Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выпускной квалификационной работы. Профессиональная занятость в современном обществе выполняет важные экономические и социальные функции. На сегодняшний день в нашей стране рынок труда не является стабильным. Поэтому проблемы, связанные с особенностями развития отечественного рынка труда, снижением занятости и ростом безработицы, регулированием рынка труда и его региональными аспектами – являются в настоящее время весьма актуальными Согласно официальным данным интернет портала Томской области, уровень трудоустройства соискателей с ограниченными возможностями здоровья повысился с 35 % в 2014 году до 61 % в 2018-м, плановый показатель на 2019 год — 70 %. По данным департамента труда и занятости населения, в Томской области проживает более 60 тысяч инвалидов, из которых более 18 тысяч человек в трудоспособном возрасте. При этом заняты только 3964 человека (22%, в среднем по России – 26%). При этом по закону об обязательном квотировании рабочих мест для инвалидов в регионе создано более 3 тысяч мест, на которых уже работает 2148 человек.
Более 1000 инвалидов обратились в томскую службу занятости в 2018г.
Трудоустроенные в 2019 году инвалиды получили работу повара, лаборанта, подсобного рабочего, воспитателя, специалиста по кадрам и экономиста и др. Один из соискателей открыл собственное дело — оказывает услуги по бухгалтерскому учету.
Помогая с трудоустройством, сотрудники центра занятости формируют для инвалидов несколько вариантов маршрута до места работы, определяют особенности ее режима и отдыха, согласуют с работодателем распорядок рабочего дня.
Специалисты, работающие с этой категорией соискателей, прошли обучение в ТГПУ по развитию профессиональной компетентности на основе клиентоориентированного подхода, часть из них освоили основы языка жестов и теперь сопровождают клиентов на собеседовании в качестве сурдопереводчиков.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию и решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Проблема состоит в недостаточном государственном регулировании в сфере трудоустройства инвалидов.
Поэтому основная цель мероприятий, подлежащих к разработке в настоящей работе – это повышение эффективности рабочего процесса в органах службы занятости по трудоустройству инвалидов.
Объектом исследования выступает ОГКУ "ЦЗН Кожевниковского района".
Предметом исследования является организация рабочего процесса в органах службы занятости по трудоустройству инвалидов.
Цель выпускной квалификационной работы: повышение эффективности рабочего процесса в государственном учреждении.
Задачи выпускной квалификационно работы:
1. Провести анализ социального обеспечения инвалидов в системе социального обслуживания
2. Провести анализ деятельности ОГКУ "ЦЗН Кожевниковского района"
3. Разработать предложения по совершенствованию эффективности рабочего процесса трудоустройства инвалидов в ОГКУ "ЦЗН Кожевниковского района"
Теоретической основой исследования являются научные труды в области науки, относящиеся к проблемам, рассматриваемым в выпускной квалификационной работе.
Методологической основой для исследования послужили законодательные и подзаконные акты, методические и нормативные документы. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвященные рассмотрению данной проблемы в рамках особенностей деятельности службы по труду и занятости по трудоустройству инвалидов.
В работе использовались общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, систематичность, комплексность), методы сравнительного анализа, графические.
Информационной основой исследования явились данные Томской области, материалы периодической печати, интернет–ресурсы.
Практическая значимость исследования. Реализация содержащихся в выпускной квалификационной работе рекомендаций по совершенствованию рабочего процесса трудоустройства инвалидов будет способствовать выполнению социальной миссии системы.
Применение на практике предложенных рекомендаций, позволит принимать обоснованные управленческие решения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Понятие социального обеспечения инвалидов, законы, принципы, задачи, цели и виды
Инвалиды принадлежат к социально-незащищенной категории граждан, вследствие этого инвалиды нуждаются в постоянной поддержке со стороны государства, а именно в социальном обеспечении. Социальная политика в отношении инвалидов в России направлена на социальную реабилитацию и абилитацию инвалидов, интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в экономическую, социальную и культурную жизнь общества, обеспечение доступности окружающей среды для инвалидов, что в полной мере соответствует международным стандартам формирования социальной политики в отношении инвалидов.
Социальное обеспечение - одна из форм социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение граждан Российской Федерации, а именно: на людей пожилого возраста, инвалидов всех групп, членов многодетных семей, членов малообеспеченных семей, а также семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
К основным видам социального обеспечения относятся:
1. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, в связи с приобретением инвалидности или по причине имеющейся инвалидности.
2. Обслуживание престарелых и граждан, признанных нетрудоспособными в специальных домах-интернатах.
3. Обеспечение инвалидов техническими средствами (коляски, протезы, автомобили).
4. Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
5. Социальное обслуживание на дому.
6. Санаторно-курортное обеспечение отдельных категорий граждан;
7. Трудоустройство инвалидов.
8. Социальное обслуживание некоторых категорий граждан в специальных учреждениях и на дому.
9. Государственное пенсионное обеспечение1.
Далее предлагаю рассмотреть Законы, регламентирующие социальную защиту инвалидов в Российской Федерации.
