- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Реструктуризация ЖКХ с целью оптимизации менеджмента и качества услуг
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Государственные и муниципальные финансы
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Реструктуризация ЖКХ с целью оптимизации менеджмента и качества услуг"?89 страниц
50 источников
Добавлена 05.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реструктуризации сферы услуг ЖКХ 7
1.1.Теоретические и методологические подходы к реструктуризации сферы услуг ЖКХ 7
1.2.Цели, задачи и критерии регулирования процесса реструктуризации сферы услуг ЖКХ 23
Глава 2. Современное состояние сферы услуг ЖКХ на примере Кстовского района Нижегородской области 37
2.1.Основные тенденции развития услуг ЖКХ Кстовского района Нижегородской области 37
2.2. Характеристика управления сферой ЖКХ Кстовского района Нижегородской области 43
Глава 3. Анализ возможностей реструктуризации сферы услуг ЖКХ Кстовского района Нижегородской области 58
3.1.Направления реструктуризации сферы услуг ЖКХ Кстовского района Нижегородской области 58
3.2. Механизмы обеспечения реструктуризации сферы услуг ЖКХ 68
Заключение 83
Список использованной литературы 86
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. Проблема реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время является одной из самых актуальных и острых. В неблагоустроенном жилье в настоящее время проживает каждая третья семья в России. О том насколько данная проблема актуальна можно судить по усиленной законотворческой деятельности правительства РФ в данной сфере, повышенному интересу средств массовой информации к теме реформирования ЖКХ и многочисленным акциям населения, направленным против роста коммунальных тарифов. В рамках данной статьи предполагается рассмотреть причины такого состояния отрасли и меры, необходимые для изменения ситуации.
Современное состояние жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации можно в целом охарактеризовать как кризисное. Усугубляется данная ситуация тем, что кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет застарелый характер. Правительство Российской Федерации рассматривает различные меры для решения данной проблемы, однако ни одна из них не может обеспечить выхода отрасли из кризиса. Как показывает практика, жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации в его современном состоянии нуждается в целом комплексе мер по его оздоровлению и восстановлению. Неудовлетворительное финансовое положение, отсутствие стимулов для снижения издержек и конкурентной среды, изношенность основных фондов - вот только некоторые проблемы жилищно-коммунального комплекса России. Следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса являются муниципальными, что в значительной мере усложняет любую их модернизацию. Однако Правительством Российской Федерации на ближайшее время намечены демонополизация отрасли и внедрение в нее большого количества частных предприятий. Таким образом, при разработке концепции модернизации ЖКХ следует учитывать этот факт и ориентироваться на возможные изменения в отрасли.
Коммерческие отношения вносят перемены во все сферы жизнедеятельности, также и в работу жилищно-коммунальной отрасли. Сфера ЖКХ в период до реформ, по оценкам специалистов, составляла третью часть основных фондов государства. Овладевая единым географическим и экономическим и пространством, сектор ЖКХ действовал под жестким правительственным управлением всех жилищно-коммунальных взаимоотношений с господствующей государственным видом собственности на все основные активы ЖКХ. Курс, взятый на трансформацию отрасли, призывал к незамедлительному решению определенных проблем, отрицательно сказавшихся на состоянии имущества жилищно-коммунальной отрасли.
Степень разработанности научной проблемы. Значительный вклад в развитие теоретических и практических аспектов регионального управления ЖКХ заложили труды Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, С.Ю. Глазьева, В.С. Золотарева и др. известных российских экономистов. Теоретико - методологические основы методологии комплексного развития региональной экономики рассмотрены в трудах П.М. Алампиева, Л.В. Канторовича, Н.Н. Колосовского, А.И. Татаркина и др. Вопросы, посвященные структурному и инфраструктурному развитию регионов, рассмотрены такими зарубежными учеными, как У. Айзард, Р. Аффтальон, А. Вебер, Г. Камерон, В. Ойкен, М. Портер, X. Ричардсон, Я. Тинберген, Л. Эрхард и др.
