Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая трансформация в странах бывшего социалистического содружества сопровождалась в 1990-е годы разрушением хозяйственных связей и резким спадом экономического обмена России с восточно- европейскими партнерами. Вовлечение стран Восточной Европы в процессы экономической и политической интеграции в евроатлантические структуры ослабили конкурентные позиции России и стран данного региона на взаимных рынках. На фоне усиления позиций западных стран на европейском рынке повысилась уязвимость российского присутствия в экономике стран Восточной Европы. Возникла необходимость достижения договоренностей с Евросоюзом о соблюдении режима Сообщества, в том числе и в отношениях России со странами – его членами (таможенного режима, норм товарообмена, в том числе по отраслям).
На развитие экономических отношений России и стран Восточной Европы отрицательно влияют особенности современной политико-экономической ситуации. Напряженность в политических отношениях России с рядом стран Восточной Европы, экономические трудности в обоих регионах, падение спроса на различные группы товаров, стремление Евросоюза либерализовать рынок энергетических ресурсов в Европе, диверсифицировать источники поступления энергоресурсов в страны ЕС и, наконец, введение в 2014 г. Западом экономических санкций против России негативно отразились на темпах роста российской экономики.
Динамику оценок современной системы международных отношений можно увидеть в результате сравнительного анализа различных редакций Концепции внешней политики Российской Федерации. Декларируемые в них национальные интересы и ценности, оценка международной ситуации, самоопределение места государства в системе международных отношений, выдвижение внешнеполитических приоритетов отражают внешнеполитический курс России. Актуальность такого анализа обусловлена тем, что позволяет выделить специфику современного этапа и наглядно продемонстрировать торгово-экономические отношения России и стран Восточной Европы
Целью исследования является анализ возможных перспектив развития сотрудничества России и стран Восточной Европы
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение этапов, динамики и структуры внешней торговли России со странами Восточной Европы.
2. Определение экономической кооперации и специализация между Россией и странами Восточной Европы.
3. Рассмотрение инвестиционного и научно-технического сотрудничества как основы активизации торгово-экономических связей России со странами Восточной Европы.
4. Выявление факторов и условий развития экономических связей России и стран Восточной Европы.
5. Определение возможных перспектив торгово-экономического взаимодействия России со странами Восточной Европы.
Объектом исследования являются внешнеэкономические отношения между государствами Восточной Европы и России.
Предметом исследования являются торгово-экономические связи России со странами Восточной Европы.
Гипотеза исследования данной работы основывается на выявлении возможных перспектив торгово-экономического взаимодействия России и стран Восточной, что обуславливает необходимость изучения внешнеэкономических связей России со странами Восточной Европы и определения торгово-экономического сотрудничества России с данными странами.
В выпускной квалификационной работе в качестве инструментов исследования применялись: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
1.1. Этапы, динамика и структура внешней торговли России со странами Восточной Европы
Мировой финансово-экономический кризис, с особой силой затронувший Россию и большинство стран Восточной Европы, не мог не сказаться самым отрицательным образом на их взаимных торгово-экономических отношениях. В 2009 г. произошел обвальный спад российского товарооборота с этими странами, который лишь частично восстановился в последующие три года. Начавшийся повышательный тренд в динамике товарного обмена в последние годы стал замедляться, а в сотрудничестве с рядом стран приостанавливаться и даже поворачивать вспять.
Товарооборот России со всеми странами Восточной Европы за 2014–2016 гг. сократился в стоимостном выражении на 49,3%, а с входящими в Евросоюз государствами даже немного больше – на 52,7%. Особенно резкий спад произошел в 2015 г. – на 38,6%, что сопоставимо с сокращением на 44% в кризисный 2009 г.1 В наибольшей степени уменьшился объем российского экспорта в эти страны (в целом на 11,6 млрд долл.). Это привело к снижению положительного сальдо РФ в товарообмене с ними на 40,4% и даже к появлению дефицита в торговом балансе со Словенией, Чехией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Сербией и Словенией.
