- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Недобросовестная конкуренция в российском праве
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Юриспруденция
83 страницы
23 источника
Добавлена 01.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Понятие конкуренции и конкурентного права 5
1.2. Субъекты правоотношений в сфере конкуренции 12
1.3. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции 20
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 34
2.1. Формы недобросовестной конкуренции 34
2.2. Правовые последствия недобросовестной конкуренции 58
Заключение 75
Список источников 78
Фрагмент для ознакомления 2
Современное рыночное хозяйство фундаментом своего существования устанавливает частную форму собственности, предпринимательство и конкуренцию, которая выступает стимулом и регулятором любой экономической деятельности разнообразных субъектов предпринимательства. Поэтому процессы, которые связанны с конкуренцией, созданием товарных рынков явились объектом пристального изучения правоведами всех государств, которые нацелены на развитие рыночной экономики, в том числе и нашей страны.
Тем не менее, как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах, конкуренция имеет противоречивый характер. Наравне с положительным влиянием, стали формироваться ее отрицательные проявления, которые выражаются в нецивилизованных и недобросовестных методах осуществления соперничества, который наносит вред как некоторым предпринимателям и потребителям, так и всему обществу в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие вследствие недобросовестной конкуренции.
Предмет исследования составляют нормы российского права, регулирующие общественные отношения, возникающие вследствие недобросовестной конкуренции, а также практика применения данных норм.
Целью исследования является поиск проблем правового обеспечения добросовестной конкуренции и выработка предложений по решению этих проблем.
В соответствии с поставленной целью предполагалось решение следующих задач:
1) раскрыть понятие конкуренции и конкурентного права;
2) определить субъектов правоотношений в сфере конкуренции;
3) проанализировать понятие и признаки недобросовестной конкуренции;
4) исследовать формы недобросовестной конкуренции;
5) проанализировать правовые последствия недобросовестной конкуренции.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания социальных явлений, как предпринимательская деятельность и конкуренция, а также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составляют труды исследователей в области конкурентного законодательства, таких, как: Андрианова Д.В., Бруско Б.С., Варламова А. Н., Вердиян Г.В., Гаврилова Д.М., Гутерман А.Е., Истомин В.Г., Марканов Д.Ю., Михайлов А.В., Петров Д.А., Писенко К.А., Серебруев И. В., Сухоруков А.С.
Нормативно-правовую базу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) , Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) , Федеральный закон «О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции) , иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу исследования составляет арбитражная судебная практика по вопросам, относящимся к недобросовестной конкуренции.
Структура исследования обусловлена предметом и целью исследования. Так, работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие конкуренции и конкурентного права
Определение «конкуренция» берет свое начало от позднелатинского термина concurentia - «сталкиваться». В общем виде под конкуренцией следует понимать соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении более лучших результатов в конкретной общественной области .
В научной литературе отмечается важное позитивное значение конкуренции, поскольку она «максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулирует прогресс» .
В настоящее время продолжается процесс изучения феномена конкуренции представителями различных областей знаний. Кроме того, в юридической науке все более пристальное внимание уделяется характеристике основных целей и задач правового регулирования конкуренции, а также определению места совокупности норм, регулирующих отношения в сфере противодействия монополистической деятельности и защиты добросовестной конкуренции, в российской правовой системе.
Ряд современных авторов, занимающихся исследованиями в сфере конкурентного права, делают акцент прежде всего на экономической природе термина «конкуренция» . Другие отмечают своеобразную двойственность данного явления, выделяя его экономическое и правовое содержание. Экономическое содержание конкуренции проявляется в специфике тех общественных экономических отношений, которые охватываются данным понятием и исследуется прежде всего в трудах представителей экономической науки. Так, конкуренция рассматривается как особая ситуация на рынке, которая характеризуется наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара, свободой их входа на рынок и выхода с него, или же как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества в целях достижения лучших результатов предпринимательской деятельности либо, наконец, как элемент рыночного механизма, позволяющий наиболее выгодно распределять капитал, товары и услуги.
В экономической науке сформировалось несколько определений термину «конкуренция». Выделяют конкуренцию как:
1) определенную ситуацию на рынке, характеризующуюся двумя факторами, это:
- присутствием огромного числа самостоятельных покупателей и продавцов товара;
- независимостью для покупателей и продавцов входить на рынок либо покидать его;
2) постоянно функционирующий механизм соперничества, который позволяет достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;
3) элемент рынка, который позволяет наиболее результативно распределить наличествующиеся хозяйственные ресурсы .
