Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Предметная область «Технология» является составной частью общего образования с 1993 года, когда ряд общеобразовательных предметов и направлений подготовки школьников были концептуально и организационно объединены в образовательную область «Технологию», включающую технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд и черчение. С этого времени «Технология» стала выполнять важную в культурологической парадигме содержания общего образования функцию – формирование технологической культуры личности.
Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал экономики и производства страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов.
В современном понимании предметная область «Технология» рассматривается как:
общеобразовательный предмет (изучаемый всеми школьниками, начиная с 1 по 11 класс, и обеспечивающий общеобразовательное понимание обучающимися техники и технологии, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности);
профильный предмет (для разных профилей обучения в 10-11-х классах школы, определяющий изучение тех технологий и технических систем, которые свойственны выбранной сфере профессиональной деятельности);
социальная и производственно-технологическая практика обучающихся (определяющая подготовку школьников к реальной трудовой, профессиональной деятельности в условиях производства и социальной, в том числе волонтерской, практики).
Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.
Таким образом, концептуальным основанием предметной области «Технология» можно считать обеспечение необходимого для устойчивого развития общества, национальной экономики и производства уровня развития технологической культуры личности, которая проявляется:
в способности понимать, применять, контролировать, совершенствовать и оценивать технологии в процессе преобразовательной деятельности;
в овладении универсальными технологиями деятельности, такими как проектирование, исследование, управление;
в умении разрешать противоречия и выявлять проблемы в своей практической деятельности с помощью адекватно выбранных и грамотно применяемых технологий;
в стремлении к нестандартному способу действия и создания нового продукта, нового способа действия, нового средства воздействия на предмет труда и т.п.
в осознанном выборе профессии путем перебора различных профессиональных проб в процессе обучения;
в желании и умении трудиться, совершенствоваться, овладевая новыми знаниями, умениями, компетенциями в процессе практической деятельности;
в мобильности, способности адаптироваться к меняющимся условиям в ситуации неопределенности, обучаться и самообучаться в течение всей жизни.
Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью - развитие личности школьника.
В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся уделяется первостепенное внимание со стороны администрации школы и педагогов. ФГОС предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта предметного или метапредметного характера на уровне среднего общего образования.
Требование ФГОС НОО, ООО, СОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является составной частью основной образовательной программы школы.
Для эффективной организации проектно-исследовательской деятельности необходимо продумать алгоритм действий и администрации школы и педагогического коллектива по реализации данного направления деятельности общеобразовательной организации.
Обязательными управленческими шагами должны стать следующие действия:
• разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• внесение изменений в должностные инструкции учителей- предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;
• заключение дополнительных соглашений, договоров о сотрудничестве с различными учреждениями и организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей, дополнительных ресурсов;
• организация инфраструктуры, т.е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
• создание условий для поощрения активных и творческих учеников и педагогов;
• создание условий для практического использования результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и других организаций;
• поиск инвестиций для инновационных разработок обучающихся;
• обучение всех педагогов школы методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
• информирование обучающихся и их родителей (законных представителей);
• введение системы мини-проектов в календарно-тематическом планировании учителей-предметников;
• утверждение тем проектов и учебно-исследовательских работ;
• разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников;
• организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток и рекомендаций по учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• разработка критериальной системы оценки проектов и учебно-исследовательских работ, создание экспертных карт;
• закрепление за каждым обучающимся руководителя проекта и учебно-исследовательской работы;
• мониторинг процесса подготовки проекта и учебно-исследовательской работы;
• организация защиты проекта и учебно-исследовательской работы;
• разработка диагностического инструментария по оценке уровнят сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности у обучающихся;
• организация психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта или исследования, что требует от учителя поддержки определенного научного уровня, ориентированности на результат, инновационную направленность проекта и учебно-исследовательской работы обучающихся.
Объектом исследования является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Предмет исследования – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.
Цель исследования – анализ организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.
В соответствии с целью исследовательские задачи предусматривают:
1. Характеристика содержания учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях при выполнении требований ФГОС ООП ООО.
2. Определение основных требований к организации преподавания предметной области «Технология».
3. Выявление условий организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
4. Анализ основных требований ФГОС к организации проектной деятельности педагогов в процессе преподавания предметной области «Технология».
5. Характеристика деятельности по научному руководству при реализации образовательного проекта по изучению народного костюма в рамках преподавания предметной области «Технология».
Глава 1.Организация преподавания предметной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООП ООО
1.1.Нормативные документы, регламентирующие преподавание предметной области «Технология»
Предметная область «Технология» как один из обязательных для изучения школьниками компонентов общего образования реализуется на основе следующих нормативных документов:
Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (разработана и утверждена в 1998 году).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, в ред. от 31 декабря 2015 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, в ред. от 31 декабря 2015 г).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413, в ред. от 31 декабря 2015).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
3. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов - н/Д: «Феникс», 2010 - 448 с.
4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно прикладное творчество: теория , история, практика, - Ростов н/Д: Феникс,2007. - 383с.
5. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое посо-бие. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 148 с.
6. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модная одежда своими руками. - СПб.: ТИТ «Комета», 2011. - 464с.
7. Ерзенкова Н. В. Школа кройки и шитья - Минск: совр. шк., 2007г. - 448с.
8. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. - М.: Мастерство; издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2011. - 184с.:
9. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. - М., 2011. -154 с.
10. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.
11. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт. -сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 142 с.
12. Как оформить документацию инновационного образовательного проекта. Практическое руководство: паспорт проектной документации, содержание проекта и дорожная карта его реализации, планирование ресурсного обеспечения / авт.-сост. Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 98 с.
13. Как построить урок в соответствии с ФГОС / Миронов А. В. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2015. - 174 с.
14. Метод проектов в начальной школе : система реализации / авт.-сост. Н. В. Засоркина и др. - Волгоград: Учитель, 2012. - 135 с.
15. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы / авт.-сост. Т. А. Кобзарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2015. - 166 с.
16. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. - М.: УЦ «Перспектива». 2015. - 40 с.
17. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 208 с.
18. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 131 с. : ил.
19. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. - Волгоград : Учитель, 2014. - 175 с.
20. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2015. - 183 с.
21. Рейс Г.А., Лихачева Т.А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса у младших школьников // Начальная школа плюс. До и после. – 2008. – № 11.
22. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках/ под. ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012
23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – «Аркти», М., 2006
24. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ ,2012 . - 80 с.
25. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / авт.- сост. Н. М. Борытко, О. Л. Иванова, Е. И. Фастова ; науч. ред. И. В. Власюк. - Волгоград : Учитель, 2015. - 161 с.