Первопричиной внешнеторгового кризиса стало на сей раз резкое ухудшение политических отношений Запада с Россией, выразившееся в антироссийских санкциях, и совпавшее с этим падение мировых цен на главный экспортируемый из РФ товар – нефть. Наибольший вклад в сокращение российского товарооборота со странами Восточной Европы в стоимостном выражении внесли снизившиеся мировые цены на нефть, природный газ, металлы и другое сырье, а также девальвация рубля в 2 раза, затруднившая продвижение товаров и услуг на российский рынок.
Физические объемы взаимных поставок также сократились из-за наступившей экономической рецессии в России (российский ВВП вырос в 2014 г. всего на 0,4% и сократился в 2015 г. на 3,7% и в 2016 г. на 0,8%), введенных западных санкций и ответного российского эмбарго на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции, но это повлияло на уменьшение стоимости товарообмена в гораздо меньшей степени.
Хотя все члены Евросоюза подчинились общему решению о вводе и последующем ужесточении антироссийских санкций, руководители некоторых стран Восточной Европы высказываются за их смягчение и даже отмену. Но никто из них не решился заблокировать санкционную политику. О мотивах такого поведения откровенно сказал словацкий премьер-министр Р. Фицо, заявивший, что антироссийские санкции «бессмысленны и наносят нам вред, но я не пойду против единства ЕС» .
В результате уменьшения российского товарооборота, в особенности экспорта, снизилась доля России в торговле стран Восточной Европы с 6,3% в 2013 г. до 4,2% в 2016 г. Доля стран Восточной Европы в российской торговле составляет сейчас 10,2%, в том числе в экспорте – 11,3% .
Хотя неблагоприятные тенденции отмечаются в торговле России со всем регионом Восточной Европы, динамика по странам все-таки отличается. Российский экспорт в 2014–2016 гг. в Венгрию, Польшу, Словакию, Хорватию, Чехию, прибалтийские республики, Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию сокращался из года в год. В Болгарию после снижения в 2014 г. экспорт возрастал в 2015 и 2016 гг. В Словению он рос в 2014 и 2015 гг., но в 2016 г. сократился. В Сербию после увеличения в 2014 г. экспорт из России в следующие два года также падал (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Экспорт России в страны Восточной Европы (млн долл.)
В динамике импорта России в целом наблюдалась примерно та же картина. Из Румынии, Албании, Хорватии и Боснии и Герцеговины после роста в 2014 г. объем импорта сокращался в 2015 и 2016 гг. Импорт из Сербии после снижения в 2014 и 2015 гг. увеличился в 2016 г. (см. табл. 1.2). Отклонения от общей линии как по экспорту, так и по импорту объясняются текущими особенностями экономической ситуации и внешнеторговой политики отдельных стран.
Таблица 1.2
Импорт России из стран Восточной Европы (млн. долл.)
В процессе сокращения объемов товарооборота произошли некоторые подвижки в структуре торговли России со странами Восточной Европы как по экспорту, так и по импорту (см. табл. 1.3). В отличие от связей этих стран с западными компаниями, чаще вовлекающими их в кооперационное сотрудничество, торговля с Россией сохраняет в основном межотраслевой обмен излишками готовой продукции.
Хотя Россия по-прежнему экспортирует в страны Восточной Европы в основном энергоносители и другое сырье, их доля в общем экспорте заметно сократилась с 86,1% в 2013 г. до 77,1% в 2016 г. Это объясняется главным образом уменьшением стоимости этой группы товаров из-за снижения мировых цен. Увеличение удельного веса других групп отражает чисто математическую коррекцию структуры в связи с реальным сокращением стоимостного объема первой группы.
Таблица 1.3
Структуроопределяющие отрасли внешнеторгового обмена России со странами Восточной Европы – членами ЕС (в % к объему экспорта и импорта)
Повышение в импорте доли химических продуктов, металлических и текстильных изделий происходит по причине востребованности их на российском рынке. Заметно сократился ввоз продовольственных товаров вследствие ответного на санкции эмбарго. Удельный вес топливно-сырьевой и машиностроительной продукции в импорте мало изменился, поэтому сохранилось их почти обратное по сравнению с экспортом соотношение – примерно 1% к 50%.