Проблемы совершенствования экономико-организационных механизмов управления сферой ЖКХ глубоко исследованы в работах А. Н. Асаула, О. А. Доничева, И. А. Кузнецова, 3. Черняка, Н.Ю. Яськовой и др. Однако, несмотря на достаточно всестороннюю и глубокую теоретическую и практическую исследованность проблемы развития ЖКХ на региональном уровне, сохраняют свою актуальность многогочисленные аспекты, связанные с совершенствованием региональной политики в данной сфере. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и формировании направлений совершенствования сектора ЖКХ в современной России, анализ проблем реформирования и модернизации и предложить перспективы развития.
Объектом исследования в работе является развитие сектора ЖКХ в современной России.
Предметом исследования выступают экономические отношения и управленческие решения, связанные с реализацией программы реструктуризации услуг ЖКХ.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение теоретических и методологических подходов к реструктуризации сферы услуг ЖКХ.
2. Определение критериев регулирования процесса реструктуризации сферы услуг ЖКХ.
3. Анализ основных тенденций развития услуг ЖКХ Кстовского района Нижегородской области.
4. Характеристика управления сферой ЖКХ Кстовского района Нижегородской области.
5. Выявление направлений реструктуризации сферы услуг ЖКХ Кстовского района Нижегородской области.
6. Определение механизмов обеспечения реструктуризации сферы услуг ЖКХ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции и теории, представленные в теоретических и прикладных работах отечественных и зарубежных ученых. При разработке теоретических положений работы по реструктуризации в сфере ЖКХ применялся системный подход, в рамках которого использовались исторический и структурно-функциональный методы,
Нормативно-правовую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие организационно-экономические отношения в сфере ЖКХ на федеральном, региональном и местном уровне. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов, эмпирический и аналитический материал, содержащийся в специальных научных изданиях, результаты социологических опросов, материалы научно-практических конференций, монографий и периодической печати, данные Интернет-ресурсов.
Глава 1. Теоретические основы реструктуризации сферы услуг ЖКХ
1.1.Теоретические и методологические подходы к реструктуризации сферы услуг ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) для современной российской экономики является одной из важных социально-значимых сфер. Как отрасль экономики сфера ЖКХ включает в себя: жилищное хозяйство, представленное, хозяйствующими субъектами, основные виды деятельности которых заключаются в управлении существующим жилищным фондом и инфраструктурой, обеспечивающей его эксплуатацию, а также коммунальное хозяйство, представленное хозяйствующими субъектами, основные виды деятельности которых заключаются в управлении водопроводно-канализационной, топливно-энергетической, сетевой и другой инфраструктурой этой сферы.
Производственная структура ЖКХ является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры и включает в себя ряд экономических подотраслей: жилищное хозяйство, ресурсообеспечение, благоустройство, бытовое обслуживание. Это и является особенностью комплекса ЖКХ, деятельность которого направлена на удовлетворение социально-бытовых нужд населения. Важно понимать, что сущность коммунального хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства не идентична, хотя во многих научных источниках эти понятия находятся в одном синонимическом ряду. Это обусловлено их общим целевым и функциональным назначением.
По существу, задачи жилищного и коммунального хозяйства отличаются объектом воздействия. Жилищное хозяйство обеспечивает нормальную эксплуатацию объектов жилых и нежилых зданий. Под этим понимается нормативное, техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ для создания комфортных условий проживания и работы населения. Задача коммунального хозяйства состоит в поставке необходимых ресурсов в социальную сферу (школы, больницы и т. д.), а также населению.
К специфическим характерным чертам современного комплекса ЖКХ региона предлагается отнести наличие сложной системы взаимосвязей субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, населения, организаций, являющихся потребителями соответствующего комплекса услуг и органов власти территории. В числе множества взаимосвязей особое место занимают технологические, поскольку именно данный вид связей обусловливает интеграцию усилий хозяйствующих субъектов по обеспечению потребителей соответствующими услугами. Очевидно, в процессе реализации взаимосвязей имеют место и противоречия целей всех перечисленных элементов, входящих в комплекс регионального ЖКХ. Данные противоречия обусловлены «характером производимых предприятиями ЖКХ благ, относимых к категории локальных и социально-значимых.
