Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы выражается в том, что основная цель деятельности любого
производства является максимизация прибыли.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность
предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях
рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и
организаций.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного
воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых
коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и
финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой
активности и финансового благополучия.
По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность
вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть
обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями, и
организациями.
Глава 1. Теоретические основы использования прибыли
1.1. Экономическая сущность категории прибыль
Прибыль – несмотря на свою значимость понятие весьма неопределенное. Зарубежные
ученые трактовали понятия прибыли по-разному. Адам Смит считал прибыль как
«накопление богатства». Ирвинг Фишер говорил, что «запас богатства, существующий в
каждый конкретный момент времени, называется капиталом, а поток генерируемых им
выгод за данный промежуток времени называется прибылью». Джон Хикс считал, что
«Прибыль индивидуума есть максимальная, величина, которую он может использовать на
2
потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь же богатым в конце
периода, как он был на его начало».
Понятие прибыли дается законодательством Российской Федерации и содержится в
Налоговом кодексе. Под прибылью понимается: «результат вычитания суммы расходов из
суммы доходов организации». При проведении мероприятий, связанных с управлением
прибылью в экономической безопасности предприятия важно учитывать внешнюю среду.
Так как внешняя среда имеет главенствующее место для крупного производственного
предприятия.
Безусловно, для обеспечения экономической безопасности предприятия необходимо
соблюдать сбалансированность и согласованность не только интересов самого
предприятия и учитывать требования субъектов внешней среды. Прибыль и
рентабельность предприятия являются показателями эффективности, источниками
финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного
стимулирования.
Карл Маркс считал, что прибыль — это превращенная форма прибавочной стоимости. По
Марксу – прибавочная стоимость представляет собой неоплаченный прибавочный труд
наемного рабочего, который занят в сфере материального производства. Рабочий создает
своим трудом стоимость большую, чем стоит рабочая сила. Это и привлекает капиталиста,
именно поэтому он развивает свою бурную деятельность.
В рыночных условиях предприятие стремиться к получению максимальной прибыль,
чтобы обеспечить свое развитие производства в условиях конкуренции. Каждое
предприятие, прежде чем начать производство, определяет какую прибыль он сможет
получить. Главная задача любого хозяйствующего субъекта – получение большей
прибыли при наименьших затратах.
Важнейшими показателями деятельности торгового предприятия являются показатели
дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономию составляет основу
экономического развития предприятия.
В разработку концепции прибыли существенный вклад внесли экономисты-теоретики.
причем, как правило. прибыль рассматривалась ими в связке с капиталом и богатством.
1.2. Виды прибыли и основные источники ее получения
Ценообразование предприятия образуется объективной ценовой стратегией, ценовой
тактикой и методикой ценообразования. Переход к модели установления цен происходит
из-за развития рыночной экономики. Управление финансами предприятия – это система
принципов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение
тактических и стратегических целей.
Главной целью финансового управления предприятием является регулирование
денежного потока и оборотных средств, они представляют собой интегральное явление,
которые имеют разные формы проявления. В настоящее время любое предприятие можно
описать как совокупность социальных и экономических систем, и все они работают в
постоянно меняющихся условиях так внешней, так и внутренней среды, что в свою
очередь, является постоянным источником не только возможностей, но и угроз для
развития предприятия. Правила, методы и технологии, которые ранее зарекомендовали
себя с положительной стороны, в быстро меняющихся условиях теряют свой эффект.
Существует серьезная проблема разработки и практического использования механизмов
управления в зависимости от стратегических целей, это связано с влиянием факторов
внутренней и внешней среды. Грамотно разработанный механизм управления прибылью
предприятия дает возможность в полной мере решать основные стоящие перед ним в
производственной деятельности цели и задачи.
Основным источником прибыли предприятия является выручка от реализации продукции
или услуг. От ее поступления напрямую зависит размер прибыли. По ней можно судить об
устойчивости финансового положения предприятия. При несвоевременном поступлении
3
выручки происходит задержка расчетов (возможны штрафы и санкции). Все это может
привести к потере прибыли предприятия и запустить цепочку перебоев в работе. Поэтому
при планировании выручки (методом прямого счета или расчетный метод) надо учитывать
объем производства товарной продукции и ее переходящих остатков на начало и на конец
планового года в отпускных ценах. Основные элементы выручки: себестоимость, прибыль
и косвенные налоги и отчисления, имеющие свои направление использования.