Негативные тенденции в торгово-экономических отношениях России со странами Восточной Европы происходили на фоне ослабления связей по другим направлениям, в том числе и контактов на государственном уровне. В 2015–2017 гг. изменения в руководстве государств после президентских (в Болгарии, Румынии) и парламентских (в Болгарии, Словакии, Румынии) выборов не привели к серьезным подвижкам в отношениях этих стран с Россией, несмотря на приход к власти отдельных лиц, более лояльно настроенных и заинтересованных в сотрудничестве.
Из состоявшихся контактов на высшем уровне наибольшее практическое значение имела состоявшаяся в 2017 г. седьмая встреча нынешних лидеров России и Венгрии, в результате которой были достигнуты договоренности о российском участии в строительстве на венгерской территории двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш».
В 2016 г. в Москве состоялась встреча премьер-министра Словакии Р. Фицо с Президентом РФ В.В. Путиным, на которой были согласованы проблемы, связанные с проектом «Северный поток-2».
Руководители России и Словении использовали возможность для продолжения политического диалога, представившуюся во время посещения Словении Президентом Российской Федерации В.В. Путиным для участия в мемориальных мероприятиях, проводившихся 30 июля 2016 г. по случаю 100-летия строительства Русской часовни у перевала Вршич.
Телефонные переговоры российского президента с Президентом Болгарии Р. Радевым и премьер-министром Б. Борисовым состоялись после выборов в стране в январе 2017 г. Болгарский премьер затронул проблему возможного строительства на территории его страны европейского газового хаба и высказал заинтересованность в этом болгарской стороны.
Межгосударственные контакты осуществляли на своем уровне и другие высшие государственные деятели России: с министром иностранных дел Словении, руководителями министерств экономического развития Польши и Словакии, министрами культуры Словении и Польши.
Продолжали работу и межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и рядом стран. В 2016 г. после пятилетнего перерыва состоялось XIII заседание Российско-болгарской МПК. Очередное заседание Российско-словацкой МПК и Российско-словацкий предпринимательский форум в Москве прошли в апреле 2017 г. и завершились подписанием меморандума о взаимопонимании, в соответствии с которыми «Атомстройэкспорт» будет участвовать в достройке трех из четырех блоков АЭС «Моховце» и в изготовлении атомного топлива для АЭС «Моховце» и «Богунице». В июне 2016 г. прошло IX заседание Российско-венгерской МПК, а в ноябре того же года – XIII заседание Российско-словенской Межправительственной комиссии.
Принимавшиеся с обеих сторон организационные и другие меры начали приносить первые результаты, выражающиеся в некотором оживлении торгово-экономических связей в конце 2016 г. и в течение 2017 г., когда возобновился рост двустороннего товарооборота с большинством сотрудничающих с Россией стран. Это значит, что сохранилось стремление к освоению российского рынка и готовность и впредь получать необходимые для развития энергоносители и другие сырьевые товары из России.
Россия по-прежнему остается основным источником обеспечения стран Восточной Европы газом и нефтью. Российские поставки удовлетворяют более чем наполовину потребности стран Восточной Европы в природном газе. Например, Польша получает ежегодно до 10 млрд м3 российского газа, что покрывает 50% ее потребности в нем. Российские поставки в Венгрию составляют 75% ее импорта нефти и 60% – газа. Болгария получает из России все 100% импорта газа .
Применение Европейским союзом специального режима в торговле энергетическими товарами, идея создания единого энергетического рынка и чинимые отдельными странами помехи нормальной торговле затрудняют в нынешних кризисных условиях сотрудничество в этой важной для экономического развития отрасли. Стоимостный объем поставок российских энергоносителей в страны Восточной Европы сократился за период 2014–2016 гг. на 51,2% главным образом по причине резко снизившихся мировых цен. Произошло и некоторое уменьшение физического объема поставок из-за падения спроса внутри стран и проводимой ими политики диверсификации источников снабжения энергоносителями.
В условиях обострения геополитической ситуации в мире и Европе осложнилась проблема транспортировки энергоносителей из России в европейские страны. На некоторых участках нефтепровода «Дружба» пришлось скорректировать траекторию его залегания в связи с введением в строй других европейских нефтепроводов. Сократился транзит российской нефти в Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию. В то же время выросла транспортировка нефти танкерами.
