Фрагмент для ознакомления
2
Издательские характеристики – тираж, периодичность, время выхода, объем информации, формат издания – представлены в Таблице 2.1:
Таблица 2.1 – Издательские характеристики театральных журналов «ТЕАТРАЛ» и «ПТЖ»
Наименование журнала
Тираж издания, экз.
Объем издания, полос
Формат издания, мм
Периодичность издания
ПТЖ
1500
от 212
210×297 (А4)
четыре раза в год
ТЕАТРАЛ
32500
от 74
200х250
ежемесячно (в августе не издается)
Предметно-тематическая направленность, целевое назначение и характер аудитории рассматриваемых журналов очень близки. Журналы обладают в основном информационной, развлекательной, рекламной и образовательной направленностью. Имеются небольшие различия в целевой аудитории журналов.
Основной аудиторией журнала «ТЕАТРАЛ» являются так же любители театра и люди, стремящиеся приобщиться к театральному миру. В свою очередь, «ПТЖ» — это профессиональный театральный журнал России, а значит, он предназначен для узкого круга театральных деятелей страны.
Тираж рассмотренных изданий различен. «ПТЖ» выходит самым маленьким тиражом, хотя предназначен для жителей всей России, что говорит об узкой специализации данного издания. Журнал «ТЕАТРАЛ» обладает значительно более высоким тиражом, что свидетельствует об их направленности в сторону более широкой и массовой аудитории.
Из таблицы видно, что объем журнала «ТЕАТРАЛ» небольшой, он является тонким изданием. Объем же журнала «ПТЖ» значительно больше, и он является многостраничным изданием.
Форматы изданий различны. Ежеквартальный журнал «ПТЖ» имеет формат издания — А4. Ежемесячный журнал «ТЕАТРАЛ» имеет небольшой формат, приближенный к формату А5.
При этом журнал «ТЕАТРАЛ» и в летний период выходят реже, что связанно со спадом театральной жизни летом, т.к. большинство театров в среднем закрывают сезон в конце весны — начале лета, и открывают сезон осенью. «ПТЖ» является ежеквартальным изданием.
В журнале «ТЕАТРАЛ» сложилась определенная система рубрик:
«Зрители первого ряда» — опрос известных людей, не связанных со сценой профессионально, на театральные темы.
«Директорская ложа» — интервью с руководителями театров.
Резонанс» — актуальные события в комментариях деятелей сцены.
«Мнения и оценки» — рецензии на премьерные спектакли.
«Сцена Санкт-Петербурга» — премьеры северной столицы.
«Тема номера» — основной аналитический материал журнала, посвященный той или иной проблеме текущей театральной жизни.
«Гость «Театрала»» — главное интервью номера (фотопортрет героя печатается на обложке). Как правило, поводом является новая роль, сыгранная актером, или спектакль, поставленный режиссером — гостем «Театрала».
«Русский театр за рубежом» — материалы о жизни театральных коллективов стран СНГ и дальнего зарубежья.
В журнале «ПТЖ» в основном представлены статьи о состоянии театральной сферы, интервью и беседы с деятелями театральной сферы [32].
Проанализировав рубрики вышерассмотренных журналов, автор пришел к выводу, что данных театральных изданиях в обязательном порядке из номера в номер должны присутствовать следующие рубрики: публикации о премьерах, рецензии на спектакли, интервью с актерами, режиссерами и другими деятелями театра и искусства, обзоры фестивалей, гастролей, антреприз, театральная афиша. В зависимости от выпуска и его специфики в него могут быть включены следующие рубрики: публикации о театре для детей, публикации о музыкальных событиях, обзоры самых ярких новостей и разнообразных событий в театральной сфере, публикации, рассказывающие об истории театра, публикации о вручении премий в театральной сфере, опросы на театральные темы, обсуждения актуальных проблем театральной сферы, публикации о закулисной стороне жизни театра и прочие.
Оформление обложек рассматриваемых театральных журналов также различно. «ТЕАТРАЛ» часто помещает на обложке крупные портретные снимки известных людей, к этому добавляется краткий перечень трех, четырех самых интересных рубрик; журнал «Петербургский театральный журнал» использует абстрактные, рисованные картины для обложек своего издания. Такая обложка выглядит интересно, но привлекает внимание только определенный, узкий круг читателей.
