Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Не сформированость пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации слабовидящего ребенка, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Ориентировка в пространстве – одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников.
Проблема ориентации ребенка в пространстве широка и многогранна. Способность ориентироваться является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.
Актуальность темы: Важность изучения способности ориентироваться в пространстве определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления. Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не сыграло бы существенной роли.
Овладение пространственным восприятием и мышлением, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – творческой, трудовой. Совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Известно, что, например, качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичностью чередования элементов. Овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений – музыкально-ритмических и физкультурных. И наконец, освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без знаний о пространстве.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации крайне необходимы для подготовки детей к школе.
Из вышесказанного следует вывод о цели данной работы: изучив психолого-педагогическую литературу и данные исследований известных педагогов по данной проблеме, провести обобщение полученных ими данных по формированию и развитию ориентировки в пространстве нормально развивающихся детей дошкольного возраста для того, чтобы правильно обучать их ориентировке в пространстве.
Объект исследования – формирование пространственных представлений у детей.
Предмет исследования – процесс формирования пространственных представлений у детей.
Цель исследования – определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей.
Реализация этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты концепции пространственной ориентации.
2. Выявить особенности развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
3. Изучить дидактические игры для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы в детском саду.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определение понятия пространственные представления
Развитие пространственных представлений – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
В своем учебнике А. А. Столяр писал: "Пространственная ориентация основана на непосредственном восприятии пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, расстояния, пространственных отношений между представителями)".[1]
"Ориентация в пространстве" - в разделе «Программы» для развития у детей элементарных математических понятий. Но это вовсе не означает, что субъект "Пространственное представление, навыки ориентации" сугубо математическая. Ссылаясь на исследования ученых - психологов и педагогов.
Через мысли, мастерство пространственного восприятия, идей ориентацию повышает эффективность и качество познавательной деятельности - производственной, творческой, занятости, улучшение сенсорных, интеллектуальных способностей.
Ни для кого не секрет, что качество изображения во многом определяется композитной конструкции, эстетическое выражение - симметрии, ритмическое чередование элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество упражнений - музыкально-ритмических, спортивная.
Пространственное представление - представление пространственных и пространственно-временных свойств и отношений: размер, форма, взаимного расположения объектов, их поступательного или вращательного движения и так далее.
Пространственное представление - необходимый элемент всех знаний и практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимым условием для любой практической, точной искусства, спорта и многих других мероприятий.
Познание мира вокруг сложного процесса, и он начинается с прямой или косвенной чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в значимой среде.
Пространственные отношения позволяют ребенку освоить определенные части речи, многие наречия. Главное условие ориентации в пространстве является активное движение в нем.
Пространственное представление и восприятие - емкие понятия, отражающие разнообразие пространственных характеристик объективного мира.
Форма, размер, длина объектов в длину, ширину и высоту, а также их расположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между объектами в пространстве направлений различны пространственного поиска.
В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные). Но дети младшего возраста особая роль принадлежит кинестетического и зрительного анализатора.[2,c.45]
Пространственная ориентировка основан на непосредственном восприятии пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, расстояния, пространственных отношений между объектами).
Понятие пространственной ориентации заключается в оценке расстояния, размер, форма, относительное положение объектов и их положение относительно тела отсчета.
В более узком смысле выражения пространственной ориентации имеет в виду ориентацию на местности. В этом смысле, ориентация в пространстве мыслится:
а) определение "точки стояния", т.е. расположение субъекта по отношению к окружающим предметам, например: .. "Я прямо из дома", и т.д.
б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентира в пространстве, например: "Кабинет находится справа, а дверь - слева от меня";
в) определение пространственного расположения объектов относительно друг друга, т.е. пространственные отношения между ними, например: "Прямо из кукол сидит медведь, а слева от него находится мяч."
Перемещая пространственную ориентацию, требуется. Только при этом условии человек может успешно осуществлять перемещение из одной точки в другое место.
Ориентация этого всегда требует решения трех задач: постановки целей и выбора маршрута движения (выбор направления); природоохранные зоны в движении и достижения цели.
Термин "пространственная ориентация" используется для описания человеческой способности сосредоточиться не только на земле, но и на самого себя, на другого человека (левая рука, правая рука), по различным предметам, в ограниченном пространстве, например, лист бумаги.
Этот процесс также включает в себя активные действия субъекта в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, отмечают педагоги и психологи в своей работе.
Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка в этапах:
1 этап, дети учатся ориентироваться "на себе": для определения различных частей тела, лица, в том числе симметричных; понять их взаимосвязь с различными сторонами своего собственного тела (спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева).
Способность сосредоточиться "на себя" является основой для мастерства ориентации на другие объекты
Этап 2: умение ориентироваться в окружающее пространство не только "сам по себе", но и "любым из пунктов".