Себестоимость направляется на возмещение затрат, понесенных предприятием для
выпуска реализуемой продукции или услуг. Надо учитывать и уплату налогов (земельный,
экологический) и обязательные отчисления в фонды в соответствии с законодательством.
Прибыль направляется в фонды предприятия для решения внутренних и внешних задач
(экономические, технические, социальные). Часть уходит в бюджет в виде налога (на
доходы и прибыль, на недвижимость, если такова имеется, местные налоги). Косвенные
налоги и отчисления, это обязательный налог на добавленную стоимость, акцизы.
Грамотное распределение выручки от реализации основных фондов характеризуется тем,
что из нее вычитается НДС, идет покрытие затрат, оставшаяся часть является прибылью
от реализации. Получение предприятием прибыли напрямую зависит от
профессионализма управление предприятием. Как уже описывалось ранее существует
мужество как внутренних, так и внешних факторов влияния, определяющих величину
общего финансового результата.
1.3. Особенности планирования и использования прибыли
Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Размер
плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, его должно хватать для
своевременного выполнения всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его
постоянное развитие.
Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и
направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование и
использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли позволяет
предприятию разработать систему долгосрочных целей формирования прибыли в
соответствии со стратегией развития предприятия.
Текущее планирование прибыли рассчитано на разработку конкретных планов,
основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах
производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Главным в текущем
планировании прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное
планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы
бюджетов. Бюджет представляет собой финансовый план краткосрочного периода,
отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления хозяйственной
деятельности.
На практике наиболее распространенный метод планирования прибыли это метод прямого
счета.
При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, определяется как разница между
доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При
использовании данного метода нужно учитывать прибыль в остатках готовой продукции
на начало и конец планового периода. Этот метод более эффективен при выпуске
небольшого ассортимента продукции.
Метод прямого счета используется при создании нового или расширения действующего
предприятия или при осуществлении какого-либо проекта.
П = Выручка - С/С - Налоги (НДС, акцизы) (1)
где, П – прибыль от реализации продукции;
С/С – себестоимость.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Она проводиться
раздельно по всем видам деятельности предприятия. На этапе разработки финансовых
4
планов учитываются все факторы, влияющие на увеличение прибыли. При условии, если
экономика развивается стабильно, то прибыль планируют на период от трех до пяти лет.
При относительно стабильных ценах и курсе валют планируют прибыль на год. При
нестабильной экономической и политической ситуации планирование происходит на
кратковременный период – квартал, полугодие.
2.2. Оценка рентабельности предприятия
Рентабельность рассчитаем, как соотношение суммы средств, направленных на
накопление и потребление, к величине собственного капитала (рис. 6).
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования
собственного капитала, указывает на величину прибыли, полученной с каждого рубля,
вложенного в предприятие собственниками.
Данные рисунка 6 свидетельствуют о том, что рентабельность собственного капитала за
рассматриваемый период резко снизилась. В 2018 году по сравнению с 2017 годом
рентабельность снизилась на 24,1%, а в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизилась
на 16,2%. Это означает, что сумма прибыли на каждый вложенный рубль сильно,
снизилась.
Таким образом, ООО «Типография ПАРК» представляет в настоящий момент убыточную
организацию. Это определяется тем, что в течение трех лет резко снижалась чистая
прибыль предприятия: в 2017 году - 169 475 тыс. руб., в 2019 она составила 9 033 тыс.
руб., что повлекло за собой замедление оборачиваемости капитала в связи с
предоставлением отсрочек платежей.
В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для ООО «Типография
ПАРК», завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность
оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового
цикла, в 2019 году по сравнению с базисным 2017 годом они сократились в 2,8 раза.
Предприятию необходимо проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженности
в целях регулирования их величины и соотношения, а также условий возникновения.
Важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия
являются показатели рентабельности.
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и
проводимых хозяйственных и финансовых операций существует система показателей
рентабельности. С помощью этих показателей можно проанализировать эффективность
использования активов предприятия (табл. 6).