Обложка журнала «ТЕАТРАЛ» выглядит очень лаконично и вполне привлекательна. Верстка и способы подачи информации в рассматриваемых театральных изданиях не находятся на высоком уровне. Часто можно наблюдать висячие строки, висячие предлоги, малопривлекательные крупные промежутки между словами в тексте, бросающиеся в глаза. При верстке журнала текст статей оставляется без какой-либо обработки. В журналах для основного текста статей используются разные типы шрифтов. В одних с засечками, в других — рубленые шрифты. Однако чаще превалируют шрифты без засечек, что лишает данные журналы их театральной стилистики. При верстке материала используется модульная сетка, что, несомненно, добавляет журналам привлекательности и улучшает визуальное восприятие материалов.
Первое впечатление о журнале читатель получает, не прочитав еще ни строчки, а лишь взяв его в руки. Внешний облик издания должен соответствовать содержанию, отражать настроение публикуемых в нем материалов [16]. Дизайн журнала должен притягивать внимание читателей. Ведь правильно разработанное оформление помогает издателю не только правильно решать маркетинговые задачи, но и быть носителем культуры, а также приносить прибыль от рекламы и продаж. Журнал «ТЕАТРАЛ» создается на основе многих исходных материалов, таких как: исследования и опросы, тематические тексты и статьи, рекламные блоки, новостные ленты, графические элементы (фотографии, иллюстрации, рисунки). Качественная и грамотная верстка журнала повышает популярность издания, помогает заинтересовать читателя.
Для максимально эффективной подачи материала при верстке журнала необходимо учитывать структуру его постоянных рубрик и внутренних полос, а также стилистику. Рубрики являются основой, на которой формируются стиль и дизайн издания [12].
Театральные журналы «ТЕАТРАЛ» и «ПТЖ» отличает от всех прочих журналов его направленность и целевая аудитория. В данных изданиях учитываются особенности и вкусы выбранной целевой аудитории. И реализуются ряд функций, таких как коммуникативные, просветительские рекламные, практические, эстетические. Выпуски журналов, если рассматривать временной период с 2015 года, по-разному выглядят и предлагают материал для разных по уровню подготовленности театральных зрителей. Журналы «ТЕАТРАЛ» и «ПТЖ» публикуют достаточно точные знания и детально учитывают существующие различия во вкусах, предпочтениях и экономических возможностях читателей. Рынок неоднороден, здесь предъявляют свой спрос различные покупатели: еще не сформировавшиеся в духовном отношении люди и разносторонне развитые личности; те, кто в театре бывает редко и те, кто посещает его часто.
В Санкт-Петербурге существует целый зрелищно-театральный мир. Ежегодно в Петербурге проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали искусств: "Золотая маска", "Танц-фестиваль", "Звезды белых ночей" и многие другие.
Для формирования принципов подачи материала рассмотрим социологическое исследование театральной публики, выполненное в Государственном институте искусствознания научным коллективом под руководством д.ф.н., проф. А.Я. Рубинштейна [17], где в основу сегментации строения публики театрального рынка был положен признак избирательности художественного потребления. В данном подходе вся театральная публика разделена на пять зрительских сегментов, составляющих группы 1 - 5. Группы разделены по следующим признакам:
– 1 — зрители, потребности которых в искусстве могут быть в равной степени удовлетворены в результате посещения театра, концерта, цирка.
– 2 — зрители, предпочитающие театр другим видам исполнительских искусств или формам досуга.
– 3 — представители данной группы обладают потребностью пойти в конкретный театр.
– 4 — зрители, заинтересованные в конкретной драматургии.
– 5 — зрители, обладающие персонифицированным интересом к создателям спектакля — его постановщикам и исполнителям.
Результаты рассматриваемого исследования типологии театральной публики представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Сегментация театрального рынка (типичная структура, %) [17]
Портрет театральной публики описывается следующей закономерностью: чем выше степень избирательности театральных потребителей, тем уже сегмент таких зрителей и тем больше среди них молодых женщин, людей в возрасте от 18 до 25 лет, а также тех, кто имеет высшее образование и интеллигентную профессию. Наблюдается тенденция увеличения доли постоянных и уменьшения удельного веса редких зрителей при повышении уровня их избирательности. Чем выше избирательность покупателей, тем меньше количество таких зрителей, но и тем чаще они посещают театр.
