Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования выдвинуты новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Целью сегодня является не предметный, а личностный результат.
При анализе состояния проблемы формирования мотивации обучающихся в условиях мегаполиса выявилось противоречие между потребностью образовательной практики в развитии мотивации школьников к учению, в т.ч. к учебным занятиям физической культурой, и недостаточной разработанностью необходимого для этого научно-практического обоснования и эффективных программ его реализации в общеобразовательной организации.
На основе выявленного противоречия, сформулирована проблема: каковы условия формирования положительной мотивации школьников к занятиям физической культурой в условиях мегаполиса? Как усилить влияние мотивации на результативность их занятий физической культурой?
Особую актуальность, в связи с этим, приобретает проблема эффективности применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
Объект исследования. Процесс организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования. Методы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
Цель исследования: обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
Гипотеза. Предполагается, что изучение условий и динамики изменения эффективности применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры позволит выявить условия, способствующие формированию потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, эффективному построению процесса физического воспитания, оздоровления и социализации детей школьного возраста в современном мегаполисе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры повысится, если:
- разработать систему методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, систематизирующую педагогические представления о влиянии их мотивации на продуктивность их деятельности, в т.ч. физкультурной;
- создать педагогические условия, обеспечивающие ее реализацию;
- применить технологии (создание и поддержание положительной атмосферы; создание ситуации успеха; использование педагогом инновационных форм обучения; применение игровых приемов; участие родителей во внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности), способствующие осуществлению системного воздействия педагога на младших школьников в процессе занятий физической культурой.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор научной литературы по проблеме организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
2. Рассмотреть методические основы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
3. Проанализировать приёмы и методы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
4. Раскрыть организацию исследовательской деятельности обучающихся на уроках физической культуры.
5. Рассмотреть особенности применения методов организации на уроках физической культуры.
6. Проанализировать результаты эффективности применения методов организации на уроках физической культуры.
В ходе исследования были использованы взаимодополняющие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов.
Новизна исследования состоит в том, что обоснована и экспериментально доказана эффективность применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, которая включает комплекс мероприятий, направленный на осознанное отношение детей к активному образу жизни, оптимально подобранные игры и игровые упражнения, создающие для школьников ситуации успеха в учебной и соревновательной деятельности, повышение инновационной активности педагога, участие родителей во внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2019 года) – анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования, построение программы научного поиска, формулировка цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследования.
Второй этап (ноябрь - декабрь 2019 года) – опросы (анкетирование) учащихся и их родителей (50 человек), статистическая обработка результатов анкетирования, обоснование факторов формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников, построение теоретических положений и программы.
Третий этап (январь - декабрь 2020 года) – проведение педагогического эксперимента, формулировка практических рекомендаций.
Четвертый этап (январь - февраль 2020 года) – оценка эффективности, формулировка выводов и оформление работы.
Степень достоверности подтверждается экспериментальными методами проверки и апробацией результатов исследования в практике обучения физической культуре __________________ г. Москвы.
При выполнении работы применялись научные методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогическое наблюдение
3. Контрольно-педагогические испытания (тестирование физической подготовленности)
4. Анкетирование
5. Педагогический эксперимент
6. Методы математической статистики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы применения методов организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры
1.1. Обзор научной литературы по проблеме организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры
Анализ образовательной и воспитательной практики в различных учреждениях системы образования показывает, что существует серьёзная проблема в процессе воспитания ценностного отношения учащихся к физической культуре. Негативные явления в образовательной сфере сохраняют устойчивую тенденцию и находят выражение в декларируемом и реальном отношении к физической культуре. Это отражается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности учащихся, их ценностных отношениях, заботе о своём психофизическом благополучии.
Разумеется, что достичь полного оздоровления невозможно в принципе, тем более в образовании только за счёт увеличения количества практических занятий по физической культуре. Однако, необходимо формирование у занимающихся прочных, глубоких знаний культурно-исторических, психолого-педагогических и медико-биологических основ физической культуры. Каким путём будет развиваться система физического воспитания, каким будет содержание физкультурного образования, будет ли удовлетворять система физического воспитания все стороны образовательного процесса? Эти и многие другие вопросы носят дискуссионный характер, и пока непонятны перспективы практического внедрения . Причины этого не только злополучные финансово-экономические условия, а в большей степени отсутствие желания изменить что-либо на разных уровнях в системе образования.
