Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство глагольного словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования глагольного словаря речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение глагольного словаря являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является старший дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством глагольного словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем глагольного словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, Б.М. риншпуна, Л.Б.Халиловой, Г.С.Гуменной, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования глагольного словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
По данным Р.Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.
Жукова Н.С., Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.
Г.А. Волкова считает, что при формировании лек¬сического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отно-шение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.
Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.
Наряду с малым объемом глагольного словаря, неточным употреблением и пониманием слов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются структурные и функциональные изменения значений слов.
Уточнение структуры слова с акцентированием внимания на сигнификативном компоненте и основанное на обогащении словарного запаса за счет расширения представлений об окружающей действительности повышает эффективность коррекционного воздействия.
Учет функциональных изменений семантической структуры слова позволяет осуществлять коррекцию в направлении формирования и расширения парадигматических и синтагматических связей слов, организации лексико-семантических полей на основе активизации познавательных процессов и развития операций классификации, обобщения, сериации, сравнения.
Нарушения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются в количественных и в качественных особенностях лексики.
Анализ глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должен выявить недоразвитие структуры значения слов, проявляющееся в несформированности сигнификативного компонента значения слова и преобладание денотативного компонента над лексико-семантическим.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть обнаружены функциональные особенности семантической структуры слова, которые будут выражаться в недостаточной сформированности синтагматических и парадигматических связей слов, низком уровне организации лексико-семантических полей, несовершенстве процесса поиска слов.
Уточнение структуры значения слова с акцентированием внимания на сигнификативном компоненте, основанное на обогащение словарного запаса за счет расширения представлений об окружающей действительности, повышает эффективность логопедической работы.
Учет функциональных изменений семантической структуры слова при организации коррекционно-логопедической работы способствует совершенствованию процесса формирования лексической системности, закреплению парадигматических синтагматических связей слов.
Целью дипломной работы является проведение коррекции глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания исследования проблемы глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
2. Провести исследование уровня глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
3. Организовать работу по коррекции нарушений глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Объектом исследования являлось состояние пассивного и активного глагольного словаря, а так же словообразование и словоизменение грамматических форм глагола у дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования выступают специально подобранные методы и приемы коррекционно-логопедической работы направленные на развитие глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследований: опрос педагогов, экспериментального исследования, наблюдение, статистический метод, беседа, количественный и качественный анализ.
Гипотеза: коррекция глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития будет эффективнее проходить при введении в экспериментальную работу демонстрации наглядного материала
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Лингвистические основы глагольного словаря
Процесс усвоения речи ребенком дошкольного воз¬раста носит вполне осознанный характер, но и связан с интуицией. Помочь ребенку выучить язык означает по¬мочь ему в усвоении языковых материалов, тренировать органы речи, облегчить понимание лексических и грам-матических обозначений языка, помочь в запоминании литературных норм, т.е. традиции употребления языко¬вых знаков в речи. Речь возникает на основе языковых материалов. Язык является важнейшим средством чело¬веческого общения.
Это означает, что, используя звуки, слоги, слова, люди составляют предложения, высказывая их в логиче¬ской последовательности. Это не есть врожденное каче¬ство людей, о формируется постепенно, начиная с мла¬денческого возраста. Человек реализует свою умствен¬ную, сознательную деятельность через язык, тем самым укрепляя их. Каждый из нас, естественно не считая тех, кто не может формулировать звуки, т.е. имеет опреде¬ленные дефекты речи, пользуется возможностями языка для выражения собственных мыслей и проявления от¬ношения к другим говорящим. Тонкости родного языка ребенок воспринимает через речь. Этот процесс вначале носит стихийный, затем сознательный характер и вопло¬щается впоследствии вполне на интуитивном уровне.