Потребительские группы с высокой избирательностью (S-3-5), включают в себя 38 % театральных зрителей. Мотивация культурного поведения таких зрителей связана хотя бы с одним из трех желаний: либо пойти в конкретный театр, либо посмотреть конкретную пьесу, либо встретиться с конкретными создателями и исполнителями спектакля. Для этих сегментов характерна привязанность публики к конкретным спектаклям определенных театров. Указанная зависимость усиливается при возрастании уровня избирательности.
Для каждого конкретного театрального журнала целевая аудитория всегда своя, обладающая своими особыми характеристиками. Журнал может быть направлен на публику классического театра или на любителей экспериментального театра, или на любителей антрепризных постановок, или на какую-то другую публику. Однако в любом случае основным широким сегментом будет театральная публика.
В аудитории любого культурного мероприятия скорее можно встретить людей с высшим или незаконченным высшим образованием, причем наиболее значимо влияет на культурную активность гуманитарное образование. Существенным фактором влияния на включенность в культурную жизнь оказывается уровень образования родителей. Кроме того, еще одним фактором влияния является уровень дохода. Театр чаще привлекает женщин, чем мужчин. На концерты народной музыки, музыки академических жанров и оперные и балетные спектакли чаще ходят люди среднего и старшего возраста; на драматические спектакли и мюзиклы — молодежь.
Зрители, преимущественно со средним специальным образованием, в возрасте до 35 лет, редко посещающие театр, без всяких для себя потерь могут отказаться от театра и посвятить свое свободное время другим видам досуга. Соответственно, для расширения зрительской аудитории театров именно этот сегмент является основным для привлечения. Большинство потенциальных зрителей театра испытывает дефицит досугового времени, что, безусловно, оказывает негативное влияние на потребление театральных услуг. В журнале необходимо показать преимущества театрального досуга над другими видами досуга для приобщения данной аудитории к миру культуры. Достичь этого возможно путем освещения в журнале преимуществ такого вида досуга, как посещение театральных постановок ввиду их зрелищности, эффектности, наличия ярких декораций и костюмов, а также участия популярных актеров.
На основе проведенного исследования автором сформированы основные принципы подачи информации в театральных изданиях. Они делятся на два основных вида: текстовые и графические. Схема принципов подачи информации в театральных журналах представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Принципы подачи информации в журналах «ТЕАТРАЛ» и «ПТЖ»
Рассмотрим подробнее текстовые принципы. При выборе контента в журнале «ПТЖ» предпочтение отдается интервью с деятелями театра, популярным событиям, материалам, связанным с известными личностями, а также широко обсуждаемым темам театрального мира. Акценты в статьях делаются на творческую деятельность личности, на зрелищность событий, на привлекательность спектаклей, а также должно уделяться большое внимание информационному содержанию. Рубрики журнала «ТЕАТРАЛ» обязательно содержат такие разделы, как интервью с деятелями театра, обзоры событий театрального мира, рецензии на спектакли, публикации о премьерах и театральную афишу. Рекламные блоки обоих журналов посвящены рекламе выставок, фестивалей, спектаклей, концертов, театральных студий и т.п., также в роли рекламных блоков выступают афиши спектаклей и театров.
Рассматривая графические принципы подачи информации, следует отметить, что структура полосы должна имеет достаточно широкие поля, чтобы удобно было читать журнал. При выборе цветовых акцентов предпочтение отдается благородным и спокойным цветам, цветовые акценты не отвлекают от содержания. Используется небольшое количество цветов. Иногда попадаются рубрикации по цветам. Качество фотографий высокое, что особенно важно для фотографий со спектаклей. В обоих журналах, особенно в «ПТЖ» применяется цветокоррекция в стиле журнала. Размещение фотографий проводится по модульной сетке. Используются такие принципы верстки, как открытая, под обрез, полосная. При выборе декоративных элементов предпочтение отдается классическим элементам, которые будут выделяют материал, не отвлекая от него самого. соблюдать сдержанность в оформлении.
2.2. Динамика структуры и модели исследуемых изданий в 2015-2020гг
На основании рассмотренных принципов подачи информации в параграфе 2.1 проанализируем работу над созданием журналов «Театрал» и «ПТЖ» за последние 5 лет. Автором разработан общий алгоритм создания структуры и модели, характерных для исследуемых изданий:
1. Определение стилистической направленности выпуска. Внешний вид публикации должен соответствовать содержанию и отражать настроение опубликованных в ней материалов [16].
