Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня во всём мире наблюдается тенденция к увеличению количества фотографических изображений, полученных не любительскими или профессиональными камерами, а смартфонами и мобильными телефонами. И если изначально количество мобильного фотографического контента было незначительным и хаотичным, то со временем мобильная фотография превратилась в новый способ коммуникации, с массой поклонников и со своим особенным визуальным языком. Так в начале нынешнего века зародился жанр мобильной фотографии, который сегодня становится всё более популярным.
Изначально камера на телефоне была неотъемлемым атрибутом лишь фотолюбителя. Ещё 10 лет назад мобильная фотография считалась «полуфабрикатом», неспособным конкурировать с фотографией профессиональной. Однако улучшение качества изображения, получаемого камерой мобильного телефона, привело к тому, что общество начало активно пользоваться этими гаджетами для «документирования» окружающего мира. Благодаря конструкции современных мобильных устройств и соединению с сетью Интернет, появилась возможность мгновенной публикации и распространения визуального контента. И данный факт является, возможно, одним из поворотных для фотожурналистики.
Сегодня рынок журналистской фотографии находится в условиях жёсткой конкуренции и финансового прессинга. Причина сложившейся ситуации на медиарынке кроется в нескольких факторах. С одной стороны, пресса, бумажные СМИ, можно сказать, умирают, с другой стороны, развитие Интернета и смартфонов со встроенными камерами оказывают давление на действующих фотожурналистов возможностью моментальной публикации снятого фотографического контента.
Всё чаще мы видим, что штатные фотожурналисты и фрилансеры снимают на мобильные телефоны профессионально. Ввиду доступности мобильной техники, грань между профессиональной и любительской фотографией зачастую стирается.
Тем не менее, сегодня в России отсутствует Интернет-ресурс, где бы широко и систематизировано освещалась практика мобильной фотографии.
Актуальность данного исследования заключается в том, что феномен мобильной фотографии недавно возник и очень мало изучен. Обладая большим потенциалом, он только недавно начал существенно влиять на медиарынок и, следовательно, заслуживает дальнейшего исследования, выявления особенностей мобильного контента, прогнозирования развития и влияния на разные сферы деятельности людей. Пока что в России отсутствует ресурс, в котором были бы полно и систематизировано представлены знания о мобилографии.
Спортивная фотография – это особенный и весьма интересный жанр фотографии, который отличается своей динамичностью. В связи с этим спортивный фотограф должен обладать омастерством, чтобы успеть поймать нужный момент, который показывает накал борьбы, восторг от победы или же просто атмосферы соревнований. Не важно идёт речь о съемке шахматной партии или футбольного матча – снимок должен показывать всё: эмоции, настроения, напряжение. Спортивные фотографии получаются не только эстетическими, они передают настоящий спортивный дух. Зритель вместе с героем фотоснимка должен прочувствовать радость победы, горечь проигрышей, драматические моменты, борьбу. Множество фотографов мечтает оказаться на крупных спортивных мероприятиях, там, где рождаются звезды большого спорта.
Спортивный репортаж – это постоянный поиск оптимального баланса между диафрагмой и выдержкой, постоянная битва за наилучшую резкость. Задачами данной курсовой работы является:
1. Изучить историю жанра спортивного фоторепортажа.
2. Выявить роль мобилографии при съемке спортивного фоторепортажа .
3. Дать общие рекомендации для спортивных фотографов.
1.Технологическая часть
1.1 Историческая справка
В современном мире уже достаточно давно наблюдается процесс информатизации общества. Изменения затрагивают все сферы общества, в том числе и коммуникативную составляющую общественной жизни, что находит отражение в появлении новых способов общения.
Наиболее популярным инструментом общения на данном этапе развития общества является мобильный телефон. С его помощью человек общается, работает, делится своими моментами, запечатленными на телефон.
Мобильная фотография набирает популярность, при этом качество полученных снимков находится на уровне фотографий, выполненных с помощью профессиональной фотокамеры.