Именно поэтому, в образовании необходимо переосмыслить приоритеты, направить основное усилие на творческое осмысление культурно-исторических, психолого-педагогических, медико-биологических основ физической культуры, практическое применение их при организации и внедрении индивидуальных методик и самостоятельных занятий. Практика работы показывает, что формировать у учащихся ценностное отношение к занятиям физической культурой, повысить интерес и мотивацию, невозможно без формирования прочных знаний, научно обоснованной и интересной информации о способах общеоздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности.
В основание любых действий закладывают определенную и комплексную мотивационно-потребностную систему, уровень сложности которой связывают с присутствием сопутствующих и противоречащих друг другу мотиваций и мотивов.
По прогнозам экспертов ВОЗ общая тенденция в мире такова, что к 2020 г. на первое место выйдут болезни, связанные с нарушениями в психической сфере человека. Психические заболевания, вероятнее всего, будут среди ведущих причин инвалидизации населения планеты, а униполярная депрессия может занять второе место после ишемической болезни сердца, поскольку эмоциональный стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Современными условиями жизни оказывается негативное воздействие на жизнь детей младшего школьного возраста, в их досуге будут преобладать пассивные формы, такие как просмотр телепередач, компьютер, чтение и так далее .
После поступления в школу двигательная активность ребенка сокращается в два раза, и режим дня становится наименее упорядоченным. Кроме этого, уходу детей от физкультурной деятельности способствуют порой и их родители, которые считают, что это является «пустой тратой времени» и более целесообразно получить для детей медицинский отвод от занятий физической культурой. Если же к этому добавить, что снижение оценок по физкультуре можно наблюдать у слабо подготовленных детей младшего школьного возраста, а помимо этого у детей, которые неохотно подчиняются требованиям учителей, то из области воздействия школьной физкультурной деятельности выбывают именно те, кто больше всего в ней нуждается. Это обозначает, что в обозначенных случаях ситуация формирования мотивации самооздоровления детей средствами двигательной деятельности становится удручающей, а гиподинамия в качестве комплекса функциональных нарушений в организме является настоящим патогенетическим фактором в появлении и течении некоторых заболеваний.
Физическая культура в качестве феномена общей культуры является уникальной. Именно физическая культура, по образному выражению В.К.Бальсевича, это естественный мостик, который позволяет соединить социальное и биологическое в развитии человека .
Как отмечал Я.А.Коменский, единство биологического и социального не возникает само по себе, так как социальные проявления способностей человека возможны лишь при условии его включения через определённые виды деятельности в сферу общественных отношений, его приобщения к материальным и духовным ценностям общества. Одним из видов такой деятельности является физкультурная, которая, содействуя физическому развитию человека, одновременно оказывает существенное влияние на развитие его личностных качеств, здоровьеформирующее поведение.
Возможно, говорить о том, что ценностное содержание физической культуры состоит из всех валеологических ценностей. Результат освоения валеологических ценностей, это самоорганизация здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Помимо этого, валеологические ценности физкультуры - это возможность формирования мотивации, интереса, потребностей человека в бережном отношении к своему здоровью. На основании этого именно специалисты по физкультуре должны иметь приорететную роль в формировании у младших школьников установок на освоение ценностного потенциала физкультуры, здорового образа жизни, актуализации физического самовоспитания и здоровьесохранного поведения.
У лиц, которые не занимаются регулярно двигательной деятельностью, можно наблюдать явно завышенную субъективную оценку физических компонентов здоровья. Данны люди чаще всего не имеют постоянного ориентира, сведений о «количестве» своего здоровья, так как они ориентированы прежде всего на социокультурный фактор выживания. Например, если опираться на результат экспериментальной апробации модели популяционного мониторинга , в котором приняло участие больше тридцати шести тысяч (4-27 лет), то в среднем каждый третий обследуемый обладает низким уровнем физического развития и физической подготовленности. Кроме этого, снижение двигательной активности будет усугублять положение, так как будет снижаться психологическая предрасположенность к движениям в результате общего биологического закона «отмирания (деградации) функции (органа) за ненадобностью» .
Проблемы физкультуры должны быть осознаны в качестве внутренней смысловой направленности не столько на воспитание физических качеств индивида, а также достижение определенного спортивного результата, а на улучшение качеств жизни при помощи данной отрасли деятельности.
На основании этого нужно не просто изобретать новые методики физического воспитания, а проводить комплексные социологические исследования физкультуры в качестве фактора нахождения балансов между телесным и социально-культурным развитием человека в современном мегаполисе.