Дизайн журнала должен привлечь внимание читателей. В конце концов, правильно разработанный дизайн помогает издателю не только правильно решать маркетинговые задачи, но и быть носителем культуры, а также получать прибыль от рекламы и продаж. Журнал создан на основе множества исходных материалов, таких как исследования и опросы, тематические тексты и статьи, рекламные блоки, новостные ленты и графические элементы (фотографии, иллюстрации и рисунки). Качественная и грамотная верстка журнала повышает популярность издания, помогает заинтересовать читателя.
Для наиболее эффективной подачи материала макет журнала должен учитывать структуру его постоянных рубрик и внутренних страниц, а также стиль. Заголовки являются основой, на которой формируется стиль и дизайн публикации. Рубрикатор определяет семантическую структуру издания, его
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература:
1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) [Текст]. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985, МГУП, 2002. – 468 с.
2. Аналитический отчет Исследование потребностей жителей СПб разных национальностей в сфере культуры агентство [Текст]. – М.: «Марко», 2007 г. – 84 с.
3. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2012. - 192 c.
4. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 2. Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов / В.И. Березкин. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 808 c.
5. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. Том 5. Театр художника. Мастера / В.И. Березкин. - Москва: Машиностроение, 2015. - 247 c.
6. Броневский, (Боянус) С. О форме в сценическом творчестве / Броневский (Боянус) С.. - Москва: Мир, 2012. - 204 c.
7. Вербовая, П. Н. Искусство речи. Учебное пособие / П.Н. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. - М.: ГИТИС, 2013. - 380 c.
8. Вольф, А. И. Хроника петербургских театров (комплект из 2 книг) / А.И. Вольф. - М.: Типография Голике, 2003. - 466 c.
9. Гавелла, Бранко Драма и театр / Бранко Гавелла. - М.: Прогресс, 1976. - 216 c.
10. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала [Текст]: Учебное пособие/ С.И. Галкин. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 215 с.
11. Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий [Текст]: Учебное пособие / С.Б. Головко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 423 с.
12. Гройсман, А. Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера / А.Л. Гройсман. - М.: Когито-Центр, 2007. - 225 c.
13. Гуревич С.М., Газета вчера, сегодня, завтра [Текст]: учебное пособие для вузов – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
14. Дмитриевский, Виталий Николаевич Основы социологии театра. История, теория, практика. Учебное пособие / Дмитриевский Виталий Николаевич. - М.: Лань, 2015. - 205 c.
15. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности [Текст]: дис. канд. филол. наук., 10.01.10 / Жукова Анна Вадимовна – СПб., 1998. – 174 с.
16. Илле М.Е. Петербуржцы в театрах, на концертах и выставках. Исследование художественной жизни Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI века [Текст]. – СПб.: Норма, 2008. – 112 с.
17. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. - М.: СПбГУП, 2010. - 204 c.
18. Картер М. Современный газетный дизайн [Текст]. – М.: Российско-Американский Информационный Пресс-Центр, 2000. – 198 с.
19. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа [Текст]. – М: Издательский дом "Вильямс", 2006. – 726 с.
20. Корконосенко С.Г. Основы журналистики [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2001., – 287 с.
21. Корниенко, Нелли Театр сегодня - театр завтра / Нелли Корниенко. - М.: Мистецтво, 1986. - 221 c.
22. Кравченко А. И. Социология: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] М.: Издательство Юрайт, 2014. – 529 с.
23. Левкина, А. В. Фотодело / А.В. Левкина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2013. - 320 c.
24. Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии) [Текст]. – М.: ИндексМаркет, 2011. – 406 с.
25. Максимов, Вадим Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века. Учебное пособие / Вадим Максимов. - М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2014. - 304 c.
26. Мистерии Йоркского цикла. - М.: Наука, Ладомир, 2013. - 872 c.
Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4 / Коллектив авторов. - М.: Индрик, 2009. - 791 c.
27. Молодцова, М. Карло Гольдони. Очерк творчества / М. Молодцова. - М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009. - 208 c.
64. Музыкальный театр. - Москва: Огни, 1991. - 867 c.
28. Мюллер-Брокманн, Йозеф. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок [Текст]: пер. с нем. Л. Якубсон, 1981. – М.: Изд-во Студии «Артемия Лебедева», 2014. – 184 с.
29. Нестеренко О.А. Краткая энциклопедия дизайна [Текст]. / – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 316 с.
30. Нечаева, Елена Александровна Феномен PR. Особенности PR-коммуникации и PR-терминологии / Елена Александровна Нечаева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 192 c.