Более 80 миллионов фотографий ежедневно по всему миру публикуются в приложении Instagram, но прежде чем стать таким популярным инструментом для невербальной коммуникации устройства с камерами претерпели значительные изменения, о которых поговорим чуть ниже.
В 1983 г. американская компания Motorola провела презентацию и показала миру первое сотовое устройство («DynaTAC 8000X»), над которым трудились работники предприятия более 10 лет.
Устройство обладало ограниченным функционалом: с помощью телефона можно было принимать входящие звонки, осуществлять исходящие звонки, при этом в настройках телефона была одна мелодия.
При активной работе сотового устройства заряда аккумулятора хватало не более чем на 1 час работы. Также телефон был достаточно внушительных размеров, что осложняло его использование в обычных условиях жизни. Аккумулятора хватало всего на час при условии активной эксплуатации телефона.
По прошествии 5 лет компания начала производить компактные по размерам устройства связи, обладающие более внушительным функционалом.
В начале 2000-х в японской компании был создан сотовый телефон со встроенной камерой, обладающей размером 0,1 мегапикселя. Вслед за этой компанией другие гуру техники стали активно представлять инновационные версии сотовых телефонов со встроенными фотокамерами.
Уже в 2007 году небезызвестная компания Apple проводит презентацию и представляет миру первый iPhone с удобным интерфейсом и 2-мегапиксельной камерой. Позже в свободной продаже появились сотовые устройства других производителей, обладающих улучшенными показателями встроенных фотокамер.
Появление в свободном доступе устройств со встроенной фотокамерой, позволяющей делать фотоснимки хорошего качества, способствовало активному документированию людьми окружающего мира и событий из своей жизни.
Первоначально такая деятельность имела хаотичный беспорядочный характер, уже позже произошло формирование нового способа коммуникации, обладающей своим визуальным языком.
Теперь специалисты выделяют мобильную фотографию в отдельный жанр фотожурналистики, набирающий популярность с огромной скоростью.
Итак, введём в данное исследование понятие «мобилография» (от лат. mobilis – «подвижный», и греч. γραφη – «писать»).
Данное понятие впервые вошло в обиход в 2004 г. Именно в это время российский художник Дмитрий Резван активно его использовал в своих размышлениях об эволюции жанра фотографии. Единого определения данному термину найти очень сложно в силу его новизны и малой изученности со стороны специалистов разного профиля. По его мнению, мобилография выступает новой медиа-средой и искусством коммуникации.
Т.С. Паниотов и М.В.Митрохин в своей статье («Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности») определяют данный термин как инновационную форму идентичности, которая создается с помощью устройств, которые не предназначены для профессионального фотографирования .
Таким образом, обобщая вышеописанные определения термина, можем представить мобилографию как один из способов получения изображения с помощью камеры, которая не является основной функцией на используемом гаджете.
После произошедшей в современном мире цифровой революции мобильный телефон уже давно не выступает предметом роскоши, каждый человек имеет смартфон со встроенной фотокамерой. При этом в силу выхода все новых устройств, камеры которые входят в функционал, становятся все более технически продвинутыми. С помощью современных телефонов стали создавать такие фотоснимки, которые соответствуют всем техническим и композиционным характеристикам, и, соответственно попадают в выставочный дискурс и являются предметами экспозиции .
Уже в 2002 году в Лондоне была представлена экспозиция снимков, сделанных на камеру телефона. Данная выставка имела большой успех и популярность, ее выставочные образцы были приобретены за считанные дни. Несмотря на высокую популярность критиками было отмечено низкое разрешение и нечеткость представленных снимков, но это не омрачило общее впечатление от организованной выставки.
С момента выпуска компанией Apple своего первого телефона прошло уже более 12 лет, при этом смартфоны, выпускаемые этой компанией имеют уже 12-пиксельную двойную камеру, что составляет серьезную конкуренцию многих профессиональным зеркальным цифровым фотокамерам.
Такие высокие технические качества выпускаемых мобильных устройств делают возможным распечатать полученные фотоснимки большого размера без страха потерять качество изображения.