Государственную социальную политику в РФ реализуют органы социальной защиты населения. Деятельность и полномочия органов социальной защиты основаны на Конституции РФ, Федеральных конституционных законах, Федеральных законах, Указах и Распоряжениях президента РФ, Постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, Законах субъектов РФ. Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции РФ2). Помимо этого, система социального обеспечения основывается и на действии других нормативно-правовых актов:
Федеральные законы:
1. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»3.
2. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»4.
3. Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»5.
Указы Президента РФ:
1. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»6.
Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»7.
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»8.
Среди всех вышеперечисленных законодательных норм автор выделил, по его мнению, наиболее важные законы, раскрыл сущность законодательных норм, и представил результаты в таблице 1.
Таблица 1.1. Законодательное регулирование социальной защиты трудовых прав инвалидов
Законы, регламентирующие социальную защиту инвалидов в Российской Федерации.
Сущность и основные задачи данных законов.
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1
Организации, численность работников которых составляет более 35 человек, осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов;
создают условия труда для инвалидов в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
обеспечивают ежемесячное, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представление в областные государственные учреждения службы занятости населения по месту нахождения организаций сведений о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест
Основы построения систем социальной защиты от безработицы были заложены в ряде Конвенций МОТ, в том числе № 2 «О безработице»,9 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» ,10 № 122 «О политике в области занятости»,11 № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»12 и др. Названные Конвенции предполагают систему бесплатных государственных органов службы занятости, помогающих гражданам в трудоустройстве, а работодателям – в поиске подходящих работников, а также системы материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
Согласно Конституции Российской Федерации,13 «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Основные принципы социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации.
Основными принципами социального обеспечения инвалидов являются:
1. Всеобщность и доступность социального обеспечения.
2. Многообразие предоставляемых услуг социального обеспечения.
3. Предоставление услуг социального обеспечения только за счет государственных и общественных средств.
4. Конституционная защита права граждан на социальное обеспечение.
5. Единство и дифференциация услуг социального обеспечения для граждан.
6. Осуществление социальных выплат в размерах, соответствующих экономической ситуации в стране.
7. Добровольное участие граждан в реализации права на социальное обеспечение14.
Задачи социального обеспечения инвалидов в России.
Основными задачами социальной защиты в России являются:
1. Выполнение установленных Конституцией прав в области социальной защиты и минимальных социальных гарантий для граждан в первую очередь в области пенсионного обеспечения, материальной поддержки граждан и социального обслуживания.
2. Быстрая адаптация системы социальной защиты к социально-экономическим условиям в регионе.
3. Усовершенствование организации обеспечения социальной защиты на основе таких социальных технологий, как дифференцированный подход к гражданам, адресная социальная помощь, которая имеет прямую зависимость от конкретных потребностей получателя.
4. Использование активных форм социальной поддержки населения, таких как психологическая и социальная реабилитация, поддержка инициативы к самореализации, помощь в профориентации15.
Социальное обеспечение - это государственное содействие отдельным категориям граждан с целью предоставления материальной помощи для удовлетворения тех или иных потребностей16.
Обычно социальное обеспечение разделяют на такие виды, как пенсии, льготы, пособия, натуральное обеспечение.
1.2. Структура органов управления социальной защиты населения
Фрагмент для ознакомления
3
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Парламентская газета. – № 2–5. – 05.01.2002.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032– (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. – № 84. – 06.05.1996.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 31.12.2012.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – № 12. – 20.01.1996.
6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159–ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – № 248.
7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159–ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – № 248. – 27.12.1996.
8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. – № 102. – 09.05.2012.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014.
10. Постановление Правительства РФ от 22.01.2015 № 35 (ред. от 11.06.2015) «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. – 02.02.2015. – № 5. – ст. 815.
11. Закон Томской области от 10.09.2003 № 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области» https://dszn.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/12311 (дата обращения: 22.01.2020).
12. Распоряжение Администрации Томской области от 02 февраля 2018 года № 61-ра Об утверждении региональной программы "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве на территории Томской области на 2018 - 2020 годы" (с изменениями на 24 мая 2019 года) // http://docs.cntd.ru/document/467942135
13. Приказ Минтруда России от 09.01.2013 № 3н (ред. от 13.02.2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2013 № 28363) // Российская газета. – № 107. – 22.05.2013.
14. Балашов, А. И. Экономическая теория: Учебник / А. И. Балашов и др. – М. : ЮНИТИ, 2015. – 527 с.
15. Бексултанова, А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения / А. И. Бексултанова // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 317–319.
16. Богданов Е. В. Проблема выравнивания (сглаживания) фактического неравенства в гражданско–правовой сфере с позиции социальной справедливости / Е. В. Богданов // Журнал российского права. – 2018. – № 3. – С. 28–38.
17. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : Учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 384 – 152 с.
18. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев. 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 653 с.
19. Джандубаев, М. Р. Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях/ М. Р. Джандубаев. // Бизнес в законе. – 2013. – №1. – С. 159–161.
20. Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т. И. Заславская. // Общественные науки и современность. – 2014. – № 6. – С. 5–18.
21. Золотов, А. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства / А. Золотов, М. Муханов // Вопросы экономики. – 2015. – № 6. – С. 83–88.
22. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 433 с.
23. Ишкин, В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / В. В. Ишкин. – М. : ЮНИТИ, 2015. – 328 с.
24. Калашников, С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики / С. Калашников // Вопросы экономики. – 2015. – № 4. – С. 30.
25. Кашепов, А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России / А. Кашепов // Вопросы экономики. – 2016. – № 5. – С. 23–28.
26. Колобова, С. В. Трудовое право России : Учебное пособие для вузов / С. В. Колобова. – М. : «Юстицинформ», 2016. – 656с.
27. Кравец, Д. А. Конституционный Суд истолковал порядок и условия признания гражданина безработным / Д. А. Кравец // Делопроизводство и кадры. – 2015. – № 11. – С. 39–51.
28. Кунцман, М. В. Экономическая теория : курс лекций / М. В. Кунцман. – М. : МАДИ, 2015. – 208 с.
29. Кочеткова, Л. Н. Социальное государство. Опыт философского исследования / Л. Н. Кочеткова. – М.: Либроком, 2015. – 160 с.
30. Кричинский, П. Е. Основы социального государства : учебное пособие / П. Е. Кричинский, О. С. Морозова. – М. : НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 124 с.
31. Лукьянов, В. Г. Социология: учебное пособие / В. Г. Лукъянов. – СПб. : ИВЭСЭП. – 2014. – 416 с.
32. Лебедев, В. М. Трудовое право : опыт сравнительного правового исследования: монография / В. М. Лебедев, В. Г. Мельникова, Р. Р. Назметдинов. – М. : НОРМА, ИНФРА–М, 2018.– 480 с.
33. Леманова, П. В. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда / П. В. Леманова // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 3. – № 7. – С. 26–28.
34. Миронов, С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономика. – 2015. – № 5. – С.5–12.
35. Мокляк, Н. М. Социальные отношения: структура и формы проявления / Н. М. Мокляк. – Киев : Мария, 2014. – 410 с.
36. Мусалимов, Е. Ш. Социальное обеспечение в России и зарубежных стран: сравнительный анализ / Е. Ш. Мусалимов // Молодой ученый, 2015. – №4. – С. 401–403.
37. Мусина–Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. – М. : Дашков и К, 2014. – 320 с.
38. Орлова, Е. Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения / Е. Е. Орлова // Журнал российского права. – 2014. – № 8. – С. 48–56.
39. Павловская, О. Ю. К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан / О. Ю. Павловская // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 16–19.
40. Плышевский, Б. О социальной ориентации экономики России / Б. Плышевский // Экономист. – 2014. – № 8. – С. 26–40.
41. Родионова, В. Г. Макроэкономика : учеб. пособие / В. Г. Родионова. – М. : Изд–во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. – 206 с.
42. Сауткина, В. Социальные проблемы незанятости: зарубежный опыт преодоления / В. Сауткина // Человек и труд. – 2015. – № 9. – С. 13–17.
43. Серегина, Л. В. Профессиональное обучение – гарантия содействия трудоустройству / Л. В. Серегина // Журнал российского права. – 2016. – № 2. – С. 26–35.
44. Интерактивный портал Комитета по труду и занятости населения Кожевниковском районе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https: // murman-zan. ru 20. 01. 2020].
45. Информационный портал hibiny.com [Электронный ресурс]. – Режим [https: // www. hibiny.com/news/archive/162633 20. 01. 2020].
46. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28.06.1952). Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система. – Режим доступа : [http : // www.consultant.ru 20. 01. 2020].
47. Конвенция № 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» (Женева, 09.07.1964). СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1967 № 1770– VII) // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система. – Режим доступа : [http : // www.consultant.ru 20. 01. 2020].
48. Конвенция № 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева, 21.06.1988). Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система. – Режим доступа : [http : // www.consultant.ru 20. 01. 2020].
49. Конвенция № 2 Международной организации труда «О безработице» (Вашингтон, 27.01.1920). Россия не является участницей Конвенции // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система. – Режим доступа : [http : // www.consultant.ru 20. 01. 2020].
50. Международная Организация Труда. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http :// www. ilo. org 20. 01. 2020].
51. Оперативная информация о ситуации на рынке труда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https: // rosmintrud. ru/ministry/programms/inform/ 20. 01. 2020].
52. Численность безработных по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http: // www. gks. ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud3. htm 20. 01. 2020].
53. Информационная страница ОГКУ "ЦЗН Кожевниковского района" в сети интернет http://kogadm.ru/content/ogku_czn_kozhevnikovskogo_rajona
54. Информационная страница ОГКУ "ЦЗН Кожевниковского района" в сети интернет https://rabota.tomsk.gov.ru/people/front/view/id/550
55. Значение понятия «социальное обеспечение» и виды социального обеспечения. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1402496/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 22.01.2020).
56. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://libraryno.ru/4-2-4-klassifikaciya-principov-prava-social-nogo-obespecheniya-prav_ob_sr/ (дата обращения: 22.01.2020).
57. Социальное обеспечение. [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/nalog/Socialnoe-obespechenie.php (дата обращения: 22.01.2020).
58. Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 22.01.2020).