Помимо этого, нужно всесторонне анализировать сложившиеся в российском социуме противоречия между процессом экономических и социальных изменений, с одной стороны, и реализуемой не в полном объеме ответственностью общества, его социального института в области обеспечения здоровья нации, самовоспроизводства социума, установления правил, которые связаны с защитой и безопасностью личности, установления качественных характеристик жизнедеятельности – со второй стороны. Не бывает здоровым общество, в котором духовность, сознание, мышление, стиль жизни оторвали от телесности, а порой они вступают в противоречие, и напротив, когда последней дают развитие без нужного и достаточного уровня культуры и духовности социума.
Актуальны и социальные заказы в области философских исследований. Авторами данных изысканий осуществляется опыт социокультурного проектирования, и предлагаются инновационные модели и прогрессивные конструкции разных социальных систем при учете различных факторов (в том числе применение физкультуры в качестве ценностно-гуманистической основы качества жизни современного общества). Так, в гуманистической теории физкультуры профессора В.И.Столярова, в которой на основании интерпретации многозначного понятия физической культуры предлагают два довольно самостоятельных определения: «физкультурная двигательная активность» и «телесная (соматическая, физическая) культура». Данные понятия выступили в качестве основы для выработки двух тесно взаимосвязанных между собой, но довольно самостоятельных теорий теории физкультурной двигательной активности и теории телесной (соматической, физической) культуры .
Современной цивилизацией, сформировавшей так называемое информационное общество, привносится определенное своеобразие в образ жизни граждан. Одна из основных особенностей, это снижение доли физического труда, а также быстрый рост разных типов интеллектуальной деятельности. Даже такие, как кажется, незыблемые моменты, как домашний труд и досуг, претерпевают значительные изменения. У некоторых членов общества нет, допустим, проблем в приготовлении еды либо уборке квартир, в результате того, что еду, возможно, заказать, а в приведении жилья в порядок помогают специально обученные люди, которые занимаются этим на профессиональной основе.
Отношение граждан к образу жизни, стилю поведения, а помимо этого к физической активности будет иметь существенное значение. В современном обществе досуг подростков и молодежи отличается от досуга в советский период. В то время общение детей, а следовательно, их социализация в большей степени происходили на улицах, в спортивных секциях при дворовых клубах и дворцах спорта, причем в значительной мере через спортивные и другие подвижные игры. Подростки во многом были более самостоятельны в выборе игры на улице или вида спорта. Именно в советский период получили свое развитие такие соревнования, как хоккейный турнир среди детских команд «Золотая шайба» и дворовый футбол.
Современными условиями предлагаются совсем другие обстоятельства. Так, допустим в выборе, между «поиграть во дворе в хоккей» и «посидеть за компьютером», к сожалению, подростающее поколение зачастую выбирает последнее.
Само собой, нельзя однозначно трактовать такие ситуации в качестве критических. Допустим, в Москве и иных больших городах в последнее время много сделали для организации активного отдыха граждан: появляются велосипедные дорожки, лыжные трассы, хоккейные площадки, проводятся оздоровительные занятия с пожилыми людьми и т. п. Помимо этого организуют разные спортивные массовые мероприятия, проводят велопарады, устраиваются забеги. Так, например, в 2017 г. V Московский марафон собрал около 30 тыс. участников из 70 стран мира. Более половины участников пробежали 10-километровую дистанцию, остальные любители бега вышли на классическую марафонскую дистанцию длиной 42 км 195 м.
Опыт Москвы, само собой заслуживает распространения, но, к сожалению, в регионах не все время в нужной мере есть средства для обустройства территории активного отдыха, и прежде всего это относят к малым городам и небольшим поселкам. Но, жители разных регионов России принимают участие в массовых спортивных мероприятиях общероссийского масштаба, таких как «Лыжня России». В разных регионах ведут строительство спортивных оздоровительных комплексов, оборудуют спортивные площадки, возрождают традиции массового спорта.
Неоднозначно в обществе воспринимают и само значение физкультуры. Долгое время физическая культура в общественном сознании представлялась как средство, обеспечивающее физическое развитие, поддержание работоспособности индивида на должном уровне и укрепление здоровья. Однако с точки зрения влияния физической культуры на работоспособность человека существует очень мало современных объективных данных, а в отношении здоровья наше население имеет свою специфическую точку зрения.
Так, социологи утверждают, что молодежь откладывает заботу о своем здоровье на более позднее время, а большая часть взрослого населения в укреплении здоровья отводит физической культуре лишь незначительный процент, считая такие занятия пустой тратой времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2. Быков В.С., Никифорова С.А. Потребностно-мотивационный подход к физическому воспитанию учащейся молодёжи // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ, 2004. - 199 с. - С.30-33.
3. Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. - С. 215-225.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие - М.: Академия, 2001. - 352 с.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания: автореф. ... докт. дис. - СПб., 1994. - 58 с.