Существование системы разнообразных взаимодействий (прямых и обратных связей) между большим количеством элементов регионального комплекса ЖКХ обусловливает возможность его рассмотрения как сложной вероятностной системы, обладающей наряду с общеизвестными свойствами эмерджентности, целесообразности и т.д., и такими специфическими свойствами, как самоорганизация и синергичность. Названные свойства обеспечивают трансформацию системы не только в структурном, но и в функциональном смыслах под влиянием факторов внешней среды. Например, под влиянием фактора инфляции, в силу возникновения сопутствующих экономических явлений, изменяются тарифы на услуги ЖКХ, количество предприятий, действующих в указанной сфере, характер межэлементных взаимосвязей комплекса ЖКХ. Структура ЖКХ существует в пределах ограниченной территории, обладающей специфическими характеристиками и свойствами. В силу этого, изменения характеристик и свойств среды влекут за собой и трансформационные изменения и в комплексе регионального ЖКХ.
Характеристика разнообразия внешней территориальной среды предопределяет наличие множества потенциальных структурно-функциональных направлений развития ЖКХ региона. В свою очередь, функционирование системы регионального ЖКХ, безусловным образом, отражается на состоянии всех элементов внешней среды. В данном случае имеют место свойства открытости, определяющееся наличием стоков обмена энергией и веществом между элементами системы ЖКХ, и внешней средой. Этот обмен, по существу, может происходить в каждой точке регионального пространства, в том числе и через территориальные границы. В частности, потоки финансов формируются через платежи населения субъектам хозяйствования комплекса ЖКХ в виде отчислений за потребленные услуги. Таким образом, реализуется внутренний финансовый обмен. Внешний обмен происходит, когда система ЖКХ осуществляет плату за потребленные материалы и энергию, перечисляет налоги в федеральный и местный бюджеты. Для полноты характеристики комплекса регионального ЖКХ необходимо отметить и свойство взаимопроникновения региональной социально-экономической системы и системы ЖКХ, которые априори в отрыве друг от друга не могут существовать и развиваться. Очевидно, что первичные изменения, являющиеся импульсом к трансформации регионального ЖКХ, происходят во внешней для него среды – региональной социально-экономической системе. В свою очередь, ЖКХ является как бы питательной средой всех процессов, происходящих в регионе.
Общепризнанной особенностью ЖКХ является значительная степень монополизма отдельных предприятий ЖКХ в регионе и муниципальных образованиях. Как правило, монополизм наблюдается в отношении ресурсообеспечивающих (водо-, энерго- и теплоснабжение и т.д.) субъектов хозяйствования. В меньшей степени это свойственно секторам обеспечения благоустройства, текущего и капитального ремонта жилых и нежилых помещений. В связи с этим, ресурсообеспечивающие предприятия, их технологическое и финансовое состояние, безусловным образом, оказывают влияние буквально на все стороны жизнедеятельности в регионе или муниципальном образовании.
Современный жилищно-коммунальный комплекс России обеспечивает около 5% ВВП национальной экономики. По объемам реализации продукции ЖКХ занимает третье место после газовой и нефтяной отраслей. В связи с этим, безусловно, его состояние, эффективность функционирования оказывает значительное влияние на все сферы жизнедеятельности населения. Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг является важнейшей задачей реформирования ЖКХ страны и регионов. Жилищные условия являются важнейшим индикатором качества жизни социума и основным фактором развития человеческого потенциала территории и социальной стабильности общества.