В 2016 году фотограф Эрмитажа Юрий Молодковец представил на своей выставке фотографии, выполненные с помощью iPhone и распечатанные в размере метр на метр.
На выставке были представлены фотоснимки, позволяющие увидеть самые отдаленные уголки музейного комплекса, которые были сделаны при помощи смартфона.
Автор созданных снимков к тому же является редактором официальной страницы Государственного Эрмитажа в Instagram.
Такого рода выставки проводятся на данном этапе проводятся практически во всех крупных городах, что вызывает бурю обсуждения в сети, где сообщество критиков и практикующих фотографов разделились на два лагеря: тех, кто признает мобильную фотографию в качестве полноценного визуального продукта и тех, кто считает мобильную фотографию не достаточно самостоятельным материалом для рассмотрения.
С точки зрения петербургского фотохудожника Д.Конторовича, мобильный телефон на сегодняшний день является лишь тренажером для глаз. В отсутствии профессиональных техники снимки можно сделать с с помощью мобильного телефона, но их технические характеристики пока не позволяют сделать полноценный качественный снимок .
Аналогичную позицию занимает куратор РОСФОТО И.Лебедев. По его мнению, фотоснимки, сделанные с помощью зеркальных цифровых камер не идут ни в какое сравнение с фотографиями с мобильного телефона. С одной стороны такие снимки имеют место быть и даже могут быть объединены и представлены на отдельной выставке, но с другой стороны, с помощью мобильного телефона не представляется возможным запечатлеть динамику. И.Лебедев считает, что технические возможности мобильных телефонов еще не настолько развиты, чтобы предоставить возможность снимать динамичные фотографии.
С точки зрения редактора и модератора официального аккаунта в сети Инстаграм Эрмитажа Ю.Молодковеца, снимки, выполненные с помощью современных мобильных устройств обладают самодостаточным характером и являются полноценным визуальным продуктом.
По его мнению, мобильный телефон является инструментом в руках профессионала, по этой причине с помощью любого телефона человек, обладающий высоким уровнем профессионализма в сфере искусства фотографии, способен создать шедевр, который достоин быть представлен на выставках наряду с фотоснимками, созданными с помощью профессиональных цифровых зеркальных фотокамер .
Аналогичную вышеописанной позиции занимает фотожурналист С.Максимишин. Он считает, что основополагающую роль играет задумка и идея автора, которая рождается в голове у профессионала, а использование тех или иных инструментов для ее воплощения играет уже второстепенную роль.
Таким образом, можно сделать вывод, что мобилография уже давно вышла за пределы сферы фотографов-любителей, а превращается в полноценный жанр фотоискусства. При этом сильно изменилось мнение о фотографиях, сделанных с помощью мобильных телефонов. Если раньше никто всерьез не воспринимал такие снимки, то сейчас организуют выставки и мобильные фотографии представляют как полноценные предметы искусства, имеющие свою задумку и выполненные по всем правилам композиции.
В современном мире фотография стала демократичным видом искусства. Любой человек, обладающий телефоном с камерой может сделать фотоснимок, претендующий на уникальность и положительную оценку со стороны окружающих. При этом выполненные снимки могут не уступать тем фотографиям, которые выполнены с помощью профессиональной фототехники.
1.2.Жанр спортивного фоторепортажа
Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа.
Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени.
Сложность спортивной съемки состоит:
Отсутствие контроля:
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.
Ограничение по времени:
Во-вторых, фотограф ограничен во времени.
Скорость:
Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие.
Точка съемки:
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено .
Освещение:
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению.
Использование штатива и/или монопода, тяжелого оборудования: Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.
В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».
Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут нужно помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.
Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.
Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы
Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.
Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.
Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.
Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.
Дополнительные камеры и объективы дадут больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы .
Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.
Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется .
А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонов, А.В. Фотобукварь / А.В. Агафонов, С.Г. Пожарская. - М.: ЦТР МГП ВОС, 2016. - 200 c.
2. Бабкин, Е.В. Фото и видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. Справочник / Е.В. Бабкин, А.И. Баканов, Г.И. Белов, и др.. - М.: Дрофа, 2013. - 384 c.
3. Борознова А. Мобилография. Твоя часть жизни // Foto&Video. 22 июня 2008. URL: http://www.foto-video.ru/contest/review/32675/.
4. Вендровский, К. Начинающему фотолюбителю / К. Вендровский, В. Шашлов. - М.: Искусство; Издание 3-е, испр. и доп., 2015. - 156 c.
5. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. - М.: Высшая школа, 2015. - 132 c.
6. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. - М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 174 c.
7. Иофис, Е.А. Фотография для школьника / Е.А. Иофис. - М.: Искусство, 2013. - 161 c.
8. Instagram — фотожурналистика, краудсорсинг и соцсеть // Новый репортёр. 4 апреля 2012. URL: http://newreporter.org/2012/04/04/instagram-fotozhurnalistika-kraudsorsing-i-socset/.
9. Instagram для медиаспециалиста: как фотосервис поможет проверять факты // Stopfake.org. 25 марта 2017. URL: http://www.stopfake.org/instagram-dlya-mediaspetsialista-kak-fotoservis-pomozhet-proveryat-fakty/.
10. Кащеева, А. Квадратные новости: Как Instagram меняет фотожурналистику /А.Кащеева// Bird in flight. 11 марта 2016. URL: https://birdinflight.com/ru/mir/kvadratnye-novosti-kak-instagram-menyaet-fotozhurnalistiku.html
11. Клаусс, Г. Применение светофильтров в фотографии / Г. Клаусс, Г. Мойзель. - М.: Искусство, 2013. - 175 c.
12. Краудсорсинг: основные площадки в России и их аналоги на Западе // ToWave. 14 сентября 2016. URL: http://www.towave.ru/pub/kraudsorsing-osnovnye-ploshchadki-v-rossii-i-ikh-analogi-na-zapade.html.
13. Микулин, В. Фотография в 25 уроках / В. Микулин. - М.: Госкиноиздат, 2015. - 435 c.
14. Микулин, В.П. 25 уроков фотографии. Практическое руководство / В.П. Микулин. - М.: Искусство; Издание 11-е, 2016. - 480 c.
15. Мухин, И.А. Фотоохота / И.А. Мухин. - М.: Физкультура и спорт; Издание 2-е, перераб., 2014. - 288 c.
16. Паниотова, Т. С., Митрохина, М. В. Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности / Т.С.Паниотова, М.В.Митрохина// Социология и жизнь. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, 2016. С. 147.
17. Плужников, Б.Ф. Особые приемы фотографии / Б.Ф. Плужников. - М.: Искусство, 2014. - 174 c.
18. Пригожин, Ю. Записки фоторепортеров / Ю. Пригожин. - М.: Госкиноиздат, 2014. - 112 c.
19. Смартфоны с лучшей камерой 2019 года: топ-рейтинг [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://androidnik.ru/luchshie-smartfony-s-luchshej-kameroj-2019-goda-kupit/
20. Сосин, И. К. Гончарова, Е. Ю. Чуев, Ю. Ф. Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы / И.К.Сосин, Е.В.Чуев// Вопросы психологии. Симпозиум. Восточноевропейский журнал внутренней и семейной медицины. №2, 2015. URL: http://www.internalmed-journal.in.ua/wp-content/uploads/2015/11/Журнал_2_2015_4-12.pdf.
21. Фотогора. Как сделать лучшие фотографии в спорте. [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://fotogora.ru/?p=11652
22. Чапник, Г. Правда не нуждается в союзниках / Г. Чапник; пер. с англ. В. Шраги. – СПб.: Клаудберри, 2016.
23. Prophotos. Съёмка спорта. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://prophotos.ru/
24. Fotokomok. Как фотографировать спортивные состязания [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.fotokomok.ru/kak-fotografirovat-sportivnye-sostyazaniya/
25. https://www.nikon.ru/ru_RU/ [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.nikon.ru/ru_RU