6. Гуськов С.И., Зотов А.П. Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. - М.: «Полиграф сервис», 2002. - 217 с.
7. Голюшов И.Е. Роль учителя физической культуры в формировании здоровья учащихся // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 150-152.
8. Грицинская В.Л. Сравнительная характеристика физического развития городских и сельских школьников Красноярского края / В.Л. Грицинская, Е.В. Бекетова, Т.В. Корниенко // Гигиена и санитария. – 2012. – № 4. – С. 58-60.
9. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Изд-во ин-та РАН, 2002. - 240 с.
10. Жило А.Социализация школьников посредством спорта и игр // Вестник Таджикского национального университета. 2012. Т. 1. № 3-8 (101). С. 79-88.
11. Зейналов Г.Г. Духовно–нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования / Г.Г. Зейналов, Е.В. Рябова, Р.Г. Костина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 159-162.
12. Изаак С.И., Айзаков А.Д., Ульянова О.Н. Организация и проведение общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Мат-лы II Росс. н.-практ. конф. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С.45-48.
13. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №3. - С.5-8.
14. Кудряшов М.В., Жуйков В.П. Факторы формирования социальных мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства (опыт, проблемы, перспективы): Мат-лы регион. н.-практ. конф. - Белгород: БелГУ. - 2003. - 296 с. - С.251-253.
15. Каргаполов В.П., Золотарев С.К., Поликарпов В.Д. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания младшего школьника // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 77-79.
16. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
17. Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Хежев А.А. Культурологические проблемы совершенствования физических и психических способностей учащихся начальной школы на основе спортивной игры "Питер-баскет" // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. № 3. С. 90-94.
18. Кусякова Р.Ф., Лопатина А.Б. Научно-педагогические основы внедрения традиционных практик в методику преподавания физической культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 121-125.
19. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1–4 классы. Учебно– наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 c.
20. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
21. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.
22. Лагунова Л.В., Лапиньш И.Ю. Физическая культура как средство укрепления здоровья у населения мегаполиса // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 147-150.
23. Лосев В.Ю. Пути решения проблемы формирования направленности личности школьника на приоритеты здорового образа жизни // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ. - 2004. - 199 с. - С.105-108.
24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2001. - 240 с.
25. Левин П.В. Пути повышения эффективности проведения современного урока физической культуры // Вестник науки и образования. 2018. № 11 (47). С. 66-69.
26. Малушко О.А. Физическая культура в жизни горожан // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 503-506.
27. Малозёмов О.Ю. Мотивационные основания использования физической культуры в здоровьесбережении учащихся: Монография. - Омск: СибГУФК; Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2007. - 205 с.
28. Малозёмов О.Ю. Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся: социально-педагогический аспект: Монография. - Екатеринбург: УрО РАО; УГМА, 2008. - 215 с.
29. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
30. Салеев Э.Р., Кадымов А.С., Тагиров У.М. Общая физическая культура // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 163-165.
31. Сравнительная характеристика физического развития и адаптационных резервов организма у студентов, проживающих в городской и сельской местности / А.Е. Конкабаева, Г.М. Тыкежанова, Т.И. Баранова, Р.Т. Бодеева, М. Расол // Вестник Кар ГУ. – Караганда, 2014. – С. 84-89.
32. Суворова А.В. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении : монография / А.В. Суворова, Н.Ш. Якубова, Н.П. Иванова. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 160 с.
33. Степкина С.Л. Личностная физическая культура как психолого-педагогическая проблема / С.Л. Степкина // Перспективы науки. – 2013. – №12(27). – С. 73-77.
34. Степкина С.Л. Влияние двигательной активности на организм и умственное развитие детей и подростков / С.Л. Степкина // Инновации и традиции в современном образовании: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2012. – С. 120-122.
35. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование. - СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.
36. Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: Проблемы и перспективы развития // Материалы III Международной электронной научно-практической конференции / 2013. – С. 49-55.
37. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук. Рос. академ. образования, Стандарты второго поколения под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
38. Фурта С. Д., Исаков Э. В., Баринов С. В. О необходимости организации в Российской Федерации групп физической культуры для лиц пожилого возраста // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – № 1. – С. 28–34.
39. Ходотчук А.С. Формирование потребностей, мотивов и целей в физкультурной деятельности // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией Э.Г. Скибицкого. 2014. С. 273-275.
40. Щуров А.Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (30). – С. 296-301.
41. Щербань П.М Формирование духовной культуры личности / П.М. Щербань / / Родная шк. - 2009. - № 7-8. - С. 28.