Подобные понятия показывают позитивное значение конкуренции как экономического явления, фактора достижения определенного экономического успеха некоторыми предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом. Обобщая отмеченные определения, сформулируем следующее достоинства конкуренции и конкурентной политики в управлении экономической деятельностью общества и государства.
В первую очередь конкурентные обстоятельства хозяйствования во многом способствуют результативному распределению экономических ресурсов общества, становлению предпринимательской инициативы, образуют возможность независимой предпринимательской деятельности в границах законодательства. Помимо этого, конкуренция поощряет увеличение ассортимента и повышения качества товаров производителями, так как осуществлять это вынуждает соревнование на рынке за потребительский спрос. По данной же причине в обстоятельствах конкуренции поставщиками товаров поддерживаются более низкие цены, чем в обстоятельствах монополии, так как низкие либо доступные цены привлекают клиентов и выступают одним из факторов конкурентоспособности организации. В конкурентных экономических обстоятельствах предприниматели сами разыскивают потребителей, чтобы снабдить цели своей работы: максимизацию прибыли, увеличению объема продаж, повышение доли на рынке.
Тем не менее, для осознания проблематики конкурентного регламентирования требуется понимать и наличествующие объективные минусы конкуренции. Их требуется принимать во внимание при формировании и улучшении модели конкурентного регулирования и вообще для более объективного понимания истины экономической жизни, предпринимательской деятельности конкуренции характерны отдельные отрицательные свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику, обнаруживающееся в том, что конкуренция, которая создает определенное равновесие на рынке, в то же время делает невозможным присутствия подобного равновесия. Это обнаруживается в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что выступает итогом неустойчивого положения участников хозяйственного оборота.
Существенные преимущества конкуренции как рыночного регулятора и катализатора становления экономики, увеличения уровня благосостояния общества, с одной стороны, и минусы конкуренции, которые требуют контроля и минимизации ее издержек и противодействия возможным рыночным и социально-экономическим эксцессам, - с другой, предопределяют надобность государственного регламентирования конкуренции.
Рассмотренные экономические подходы к определению понятия конкуренции недостаточны для действенного правового регулирования.
Для того чтобы выполнять конкурентное регулирование, базовые определения данной области должны получить конкретное юридическое измерение. Антимонопольное (конкурентное) законодательство той либо другой страны может иметь либо не иметь официального определения термина «конкуренция», тем не менее, в законодательстве, в судебной практике либо теории обязаны существовать конкретные подходы к установлению юридического содержания термина «конкуренции», без которого правовое регламентирование конкуренции представляется недостаточным. Обобщая отмеченные выше экономические понятия, необходимо поддержать мнение К.Ю. Тотьева о том, что экономисты рассматривают конкуренцию как определенную разновидность экономических отношений, которая влияет на поведение их участников. Подобное понимание конкуренции может и обязано быть учтено при изучении юридических аспектов подобного явления, ведь главное назначение объективного права заключается в регламентировании различных общественных отношений .
В иностранном законодательстве, в основном, не имеется юридического определения изучаемого понятия, хотя и дается ключевая идея юридической поддержки и охраны конкуренции в качестве нужного элемента рыночной экономики. В связи с этим судебная практика и теория опираются на то, что конкуренция представляет собой процесс, с помощью которого рыночные силы действуют свободно, гарантируя продуктивное использование ограниченных ресурсов общества и максимизацию общего экономического благосостояния . При этом согласно экономической политике большинства государств нынешнего мира на страну возлагается обязанность как создавать и формировать конкуренцию в тех областях, где это рационально для становления экономики и удовлетворения потребительского спроса, но и обеспечивать обстоятельства, при которых конкуренция была бы результативной и в полной мере осуществляла свои экономические функции. По отечественному законодательству и законодательству иностранных государств конкуренция в разнообразных сегментах рыночной деятельности, за отдельными исключениями, такими как естественные монополии и некоторые иные, рассматривается как объект публичной защиты и публичный интерес. Отсюда в разнообразных странах, в том числе и в нашей стране, значительное ограничение конкуренции оценивается как антиконкурентная деятельность и преследуется по закону .
