Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях технологического и социально-экономического развития решение экологических проблем приобретает жизненно важное значение. В измененной человечеством окружающей среде затруднено существование всего живого, включая и самого человека, увеличивается количество регионов, относящихся к экологически неблагоприятным.
Для урбанизированных территорий характерны высокий уровень химического загрязнения почвенной, воздушной и водной сред, разрушение земель, сокращение видового и экосистемного разнообразия, ухудшение состояния здоровья населения.
Специфическими проявлениями экологических проблем в регионе являются: постоянно возрастающая концентрация промышленности, транспорта, рост численности населения.
В совокупности названные явления стали причинами возникновения в регионе экологически конфликтной ситуации, которая выдвигает на передний план необходимость обеспечения условий экологической безопасности населения. Обеспечение такой безопасности связано с реализацией качественно новых технологий производства и способов рационального использования природных ресурсов, что не представляется возможным (при учете специфики региона) без повышения уровня экологической подготовки новых поколений. В связи с этим, создание непрерывной и эффективной системы экологического образования - актуальная педагогическая проблема.
В наше время экологическое образование признается в качестве приоритетного условия преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и решающего фактора формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек-общество-окружающая среда». Оно имеет не только глобальный, но и региональный смысл, ибо одним из основных критериев его эффективности является улучшение состояния окружающей среды, прежде всего, в конкретной местности, и в конкретном регионе.
При изучении содержания экологического образования федеральный, региональный и школьный компоненты способствуют формированию экологической культуры личности - приоритетной цели экологического образования.
Содержание федерального компонента экологического образования нашло свое отражение в ряде программ, учебников и научно-методических пособий, предназначенных для педагогов, обучающих школьников на всей территории Российской Федерации.
Положительную роль в улучшении экологической подготовки учащихся общеобразовательной школы сыграло включение в учебные планы школ регионов предмета «Экология», который ориентирован, прежде всего, на усвоение содержания федерального компонента. Однако он не раскрывает разнообразный и объемный материал, отражающий экологические особенности региона, что вызывает необходимость создания специальных курсов, модулей, способствующих полноценному осуществлению познавательной и практической деятельности по сохранению окружающей среды в своей местности и регионе.
Объектом исследования является процесс урбанизации.
Предмет исследования - особенности урбанизации.
Цель: изучить ход процесса урбанизации в странах с разным уровнем развития экономики.
Задачи:
• рассмотреть этапы урбанизации;
• причины и факторы урбанизации;
• рассмотреть изучение урбанизации в общеобразовательной школе.
Глава 1. Взаимодействие урбанизации с внеурочной деятельностью школьников
1.1. Понятие урбанизации
Урбанизация — это исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация — многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В более узком, демографо-статистическом, понимании урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения). Первые города появились в III-I тыс. до н.э. в Египте, Месопотамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В греко-римском мире такие города, как Афины, Рим, Карфаген играли огромную роль. С развитием индустриального общества объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений. Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: естественным приростом самого городского населения; включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактический рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах — центрах тяготения этих зон. Сравнительный анализ демографических аспектов процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения — доли городского, или урбанизированного, населения. Однако в сводках по разным странам нет сведений, приведенных на одну дату (амплитуда колебаний до 10 лет), неодинаковы методы подсчета городского населения, определения границ городов. В странах мира существует три различных типа, по которым поселения классифицируются как городские: когда населенные пункты подразделяются по избранному критерию (например, по типу местного управления, по числу жителей, по пропорции населения, занятого в сельском хозяйстве); когда административный центр сельского района причисляется к городу, а остальная его часть — к деревне; когда скопления населения определенной численности относятся к городам независимо от их административной принадлежности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных будем источников расположенные
1) 3ахлебный А.Н. Непрерывное природных экологическое образование: варианты содержание осуществления мере в 12-летней российской нужно школе //Экол. вечного образование образования. – 2004. -№2.-С. поощрять 22-25
2) Shonnard D. R, Kicherer A., города Saling складываются Pr. Industrial application этой using BASF коридорам eco-efficiency концептуальные analysis: perspectives on формированию green engineering principles // сферах Environmental потребление science and technology поселки journal. 2003. V. 37. № 23.