Язык укрепляет возможности мышления, являясь си¬стемой звуковых и словарно-грамматических средств. Язык дает возможность обмениваться мнением, способ¬ствует общению между людьми, их взаимопониманию. Язык — общественное явление, а речь есть средство его выражения. Язык развивается в условиях социального общения. Все это возможно лишь при формировании социальных отношений между ребенком и окружающи¬ми его людьми. Об этом исследователи пишут, что весь психологический процесс у детей — восприятие, память, внимание, мышление и т.д. — развивается лишь на осно¬ве речи [4, с. 10].
Восприятие речи ребенком означает умение выра¬жать в речи своих чувств и мыслей. Для этого необхо¬димо, чтобы он усвоил фонетические, лексические, се¬мантические, грамматические стилистические нормы и в дальнейшем не нарушал их. Однако из этого не следу¬ет делать вывод о том, что ученик, имеющий хорошую линвистическую подготовку, усвоивший языковые нор¬мы, может правильно говорить. Во многих случаях возможно, что речь, внешне правильная, может быть невыразительной, что мешает его восприятию. Некоторые ав¬торы считают, что даже внешне вполне правильная речь, иными словами, без нарушений речевых норм, не спо¬собствует ее легкому восприятию и усвоению [3, с.64].
Развитие речи непосредственно зависит от речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимается совокупность психо-физиологической деятельности че¬ловеческого организма, способствующая произнесению звуков, означающих слова. Речевая деятельность появ¬ляется в результате двустороннего человеческого обще¬ния. При устном общении имеет значение не только произнесение слов, но и слуховое восприятие их и по¬нимание говорящего. Письменное общение же передает речевой акт в письменном виде (зрительное восприятие и умение читать написанное, понимание).
Приобщаться к речи означает умение выражать при помощи слов и выражений своей мысли и своих эмо¬ций и чувств. Говоря о развитии речи ребенка, имеют в виду, что при восприятии языковой материи ему нужна помощь, с этой целью необходимо тренировать речевые органы, облегчить восприятие лексических и граммати¬ческих знаков, раскрывать интеллектуальные особенно¬сти, тренировать эмоции и чувства, научиться оценивать при помощи лексических и грамматических средств ре¬альную обстановку, запоминать литературные нормы, т.е. морфемы, использовать словосочетания и предло¬жения как языковые знаки в устной речи, стремиться об¬легчить их звуковой и грамматический строй.
Язык действительно является инструментом, создан¬ным для того, чтобы выразить понятия с помощью зву¬ков. Речь формируется на основе определенных правил, сформированных в плане звука речи. Маленьких дети неустанно стремятся найти регулярность в этом процес-се, пытаясь его понять. Дети в первую очередь пытают¬ся выявить внешний аспект слов, являющихся языковой системой, т.е. учат звуковые фонемы. В лингвистике особо отмечают две особенности языковых средств: 1. умение обобщить в себе реальные связи и отношения. 2. Особенности языковых знаков, исходящих из их «при¬роды». К первой особенности относятся усвоение язы¬ковых знаков, ко второй — их формы [4, с.24].
В дошкольном возрасте ребенок обращает внимание на звуковую выразительность речи матери, строение звуков, их особенности, в итоге воспринимает и их функции. У развитого ребенка слова в речи соответствуют их правильному с его стороны восприятию. Некоторые исследователи считают, что при обращении к ребенку необходимо применять не звуки, а слова. В основе пра¬вильного развития речи стоит слово, как необходимая лингвистическая подготовка. Фонетические нормы для ребенка-дошкольника состоят в обучении правильно¬му произношению слов, умению их различать. Не на¬учившись правильному произношению звуков речи, без фонематической подготовки невозможно правильно об¬щаться. Также ребенок не сможет правильно выражать свои мысли, если не будет знать словарного состава, значения слов, их происхождение, эмоционально-экс¬прессивные оттенки, правильное использование всего этого в речи.
В дошкольный период особое место в развитии речи занимают занятия по лексике. Лексика как словарный состав языка, означает совокупность слов здесь. Слово - основная единица речи. Слово, являясь объектом по¬знания ребенка, с одной стороны, обладает лексическим, с другой — грамматическим значением. Говоря о лекси¬ческом смысле слова, подразумевают его способность выражать предметы и события, иными словами, отно¬шение к различным событиям объективной реальности. Грамматический смысл же есть обобщенное значение, лишенное всякой конкретности [5, с.30].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов». СПБ., изд. «Детство-пресс», 2010, 395 с.