В связи с антироссийской политикой США и ЕС под предлогом украинского кризиса осложнилось сооружение новых российских газопроводов. После того как был заблокирован газотранспортный проект «Южный поток», продолжаются попытки помешать уже начавшейся прокладке газопровода
«Северный поток-2». Главной артерией транспортировки газа в Венгрию, Румынию, Словакию, Словению и Чехию остается газопровод «Союз». Создание реверсных перемычек между газопроводами этих стран улучшило его функционирование.
В отличие от России, торгующей в основном сырьевыми товарами, страны Восточной Европы поставляют преимущественно готовые промышленные изделия. Санкционная война осложнила наращивание их экспорта в нашу страну и затормозила производственное кооперирование. Но поскольку эти страны экспортируют в основном промышленную продукцию среднего уровня сложности, санкции, распространяющиеся главным образом на высокотехнологичную продукцию двойного назначения, не сказались на сокращении поставок за отсутствием таких изделий в экспортной номенклатуре. Тем не менее за 2013–2016 гг. импорт машин из этих стран в Россию сократился вдвое. Если в 2013 г. он превышал аналогичные российские поставки в 10 раз, то в 2016 г. – в 6,5 раз. Это значит, что страны стали больше экспортировать такой продукции в другие регионы мира. Такая безболезненная переориентация экспортных потоков говорит об отсутствии производственной кооперации и инвестиционного сотрудничества с Россией, тогда как эти формы занимают все большее место в мировой практике торгово-экономического взаимодействия.
Каковы могут быть перспективы дальнейшего развития торгово-экономических связей России со странами Восточной Европы? Начавшееся постепенное увеличение объемов взаимного товарооборота произошло исключительно благодаря несколько выросшим мировым ценам на энергоносители и другое сырье. Никаких заметных сдвигов в номенклатуре обменивающихся товаров и в их технико-экономических характеристиках не произошло. Это значит, что нельзя рассчитывать на радикальное увеличение масштабов торговли на прежней исходной основе ее осуществления. Должна измениться сама эта основа под влиянием каких-то объективных факторов или субъективного поведения участников экономического сотрудничества. Новой пусковой платформой для дальнейшего существенного расширения связей могло бы стать осознание общих интересов как России, так и стран Восточной Европы, а также совместная работа в соответствии с ними.
Наиболее заметной общей особенностью наших стран является их отставание в экономическом развитии от мирового авангарда, занимающего главенствующее место в системе международных отношений. Следовательно, перед ними стоит общая задача преодоления этой отсталости, решить которую будет гораздо проще сообща, углубляя торгово-экономическое сотрудничество.
Преодолеть сравнительное отставание в уровне развитости возможно только путем упреждающего, а не просто догоняющего развития. Нужна крепкая и высокотехнологичная экономика, для создания которой надо оснастить производство современной техникой, причем не только импортной, но и отечественного изготовления. Этого требуют правильно понимаемые интересы государственной безопасности, которые Россия осознала в полной мере, находясь под удушающими торгово-финансовыми санкциями со стороны Запада. Необходимо диверсифицировать отраслевую и производственную структуры, освоить выпуск современной наукоемкой продукции, России – избавиться от сырьевой зависимости, а нашим партнерам – от преобладания традиционных, но малодоходных производств.
Решать эти трудные задачи будет проще и эффективнее, если между странами будет налажено взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Страны Восточной Европы отличаются друг от друга по уровню развития, по степени международной интегрированности, по применяющимся моделям экономического роста, не говоря уже об их исторических, культурных и национальных особенностях. Это изначально требует от России разных подходов к налаживанию связей, в том числе и торгово-экономических.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Экономистъ, 2016.-366 с.
2. Антонова Е. Ю. и др. Сущность внешней политики государства // Интерактивная наука. 2017. №14Е.Ю.Е. С.92
3. Кнобель А., Фиранчук А. Внешняя торговля России в январе-мае 2018 г. // Экономическое развитие России. 2018. № 8. С. 10-16.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. М., 2018
5. Миянов Р.А. Внешняя политика России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] . — Электрон. дан. — Режим доступа: http://bagsurb.ru/upload/Журнал/MIYANOV.pdf
6. О влиянии курсовой динамики на торговлю см.: Кнобель А.Ю. Оценка функции спроса на импорт в России // Прикладная эконометрика. 2011. № 4 (24). С. 3-26; Кнобель А., Фиранчук А. Россия в мировом экспорте в 2017 г. // Экономическое развитие России. 2018. № 9. С. 17-21.