2.3. Анализ использования прибыли
Рассматривая процесс формирования прибыли, следует уделить внимание отложенному
налогообложению. Так как налоговое законодательство отличается от бухгалтерского,
следовательно, и прибыль у них различна. В бухгалтерском учете, прибыль – финансовый
результат деятельности предприятия, которым могут распоряжаться собственники, а в
налоговом – прибыль выступает базой для расчета налога на прибыль, так как в налоговом
учете не все хозяйственные операции отражаются, а лишь те, которые учитываются в
целях налогообложения .
Одновременно с исследованием процесса формирования прибыли на производстве,
целесообразно подробно рассмотреть и процесс ее использования. Для любой
организации важнейшим моментом признается наличие чистой прибыли, которая в
конечном итоге и распределяется, позволяя организации покрывать свои потребности в
капитале для осуществления своей деятельности.
Главные направления использования прибыли, предполагают ее деление на две части.
1. Прибыль, направляемая за пределы предприятия (выплата дивидендов, выплаты на
социальную поддержку и др.)
5
2.Прибыль, остающаяся на предприятии как источник финансирования (нераспределенная
прибыль). Она направляется на создание резервного и инвестиционного фондов.
Анализ формирования и использования прибыли предприятия проводится в два этапа:
- анализируется прибыль по составу и динамике;
- анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.
Глава 3. Предложения по совершенствованию использования прибыли на предприятии
ООО «Типография ПАРК»
3.1. Мероприятия по совершенствованию использования прибыли
Анализ показал, что в ООО «Типография ПАРК» практически отсутствует система
планирования прибыли и недостаточно эффективно осуществляется учет прибыли.
Анализ формирования и использования прибыли ООО «Типография ПАРК» показал, что
за последние три года выручка предприятия сократилась на 25,2%, при этом чистая
прибыль сократилась на 94,67%. Одновременно со спадом выручки от реализации
продукции, работ и услуг возрос удельный вес себестоимости в стоимости работ в 2018
году по сравнению с 2017 на 262,3% %, а в 2019 году по сравнению с 2018 сократился на
37,51%. Данные показатели свидетельствуют о неэффективной работе ООО «Типография
ПАРК», которая в дальнейшем негативно находит отражение на финансовых результатах.
Эти данные также свидетельствуют о том, что руководство предприятия не проводит
своевременно большую работу по повышению эффективности производства, выполнения
работ и реализации продукции. Следует отметить тот факт, что в ходе анализа финансовохозяйственной деятельности организации, факторного анализа и анализа показателей
рентабельности необходимо выявлять дополнительные резервы и источники увеличения
бухгалтерской прибыли ООО «Типография ПАРК». Но, как показал анализ, в течение
трех лет дополнительные резервы отсутствовали у ООО «Типография ПАРК».
3.2. Экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий
Повышение эффективности деятельности ООО «Типография ПАРК» является одной из
актуальных задач, успешное решение которой дает огромные возможности для
дальнейшего развития предприятия.
На первой стадии ООО «Типография ПАРК» приобретает необходимые ему основные
фонды, производственные запасы. На второй - средства поступают в производство, а часть
используется на оплату труда работников, выплату налогов, различных платежей и другие
расходы. Заканчивается вторая стадия выполненными работами или оказанными
услугами. На третьей стадии за выполненные работы на счет предприятия поступают
денежные средства. Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его
капитала. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше работ произведет
предприятие при одной и той же сумме капитала.
Ускорение оборачиваемости капитала свидетельствует о более интенсивном его
использовании и о росте деловой активности предприятия. Задержка движения средств на
любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, что является признаком
спада деловой активности, требует дополнительного вложения средств и может вызвать
значительное ухудшение финансового состояния, ликвидности, платежеспособности и
финансовой устойчивости предприятия.
Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую
очередь в увеличении объема выполненных работ без дополнительного привлечения
финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала
происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он
возвращается с приращением .
Заключение
В заключении квалификационной работы на основании проведенного исследования
работы предприятия можно сделать следующие общие выводы.
6
Формирование прибыли – важнейший элемент финансового менеджмента организаций
всех типов, поскольку именно от наличия у организации чистой прибыли зависит
дальнейшее ее эффективное развитие.