Сегодня в структуру сферы ЖКХ входят хозяйствующие субъекты более 30 видов экономической деятельности, начиная от служб муниципального заказчика, представленных жилищными комитетами, департаментами и управлениями, и заканчивая непосредственными потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), к которым относятся собственники жилья (физические и юридические лица), действующие как самостоятельно, так и через товарищества собственником жилья (ТСЖ) или управляющие компании (УК). Между этими двумя множествами осуществляют свою деятельность различные множества ресурсоснабжающих, специализированных обслуживающих, финансовых, юридических и других хозяйствующих субъектов разных форм собственности, каждый из которых по роду своей деятельности может считаться экономическим институтом. Следовательно, их все можно объединить через понятие институциональные агенты сферы ЖКХ.
В настоящее время общее число институциональных агентов сферы ЖКХ превышает 52 тысячи. Они обеспечивают занятость примерно 3,4 млн. трудоспособного населения страны. Общая доля основных производственных фондов институциональных агентов сферы ЖКХ составляют порядка 26% основных фондов всего народного хозяйства нашей страны. Вместе с тем, около 60% основных фондов сферы ЖКХ находятся в изношенном состоянии. При этом физический износ основных фондов котельных составил 55%, а тепловых сетей - 62,8%. Потери коммунальных ресурсов, по водоснабжению составляют около 30%, а по теплоснабжению - доходят до 40%. Кроме того, потери электроэнергии достигают 15%, а общий расход энергетических ресурсов на 25-30% превышает аналогичные показатели в большинстве стран Европы.
Указанные обстоятельства предопределили необходимость ускоренного проведения комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры сферы ЖКХ. В связи с этим на уровне Правительства РФ была принята Комплексная программа, в которой были определены основные этапы и целевые критерии проведения комплексной модернизации сферы ЖКХ. Однако усилия на государственном уровне не дадут ожидаемых результатов, если они не будут поддержаны на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне институциональных агентов сферы ЖКХ. Поэтому основной целью данного исследования будет поиск решений и подходов к моделированию взаимодействия институциональных агентов этой сферы, а также обоснование эффективного инструментария и методов моделирования их деятельности в условиях проведения модернизации сферы ЖКХ.
Сферу ЖКХ следует рассматривать как сложную динамическую систему, в которой множество институциональных агентов одновременно осуществляет комплекс разнонаправленных взаимодействий. При этом деятельность многих институциональных агентов не в полной мере соответствует рыночным требованиям, а качество получаемых собственниками жилья ЖКУ остается на низком уровне. Проведение модернизации сферы ЖКХ предполагает принципиальное изменение их функций и организационно -экономических механизмов взаимодействия на основе максимального учета экономических и других интересов каждого институционального агента.
Как правило, институциональные агенты сферы ЖКХ осуществляют свою деятельность под воздействием сложной совокупности разнонаправленных факторов, природу и степень влияния которых чаще всего невозможно заранее предвидеть. Поэтому неопределенность и недетерминированность можно считать объективной реальностью при взаимодействии институциональных агентов сферы ЖКХ, а также в случае принятия и реализации ими любых управленческих решений. Кроме того, на хозяйственную деятельность многих институциональных агентов оказывают разнонаправленное влияние множество факторов внешней и внутренней среды. Существенное влияние на эти процессы оказывают и собственники жилых помещений, которые заинтересованы в эффективной эксплуатации жилищного фонда
В настоящее время прибыльность предприятий, входящих в систему ЖКХ, остается достаточно низкой, неоправданно высока доля убыточных предприятий, относящихся к системе ЖКХ. Необходимо отметить, что уровень прибыльности предприятий различается в зависимости от вида экономической деятельности, формы собственности и территориального размещения. Этот факт, по существу, является предпосылкой изменений в финансовой сфере ЖКХ.
Обращая внимание на различия в финансовом состоянии предприятий жилищно-коммунального сектора региона, необходимо учитывать подход французского экономиста Ф. Перрокса, который ещё в 1930 году предлагал рассматривать экономическое пространство как некое силовое поле, образованное территориальными предприятиями и их взаимосвязями. Данный подход основан на принципе неравенства, оказывающим благотворное влияние на уровень экономического развития комплекса ЖКХ. Это обусловлено отличиями в характеристиках основных фондов предприятий ЖКХ, их информационного потенциала и характере отношений с экономическими субъектами территории. Главный результат неравенства – существование доминирующих и подчиненных экономических единиц, неравенство которых имеет своим следствием деформацию экономического пространства.