3) проектировании Актуальные процессе проблемы экологического обязательной образования: Сб. науч.тр. — М., 2004.
4) курс Атанова общения С.Н. Педагогические условия социализации реализации образовательного осознание потенциала утрачивается общественных молодежных наиболее экологических движений : Автореф. дис. на охраны соиск рамках. учен. степ жающий. канд. пед. наук : курс (13.00.01) жающей - СПб., 2003. - 22 с.
5) Ахияров К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: Монография. - Стерлитамак, 2001
6) Байгулова Г.С. Личность учителя и ее готовность к эколого-педагогической деятельности. — Уфа, 2002
7) Богданец Т. П. Экологический подход и развивающие возможности начального естествознания //Нач. шк. плюс До и После .- 2002. - № 2. - С. 66-69.
8) Большаков В. H., Безель В. Ф., Таршис Г. И. Региональная экология. — Екатеринбург, 2000.
9) Бугаева А.Л. Формирование национального самосознания учащихся школ Севера-ХМАО, 2001. — 163 с.
10) Бугаева А.Л. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса (на материале национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа). - ХМАО, 2000. - 76 с.
11) Булатов В.И. Российская экология на рубеже XXI века.-Новосибирск : ЦЭРИС, 2000.- 43 с.
12) Бурова Л.И Дневник юного эколога: 1 кл. / Л. И. Бурова, Г. П. Сеничева, А. В. Сорокина.- Череповец : Полиграфист, 2002.- 32 с.
13) Бурова Л.И Дневник юного эколога: 2 кл. / Л.И. Бурова, Т.П. Сеничева, А. В. Сорокина.- Череповец: Полиграфист, 2002.- 32 с.
14) Бурова Л.И. Дневник юного эколога: 3 кл. / Л. И. Бурова, Г. П. Сеничева, А. В. Сорокина.- Череповец: Полиграфист, 2002.- 32 с.
15) Бурова Л.И.Дагбаева Н.Х. Модели школ экологической направленности в образовательном пространстве Байкальского - Улан- Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002.- 142 с.
16) Веденеева Р.П. Современная концепция развития цивилизованного общества России с экологическим мировоззрением. - М., 2002.- 28 с.
17) Вербицкий A.A. Контексты содержания образования. — М., 2003.
18) Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры старших школьников школ . - Ханты-Мансийск, 2002
19) Гагарин A.B. Воспитание природой. — М., 2000
20) Гагарин A.B. Дополнительное экологическое образование учащихся: исторические аспекты становления и развития. — М., 2003.
21) Гагарин A.B. Природоориентированная исследовательская деятельность школьников: теория, практика, эксперимент. — М., 2003.
22) Гилемшин И.М. Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся в Башкортостане. - Уфа, 2004
23) Гоглова М.Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования школьников: Автореф. канд.дис. — М., 2000
24) Грачева В.И. Педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) - М., 2003. - 20 с.
25) Гуняга H.A. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста : (На материале природы родного края): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.07.- Ростов н/Д, 2001.- 20 с.
26) Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Принята на конференции 3-14 июня 1992 г. URL: http://www. kadis. ru/texts/ index. phtml?id=33763&PrintVersion=1.
27) Дневник юного эколога: 4 кл. / Л.И. Бурова, Г. П. Сеничева, А. В. Сорокина.- Череповец: Полиграфист, 2002.- 32 с.
28) Жильцова, O.A. Экологически ориентированное обучение в средней школе - М.: МТО Холдинг, 2003.- 75 с.
29) Завьялова О. Г. Введение в природопользование. - Курган, 2002.
30) Закон РФ «Об образовании» (с изм. и доп.) - М., 2005.