этап - ребенок развивает вербальные направления на системе отсчета.
шаг - нанесение ребенка навык освоен в окружающем пространстве, как и в трехмерном и в плоскости.[3]
Ориентация в пространстве имеет универсальное значение для всех аспектов человеческой деятельности, охватывающих различные аспекты его взаимодействия с реальностью, и очень важная особенность человеческой психики.
В многочисленных философских, психологических и педагогических исследований выявили исключительную роль цели в области развития и социального пространства в создании полной картины ребенка мира, осознание своего места в нем.
Проникая все сферы взаимодействия между ребенком и действительностью, ориентация в пространстве влияет на его саморазвитие личности и, таким образом, является неотъемлемой частью процесса социализации.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития его способности к ориентации в пространстве.
Изучали пространственное представление и ориентацию в пространстве, исследователи обнаружили, что их разорвано к концу дошкольного возраста является одной из причин трудностей в освоении навыков школьников.
Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важным показателем его развития психического и сенсомоторного.
1.2 Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучение особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста является предметом многих исследований.
Они показывают, что восприятие пространства возникает в момент, когда ребенок в возрасте четырех или пяти недель, чтобы исправить глаза предмет начинается на расстоянии 1-1,5 м.
Перемещение из виду движущихся объектов, наблюдаемых у детей от двух до четырех месяцев.
На начальном этапе движения зрения является движение рывками, то наступает вторая фаза непрерывного скользящего движения движущегося объекта в пространстве, которое наблюдается в разных детей в возрасте от трех до пяти месяцев.
В качестве механизма взора, образованном дифференцированными движениями головы, тела, изменить положение ребенка непосредственно в космосе.[4,c.77]
"В этом возрасте движения объекта, вызывающего движения глаз", - пишет Д. Б. Эльконина.
Тем не менее, по-прежнему изучает предмет, или поиск. Поиск субъект появляется позже на основе глаз слежения за движением объекта в пространстве. Поэтому, иногда практически невозможно отличить преследование и поиск.
Во время хранения опыт сенсомоторной увеличивает способность различать объекты в пространстве, то расстояние увеличивает дифференциацию.
Например, ребенок трех месяцев может следовать за объектом на расстоянии 4-7 метров, а десять месяцев уже следит за объектом, движущимся по кругу.
Этот процесс видения движущегося объекта на различных расстояниях указывает на то, что в течение первого года жизни ребенок начинает познавать глубину пространства.
Таким образом, движение объекта становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций перед ребенком есть движение объекта.
По-видимому, первое пространство воспринимается как ребенка неделимой непрерывности.
Движение идентифицирует предмет массы окружающего пространства. На первый взгляд фиксации, затем повернуть головы, движения рук и других показывает, что перемещение вещь становится объектом внимания ребенка и стимулируя его собственное движение, носит прерывистый характер.
Отслеживание движения объекта в пространстве развивается: во-первых, он виден в горизонтальном направлении от ребенка, то в результате длительных тренировок ребенок учится следить за движением объекта и в вертикальном направлении, который расширяет свои горизонты и стимулирует свое собственное движение в субъекте.[5,c.88]
Постепенно движение объекта, и ребенок уже начинает совместно разрабатывать сенсорные механизмы.
С развитием вертикального положения тела и его собственное движение (ходьба) значительно расширяет практическое развитие детского пространства.
Двигаясь себя, ребенок развивается на расстоянии одного объекта от другого, не делает никаких попыток, даже напоминать измерение расстояния. При ходьбе появляются новые ощущения, чтобы преодолеть пространство - чувство равновесия, разгона и замедления движения, которые в сочетании с визуальными ощущениями.
Это практическое освоение космоса функциональное ребенок трансформирует всю структуру его пространственной ориентации. Она начинается новый период в развитии пространственного восприятия, пространственных атрибутов и связей объектов внешнего мира.
Накопление опыта мастеринга пространства позволяет и постепенно осваивать те слова, которые подводят итог этого опыта.
Тем не менее, ведущая роль в познании пространственных отношений и в формировании идей в раннем и дошкольном возрасте играет более прямой опыт.
Он накапливается в дошкольника в различных мероприятиях (мобильных и строительных игр, изобразительной деятельности, наблюдая в процессе ходьбы, и т.д.). Как он накапливается движущей силой в формировании системы механизма пространства восприятия все большую роль начинает брать слово.
1.3 Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентация в пространстве требует возможность использовать любую систему отсчета. В раннем детстве, ребенок ориентируется в пространстве на основе, так называемой предварительной сенсорной системы отсчета, т.е., стороны его тела.
В дошкольном возрасте ребенок развивает словесную систему отсчета для основных пространственных направлениях: вперед и назад, вверх - вниз, вправо - влево.