Один из видов деформации – поляризация пространства вокруг ведущей отрасли («полюса роста»). Если ранее считалось, что каждая фирма действует самостоятельно, руководствуясь только уровнем единой цены на рынке ее продукции и высотой своих издержек, то теперь (согласно Ф. Перроксу), попав в поляризованное пространство, фирма должна при принятии решений учесть прямое и косвенное принуждение, исходящее из полюса от доминирующей единицы. В поляризованном пространстве экономические единицы ведут себя уже не как взаимозависимые партнеры, а как части единой системы.
Не менее важной специфичной чертой современного ЖКХ является его информационная характеристика, свойственная постиндустриальному этапу экономического развития общества. В этом контексте комплексу ЖКХ и его экономике становятся присущи сетевые признаки. Выше отмечалось наличие сильной взаимосвязанности субъектов хозяйствования в системе ЖКХ на основе прямых и обратных не только технологических, но информационных связей. Современный этап развития ЖКХ не мыслим без развитой информационной связи его с населением и различными региональными институтами (органами местной власти, исполнительными и финансовыми).
В этом смысле теория функционирования ЖКХ в недостаточной степени раскрывает сетевой аспект формирования и функционирования современного жилищно-коммунального хозяйства. Между тем исследования именно данного аспекта предоставляют возможность понимания природы и сущности взаимодействий экономических субъектов, входящих в систему регионального ЖКХ. Именно специфика территориального размещения определяет характер и интенсивность взаимодействий между экономическими субъектами в системе ЖКХ. При этом экономическую деятельность субъектов, относящихся к системе ЖКХ, предлагается рассматривать в контексте её разделения по видам экономической деятельности (производство и распределение горячей воды и пара, сбор сточных вод, отходов, управление жилищным фондом и т.д.) и, соответственно этому, коллективное использование и применение различных комплексов связанных технологий. На входе указанной системы взаимодействий находятся природные ресурсы (вода, энергия, газ и т.п.), на выходе – не только материальные продукты (горячая вода, пар), но и реализованные услуги в виде обеспечения теплом, светом, благоустройства территории, ремонта жилых домов, развития транспортной инфраструктуры и т.д. Структура и состав комплекса технологий ЖКХ не является конечным строго заданным множеством. Они (технологии) могут дублироваться, быть избыточными, использоваться на альтернативных началах. Технологии, так же, как и экономические субъекты-потребители, распределены в экономическом пространстве и при определенных обстоятельствах могут менять свою пространственную привязку.
Важнейшей особенностью современного ЖКХ следует считать наличие постоянных изменений его структуры, функционального содержания, характера социально-экономических отношений субъектов хозяйствования, населения и органов власти и т.д. В данном контексте следует признать факт наличия процесса модернизации комплекса ЖКХ. В научных публикациях понятие «модернизация» ставится в соответствие термину «реформирование». Если исходить из предпосылки однозначности этих понятий, то модернизация комплекса ЖКХ в нашей стране реализуется, по меньшей мере, два последних десятилетия. В данном случае уместно упомянуть Указы Президента РФ от 28.04.1997 от 27.05.1997 № 425 и № 528 и целом ряде других решений и постановлений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Приказом Минрегиона России от 27.06.2007 № 54 утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы. В 2007 году принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Актуальность этих действий обусловливалась необходимостью формирования и развития рыночных отношений, развития частно-государственного партнерства, создания ТСЖ в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Вместе с тем, следует уточнить содержание понятия «модернизация» по отношению к ЖКХ, поскольку многие исследователи и управленцы, в зависимости от их специализации (экономисты, социологи, политологи, культурологи и т.д.), рассматривают разные смыслы этой категории. Обзор научных публикаций, относящихся к данной сфере, показывает, что на современном этапе не существует общепринятой «теории модернизации», хотя и в прошлом веке, и в начале XXI века было реализовано немало модернизационных проектов, успешных в той или иной степени.