31. Орлова, Татьяна Театральная критика нового времени / Татьяна Орлова. - М.: Мастацкая литература, 2010. - 232 c.
32. Рассел, Джесси Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 114 c.
33. Рассел, Джесси Ростовский областной академический молодёжный театр / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 168 c.
Рассел, Джесси Северодвинский театр драмы / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 434 c.
34. Редакторская подготовка изданий [Текст]: Учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков и др. – М.: МГУП, 2002., – 468 с.
35. Розанова Н.Н. История и теория печатно-графического искусства [Текст]: конспект лекций. – М.: МГУП, 2003. – 31 с.
36. Рубинштейн А.Я., Фохт-Бабушкин Ю.У. Рынок культурных услуг: Публика театров 90-х годов [Текст]. – СПб.: Алетейя, 2002. – 634 с.
37. Сальникова, Екатерина Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы / Екатерина Сальникова. - М.: Прогресс-традиция, 2017. - 478 c.
38. Система средств массовой информации России [Текст]: Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 259 с.
39. Скоробогатько В. Иллюстрационный комплекс сегодня [Текст] / В.Скоробогатько // Журналист. – 2007. – №4. – С.88.
40. Скоробогатько В. Фото в оформительском оркестре [Текст] / В.Скоробогатько // Журналист. – 2004. – №9. – С.83-84
Спектакли и годы. Статьи о спектаклях русского советского театра. - М.: Искусство, 2008. - 568 c.
41. Техника и технология СМИ. [Текст] / под ред.В. В. Тулупова. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 318 с.
42. Тихонов А.В. Учебник по социологии управления. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь. [Текст] Отв. ред. А.В. Тихонов. — М.: КРАСАНД, 2015. — 480 с.
43. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий [Текст]. – СПб: Михайлова В.А., 2008. – 315 с.
44. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн [Текст]. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 496 с.
45. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
46. Фрост К. Дизайн газет и журналов [Текст]. – М.: Университетская книга, 2008. – 232 с.
Хершдорфер, Натали, Фотография в моде. Сто лет в Conde Nast / Хершдорфер Натали. - М.: Искусство XXI век, 2013. - 184 c.
47. Ямпольская Р.М. Женская пресса: ее типологические особенности [Текст] / Р.М. Ямпольская // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика» – 1995. – № 1. – С. 15-25.
Интернет-ресурсы:
48. Аверин А. Шрифт в дизайне: [Электронный ресурс]. – (http://www.advesti.ru/publish/design/fontindesign) Проверено 21.01.2020.
49. Дубина Н. Основы оформления газеты: [Электронный ресурс] – (http://compuart.ru/article/15410) Проверено 13.01.2020.
50. Классификация шрифтов: [Электронный ресурс] – ParaType: (http://www.paratype.ru/help/class/) Проверено 22.10.2019
51. Невский Театрал: [Электронный ресурс]. – (http://n-teatral.ru/) Проверено 02.02.2020
52. Орлова, Т. Д. (Татьяна Дмитриевна).
Театральная журналистика: Становление, развитие и
особенности функционирования в современных СМИ: Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора
филологических наук. Специальность 10.01.10 - Журналистика
/Т. Д. Орлова ;Белорусский государственный университет. -
Минск,2002. -39 с.-Библиогр. : с. 31 – 35
http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=107702
53. Петербургский Театральный Журнал: [Электронный ресурс]. – (http://ptj.spb.ru/) Проверено 02.02.2020
54. Северо-Запал Медиа: [Электронный ресурс]. – (http://www.severo-zapad.com/cms/0001/0005/0003/0003/) Проверено 02.02.2020
55. ТЕАТРАЛ: [Электронный ресурс]. – (http://www.teatral-online.ru/) Проверено 02.02.2020
56. Театральна Афиша: [Электронный ресурс]. – (http://www.teatr.ru/) Проверено 02.10.2016
57. Журнал «Новый компаньон» [Электронный ресурс]. – https://www.newsko.ru/articles/nk-397728.html Проверено 02.02.2020
58. Лениздат.ру: [Электронный ресурс]. – (https://lenizdat.ru/) Проверено 02.02.2020
59. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека [Электронный ресурс]. – (http://sptl.spb.ru/) Проверено 02.02.2020
60. Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: [Электронный ресурс]. – (https://spbsj.ru/env) Проверено 02.02.2020