Во время школы дети осваивают новую систему отсчета - по обе стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Было установлено, что развитие каждой новой системы отсчета основывается на твердом знании предыдущего.[6,c.92]
Например, в исследованиях четко показывает развитие студентов классов III-IV горизонта на их способности различать основные пространственных направлений на карте. Север, например, изначально ассоциируется у детей с пространственным направлениям в верхней части, на юге - с пространственным направлением дна, на западе - с направлением влево и на восток - справа.
Дифференциация является основным пространственные направления маленького ребенка из-за уровня ребенка ориентации "на себя", степени развития их «собственной схемы тела», которая на самом деле является "чувственной системой отсчета".
Позже он перекрывает другой системе отсчета - в устной форме. Это происходит в результате усыновления ребенка чувства различимые тенденции, связанные с ними имена: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево.
Исследования показали, что различают направление ребенка в первую очередь относится к некоторым частям вашего собственного тела. Так заказал тип соединения в верхней - где голова и под ногами - где, напротив - где лицо и обратно - где спина, справа - где правая и левая - где левая. Ориентация на собственное тело находится в начальном развитии пространственных направлений ребенка.
Из трех основных направлений парных групп, соответствующих различным осям человеческого тела (лобной, сагиттальной и вертикальной), перед всеми верхних трибун, из-за, по-видимому, в основном вертикальном положении тела ребенка.
Изоляция нижних направлений, как с противоположной стороны от вертикальной оси, а также направления дифференциацией спаренных групп, характерных горизонтальной плоскости (вперед - назад и вправо - влево) происходит позже.
Очевидно, что точность ориентации на горизонтальной плоскости в соответствии с характерными для групп линий является более трудным для дошкольника, чем дифференциации различных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) трехмерного пространства.
Узнав, в исследуемой группе направлениях, маленький ребенок не так точно различия внутри каждой группы.
Об этом ясно свидетельствуют детей смесительных факты прямо с левой стороны, сверху вниз, пространство прямом направлении, противоположном его обратно.
Особые трудности для детей дошкольного возраста являются отличительными вправо - влево, который основан на процессе дифференциации правых и левых сторонах тела.[7]
В каждой паре пространственных обозначений, выделенных первый, например, под землей, справа, сверху, сзади и на основе сравнения с первым и противоположное понял: слева, снизу, спереди.
Тем самым дифференциация взаимосвязанных противоположного пространственных отношений основывается на знании другого, а это значит, что процедура обучения необходимо формировать одновременно взаимно обратные пространственное представление.
Все это свидетельствует о долговечности и оригинальности процесса развития детей дошкольного возраста словесной системы отсчета для основных пространственных направлений.
Овладение ребенку возможность применять или использовать их освоила систему отсчета с ориентацией в окружающей среде происходит в несколько этапов.
Фаза I начинается с "практической примеривания", которая выражается в реальном соотношении окружающих объектов к исходной точке.
На II этапе есть визуальная оценка местоположения объектов, расположенных на определенном расстоянии от начальной точки. Исключительно высокая роль двигательного анализатора, участие которого постепенно изменяется в пространственном различия.
Изначально весь комплекс пространственно-моторные отношения характеризовались довольно развернуто.
Например, ребенок откидывается к предмету, и только потом сказал, что эта вещь находится позади; Что касается предмета его стороны, расположен на стороне, и только потом он сказал, с стороны от него - влево или вправо - это объект, и т.д.
Другими словами, ребенок почти соотносится с чувственными объектами, предоставленных ему в системе отсчета, которые являются различные аспекты его собственного тела.
Прямое движение объекта с целью установления тесного контакта с ними позже замененный вращающееся тело, а затем индекс запястья в нужном направлении.
Затем замените широкий указательный жест приходит менее заметное движение руки. Указательный жест заменяется легким движением головы и, в конце концов, единственный глаз, обращенной в сторону объекта, определенного.
Таким образом, практически из эффективных способов пространственной ориентации ребенок переходит к другому методу, который основан на визуальной оценке имеет пространственное расположение объектов относительно друг друга и определить их предмет.
В основе этого восприятия пространства, как пишет Павлов, является непосредственный опыт движения в нем. Только стимуляция двигателя и визуальный контакт с ними, зарабатывать себе на жизнь, или сигнализацию, значение.
Выводы по 1 главе
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, – когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его познает.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития ориентировок связан с накоплением личного чувственного опыта, связанного с его имеющимися сенсорными способностями, а так же с активностью малыша и умение перерабатывать увиденное, прочувствованное. А это означает, что необходимо создать для ребят условия для наблюдений, игр, занятий различными видами деятельности, в которых опыт накапливается.
Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.
На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом активно используются разнообразные игровые упражнения и дидактические игры.