В отличие от иностранных, отечественное антимонопольное законодательство имеет легальное понятие конкуренции. Подобное понятие было включено и в прежний конкурентный закон - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 и в действующий основной закон в области конкурентного регламентирования , на основании которого, под конкуренцией понимают соперничество хозяйствующих субъектов, при котором независимыми действиями каждого из них исключается либо ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Правоведы выделяют такие существенные признаки понятия «конкуренция»:
- содержанием конкуренции выступает состязательность (борьба) либо соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами;
- состязательность либо соперничество выражается в активном поведении предпринимателей;
- результат состязательности либо соперничества - ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и иные условия сделок .
Как правовое явление конкуренция определяется в качестве разновидности социального регулятора, ее юридической предпосылкой выступает свобода экономической деятельности, а сама она, в свою очередь, выступает предпосылкой реализации прав потребителей. Это деятельность правомерная (не запрещенная законом), которая складывается между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности .
Представляется, что рассмотрение конкуренции как сложного многопланового явления, имеющего экономическое и правовое содержание, более оправданно, поскольку право выступает регулятором тех или иных складывающихся в обществе отношений, используя для этого определенные приемы и способы.
Кроме того, также представляется необходимым определить то понятие, которое охватывало бы своим содержанием соответствующий массив правовых норм, регулирующих отношения в сфере пресечения монополистической деятельности и защиты добросовестной конкуренции. Представляется, что наиболее корректным с этой точки зрения будет широко используемый и устоявшийся в юридической литературе термин «конкурентное право».
Вопрос о конкурентном праве как составной части российской правовой системы учеными-юристами в ряде случаев даже не обсуждается. Работы, посвященные проблемам правового регулирования конкуренции в России, иногда касаются в основном анализа антимонопольного законодательства и практики его применения. Вместе с тем имеющиеся в настоящее время в юридической науке позиции по вопросу о природе конкурентного права можно свести к трем основным точкам зрения. Согласно первой из них конкурентное право представляет собой самостоятельный структурный элемент системы российского права. Так, по мнению В.И. Еременко, конкурентное право является подотраслью гражданского права, включающей в себя два правовых института - институт защиты от монополистической деятельности и институт защиты от недобросовестной конкуренции . Иногда высказывается мысль о конкурентном праве как отдельной отрасли российского права .
Ещё одна позиция, являющаяся в настоящее время наиболее распространенной, заключается в том, что конкурентное право выступает в качестве комплексной отрасли (области, сферы, института) законодательства. Сторонники данного подхода понимают под конкурентным правом «комплексную отрасль законодательства, регулирующую экономические отношения в сфере конкуренции и монополии» либо «комплексную сферу (область) правового регулирования конкуренции и монополии», основывающуюся на совокупности нормативных правовых актов (и соответствующих норм) . Наконец, еще одна точка зрения заключается в том, что конкурентное право относится прежде всего к сфере публичного (в частности, административного) права . Существует ещё одна точка зрения: конкурентное право – часть предпринимательского (хозяйственного) права.
Современное конкурентное право, являясь одним из наиболее динамично развивающихся структурных образований в рамках системы российского права, безусловно, не может не вызывать научных дискуссий о его юридической сущности и основных направлениях развития. От достижения в нормах конкурентного права оптимального баланса интересов конкретных участников рынка и общества в целом во многом зависит эффективность практического применения данных норм.
1.2. Субъекты правоотношений в сфере конкуренции
Ключевым субъектом, деятельность которого подлежит регулированию конкурентным правом, является хозяйствующий субъект.
Закон о защите конкуренции определяет хозяйствующего субъекта как коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющего профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации могут быть созданы в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (ч. 1 ст. 66 ГК РФ).
Хозяйственные товарищества могут быть созданы в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) (ч. 3 ст. 66 ГК РФ).
Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (ч. 4 ст. 66 ГК РФ).
Наконец, хозяйственными партнерствами признаются созданные двумя или более лицами коммерческие организации, в управлении деятельностью которых принимают участие участники партнерства, а также и иные лица в пределах и объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством .
Законом запрещено хозяйственным партнерствам осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, а также размещать рекламу своей деятельности. Кроме того, партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций .
К некоммерческим организациям ст. 50 ГК РФ относит потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ), казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, фонды, государственные, муниципальные и частные учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и публично-правовые компании.
Таким образом, некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Однако законом допустимо некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Вместе с тем если уставом некоммерческой организации предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, то такая некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
Итак, некоммерческая организация может быть создана для удовлетворения социально-культурных, бытовых, научных и иных нужд. В связи с этим при некоторых обстоятельствах некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую им доход, и тем самым участвовать в конкурентных отношениях на определенном рынке.
К хозяйствующим субъектам также могут относиться и физические лица в случае осуществления ими предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также физические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность, приносящую им доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закон о защите конкуренции). Как верно отмечено В.Ф. Попондопуло, не случайно в п. 3 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения .
Таким образом, состав субъектов конкурентного права весьма обширен и имеет ряд юридических особенностей. Например, к числу физических лиц - хозяйствующих субъектов относятся и арбитражные управляющие, аудиторы, нотариусы.
Как отмечено выше, деятельность хозяйствующих субъектов направлена на получение дохода.
Очевидно, что любой субъект ориентирован не просто на получение, а на получение максимально возможного дохода в результате осуществляемой им деятельности. В конечном итоге такая деятельность может достигнуть предела и хозяйствующий субъект станет монополистом в определенной сфере и на определенном рынке. Как известно, установленная монополия несет урон экономике и в конечном итоге потребителям. В таких условиях потребитель лишен права выбора и вынужден либо соглашаться с предлагаемыми условиями, либо отказываться, оставаясь без необходимого ему товара. Во избежание этого государствами активно предпринимаются действия по устранению захвата рынка и созданию условий по расщеплению экономической власти. При таких обстоятельствах у потребителя появляется возможность контакта с большим количеством поставщиков аналогичных товаров и выбора того из них, который является наиболее предпочтительным . В широком смысле такие действия государства можно назвать антимонопольным регулированием.
При осуществлении своей деятельности хозяйствующие субъекты наделены значительным объемом прав ввиду того, что в сфере охватываемых конкурентным правом отношений преобладают нормы диспозитивного регулирования. По сути, запреты, предусмотренные антимонопольным законом, предоставляют свободу в действиях хозяйствующих субъектов за пределами этих запретов.
В связи с такими особенностями российского антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам в процессе своей деятельности дозволено относительно свободное поведение, им предоставлена возможность саморегулирования в пределах, не противоречащих гражданскому законодательству. Это так называемый «дозволительный тип» правового регулирования, характерный для частного права.
Хозяйствующие субъекты вправе заключать любые соглашения между собой в том случае, если они не подпадают под действие принципа per se или не влекут последствия, предусмотренные под условием запрета Законом о защите конкуренции.
Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если эта деятельность не запрещена законом. Данное право может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При таких обстоятельствах в процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты вправе использовать свой «потенциал» до того момента, пока их поведение не приведет или не станет возможным для приведения к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, хозяйствующим субъектам предоставлена возможность объединяться для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности за счет приобретения в результате такого объединения отдельных конкурентных преимуществ каждого из них. К таким объединениям относятся концерны, конгломераты, консорциумы, финансово-промышленные группы, холдинги, корпорации, синдикаты, тресты, пулы и другие формы.
Помимо частноправового регулирования деятельность хозяйствующих субъектов подлежит публично-правовому регулированию. По сути, такое регулирование бывает в двух формах: нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц, и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования).
К актам индивидуального регулирования относятся акты позитивного регулирования и акты реагирования на правонарушения.
Акты позитивного регулирования принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К таким актам можно отнести акты регистрации (например, прав на недвижимое имущество), акты-разрешения (например, выдача лицензии для занятия определенной лицензируемой деятельностью), акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий, акты планирования и акты-распоряжения .
При таком достаточно свободном и мягком регулировании деятельности хозяйствующих субъектов последние нередко злоупотребляют своими правами, что может составлять потенциальную опасность для конкуренции.
К числу таких действий Закон о защите конкуренции относит недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, координацию экономической деятельности, соглашения хозяйствующих субъектов и согласованные действия.
Проведя детальный анализ хозяйствующих субъектов необходимо отметить следующее.