Процесс формирования прибыли предприятия направлен на: - максимальное увеличение
прибыли предприятия, при соответствующем потенциале и условиях рынка;
- формирование оптимального сочетания «риск-доходность»;
- выполнение всех видов обязательств перед учредителями, кредиторами,
государственными организациями;
- получение ресурсов для дальнейшего развития;
- обеспечение повышения презентабельности и увеличения рыночной стоимости
предприятия;
- повышение мотивации и стимула сотрудников и решение других задач.
Прибыль, важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях
современного экономического развития страны, формирования реальной
самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой
рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала
предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амелькин И. А. Обоснование необходимости совершенствования и поиска новых
способов финансирования деятельности предприятий при смене форм собственности
[Текст] / И. А. Амелькин, А. Д. Бурыкин // Интеллектуальный потенциал образовательной
организации и социально-экономическое развитие региона. 2016. С. 19-30.
2. Булочкин А. А. Разработка программы управления предприятием в кризисной
ситуации [Текст] / А. А. Булочкин, А. Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы,
решения. 2017. Т. 2. № 3. С. 74-83.
3. Бурыкин А. Д. Моделирование процессов управления предприятием [Текст] / А. Д.
Бурыкин // Проблемы управления. 2016. № 9. С. 62.
4. Бурыкин А. Д. Факторы, формирующие рыночную цену товара [Текст] / А. Д.
Бурыкин // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 4. С.
124-133.
5. Бурыкин А. Д. Ценностный подход в ценообразовании [Текст] / А. Д. Бурыкин //
Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-13 (24). С. 23-25.
6. Бурыкина Н. М. Методика оценки эффективности работы организации [Текст] / Н.
М. Бурыкина // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-13 (24).
С. 26-28.
7. Менеджмент: бакалаврская работа. Учебное пособие с грифом Минобрнауки РФ /
под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2017. - 252 с.
8. Мокропуло А.А. Управление прибылью [Электронный ресурс]: учебное пособие
для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»
(профиль «Финансы и кредит») / А.А. Мокропуло, Е.И. Строгонова. - Электрон. текстовые
данные. - Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. -
82 с.
9. Неклюдов В. А. Финансы и их роль в деятельности предприятия [Текст] / А. Д.
Бурыкин, В. А. Неклюдов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 5. №
11. С. 81-88.
10. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика
[Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. -
Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 511 с.
7
11. Окунева Е.О. Математические методы исследования экономики [Электронный
ресурс] / Е.О. Окунева, С.И. Моисеев. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж:
Воронежский филиал Московского гуманитарноэкономического института, 2013. - 73 с.
12. Поздеев В.Л. Актуальные проблемы стандартизации правил ведения
экономического анализа // Аудиторские ведомости. - 2019. - № 5. - С. 3-9.
13. Пономарева С.В. Совершенствование организации бухгалтерского учета и
контроля обязательств непубличных производственных компаний по кредитам и займам
[Электронный ресурс]: монография / П.М. Бодяко [и др.]. - Электрон. текстовые данные. -
М.: Русайнс, 2018. - 253 с.
14. Попова Л.В. Основные элементы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
предприятия // Управленческий учет. - 2017. - №1.
15. Попова Л.В. Прибыль в деятельности предприятия и факторы, влияющие на ее
величину // Справочник. - 2017. - № 11. - С. 29-35.
16. Попова Л.В. Структурные элементы управленческого учета и их влияние на
систему управления предприятием // Экономические и гуманитарные науки. - 2017. - № 6.
- С. 62-71.
17. Рыбалкина З.М. Финансовая стабильность как ключевой фактор
конкурентоспособности предприятия // Вестник ГУУ. - 2019. - №14. - С. 88-93.
18. Рыбалкина З.М. Экономические аспекты повышения финансовой устойчивости
предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №30. - С. 10-19.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М,
2018. - 544 с.
20. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации [Электронный
ресурс]: учебное пособие для студентов вузов по специальности «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит» (080109), слушателей курсов по подготовке и переподготовке бухгалтеров
и аудиторов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 583 с.
21. Смекалов П.В. Анализ финансовой отчетности предприятия [Электронный ресурс]:
учебное пособие / П.В. Смекалов, С.В. Смолянинов, Д.Г. Бадмаева. - Электрон. текстовые
данные. - СПб.: Проспект Науки, 2019. - 472 с.
22. Смирнова Е.В. Анализ эффективности и рисков финансово хозяйственной
деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Смирнова [и др.]. - Электрон.
текстовые данные. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ,
2017. - 166 с.
23. Степанов А. Е. Инженерно-технологические, организационные, социальные и
интеллектуальные аспекты развития экономики [Текст] /A. Е. Степанов, Л. М. Клячко, И.
Н. Омельченко, С. Б. Тюрин, В. А. Колмыков, B. А. Моисеев, С. В. Федотов, А. П.
Шашкин. Ярославль, 2014. 394 с.57
24. Степанов А. Е. Методологические, методические и организационнотехнологические подходы в организации управления предприятием [Текст] / А. Е.
Степанов, Л. М. Клячко, И. Н. Омельченко, С. Б. Тюрин, В. А. Колмыков, А. В. Моисеев,
А. В. Юрченко, Р. В. Зелинский. Ярославль, 2015. 276 с.
25. Степанов А. Е. Проблемы управления предприятием и пути их решения [Текст] / А.
Е. Степанов, С. Б. Тюрин, В. А. Колмыков, А. В. Моисеев, И. Н. Омельченко, А. И. Орлов,
Е. В. Соколов, Ю. Л. Клячко. Ярославль, 2017. 385 с.
26. Сяський Д. Ю. Отдельные аспекты управления в социальных системах:
кибернетический подход [Текст] / Д. Ю. Сяський, А. Д. Бурыкин // Экономика и
управление: проблемы, решения. 2017. № 5. С. 79-86.
27. Сяський Д. Ю. Управление заемным капиталом предприятия: теория и методология
[Текст] / Д. Ю. Сяський, А. Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы, решения.
2018. Т. 2. № 6. С. 65-73.
8
28. Толмачев О.М. Проблемы совершенствования управления прибылью современного
предприятия в условиях рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
//http://www.xserver.ru.
29. Тюрин С. Б. Методика построения системы показателей для управления
формированием источников финансирования деятельности промышленных предприятий
[Текст] / С. Б. Тюрин // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий).
2016. № 1 (30). С. 36-43.
30. Тюрин С. Б. Методологические подходы к формированию отраслевой системы
ценообразования [Текст] / С. Б. Тюрин // Вестник Московского финансово-юридического
университета. 2018. № 2. С. 52-63.
31. Тюрин С. Б. Методы определения затрат на НИОКР в машиностроении [Текст] / С.
Б. Тюрин // Труд и социальные отношения. 2017. № 5. С. 86-97.
32. Тюрин С. Б. Оптимизация механизма финансирования деятельности предприятия
[Текст] / С. Б. Тюрин // Вестник Московского финансово-юридического университета.
2016. № 3. С. 24-35.
33. Хорин А.Н. Категории прибыли организации и их практическое значение //
Бухгалтерский учет. - 2018. - № 12. - С.51-54.
34. Чепулянис А.В. Теоретико-методические основы стратегического учета и анализа
затрат [Электронный ресурс] / А.В. Чепулянис, С.А. Бороненкова. — Электрон. текстовые
данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2019. — 218 с.
35. Шаравова О.И. Учебно-методическое пособие по дисциплине Анализ и
диагностика финансово-хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] /. - Электрон.
текстовые данные. - М.: Московский технический университет связи и информатики,
2019. - 24 с. - 2227-8397
36. Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития
предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - №45(396). - С. 2-10.
37. Шеховцова Л.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Шеховцова, А.В. Ануфриева. - Электрон.
текстовые данные. - Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурностроительный университет (Сибстрин), 2017. - 61 с.
38. Щербинина Ю.В. Анализ прибыли // Бухгалтерский учет. - 2018. - № 7. - С. 25 -26.
39. Юдина Т.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Пенза: ПГУАС, 2013. -
228
40. Юдина Т.А., Рыбалкина З.М. Финансовый анализ: учебно-методическое пособие к
практическим работам / Т.А. Юдина, З.М. Рыбалкина, учебнометодическое пособие к
практическим работам по направлению 38.03.02 «Менеджмент». - Пенза: ПГУАС, 2019. -
228 с.