31) Замбалова Т.Д. Проблемы этнопедагогического воспитания школьников. - Улан-Удэ, 2000
32) Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в старшей школе: Учебно-методическое пособие. - М., 2003
33) Игровая экология. Методика XXI века. - Уфа, 2001
34) Инновационные подходы в экологическом воспитании школьников: Учеб.-метод, пособие Уфа: Башк. ин-т развития образования, 2002.- 43 с.
35) Казарова O.A. Изучение экологии в старшей школе : Метод, рекомендации к дидакт. пособию "Времена года".- Великий Новгород : НРЦРО, 2001.- 20 с.
36) Казарова O.A. Курс экологии в начальных классах: Психол.-пед. условия развития экоцентр, экол. сознания мл. школьников: Метод, пособие - Великий Новгород : НРЦРО, 2000.- 76 с.
37) Казарова O.A. Творческие задачи по экологии для старших школьников : Метод. Материалы .-Великий Новгород : НРЦРО, 2001.- 32 с.
38) Колбасенко М.Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии : 1-4 кл : (Регион, компонент) : Учеб.-метод, пособие для студентов пед. специальностей пед. высш. учеб. заведений - Архангельск : Помор, гос. ун-т, 2002.- 238с.
39) Комарова Н.Г., Ромина, Л.B. Экологическое состояние Москвы : Пособие для учителей / Науч. ред. С.А.Ушаков; МГУ им. М.В.Ломоносова, Музей землеведения.- М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. - 123 с.
40) Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. - СПб., 2000
41) Коптюг В.А. Избранные труды. - М., 2001.
42) Кузьмина В.А. Игра как средство формирования личностного опыта учащихся начальных классов (на примере предметов регионального компонента): Автореф. дис к.п.н. - М., 2003
43) Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: ( 19.00.01).- М., 2001.- 22 с.
44) Либеров А.К., Бурцева O.K. Экология в школе: проектирование образовательных траекторий : [Применение экол. подхода в определении содерж. образования, в использовании средств обучения и в орг. учеб. деятельности сред, общеобразоват. шк.] //Наука и шк.- 2000.-№2.- С. 33-39.
45) Лиханова Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования: Автореф. дис....к.п.н., - Пенза, 2001.
46) Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников. — М., 2001
47) Макарский A.M. Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) - СПб., 2000. - 23 с.
48) Мамедов Н.М. Глобализация и экологическая безопасность. - М., 2004.
49) Мамедов Н.М. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. - М., 2003.
50) Мащенко О.Н. Формирование системы знаний о природе (интегрированных крусов по естествознанию в 5-6 кл.): Автореф. дис. к.п.н. - Киев, 2000
51) Модестова Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5-6-х классов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.02) - СПб., 2001.-19 с.
52) Мозговой Д.П. Экология: Психологические аспекты экологического воспитания. - Самара, 2001
53) Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учеб.- метод. пособие.- М.: ЦГА, 2003.- 127 с.
54) Мосолов В.В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) - М., 2000.- 23 с.
55) Мургаева С.И. Народные традиции в экологическом воспитании страшеклассников Калмыкии. - М., 2000
56) Мы: Программа экол. образования детей.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Детство-пресс, 2003.-227с.
57) Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы: Сб. науч. тр.- Красноярск, 2002.
58) Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. - 54 с.
59) Новые педагогические технологии: проблемы и решения. - М., 2006. - С. 51-57.
60) Панов В.Н. Введение в психологию экологического сознания. — М., 2000
61) Паринова С.Г. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук : (13.00.01) - Саратов, 2002. -22 с.
62) Петрова Т.П. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в старшей школе: Автореф. дис.... к.п.н. - Стерлитамак, 2000
63) ПлешаковА.А., Сонин Н.И. Что меня окружает : Альбом- задачник к учеб. "Мир вокруг нас": 1 кл.(трехлет. нач.шк.).- М.: Дрофа, 2006. -61 с.
64) Поляруш A.A. Формирование экологического мышления школьников на основе диалектического подхода:Монография. — Красноярск, 2001
65) Пономарева Л.И. Человек в мире природы. — Шадринск, 2000
66) Пономарева О. Н. Народные традиции в экологическом образовании. - М., 2003.
67) Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук : (13.00.02) - М., 2000.- 45 с.
68) Пустовая Л. Е., Месхи Б. Ч. Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг: учеб. пособие. Ростов н/Д: ДГТУ, 2008.
69) Рассыпное В.А. Методика экологического образования учащихся : Учеб. пособие - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.- 127 с.
70) Романова О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 369-373.
71) Садыков Г.Г. Учебная экскурсия как форма экологической деятельности в микросоциуме: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук : (13.00.02) .- Екатеринбург, 2000.-22 с.
72) Салина Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.02) .- Кострома, 2001.- 19 с.
73) Самкова В.А. Природа. Человек. Культура: Экол. образование школьников: концепция и комплект программ факультатив, курсов 3(4)-11 кл. - М.: ИОСО РАО; Липецк : ЛГПИ, 2000.- 83 с.
74) Сверлова Л. И. Концепция современного естествознания. — Хабаровск, 2003.
75) Симонова Л.П. Экологическое образование в старшей школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям.- М., 2000.-159 с.
76) Смирнова Н.З. Методологические основы системы непрерывного экологического образования в условиях современных школ- комплексов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук : (13.00.02) - СПб., 2002.- 40 с.
77) Соснина Т.Н. Из урока в урок... изо дня в день: Метод, пособие по экологии для учителей мл. кл. общеобразоват. Шк .- Самара : Самар, гос. аэрокосм, ун-т, 2001.- 90 с.
78) Стогова Д.А. Формирование экологической культуры старших школьников на основе межпредметных связей : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01).- Брянск, 2001.- 18 с.
79) Страунинг А.М. Чудеса в природе открываем сами. - Обнинск, 2001.
80) Суворова Г.М. Экологическое образование как фактор социального становления подростков: Автореф...к.п.н. - Ярославль, 2004
81) Суравегина И. Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы [Вопр. разраб. экол. образования с пример, темами экол. характера в структуре школ, курсов и дисциплин] // Экол. образование.- 2000.- М 1.- С. 12-16.
82) Тимофеева О.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : (На примере изучения экол. ситуации): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01).- М.,2002.-24 с.
83) Тутынина Е.В. Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.02).- СПб., 2000.- 22 с.
84) Формирование экологической культуры старших школьников .- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002.- 611 с.
85) Хабарова Е.И., Церцек Н.Ф., Губарева Т.Г. Состояние экологизации школьного образования в г. Москве в 1997-1998 учебном году: [По данным опроса среди учителей] // Экол. образование.- 2000.- М 1.-С. 68-73.
86) Хизбуллина Р.З.Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01).- Уфа, 2002.- 19 с.
87) Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) - Казань, 2003. - 16 с.
88) Цветкова И. В. Экологические проекты старших школьников в зимнее время и круглый год : [С примерами разраб. учащихся] // Экол. образование.- 2000.- №1.- С. 41-44.
89) Цветкова И.В. Экологический светофор. - М., 2000
90) Черябкина С.Н. Экологическое воспитание старших школьников средствами народной педагогики (Республика Мордовия). - М., 2000
91) Шилова B.C. Педагогические основы социально-экологического образования школьников: Учеб.пособ.- Белгород, 2002.- 221с.
92) Шумейко A.A. Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России: Автореф. докт.дис. - Брянск, 2000
93) Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.
94) Экологическое образование и воспитание старших школьников /Сост.: Ф.Р. Тхагова.- Майкоп : Аякс, 2003.- 93 с.
95) Экология и охрана природы: Сб. науч. -метод, материалов по актуал. проблемам экол. воспитания и обучения .- М : НОУ ИСОМ, 2003.- 34 с.
96) Экология Подмосковья: Энцикл. пособие / [Ред. совет: Б. С. Рябушкин и др.].- М.: Соврем, тетр., 2001.- 606 с.
97) Якунчев М.А. Содержание регионального компонента школьного экологического образования //Интеграция образования. - 2000. — №2. -С.16-17
98) Ярушина О.В. Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) - Оренбург, 2003.- 21 с.