Российское законодательство позволяет гражданам и организациям вступать в любые экономические отношения между собой, ориентируясь на достаточно большой объем конституционных и гражданских прав в указанной сфере.
Прежде всего речь идет о провозглашенных в Конституции РФ принципах свободы экономической деятельности, за исключением деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Гражданским законодательством определены принципы, при которых физические и юридические лица вправе вступать в любые договорные отношения, включая те, которые напрямую не предусмотрены законодательством, и действовать в таких отношениях максимально свободно.
В рамках осуществления экономической деятельности различными субъектами преобладает частноправовая форма регулирования таких отношений, которая характеризуется диспозитивностью норм права. При публично-правовом регулировании этих же отношений превалирует форма позитивного государственного вмешательства (безделиктная), которая в большинстве случаев сводится к установлению неких обязанностей для защиты публичных интересов.
Одновременно с этим такая экономическая свобода не предполагает полное отсутствие контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Мы выяснили, что основной экономической целью этих субъектов является получение дохода. Очевидно, что от извлечения сверхдохода никто никогда не откажется. При извлечении такой максимальной выгоды возникает ущемление и нарушение прав других участников рыночных отношений. Именно по этой причине экономическая деятельность все же должна быть регулируемой, несмотря на общий принцип свободы.
Проанализировав современную литературу по конкурентному праву отметим, что в качестве основного элемента выступает деятельность хозяйствующего субъекта по нескольким причинам.
Во-первых, в юридической литературе однозначно выделяется в качестве основного субъекта конкурентного права хозяйствующий субъект. Все остальные субъекты этой отрасли права либо являются производными от хозяйствующего субъекта (например, группа лиц), либо выступают в качестве особых регуляторов конкурентных отношений (органы государственной и муниципальной власти приобретают статус субъектов конкурентного права в силу возложенных на них административно-правовых воздействий на конкуренцию, а антимонопольный орган является контролирующим органом).
Во-вторых, деятельность хозяйствующих субъектов носит динамичный характер, поэтому их поведение на товарном рынке влечет определенные результаты, которые могут приводить к неблагоприятным последствиям, запрещенным или регулируемым Законом о защите конкуренции .
Выступая ключевым субъектом конкурентного права, хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в сфере торговли, в связи с чем множество понятий антимонопольного закона содержат определения терминов именно из этой сферы отношений (товар, товарный рынок). Полагаю, что рассмотрение торговой деятельности в РФ должно быть и в рамках рассмотрения предмета конкурентного права.
Отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и отношения по пресечению недобросовестной конкуренции также не могут быть оторваны от деятельности хозяйствующих субъектов и быть предметом отдельного рассмотрения.
В большинстве случаев эти отношения хозяйствующих субъектов возникают в результате злоупотребления своими правами либо своим положением, намеренным заключением антиконкурентных соглашений или вступлением в выполнение согласованных действий, т.е. напрямую зависят от воли хозяйствующего субъекта.
По этим причинам деятельность хозяйствующих субъектов в качестве основного элемента предмета антимонопольного регулирования должна быть рассмотрена в широком смысле, т.е. с учетом сферы деятельности хозяйствующих субъектов и их экономической цели, различных правовых форм регулирования деятельности основных субъектов конкурентного права и наиболее опасной деятельности хозяйствующих субъектов, выражающейся в монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. -2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) // Закон. - № 7. – 1999.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3012.
6. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. - 16.06.2003. - № 24. - Ст. 2249.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
8. Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // Собрание законодательства РФ. - 05.12.2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7058.
9. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 216.
2. Научная и учебная литература
1. Андрианова Д.В. Проблемы неопределенности категории «недобросовестная конкуренция» в сфере управления многоквартирными домами // Семейное и жилищное право. 2015. № 4. С. 23 - 25.
2. Бруско Б.С. Пределы антимонопольного регулирования предпринимательских правоотношений // Право и экономика. 2012. № 8.
3. Варламова А. Н. Недобросовестная конкуренция: направления совершенствования правового регулирования // Москва. Юрист, 2015. № 1. С. 23-30.
4. Вердиян Г.В. Реформа гражданского законодательства и принцип добросовестности в общих положениях Гражданского кодекса Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 1. С. 90 - 98
5. Гаврилова Д.М. Правовое регулирование согласованных действий в антимонопольном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Реклама и право. 2011. № 1. С. 23 - 24.
