Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества значительно меняются требования к образованию. Это приводит к тому, что начальная ступень образования - дошкольное образование претерпевает существенные изменения. Появление комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием науки, которой присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. И этим обусловлено то, что дошкольное образование на сегодняшний день находится на новом этапе развития.
Прежде всего, это связано с социально-экономическими переменами, происходящими в стране. Еще недавно руководитель образовательного учреждения имел по сути одно лишь право, оно же и обязанность: исполнять порученные указания и обеспечивать работу своего учреждения по четко определенным правилам. Отсутствие самостоятельности, зависимости от решений, принимаемых другими, формировали такой тип руководителя, который был ориентирован на реализацию полученных директив на обеспечение функционирования образовательного учреждения в четко определенных границах. Развитие образовательного учреждения оставалось в тени, отодвигалось на второй план.
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят намного быстрее, управленческое мастерство руководителя, уровень профессиональной квалификации оценивается, в первую очередь, его способностью оперативно принимать решения, адекватные новой ситуации, умением нацеливать коллектив детского сада на непрерывное развитие, на преодоление устаревших стереотипов. Изменения в социально-экономических отношениях и структурах общества потребовали новых подходов в организации воспитания и обучения детей. Образование и обучение уходят от принципа обязательности для всех и переходят на вариативное обучение, образование по выбору: по интересам, по возможностям, по способностям, по состоянию здоровья. Главное заключается в том, чтобы образовательное учреждение было для ребенка, а не ребенок для образовательного учреждения. На новом этапе финансово-экономических отношений дошкольное образовательное учреждение должно быть востребовано, поэтому руководитель должен вести свое учреждение вперед, не останавливаться на достигнутых результатах. Основной заботой руководителя является повышение результативности деятельности образовательного учреждения.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Инновационный режим жизнедеятельности образовательного учреждения требует особый подход в осуществлении планирования. Особой разновидностью планирования работы детского сада является Программа развития. В отличие от обычного плана она ориентирована на решение не только текущих дел, но и перспективных образовательных потребностей, ориентирована на будущее.
Выбор пути развития дошкольного учреждения, предполагает, прежде всего, определение целей и концептуальных основ его функционирования и разработку конкретной программы развития. Такая программа развития позволяет прогнозировать в определенной последовательности развитие образовательного учреждения, помогает уйти от устаревших рутинных требований.
Объект исследования - развитие дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – управление развитием дошкольного образовательного учреждения.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование управления развитием дошкольного образовательного учреждения на примере Программы развития ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) рассмотреть основные понятия управления, развития;
2) изучить современные теоретические подходы к управлению в системе общего образования и дошкольного образования;
3) разработать и провести диагностику социального заказа ожиданий от дошкольного образовательного учреждения;
4) Провести экспериментальное исследование управления развитием ГБДОУ детский сад №356
5) разработать программу развития ГБДОУ детский сад № 356
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты изучаемой темы, содержащие анализ литературы, законодательных, нормативных документов и учебных пособий, касающихся моделирования воспитательной системы ДОУ.
Во второй главе отражена характеристика ГБДОУ детский сад №356 общеразвивающего вида по социально-личностному развитию детей, проведено три этапа исследований:
1) исследование социального заказа ожиданий от ДОУ;
2) исследование проблем развития детей, посещающих ДОУ;
3) исследование готовности педагогов к совершенствованию воспитательной работы в ДОУ.
Разработана программа развития ГБДОУ Детский сад № 356
Московского района Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы.
Также представлены выводы и предложения, дающие общую оценку результатов работы, список используемой литературы и приложения.
При подготовке данной работы были использованы законодательные документы, нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, методические документы, энциклопедические словари и другие источники информации.
Методологической основой дипломной работы послужили методы: анализ, наблюдение, экспериментальное исследование.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к управлению развитием ДОУ.
1.1.Специфика развития ДОУ как обьект управления.
Происходящие изменения в системе общего образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. В новом Законе «Об Образовании» сказано, что требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития.[ст.28 п.7] Управляемое развитие всегда предполагает выработку и реализацию решений об освоении (внедрении) каких-то новшеств, т.е. таких компонентов или таких связей, которых раньше в педагогической системе образовательного учреждения не было. Так как внедрение нового в учреждения невозможны без обновления управленческой деятельности руководителя.
Что такое современный детский сад и как им управлять? Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.
Любое современное дошкольное образовательное учреждение ДОУ реализует свои общеобразовательные программы дошкольного образования, а также ориентировано на воспитание, обучение и развитие всех и каждого воспитанника с учётом его индивидуальных возрастных физиологических, психологических, интеллектуальных и других способностей, путём создания педагогической системы и благоприятных условий для физического, эмоционального, умственного и нравственного развития каждого ребёнка.
Управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Управление образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения. .[ст. п ]
Управление детским садом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата, тем самым объединяя коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве, обеспечивающем соответствующее возрасту детей развитие и эмоциональное благополучие.
Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающееся в их переходе на качественно новый этап – режим развития. Главным для руководителя является умение видеть будущее своего учреждения и знание и сделать так, чтобы дошкольное учреждение постоянно работало в поисковом режиме.
Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата. Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии целесообразно оценить по следующим показателям деятельности:
1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и дополнительных образовательных услуг, 2. Обновление педагогических технологий, методов и форм работы, сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. 3. Организация учебно-воспитательного процесса — самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
4. Эффективность учебно-воспитательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).
Сделаем вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют определенные требования, а именно:
1. Детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
2. Педагог развивает свои профессиональные и личные качества; В «Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру реформирования образования.
3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.
4. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.
5. Родитель активный участник (законный представитель)— образовательного процесса.
Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение. В наши дни в центре внимания оказывается ДОУ как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОУ с внешней средой. Старый, традиционный, и новый взгляды на ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов. «Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру реформирования образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за совой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалифика достижениях науки и Успех и развитие современного ДОУ решающим образом зависит от трех элементов:
1. Понимания состояния дел на данный момент;
2. Представление того уровня, которого ДОУ собирается достичь;
3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
А здесь возможные риски и трудности.
1. Отсутствие финансирования.
2. Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров.
3. Текучесть педагогических кадров.
4. Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства.
5. Поглощение текущей работой — распределение приоритетной деятельности; — смутное представление о переходе на Стандарт.
6. Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода.
7. Ранее сложившаяся система подачи материала становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
8. Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета – Федеральный выпуск 2013. – № 6241.
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
3 Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 160 с.
4 Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 2015. - С.27-32.
5 Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -90 с.
6 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
7 Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: АСТ, 2013. – 68 с.
8 Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. – 2014. – № 10. – С. 23-31.
9 Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: Гуманитарный изд. центр, 2015. – 160 с.
10 Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. – М.: АТС, 2013. – 393 с.
11 Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во. 2014. – 176 с.
12 Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. -М.: Книголюб, 2014.90с.
13 Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития/Материалы окружного научно -практического семинара г. Новый Уренгой 26-30 ноября 2002г. Часть 1,2.-Салехард: ЯНОИПКРО, 2013
14 Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Творческий центр, 2014. – 96 с.
15 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.
16 Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л.М.Волобуева// Творческий Центр Сфера. –Москва-2005.-с.67.
17 Детский сад: конструируем образовательную программу ДОУ с учетом ФГТ. Зверкова А. Ю., Ключникова Н. И., Татаурова М. Н.– Новосибирск, 2014. – 160 с.
18 Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. – 2013. - № 5. – с. 24.
19 Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.89с.
20 Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. -М.: УЦ «Перспектива», 2013. 120с.
21 Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
22 Зверкова А.Ю. Модели реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду / Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 14-15 мая 2012 г.). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 289 с. - с. 132-140
23 Зверкова А.Ю., Татаурова М.Н. Управление реализацией образовательной программы дошкольного образования в детском саду / Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 14-15 мая 2012 г.). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 289 с. - с. 141 – 148
24 Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 23.
25 Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: Твор. центр, 2014. – 156 с.
26 Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.:Айрис-пресс, 2014. – 224 с
27 Намсараев С.Д., Фомицкая Г.Н. Тенденции и проблемы развития внешней оценки качества общего образования в региональных образовательных системах // Вестник БГУ. - 2014. - Вып. 1. Педагогика. -С. 68-72.
28 Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013. – 188 с.
29 Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: АПО, 2014. – 125 с.
30 Пуденко Т.И. Разработка программы развития муниципальной (региональной) системы дошкольного образования: науч.-метод. пособие. - 2013. - 80 с.
31 Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 24.
32 Субетто А. И. Основы социального менеджмента качества образования. – СПб.; Оренбург: ЦПКПС, ОГУ, 2014. – 60 с.
33 Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности/В. А. Сластенин, Л. С. Подымова//Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. -№ 1. -с. 42-49.
34 Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2013. – 304 с.
35 Трошкина А.В. Программно-целевой подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 5. – с. 15.
36 Экспериментальная работа, как условие развития инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения// http://dohcolonoc.ru/cons/2324-eksperimentalnaya-rabota-kak-uslovie-razvitiya-innovatsionnoj-deyatelnosti-pedagogov-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html
37 Шипилина Л.А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании // Л.А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал, № 1. – 2013.
38 Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. – С. 58–62.
39 Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 90с.
40 Ярулина Л.П. Индивидуально-дифференцированная модель развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 3. С. 73-83.
41 Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.