7. Пашковский П.И. Внешнеполитический механизм: проблемные теоретические аспекты исследования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. №4. С.453
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683. [National Security Strategy of Russian Federation. Adopted by Russian Federation president’s decree of December 31, 2015 No. 683]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/cb0c5bc1ea f4bd94d8 e78f233af494e8e9dcde2b/ (дата обращения: 19.11.2018). (In Russ.)
9. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения: Учебник. М.: 2015.
10. Hermann M. G., Hermann C. F. Who Makes Foreign Policy Decisions and How : An Empirical Inquiry //International Studies Quarterly. Vol. 33. № 4. December 1989. Р. 363-364.
11. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2014 г.). Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 года. [Millitary Doctrine of Russian Federation (in redaction of 2014) Adopted by President of RF on December 25, 2014]. URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 19.11.2018). (In Russ.).
12. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
13. Eurostat [Electronic resource]: Intra-EU28 trade, by Member State. - Mode of access: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/download. do?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tet00047. (Дата обращения: 04.04.2019)
14. Mundell, RA. A Theory of Optimum Currency Areas / RA. Mundell // American Economic Review, 1961. - № 51. - 665 p.
15. Gulde, А. A Common Currency for Belarus and Russia? / А. Gulde, E. Jafarov, V. Prokopenko // IMF Working Paper. - 2004. - WP/04/228. - 7 p.
16. Международные валютно-кредитные отношения / И. Ярыгина [и др.]; под ред. Л.Н. Красавиной. - 4-е изд., испр. - М.: Юрайт, 2018. - С. 101-102.
17. Переход стран Восточной Европы от социализма к капитализму: Особенности и результаты: Сборник статей под ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. М.: ИЭ РАН, 2016. 332 с.
18. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации // CustomsOnline: Официальный сайт Федеральной Таможенной службы Российской Федерации. URL: http:// customsonline.ru/search_ts.html (Дата обращения: 10.05.2019)
19. Шейнин Э. Энергетический фактор в экономических отношениях России // Мир перемен. 2019. № 1. С. 88–103.
20. Премьер Словакии: Санкции против России бессмысленны и вредят нам // РИА Новости. 2017. 03 февраля. URL: https://ria.ru/economy/20170203/1487181140.html (Дата обращения: 10.05.2019)
21. Compendium of Science & Technology Cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian Federation (2011). [Электронный ресурс]: URL:: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/ fields_cooperation/science_technology/index_ru.htm
22. EU-Russia Year of Science [Электронный ресурс]: URL: http://www.eu-russia-yearofscience.eu/
23. Давыденко Е.В. Инвестиционно-технологическое взаимодействие России со странами ЕС: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. 2018. № 15 (237). С. 10.
24. Звягина Д. А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы»//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11. Ч. 2. С. 94-98
25. Звягина Д.А. Внешнеполитическая стратегия России в развитии российско-польского культурного сотрудничества: дис. ... кандидата политических наук: 23.00.04. М., 2014.
26. Материалы международной конференции «Россия - ЕС: возможности партнерства» 21 марта 2018 г. Российский Совет по международным делам // М.: Спецкнига, 2018.
27. Представительство ЕС в России. Европейский Союз и Россия: политические отношения [Электронный ресурс]: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/political_relations/index_ru.htm
28. Представительство ЕС в Российской Федерации. Техническое и финансовое сотрудничество. [Электронный ресурс]: иЯЬ: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/ index_ru.htm
29. Представительство ЕС в Российской Федерации. Техническое и финансовое сотрудничество. [Электронный ресурс]: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/ index_ru.htm
30. Чернова С.А. Оценка направлений политики ЕС и РФ в области исследований, технологических инноваций и образований. [Электронный ресурс]:http://www.riep.ru/upload/iblock/05c/05caa23d22e503c29bbce8ae276a413f.pdf