6. Гутерман А.Е. Деятельность хозяйствующих субъектов как собирательный элемент предмета антимонопольного регулирования // Конкурентное право. 2015. № 1. С. 4 - 10.
7. Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013. – 583 с.
8. Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2001. – 29 с.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М., 1997.
10. Истомин В.Г. К вопросу об основных направлениях правового регулирования конкуренции и месте конкурентного права в российской правовой системе // Конкурентное право. 2015. № 4. С. 9 - 14.
11. Каминка А. И. Очерки торгового права. М.: Москва. Статут, 2012. – 280 с.
12. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 380 с.
13. Компании Bork Elektronik GmbH, Vinzer Corporation AG и Vitesse France S.A.R.L. вводили потребителей в заблуждение в отношении места производства своей продукции: [официальный сайт Федеральной антимонопольной службы] // URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_28259.html (дата обращения: 20.03.2017).
14. Марканов Д.Ю. Недобросовестная конкуренция в области исключительных прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 2. С. 52 - 60.
15. Михайлов А.В. Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18 - 22.
16. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) / К. Н. Алешин, А. В. Андросенко, И. Ю. Артемьев и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев. М.: Москва. Статут, 2015. – 355 с.
17. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт Русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М.: А ТЕМП. 2007. 840 с
18. Петров Д.А. Недобросовестная конкуренция: понятие и признаки // Конкурентное право. 2015. № 4. С. 34 - 36.
19. Писенко К.А. Стандарты административно-правового регулирования и современное антимонопольное законодательство Российской Федерации // Конкурентное право. 2013. № 2. С. 4 - 7.
20. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 13.03.2017.
21. Пузыревский С. А., Гаврилов Д. А., Серегин Д. И. М.: Конкурентное право: Учебник / Москва. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 416 с.
22. Райзберг Б., Стародубцева Е. Большой экономический словарь. Москва. Инфра-М., 2015. 512 с.
23. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. – 288 с.
24. Серебруев И. В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятие, признаки, формы // Бизнес, Менеджмент и Право. Екатеринбург, 2015. № 1. С. 146-149.
25. Сухоруков А.С. Антимонопольное и конкурентное право в российской и немецкой правовых системах // Российский юридический журнал. 2010. № 1. С. 206 - 208.
26. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 13.07.2017.
27. Хохлов Д.В. Антимонопольный контроль в банковской сфере: правовое регулирование и судебная практика. - М.: Статут, 2013.
28. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2005. Т. II: Товар. Торговые сделки. – 400 с.
29. Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., Москва. Статут, 2005. – 400 с.
3. Материалы правоприменительной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2004. - № 3.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 6. – 2009.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 6. – 2009.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 8. – 2015.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 4.
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Экономика и жизнь. - № 29. - 2008.
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» // Солидарность. - № 31. - 28.08-04.09.2013.
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16912/11 по делу № А40-73286/10-143-625 // Вестник ВАС РФ. – 2012. - № 8.
9. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 18012/10 по делу № А40-47499/10-27-380 // Вестник ВАС РФ. - № 8. – 2011.
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 24 апреля 2012 г. № 16912/11 по делу № А40-73286/10-143-625 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2017.
11. Определение ВАС РФ от 1 февраля 2013 г. № 16042/12 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2017.
12. Определение ВАС РФ от 11 марта 2010 г. № 2426/10 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2017.
13. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2015 г. № Ф05-5066/2015 по делу № А40-136606/14 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2017.
14. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2012 г. по делу № А65-23766/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.03.2017.
15. Решение Суда по интеллектуальным правам от 20.08.2014 по делу № СИП-14/2014 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2017.
16. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.06.2014 № С01-436/2014 по делу № А50-17219/2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.03.2017.
17. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2014 по делу № А78-1753/2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.03.2017.
18. Постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А40-54063/11-147-461 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2017.
19. Постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2011 г. № КГ-А41/3689-11 по делу № А41-27786/10 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2017.
20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. по делу № А05-6654/2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.03.2017.
21. Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2014 года по делу № 1-14-258/00-08-13 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 21.03.2017.
22. Дело № 2-2776/2013 Дзержинского городского суда // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.03.2017.
23. Дело № СИП-14/2014 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2017.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней