Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения является одной из передовых для педагогики и психологии образования. Так как от того, какой ребенок сделает выбор будущей профессии в школе, насколько успешно пройдет его обучение в колледже или высшем образовательном учреждении. От выбора профессии зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, но и способность к дальнейшему профессиональному, личностному и социальному развитию, росту.
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э.Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы профессионального самоопределения иков рассматривалось в контексте изучения профессиональной направленности личности В.И. Журавлевым, Е.А. Климовым, А.И. Смирновым. Об изучении интересов к определенной профессии представляются актуальными исследования Я.Л.Коломенского, В.Г. Немировского. Проблема психологических предпосылок профессионального самоопределения содержательно представлена в работах таких ученых как А.Е. Голомшток, М.В. Кириллова, Е.А. Климов, А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова [2,18,25,36,44]. Старший школьный возраст совпадает как с подростковым, так с юношеским периодом. В это время происходит принятие ответственных решений, которые определяют дальнейшую жизнь человека. Поэтому определение места в жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции ребенка, так важна в профориентационной работе.
В исследованиях отечественных и зарубежных, признается факт, что знания полученные детьми об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Поэтому огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность процесса профессионального самоопределения.
Актуальность исследования состоит в том, что выбор будущей профессии важен всегда, но сегодня особенно важен, так как рынок труда ежегодно пополняется новыми профессиями, стремительный рост коммерческих корпораций и совершенствование систем качества менеджмента требует новых навыков от специалистов. В этот переломный период жизни школьников возникает много противоречий между собственными желаниями, мечтами о будущей профессии, предложений ассортимента профессий в вузе или колледже и реальностью которую предоставляет рынок труда. Часть выпускников школ самостоятельно определяются с выбором профессии, но большей части старших школьников требуется помощь психолога в выборе профессии. Поэтому педагогам – психологам необходимо подготовить старших школьников к осознанному выбору профессии. Для этого следует сформировать у школьников социально значимые внутренние мотивы поведения и деятельности связанные с выбором профессии, а так же создавать условия для активной деятельности в профессиональном самоопределении.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: формирование профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: рассмотреть педагогические условия формирования профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования: ставиться под цифрами в соответствии с задачами
1. Рассмотреть научные подходы к профессиональному самоопределению;
2. Проанализировать педагогические условия профессионального самоопределения учащихся;
3. Изучить технологии профессиональной ориентации старшеклассников;
4. Провести диагностику профессионального самоопределения учащихся старших классов;
5. Проанализировать результаты профессиональной ориентации старшеклассников
6. Рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся
В ходе работы использовались методы: Теоретические - анализ, систематизация, обобщение; Эмпирические – тестирование, анализ документации, беседа;
База исследования. Эмпирический этап исследования проходил среди 27 учащихся 11 класса школы № 23.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1 Научные подходы к профессиональному самоопределению
Профессиональное самоопределение является одним из важнейших аспектов в жизни каждого человека. Каждый индивид так или иначе сталкивается с проблемой самоопределения, когда подходит к рубежу выбора профессии [6]
В рекомендации ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации излагается ряд различных целей. Одна из них касается роли профориентации в самоопределении, другая имеет прямое отношение к нуждам общества: «Следует учитывать социальные и экономическое развитие страны, настоящие и будущие потребности общества, гарантируя при этом индивиду свободу выбора. Это означает, что службы профориентации несут ответственность, как перед индивидом, так и перед обществом».
Таким образом, возникает противоречие между двумя целями: удовлетворением нужд общества и в то же время гарантированием свободы индивидуального выбора. Данное противоречие может быть снято при организации системной, научно обоснованной профессионально ориентированной работы в профильном обучении старшеклассников
Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» [24]
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъектного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке и подстраиваться под тенденции его изменения.
Очевидно, что профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения [19].
Личностное самоопределение возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. В качестве основной характеристики данного психологического явления выступает потребность в личностном самоопределении как потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире.
Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Можно говорить о «двуплановости» личностного самоопределения: с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, с другой стороны, как неконкретные поиски смысла своего существования.
Выбор личностной позиции можно определить по следующим показателям:
1) ценностные ориентации школьника относительно учения, цели обучения в школе, смысла жизни, общения с взрослыми и сверстниками, моральных, культурных ценностей общества;
2) уровень развития мотивационной сферы, а также содержательное её наполнение;
3) взаимоотношения с окружающими, что, очевидно, требует изучения; с одной стороны, как школьник строит свои взаимоотношения с окружающими, какими принципами он при этом руководствуется, как относится к людям, с другой – как окружающие относятся к нему;
4) представление о себе; при изучении данного показателя важно знать не только успеваемость учащегося, уровень его знаний и умений и т.д. [32]
Не умаляя значение этих данных, необходимо, тем не менее, в первую очередь знать, владеет ли школьник умениями самоанализа, адекватно ли себя оценивает, правильно ли оценивает мнение окружающих о себе.
Выбор профессиональной позиции основывается, главным образом, на предметном интересе, т.е. интересе к определённой области знания. Однако осознанный профессиональный выбор должен обязательно основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, операциональных коммуникативных и др.). Таким образом, для осознанного выбора профессии требуется соблюдение, по крайней мере, трёх указанных условий:
- соответствие данного выбора предметным интересам школьника;
- представление о своих способностях и возможностях;
- адекватная оценка своих способностей и возможностей.
Итак, профессиональное самоопределение невозможно без личностного, потому часто рассматривается жизненное самоопределение, которое предполагает умение ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать решения не только в мире профессий, но и в собственном внутреннем мире, а также в мире людей [5]
Основоположником профориентационного направления считается американский психолог Гуго Мюнстерберга, именно он вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека [12].
Л.Д. Столяренко определяет профориентацию как «систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям». Помимо социальной и психолого-педагогической функций, выраженных в данном определении, профессиональная ориентация имеет экономическую направленность. Это означает, что с помощью правильно организованных профориентационных мероприятий можно также увеличить приток работников в организации, повысить производительность труда, улучшить качество подготовки молодых кадров.
До XX века в семьях было принято наследовать профессии, заниматься общим семейным делом. Появление первого кабинета профориентации в 1903 году во Франции и бюро по выбору профессий в Америке в 1908 году дало возможность способствовать в поиске работы мигрантам, ориентировать граждан в активно развивающейся тогда сфере промышленного производства. Информация о способностях и психофизических свойствах индивида помогала направить «правильных работников на правильные места». Фрэнк Парсонс (1854-1908), американский реформатор и основатель первых профцентров, в ходе своего исследования пришел к выводу, что для каждого человека можно подобрать наиболее оптимальную профессию, исходя из его индивидуальных качеств. Более того, человек будет в большей степени успешен и удовлетворен своей профессией в том случае, если его индивидуальные качества соответствуют выбранному роду деятельности [37]
Выбор осуществлялся с помощью выявления специалистами профессионально важных качеств индивида, но при этом не учитывалась динамика представленных профессий, а также возможные изменения природных качеств человека.
По мере развития профориентации как науки другой американский представитель Джон Холланд (1919-2008), психолог и профессор социологии, также активно работал над проблемой самоопределения человека. В 1956 году Дж. Холланд разработал классификацию типов личности относительно их профессиональной ориентации. Данная теория описывает, какой из типов личности подходит тому или иному человеку, исходя из его интересов, предрасположенностей и способностей.
Всего Холландом выделяется 6 типов (RIASEC):
Реалистичный (Realistic)
Исследовательский (Investigative)
Артистичный (Artistic)
Социальный (Social)
Предпринимательский (Enterprising)
Конвенциальный (Conventional)
Реалистический тип людей характеризуется в большей степени преобладанием в деятельности физического труда. Такие активные люди могут иметь ремесленные профессии, работать с техникой.
Исследовательскому типу присуща в основном интеллектуальная работа, интерес к символам и информации. При выборе профессии человеку данного типа следует обратить внимание на сферу математики и естественнонаучных дисциплин [11]
Люди артистического типа, как правило, чувствительны, нуждаются в самовыражении и ориентированы на искусство, культуру. Таким образом, творческая обстановка является одним из важнейших критериев выбора профессии для данного типа.
Социальный тип наиболее ориентирован на взаимодействие с другими людьми. Так, например, высокая социальная активность и развитые коммуникативные навыки могут способствовать успешной работе в сфере услуг, педагогики и воспитания.
Главной особенностью предпринимательского типа людей является избегание монотонного умственного труда. Жажда конкурентности, их волевые качества и уверенность в себе помогают им заниматься бизнесом, вести предпринимательскую деятельность [23]
Конвенциональный тип людей ориентирован на иерархическую структуру профессиональных взаимоотношений. Интерес к позиции власти, социальному статусу и материальному положению подходят для банковской службы и сферы политики. Каждый тип является моделью, набором сходных качеств для той или иной группы людей с точки зрения профессиональных признаков.
Тестирование Холланда учитывает интересы, желаемое окружение, способности индивида и предлагает ему оптимальную сферу деятельности с учетом всех этих признаков. В наши дни существует огромное количество организаций, занимающихся обучением молодых специалистов, подбором кадров для компаний, например, широко известная в Америке программа Career Development [31].
Также на их базе проводятся встречи с представителями различных профессий, где любой желающий может получить информацию о нынешней ситуации на рынке труда. Очень важно, что такие организации еще занимаются и поддержкой выпускников, помогают им в поиске рабочих мест. В России профориентация начала активно развиваться только в 20-е годы XX-века.
Известные отечественные ученые А.Ф. Кларк и В.М. Бехтерев способствовали созданию первой лаборатории профконсультирования при Ленинградском Институте мозга. Так, подобные бюро занимались подготовкой рабочей молодежи и их дальнейшим трудоустройством [41]
Уже в 60-70-е годы, Евгений Александрович Климов (1930-2014), советский и российский методолог психологии труда и профориентации, разработал методики, которые активно используются специалистами и по сей день. Среди них дифференциально-диагностический опросник Климова.
Данная методика направлена на то, чтобы определить предрасположенность индивида относительно профессий того или иного типа:
Человек – человек (взаимодействие с людьми)
Человек – техника (интерес к техническим системам)
Человек – природа (предрасположенность к работе с животными, растениями)
Человек – знаковая система (работа в сфере компьютеров, вычислительных машин)
Человек – художественный образ (творческое воображение, художественная фантазия)
Важно, что условием данной методики является утверждение, что человек уже имеет достаточные знания и умения для выполнения той или иной работы. То есть, при прохождении данного теста человек не должен задумываться, знаком ли он с этой сферой деятельности, сможет ли он осуществлять работу [36]
Главным ориентиром служат интересы индивида. Е.А. Климов занимался также изучением таких отраслей профориентации, как психологическое профессиоведение и типология профессий, чем внес большой вклад в развитие отрасли труда в России. Согласно периодизации человека как субъекта труда по Е.А. Климову, уже с 3 лет человек начинает примерять на себя роли различных профессий через игру.
Поэтому начальной точкой профессиональной ориентации может считаться работа с дошкольниками. Дети получают первоначальные знания о труде и его важности, обогащают своё представление о различных сферах деятельности. Далее в начальной школе с помощью бесед, конкурсов, ролевых игр формируется добросовестное отношение учащихся к труду, дети стремятся в будущем иметь интересную профессию и быть полезными обществу. Младшие школьники ориентируются в основном на общественные ценности, мечтая в будущем стать врачами, учителями, стражами порядка и так далее [9]
Затем уже в основной школе в возрасте 13-14 лет у учащихся формируется отчетливое представление о профессиональных навыках, возможных перспективах, развивается умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. В старших классах уделяется особое внимание для формирования профессионально важных качеств для конкретной профессии, осуществляется знакомство учащихся со способами достижения результатов в профессиональной деятельности и самоподготовки к избранной профессии. Как правило, профориентационная деятельность в школе осуществляется специалистами, например, школьным психологом, в описанные выше периоды, то есть систематично. Так как в наше время информация меняется очень стремительно, например, появляются новые профессии, возникают новые требования к качеству подготовки работников, педагоги также уделяют много времени и внимания профессиональному самоопределению школьников
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление Министерства труда РФ от 1996 г. N 1.
2. О порядке и условиях признания лица инвалидом: постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности»).
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр.. –М.: Академия, 2018. - 672с.
6. Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников https://moluch.ru/archive/103/23779/
7. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении / Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2017. – с.73-76.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2015. – 298 с.
9. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие – 3-е изд., стер. –Воронеж: МОДЭК, 2015. – 463 с.
10. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения // Молодежь и общество. – 2015. – №3. – С. 78-123.
11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. – 50 с.
12. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся, в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. – 2009. – № 2 – С. 7-11.
13. Гордиевская Е. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации как средство их профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2017. – 154с.
14. Егупова М. А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Право и образование. – 2010. № 2.
15. Егупова М.А. Конституционно-правовой механизм обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. к. ю. наук. – Ростов-на-Дону: Вече, 2012. – С. 30.
16. Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание, 2016. – №5. – С. 127-130.
17. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. - СПб.: Спец. лит, 2018. С. – 463.
18. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 192 с.
19. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. – 2012. – №6. – С. 239-242.
20. Кабушкин Н.И. Как выбирать профессию: учебник / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко –4-е изд., стер. – М.: 2016. – 345 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 512 с.
22. Лаврентьева О.А. Специфика социальной ответственности в подростковом возрасте // Инновационные тенденции развития российской науки материалы X Международной научно-практической конференция молодых ученых, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ. -2017. - С. 142-145.
23. Лаврентьева О.А. Педагогические ресурсы тьюдорского сопровождения магистрантов в ВУЗе // Сибирский педагогический журнал. 2017. - № 4. - С. 81-86.
24. Лаврентьева О.А. К вопросу о подходах к социально-педагогическому сопровождению аутичного ребенка // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. 2017. - С. 100-102.
25. Лисина М.Н. Методология психологического исследования / ред. А.Г. Рузская. – Воронеж: МОДЭК, 2015. – 383 с.
26. Лузан С.С. Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования. –Воронеж: МОДЭК, 2015. – 125 с.
27. Немов Р.С. Психология: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – Кн. 3 – 640 с.
28. Никандров Н.Д. Православные традиции: семья и школа в современной России // Образование, 2005. – № 4. – С. 20-29.
29. Обласова О.В. Проблемы и перспективы профессионального самоопределения в период юности// Мир науки, культуры, образования. –2015. –№ 4 (53). С. 185—187.
30. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Академия, 2016. – 450 с.
31. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. –1992. – №1-2. – с.53-60
32. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
33. Проблема доступности профессионального образования в городе Москве. – М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. – 212 с.
34. Проблемы и перспективы развития системы профессионального образования: обзор.инфор. - М.: ЦБНТИ, 2003. – Вып. 21. — 68 с.
35. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство: метод.пособие / под ред. Е. М. Старобиной. – М., 2007.
36. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с
37. Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Конспект лекций. – М.: Академия, 2016. – 176 с.
38. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: МПСИ, 2016. – C. 11.
39. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. – № 4. – С.65
40. Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков // Системная психология и социология. –2011. - №4. – С 4
41. Солодянкина О.В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. – Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики. УрО РАН, 2004. – 165с.
42. Сорокина И. Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С.11
43. Толстых А.В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Автореф. дис... докт. психол. наук в виде научного доклада. –М.: Просвещение, 1994. - 47с.
44. Чистякова С.Н., Родичев, В.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению // Народное образование. – 2015. – №9. – С. 152-156.
45. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие (под ред. С.Н. Чистяковой). –М.: Академия, 2011. – С. 15-24.
46. «Время выбирать профессию». Портал адресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии;
47. Учеба.ру – крупнейший образовательный сайт по профориентационной тематике для детей, подростков и молодёжи;
48. Портал для студентов и молодых специалистов, которые только начинают строить свою карьеру;
49. Портал «Ваше рабочее место» – универсальная база информации о профессиях;
50. Портал «Образование и карьера»: информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов;
51. ПрофВыбор.ру – «Электронный музей профессий».