всероссийской научно-практической конференции // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 154 - 158.
33. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. 2013. № 3. С. 16.
34. Лялякина А. В больницах и поликлиниках сократят управленцев. Иначе поднять зарплату врачам не удастся, считают в Минздраве // Известия. 2013. 10 января.
35. Михайлов А., Бальбуков Д. Шойгу выдал заместителям новогодние премии // Известия. 2013. 11 января. С. 1.
36. Мультановский М.П. История медицины. М., 1967. С. 3 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 24.02.2017.
37. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. 400 с.
38. Памятники русского права: В 8 вып. / Под ред. С.В. Юшкова. М.: Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства. X - XII вв. 287 с.
39. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря. С. 4.
40. Романовская О.В. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 38.
41. Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 47 - 73.
42. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Регламентация медицинской деятельности в России: историко-правовые вопросы (X-XVII вв.) // Журнал российского права. 2001. № 4. С. 143-151
43. Седова Н.Н. Соотношение юридической, административной и этической регуляции деятельности медицинских работников // Медицинское право. 2003. № 3. С. 34 – 46 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.02.2017.
44. Сергеев Ю.Д., Ломакина И.Г., Канунникова Л.В. Гражданско-правовая ответственность при медицинском вмешательстве (теоретические аспекты проблемы) // Медицинское право. 2011. № 4. С. 3 - 9.
45. Соколенко Н.Н., Багнюк Д.В. Реализация конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации в условиях модернизации здравоохранения: некоторые аспекты // Социальное и пенсионное право. 2015. № 3. С. 45 - 50.
46. Стеценко С.Г., Гончаров Н.Г., Стеценко В.Ю., Пищита А.Н. Медицинское право. Учебник для юридических и медицинских ВУЗов (издание второе дополненное и переработанное) (ответственный редактор д.м.н., д.ю.н. А.Н. Пищита). - М.: РМАПО. 2011.
47. Сучкова Т.Е. О юридической ответственности медицинских работников при совершении ими профессиональных правонарушений // Медицинское право. 2011. № 6. С. 33 - 40.
48. Черниенко Е., Тихонов Г. Национальное здравоохранение как единая система // Врач. 1999. № 10. С. 39 - 40.
49. Шишов М.А. О допуске к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах // Медицинское право. № 1. 2015. С. 41.
50. Яценко Е.Ю., Эммануилов С.Д. О достижениях и проблемах становления медицинского права в Российской Федерации // Медицинское право. – 2006. - № 1.
Судебная практика
51. Решение Верховного Суда РФ от 10.01.2013 № АКПИ12-1467 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 9. – сентябрь. – 2013.
52. Апелляционное определение Кировского областного суда от 15.05.2012 по делу № 33-1352 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 20.02.2017.
53. Определение Приморского краевого суда от 26.01.2015 по делу № 33-24/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.03.2017.
54. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.03.2015 по делу № 33-2719/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.03.2017.
55. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 03.07.2014 по делу № 33-8939/14 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.03.2017.