2. Акименко, Валентина Михайловна. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
3. Анисимова Г.И. «Логопедическая ритмика» ч.2. Ярославль 2009
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика -Синтез, 2009
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2009
6. Бабина Г. В. Практикум по дисциплине "Логопедия". Москва: МПГУ, 2012
7. Балакирева, Анастасия Сергеевна. Логопедия. Москва: В. Секачев, 2012
8. Барбарош, Т. В. Коррекционно-развивающее обучение. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2013
9. Баянская Е.Р., Разенкова Ю.Л., Выродова Н.А. Мы: об¬щение и игра взрослого с младенцем. Книга для родителей. - М.,2010
10. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», Москва. «Владос», 2012 г.
11. Волоскова Н. Н. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов». 4-е изд., М., 2009, 331 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 2012, 201 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 2011, 199 с.
14. Горохов О.В. Дети с нарушением интеллекта и усвоение ими звуковых сигналов. - М., 2013, 284 с.
15. Градова, Галина Николаевна. Организация и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине "Логопедия" [Текст] : учебно-методическое пособие. Архангельск: САФУ, 2013
16. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2009.
17. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2013
18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб., 2010
19. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 2012, 290 с.
20. Ефимов, Олег Игоревич. 15 мифов о детской речи. Москва: Диля, 2013
21. Желязнов О.К. Речь детей с нарушением интеллекта. - М., 2013, 302 с.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. -Екатеринбург, 2013
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 2013
24. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 2012, 231 с.
25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2009
26. Краузе Е.Н. Логопедия. - СПб., 2013
27. Крылова, Наталья Львовна. Логопедический букварь. Москва: АСТ-Пресс, 2013
28. Кузнецова, Марина Валерьевна. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Курск: КГУ, 2013
29. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2011, 293 с.
30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. 6-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010, 301 с.
31. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. 6-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. 301 с.
32. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Наука, 2010
33. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С.Волковой. - М., 2009.
34. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. СПбЮ: Питер, 2009, 368 с.
35. Лопухина И.В. Логопедия, речь, ритм движения. - М., 2009
36. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений. // Дефектология. - 2013. №4. - С.3-5.
37. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста», СПб.: «Паритет», 2010 г.
38. Лялина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. М.: Айрис-дидактика, 2013. 91 с.
39. Лялина Г.М. “Воспитание и развитие детей раннего возраста” М.: Просвещение, 2012
40. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 310.
41. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М., 2013
42. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 2009.
43. Муратов М.А. Логопедическая работа с детьми с нарушием интеллектуальных способностей. М. 2012, 352 с.
44. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2010
45. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
46. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М, 2013
47. Поволяева М.А. Справочник логопеда. 5 изд. -Ростов-на-Дону, 2012, 220 с.
48. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. Семаго. - М, 2009
49. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стреблевой.- М., 2010
50. Реуцкая, Ольга Анатольевна. Развитие речи у плохо говорящих детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
51. Руденко, Вадим Иванович. Логопедия [Текст] : практическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
52. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 2009, 231 с.
53. Скуратовская, Марина Леонидовна. Логопедия. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013
54. Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 2011
55. Сорокина, Наталья Анатольевна. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. Москва: ВЛАДОС, 2013
56. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специ¬альная дошкольная педагогика. - М., 2011
57. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией:Учебное пособие. 8-е изд. -СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013, 333 с.
58. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М, 2011
59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: Пособие для студ. пед. инст-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.: Владос, 2010
60. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М, 2009
61. Филичева Т.Б. Основные формы и виды речевых нарушений. Основы логопедической работы с детьми. - М., 2013
62. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010
63. Хватцев, Михаил Ефимович. Логопедия [Текст] : книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведении. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2013
64. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2010, 290 с.
65. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 2009, 331 с.