Общепринятая концепция модернизации в науке в настоящее время не сформирована . Однако обзор научных публикаций позволяет рассматривать модернизацию как синтез социологических, экономических и политических теорий, описывающих процесс, т.н. осовременивая или изменения в широком смысле социально-экономических систем (Клейнер Г., Хангтингтон С., Эйзенштадт Ш. и др.). Указанные изменения имманентны для всех типов социально-экономических систем, и для комплекса ЖКХ в частности. Поскольку любая система находится в процессе развития, то модернизация как процесс эволюционных изменений носит перманентный характер. В полной мере это относится и к ЖКХ.
Процесс изменений ЖКХ, как и любой другой социально-экономической системы, может реализовываться при различной ролевой структурной характеристике. Речь идет о степени участия государства в процессе модернизации ЖКХ. Как крайние позиции могут рассматриваться ситуации проведения изменений под полным контролем государства и полное устранение государства от управления модернизацией. Безусловно, первая позиция может быть реализована только в условиях плановой, директивной экономики. Вторая является крайне либеральной и предполагает полное осуществление модернизационных изменений посредством рыночных и социальных механизмов. Очевидно, что совмещение этих подходов, как и позиционирование государства в этом процессе достигается с помощью организационно-экономического механизма функционирования современного ЖКХ.
Белякова Г.Я. и Батукова Л.Р. выделяют следующие основные модели модернизации общества , которые достаточно легко адаптируются к процессам развития ЖКХ: историческая, релятивистская и аналитическая. Выделенные модели различаются целями реализации, концепциями модернизационных преобразований и способами реализации изменений. Современному этапу развития ЖКХ в наибольшей степени присуща аналитическая модель, предполагающая комплексную, многокомпонентную модернизацию при принципиальной реализации системности и взаимосвязанности факторов (движущих сил). Такая модель в полной мере соответствует понятию системная модернизация.
Процесс модернизации регионального ЖКХ предлагается рассматривать в двух методологических плоскостях: эволюционного развития техники и технологий; взаимосвязанных экономических, технологических, финансовых и социальных изменений. Данные плоскости пересекаются в пространстве развития региона. Именно их пересечение свойственно процессу модернизации комплекса ЖКХ. С одной стороны, процесс модернизации носит эволюционный, перманентный характер за счет развития техники и технологий в различных сферах общественного развития (появление новых материалов, технологий и технических устройств), с другой стороны, он (процесс модернизации) инициируется и регулируется системой управления (программы реформирования, инвестиционные и инновационные проекты).
В настоящее время четко оформилась федеральная компонента управления модернизацией ЖКХ. Федеральные органы власти инициируют модернизационную парадигму развития национальной экономики во всех сферах развития общества. Это проявляется в большом количестве распоряжений и указов Правительства РФ по отношению к развитию ЖКХ (например, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Указ Президента РФ от 28.04.97 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (ред. 29.06.2015). По решению Правительства РФ в 2007 г. создана корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которая, по существу, явилась федеральным механизмом реализации процесса модернизации. На муниципальном уровне, в силу территориальной локализации, реализуется непосредственный процесс управления деятельностью субъектов хозяйствования, относящихся к комплексу ЖКХ. В этом смысле организационно-экономический механизм функционирования отрасли имеет слабую региональную специфику. В силу этой характеристики существует явный разрыв между федеральным и муниципальным уровнями управления. Устранение данного разрыва возможно за счет усиления региональной компоненты в контексте учета региональных стратегических приоритетов в программах развития муниципальных образований и отдельных субъектов хозяйствования в отношении развития ЖКХ.
Движущие силы или факторы процесса модернизации определяют совокупность различных стратегических направлений развития регионального ЖКХ. От возможности и потенциала управления этими факторами зависит эффективность его функционирования.
Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
- базовая особенность ЖКХ как специфического компонента социальной инфраструктуры региона проявляется в многоотраслевой структуре, состоящей из комплекса отраслей экономики территории: жилищного хозяйства, ресурсообеспечения (тепло-, газо- и водоснабжения, благоустройства, бытового обслуживания и т.д.), которые в значительной степени определяют эффективность функционирования всей региональной экономики;
- функционирование регионального ЖКХ осуществляется на основе системы взаимодействий субъектов хозяйствования между собой, потребителем, в лице местного населения и органов региональной и местной власти с различной целевой ориентацией, приводящей к появлению определенного рода противоречий;
- важнейшей характерной чертой современного ЖКХ является достаточно высокая степень монополизма предприятий ЖКХ на региональных рынках жилищно-коммунальных услуг;
- специфика территориального размещения предприятий ЖКХ проявляется в характере и интенсивности взаимодействий между экономическими субъектами в системе ЖКХ, создающих предпосылки организации и развития действенной информационной сети;
- процесс модернизации ЖКХ реализуется в двух методологических плоскостях: эволюционного развития техники и технологий; взаимосвязанных экономических, технологических, финансовых и социальных изменений. В настоящее время существует разрыв между федеральным и муниципальным уровнями управления модернизацией ЖКХ. Устранение данного разрыва возможно за счет усиления региональной компоненты в контексте учета региональных стратегических приоритетов в стратегиях развития ЖКХ муниципальных образований и отдельных субъектов хозяйствования.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.garant.ru
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. http://www.garant.ru
4. Агаджанян А.Я. Предпринимательство в жилищно-коммунальном секторе: формирование и функционирование // Научный журнал КУбГАУ. – 2012. – №80 (06).
5. Аксенов П.Н. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жилищно-коммунального комплекса // Экономическая наука
6. Атаманенко, С. А. Управляющая организация в сфере ЖКХ; / Атаманенко С. А., Горобец С. Л. - Феникс - Москва, 2012. - 272 с.
7. Бобровская Н.И. Современная модель системы муниципального управления ЖКХ в России // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2014. – № 4.
8. Бобровская Н.И. Компаративный анализ моделей управления ЖКХ в России и западных странах // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2014. – №12.
9. Доничев О.А., Саралидзе А.М. Рациональное использование ресурсов как основа межрегиональной экономической интеграции. – М., 2014. – 405 с.
10. Зеленцов Л.Б., Рыльков В.И, Камнева П.И. Организационно-экономическая модель управлении многоквартирными домами // Науковедение. – 2012. – №3.
11. Иванов А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 200 с.
12. Иванов, А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ; / Иванов А.Р. - Альпина Паблишер - Москва, 2013. - 200 с.
13. Иванова Н.А. Теоретические аспекты понятия инфраструктуры региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2012. – №4 (32).
14. Ивасенко, А. Е. Антикризисное управление; /Ивасенко А. Е., Никонова Я. И., Каркавин М. В. - КноРус - Москва, 2010. - 504 с.
15. Казанцева Н.В. Реструктуризация предприятий в системе реформирования ЖКХ. Автореферат к. э. н. М., 2006. 149с.
16. Каменева, Е. А. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по- новому;/Каменева Е. А. - Феникс - Москва, 2005. - 352 с.
17. Каменева, Е.А. Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений в ЖКХ // Финансы и кредит. 2010. № 22.
18. Кирсанов С.А. Проблемы и перспективы саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2012. – №2.
19. Климантова Г.И. Информационно-аналитический материал «Социальные последствия жилищно-коммунальной реформы» // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – №14 (234).
20. Кобец, Е.А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ //Кобец, Е.А., Макареня Т.А., Налесная Я.А. //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10.
21. Колесникова A.A. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах // Вопросы статистики. – 2009. – №2.
22. Коцюрба, О.Ю. Методы финансового обеспечения развития жилищно¬коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2014.№ 27. С. 46-51.
23. Круглик, С. ЖКХ идет в рынок. /Круглик С. // Экономика России: XXI век. 2010. №12;
24. Кругликов, А.А. Еосударственная политика в сфере ЖКХ/ Кругликов А.А. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2000. № 7. С. 94-¬100.
25. Крупина, Н.Н. Инновационный подход к активизации потенциала региональных предприятий ЖКХ - водоканалов/ Крупина Н.Н. // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 14. С. 51-59.
26. Куижева С.К. О некоторых дифференциальных уравнениях в частных производных, порожденных коммутирующими линейными дифференциальными операторами. – Нальчик: Известия КБНЦ РАН, 2013.
27. Кусакина, О.Н., Бондаренко Е.А. Рыночно-экономические основы становления предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве региона/ Кусакина О.Н., Бондаренко Е.А. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30.
28. Ларин С. Н. Развитие инновационного потенциала сферы жилищно-коммунального хозяйства региона как условие проведения ее комплексной модернизации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №02(116). - С. 691-705.
29. Ларин С. Н., Герасимова Е. В., Стебеняева Т. В. Пути эффективной модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения новых организационно-экономических механизмов взаимодействия ее институциональных агентов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 20(305). - С.14-25.
30. Ларин, С.Н. Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона/ Ларин С.Н. // Региональная экономика: теория и практика. 2012.№ 6. С. 24-35.
31. Леус, Д.И. Разработка инвестиционной политики жилищно-коммунального хозяйства в условиях инновационной экономики/ Леус Д.И. // Инновации и инвестиции. 2012. № 5. С. 200-204.
32. Макаров А.В. Отраслевые особенности реструктуризации предприятий. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004
33. Никифорова В.Д. Реформа в ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества // Стандарты и качество. – 2008. – № 5.
34. Новиков А.В. Современный взгляд на организационно-экономический механизм управления российским предприятием // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». – 2011. – №2
35. Осипов А. Ю. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в России // Российское предпринимательство. - 2012. - №16. - С. 76-80.
36. Перевезенцева, И.А. Справочник: все о ЖКХ; М.: Мартин - Москва, 2008. - 187 с.
37. Пешин, И. Л. Муниципальная хозяйственная собственность. / Пешин И.Л. //Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Статут, 2011, №8;
38. Пивень И.Г. Совершенствование организационного и методического обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием региона: дис. … канд. экон. наук. – Краснодар, 2014.
39. Райская Н., Сергиенко В., Френкель А. Хозяйственная конъюнктура и структурная перестройка / Экономист. - 2005. - № 11.
40. Симионов, Ю. Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. - М.: Феникс, Издательский центр «МарТ», 2010. — 288 с.
41. Скрипкин, О. Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческой концессии в ЖКХ; /Скрикин О.Б. - Финансы и статистика -, 2013.-240 с.
42. Смирнова О.А. Социальная инфраструктура региона: сущность, проблемы и перспективы развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2014. – № 2 (38).
43. Стебеняева Т. В., Юдинова В. В., Юрятина Н. Н. Инструментарий многокритериального выбора и принятия решений экономическими субъектами сферы ЖКХ при их взаимодействии в условиях детерминированной неопределенности // Инновационная наука. - 2015. - №4. Часть 1. - С. 114-117.
44. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г. Ю. Ветрова. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
45. Хачатрян С.Р. Анализ и моделирование механизмов развития малого предпринимательства в сфере управления муниципальным фондом города // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №3.
46. Челноков, А. С. ЖЭК - Потрошитель. Разоблачение мафии ЖКХ; /Челноков А. С. - Яуза-Пресс - Москва, 2011. - 256 с.
47. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство. - /Черная И.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
48. Черняк, В. З. Экономика города. - М.: Кнорус, 2010. - 360 с.
49. Широков, А.Н. Муниципальное управление: учебник для вузов. /Широков А.Н., Юркова С.Н. - М.: КноРус, 2010.
50. Ширяев, В. И. Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление; /Ширяев В. И., Баев И. А., Ширяев Е. В. - Либроком - Москва, 2010. - 272 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней