Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Активная информатизация общественных и производственных процессов является неотъемлемой составляющей развития общества на современном этапе. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда, которая получила название «инфосфера».
Этому процессу дана соответствующая оценка в научных и общественных кругах и, как следствие, перед Российским обществом поставлена задача широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности. В первую очередь эта задача относится к сфере образования.
Изменения в мире влияют на формирование нового общественного заказа, предъявляемого обществом к уровню подготовки специалистов. Информатизация образования призвана не просто повысить интенсивность процесса обучения, но изменить его качественно. На первый план выходят такие требования, как:
1. умение хорошо ориентироваться в происходящих процессах и быстро адаптироваться в меняющихся экономических и производственных условиях;
2. умение работать в группе с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам;
3. умение нестандартно мыслить и принимать самостоятельные решения.
Информационные технологии позволяют использовать в учебном процессе разнообразные методы обучения, реализуемые как в рамках локальной сети учебного заведения, так и с использованием ресурсов и технологий Интернет.
Развитие Интернета открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это проявляется как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность.
Использование информационно-коммуникационных технологий не противоречит принципам гуманизации образования, главная цель которых – самоактуализация личности на основе осознания особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире. Высокие темпы развития электронных технологий, экономическая доступность средств вычислительной техники рядовому пользователю способствуют широкому распространению электронных средств обучения.
Информатизация образования, обусловленная массовыми зарождением и развитием информационного общества, выделяет вероятность решить ключевую задачу-повышение свойства образования на базе применения передовых информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Развитие в учебной деятельности умений работы с инновационными средствами обработки и передачи информации помогает восхищению уведомительной потребности, развитию творческого потенциала ученика и уверенному использованию информационных ресурсов во всевозможных сферах человеческой деятельности.
Это создает подготовку образовательного процесса к жизни в условиях к справочному обществу, когда более половины рабочих мест предполагает использование компьютеров ну и конечно интернет. Система образования взяла черты и характеристики, необходимые для современного общества. К ним можно отнести непрерывность, ориентация на будущее, личностный подход, глобальный и всепроникающий характер. Источниками инновационных процессов в российском образовании стали концепции Д. Дьюи, Л. Н. Толстого, С. Френе, С. Т. Шацкого, М. Монтессори, Я. Корчака, которые предлагали педагогические пути решения проблем человека и его отношения к обществу, природе, познанию.
Цель исследования – изучить особенности использования инновационных коммуникационных технологий в образовании младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - особенности использования инновационных коммуникационных технологий в образовании младших школьников.
Гипотеза исследования: мотивация и познавательная активность обучения математике у младших школьников повысится, если в образовательном процессе использовать электронное учебное пособие, которое предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
Методы исследования: Теоретические – анализ, сравнение, обобщение литературы. Эмпирические – наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
Теоретическая основа исследования. При написании работы использовались достижения, и труды С. Рубинштейн, Л. Выгодский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Бабанский Ю.К., Бабкина Н.В., Борякова Н.Ю., Долинер Л.И., Дубровин И.В., Кононова Н.Г., Коняева Н.П., Крижановская Л.М., Кукушкин В.С., Неретина Т.Г., Пугачев А.С., Романович О.А., Стребелева Е.А.
Научная новизна - работа заключается в том, что обоснованы возможности использования электронного учебного пособия по математике в процессе обучения младших школьников.
Практическая значимость - заключается во внедрении в учебный процесс электронного учебного пособия по математике, использование которого помогает учащимся более эффективно усвоить изучаемый материал и повысить результативность обучения.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования инновационных коммуникационных технологий в образовании младших школьников
1.1.Сущность и характеристика коммуникационных технологий
В настоящее время, в отличие от стандартов, действующих в рамках «знаниевой» парадигмы образования и ориентированных на результативность предметного обучения, формирования высокого уровня знаний, умений и навыков, стандарты нынешнего поколения, действующие уже в рамках нового образовательного парадигмального концепта, всецело направлены на развитие личности обучающегося, ее самореализацию через личностный опыт и самоактуализацию в окружающем мире1.
В связи с этим стандарты нового поколения выдвигают на первый план компетентностно-ориентированные образовательные технологии и подчеркивают эскалацию роли операционных компетенций обучающихся.
В настоящее время инновационные технологии, основанные на самоактуализации личностного опыта и самореализации личности в окружающем социокультурном пространстве, общепризнаны в отечественной педагогике.
Одним из важнейших принципов новых образовательных технологий, основанных на компетентностно-ориентированном, творческом и других подходах, является преемственность обучения на разных его этапах. Ключевые компетенции относятся к реальной и личностно-значимой деятельности обучающихся. Структурной единицей деятельности являются действия. Данные технологии и подходы актуальны и разумны: обучать деятельности через универсальные действия: поиск информации, сравнение, синтез, планирование, контроль и т.д.
Вместе с тем, современные образовательные технологии направлены на продуцирование обучающимися нестандартных решений поставленных задач, своей творческой продукции. «Именно генерация, продуцирование образовательного результата становиться ценностью не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества»2.
Настоящий этап современного образования характеризуется необходимостью в формировании совершенно новых технологических и методологических установок регуляции жизнедеятельности подрастающего поколения в ходе обучения. Нынешнее общество нуждается в личности, которая характеризуется успешностью, гармоничной развитостью, высоким потенциалом самоактуализации, сформированностью нравственно-ценностных ориентаций и т.д. Все это имеет приложение к направленности на достижение успеха в различных видах деятельности3.
Востребованность такой личности требует от современной системы образования и ее теоретико-методологических оснований ориентации на развитие потребностей в достижении, а также обеспечения преемственности в становлении данного вида потребностей в контексте формируемых концепций, реализуемых принципов, новых методологических концептов, инновационных подходов и технологий4.
Отечественное педагогическое сообщество видит смыслом и целью общей теории и методологии образования курс на развитие личности обучающегося, методическая стратегия которого должна быть раскрыта в контексте стимулирования их активности и развития познавательного интереса.
Именно для реализации данной стратегии и современных целей образования разработано новое поколение государственных образовательных стандартов, которые предполагают радикальную перестройку теоретико-методологических оснований образования, служащих формированию фундаментального представления у обучающихся интегративного знания, полученного в результате приобретения личностного опыта и реализующегося в контексте самоактуализации личности в социокультурном пространстве5.
Эти теоретические основания в контексте общей методологии и технологических решений включают в себя:
системно-интегральный подход, который обеспечивает формирование представления педагога о системных свойствах и модусах существования личности ребенка в обществе;
системно-комплексный подход, позволяющий педагогу учесть разноплановые стороны становления потребностей ребенка и синтезировать дополнительные возможности нравственно-ценностного направления в ходе его социализации в процессе обучения, формируя тем самым незавершенную на сегодняшний день концепцию единого представления о структуре и становлении системы потребностей ребенка;
структурно-интегральный подход, проявляющий себя в различных гранях и формах становления потребностно-мотивационной сферы обучающегося.
Такая ориентация теоретико-методологических подходов в обучении и ее технологических направлений поможет сформировать концептуальное представление об особенностях формирования потребностей учащихся, проявляющихся в достижении, поощрении и опосредующихся в процессе социализации личности ребенка, а также в различных локальных сообществах внутри более сложных систем.
В настоящее время отечественная теория, методология и технология обучения рассматривают собственно саму систему обучения в качестве сложной, открытой, многоуровневой иерархически организованной многокомпонентной структуры, функциональность и содержание которой определяются общественным социальным заказом, обусловленным современным этапом социально-экономического развития.
На современном этапе развития системы эти технологии стали достаточно мощной альтернативой продуктивности изучения учебных дисциплин и образовательных модулей.
Необходимо также отметить, что учебно-познавательная компетентность обучающихся наиболее эффективно формируется в контексте интегрированных технологий в изучении учебных предметов, содержание которых может органично взаимодополнять образовательный процесс, протекающий как в процессе классной деятельности обучающихся, так и их самостоятельной работы.
Интегративные технологии в преподавании учебных дисциплин и образовательных модулей, а также тематическое планирование изучения данных дисциплин предполагает последовательность, постепенность и стадийное усложнение процесса развития познавательной компетентности обучающихся. Это достигается за счет способностей интегрируемых дисциплин формировать фундаментальные основы познавательного развития учащихся, прогрессивное движение которому в этом процессе со временем начинает задавать развиваемая междисциплинарная познавательная активность. Именно эти аспекты в интеграции позволяют значительно расширить возможности познавательной деятельности обучающихся и определить концепты управления ею6.
В настоящее время современное образование переживает революционный этап, который ориентирует педагога не на управление личностью субъекта воспитательно-образовательного процесса, а на управление самим процессом, технологией его организации, поиском эффективных методологических оснований, что позволило бы личности обучающегося актуализироваться и реализоваться в ходе саморазвития и приобретения собственного творческого опыта в контексте прогрессивного формирования «Я-концепции». Эта глобальная цель соединяет воедино и процесс воспитания современного обучающегося, и процесс его обучения, что позволяет реализовать продуктивное решение проблем воспитания грамотной, творческой, идейной личности, нестандартно мыслящей, способной к здоровой конкуренции и достижению социально значимых целей7.
Актуализация проблем ориентации педагога на технологию процессов, обеспечивающих включенность в них личности обучающегося на правах «субъект-субъект» – технология сотворчества (т.е. способный творить и совершенствоваться одновременно с педагогом), ориентирует самого педагога на использование технологий инновационного характера, позволяющих одновременно удовлетворить решению задач воспитательно-образовательного значения с целью получения нового более высокого уровня совершенствования личности ученика.
В настоящее время практически любая сторона человеческой деятельности является проектируемой. Это касается социальной, производственной, научной и других сфер жизнедеятельности человека. Достаточно продуктивно инновационные проектные технологии и методы используются и в воспитательно-образовательной сфере, так как позволяет: эффективно учитывать в педагогической деятельности условия успешной социализации личности обучающегося; способствовать продуктивной передаче социального опыта посредством формирования компетенций, позволяющих осуществлять анализ и оценку различных ситуаций; формировать способность ученика к творческой организации различных дел; фокусировать творческий опыт на создании ситуаций успеха; формировать нравственно-ценностные ориентации школьников, основанные на воспитании личностных качеств, характерологических особенностей, усвоении социальных традиций, правил норм толерантности8.
Инновационные проектные воспитательно-образовательные технологии в образовательной среде могут быть реализована во всевозможных направлениях и сферах, в которых идет взаимодействие личности педагога и обучающихся. Среди них:
проектирование коллективного творческого дела, позволяющего совершенствовать коммуникативное взаимодействие в коллективе или группе, а также осуществлять коллективное планирование и развивать умения работать в коллективе, решая единые задачи;
социальное проектирование, которое позволяет выявить и реализовать инновационный творческий аспект, имеющий для конкретной группы обучающихся практическое значение социального характера, а также способствовать формированию у школьников социально-личностных компетенций;
проектно-исследовательская деятельность, позволяющая сохранять на высоком уровне познавательную активность обучающихся, способствуя формированию их учебно-познавательной компетентности.
Помимо вышерассмотренных популярных инновационных воспитательных технологий достаточно масштабно в образовательном пространстве современной школы распространены такие как информационно-коммуникативные, игровые дидактико-технологические проекты, а также нестандартные импровизационные, личностно-ориентированные, арт- и шоу-, групповые проблемные проектные технологии и пр. Все они бесспорно обладают огромных потенциалом воспитательно-образовательного характера, позволяющим существенно повышать эффективность и качество воспитательно-образовательной деятельности различных этапах образования. Развитие продуктивности и самостоятельности мышления, воспитание личностных качеств, овладение навыками анализа и оценки, приращение опыта коммуникативного взаимодействия – все это в условиях применения инновационных проектных технологий является одновременно источником и следующей ступенью личностного успеха обучающихся и педагога, ресурсом индивидуального и общественного развития, деятельностным инструментом реализации возможностей обучающегося
Глобальная информатизация социума и возрастающая компьютерная грамотность современных обучающихся ставят перед методологией обучения особые задачи, связанные с совершенствованием познавательного интереса и познавательной активности на фоне формирования прочной мотивации к процессу обучения. Этот аспект послужил рассмотрению в нашей работе проблемы анализа теоретических оснований применения компьютерных (информационно-коммуникационных) технологий.
Методологический ракурс применения любой инновационной технологии в обучении рассматривается так же, как информация, которая составляет ориентировочную основу результатов образовательной деятельности обучающихся, включающей особенности, принципы, дидактическую основу, свойства, правила, методы и т.д. Сюда относят и культурные практики, которые в свою очередь, позволяют обучаемому оптимально освоить определенные способы деятельности.
В более узком понимании методологическая сторона технологии обучения рассматривается как совокупность действий, выполняемых участниками воспитательно-образовательного процесса с целью усвоения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособ. для инж.-пед. специальностей. – Екатеринбург, 1993. – 296с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1989. – 192с.
3. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. – М., 2010. – 208с
4. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб., 2013. – 432с
5. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2009. №9
6. Воробьёв Г.А.. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции : Английский язык, лингвистический вуз : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Пятигорск, 2004.- 220 с
7. Гюлджян А. Г. Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 12-15.
8. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 159-161.
9. Дугарцыренова В.А. К вопросу о применении авторских вебресурсов в процессе обучения английскому языку / В.А. Дугарцыренова // Вестник Московского университета: сборник. – М., 2010. – С. 94–112. 25.
10. Дюжакова М. В. Современные реформы высшего педагогического образования США // Известия ВГПУ. – 2008. – 171с
11. Жумагулова С. К., Абилдаева Г. Б., Шакирова Ю. К. Влияние развития информационных технологий на процесс обучения // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 50-53
12. Завьялова О.А. Формирование элементов информационной компетентности учащихся на уроках с использованием интернет-ресурсов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.
13. Згурская Т.В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников /Т.В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4 (35). - Часть 3. - С. 5-7.
14. Золотопуп О.Н. Фрейм / О.Н. Золотопуп, В.В. Колос // Компьютерная технология обучения: словарь-справочник. – Киев: Наукова думка, 1992. – С. 591
15. Ковалева А.Г. Типология электронных образовательных платформ для обучения иностранным языкам / А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова // В мире научных открытий. – № 11.1(71). – Красноярск. – 2015. – С. 585–594
16. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001 – 256 с
17. Копылова, Е. В. Многофункциональный учебно-игровой комплекс / Е. В. Копылова // Патент РФ №97239. – 2015. – С. 55 – 67.
18. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. – 59 с.
19. Малютина Л.Г. Педагогический совет «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» / Л.Г. Малютина // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №5. - С. 64-65.
20. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С. 51–53.
21. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // иностранные языки в школе. – 2010. - № 5. –С. 9-15.
22. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом / А.С. Мещеряков, Д.В. Дмитриев // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С. 51–53.
23. Миронова П.В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-1147.
24. Напалков С. В. Тематические образовательные веб-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. 52 наук: 13.00.02: теория и методика обучения и воспитания Саранск, 2013. – 166с.
25. Никонорова Л.А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л.А. Никонорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 5. - С. 156–160.
26. Новикова Т.Г. Учительский портфолио студента - будущего педагога / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Профильная школа. - 2012. - №3. - С. 11.
27. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2016. – 112 с.
28. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012. – 336 с.
29. Петрова, О. Н. Роль факультативного курса по иностранному языку в формировании подъязыка специальности / О. Н. Петрова, Н. П. Староверова // Гуманитарные науки, 2012. – № 3(7). С. 71-75.
30. Подласый М. П. Педагогика. – М.: Высшее образ-е, 2013. – 540 с.
31. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ. – 2015. – №2,3. – с. 27-34.
32. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие. - М. : Академия, 2004. - С. 123.
33. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М.: Ком. Книга, 2005. - С. 38.
34. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В.Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
35. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие. – Сарапул, 2010. – 143с.
36. Самигуллина Г.С. Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан / Г.С. Самигуллина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №4 (12).
37. Сафронова М.В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов / М.В. Сафронова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 222-225.
38. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. – М.: Просвещение, 2005. – 371с.
39. Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123
40. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 361 с.
41. Стяблина А.В. Электронные технологии в формировании информационной среды // Вестник ТГУ. 2011. - №11.
42. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. - № 1(17). - С. 120–133.
43. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. - С. 160
44. Феталиева Л.П. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями / Л.П. Феталиева // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13).
45. Феталиева Л.П. Модели обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Известия Дагестанского педагогического университета / Л.П. Феталиева // Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4 (33). - С. 94-99.
46. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2014. – 519 с.
47. Ходакова, А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении французскому языку: Новые возможности и перспективы. / А.Г. Ходакова, Н.В.Ульянова, И.В. Щукина. – Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. – 100 с.
48. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58–64.
49. Цатурова И.А., Петухова А.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.
50. Чернов К. С., Косенко Е. А., Ермолаева В. В. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 358-360
51. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии всб-квестов: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02: теория и методика обучения и воспитания. – Томск, 2014.
52. Штурба Я.Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных технологий // Филологические науки. - 2012. - № 7 (18). - С. 222–225.
53. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2014. – 184 с.
54. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.
55. Эльконин Д. Б. Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
56. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. – 2016. – №9. – с. 28-33.