Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция на сегодняшний день является основным принципом повышения уровня
содержания гуманитарных и естественнонаучных общеобразовательных предметов.
В настоящее время способы интеграции в российском образовании только получают свое
развитие, потому что мы видим их только на примере отдельных факультативных
занятий или в системе межпредметных уроков.
Такие примеры интеграции не слишком эффективны, так как установлено, что для
повышения уровня эффективности связи между естественными и гуманитарными
науками необходима разработка содержания каждого учебного предмета в рамках
интегрированного знания.
Интеграция имеет огромное значение в процессе развития образно-интуитивного
мышления учащихся, которое на сегодняшний день направлено на понимание и решение
таких глобальных проблем¸ как проблемы экологии, экономики и социальные проблемы
человеческого общества.
1 Теоретические основы интеграции современного образования
1.1 Интеграционные процессы в образовании
Интеграция является важным условием реализации познавательных потребностей
младших школьников, развития личностных качеств учащихся в целом.
Главной целью обучения на интегративной основе является формирование целостного
представления об окружающем мире. Данная цель имеет глубокую связь с повышением
умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение
психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических
особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.
Интеграция представляет собой глубокое взаимопроникновение со слиянием насколько
это возможно в одном материале обобщённых в той или иной области тем.
Для интеграции в образовании известны следующие функции:
1.Методологическая функция, в основе которой лежит формирование у учащихся
современных представлений изучаемых дисциплин.
2. Образовательная функция, которая заключается в формировании системности,
связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
4
3. Развивающая функция, значение которой состоит в процессе формирования
познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
4. Воспитывающая функция, которая отражает политехническую направленность.
5. Конструктивная функция, заключающаяся в совершенствовании содержания учебного
материала, методов и форм организации обучения.
Основу интеграции составляет главное утверждение, что: мир целостный, имеет
многочисленные внутренние связи, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса,
не задев при этом множество других.
Целью интеграции можно назвать формирование основ целостного представления о
природе и обществе, а также процесс формирования индивидуально- личностного
отношения к законам их развития.
В сущности интеграции можно видеть целенаправленное создание у школьников
целостного представления об окружающем мире, нахождение общей платформы
сближения предметных знаний.
Существуют следующие признаки интеграции:
- строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов.
- имеет связь с качественными и количественными преобразованиями
взаимодействующих элементов.
- интеграционный процесс обладает собственной логико-содержательной основой.
- Интеграционный процесс обладает своей структурой.
Интеграция имеет педагогическую целесообразность и относительную самостоятельность.
Интеграция представляет собой целостную систему, ведущую к количественным и
качественным изменениям. Данная система подразделяется на несколько уровней:
- внутрипредметный уровень,
- межпредметный уровень,
- межсистемный уровень.
Внутрипредметный уровень включает в себя интеграцию понятий, знаний, умений внутри
определенных учебных предметов.
Межпредметный уровень состоит их взаимосвязанных фактов, понятий, принципов в
нескольких учебных дисциплинах.
Межсистемный уровень включает синтез компонентов основного и дополнительного
содержания образования.
Интеграция общеобразовательных предметов идет при соблюдении следующих условий:
- объекты исследования близки друг другу или совпадают,
- интегрированные предметы используют одинаковые методы исследования;
- Интегрированные предметы основываются на общих теоретических концепциях и
общих закономерностях.
Процесс интеграции учебных предметов должен идти в следующих направлениях:
- происходит усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной
деятельности;
- наблюдается расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам,
- идет процесс повышения потенциала, влияния учебной деятельности на нравственное и в
целом социальное становление обучающегося;
- используется весь комплекс педагогических средств, стирающих грани между учебным
процессом и внеурочной деятельностью,
- обеспечивается разностороннее развитие учащихся,
- идет решение воспитательных и образовательных задачи.
2 Возможности интеграции на уроках химии и биологии, химии и экологии
2.1 Интегрированный подход на уроках химии и биологии, химии и экологии
5
Химия представляет собой логичную науку, требующую сопоставления причинноследственных связей. Данный факт делает этот школьный предмет трудным для
понимания школьников, чему также способствуют:
- сложности в ходе изложения учебного материала в учебниках химии,
- небольшое количество учебных часов, при условии сохранения всего объема знаний и
умений,
- постоянное сокращение часов на проведение химического эксперимента,
- наличие/отсутствие статуса непрофильной дисциплины.
Интеграция в школьном образовании является содержательным и структурнофункциональным единством, которое основано на единстве методов естественнонаучного
познания.
Интеграционный поход имеет следующие задачи:
- помощь в осознанном усвоении содержания предмета,
- формирование логического мышления.
В настоящее время все педагоги отмечают коренные изменения в преподавании химии в
школе, на что сильное влияние оказали такие факторы, как:
- изменение мнений на значение общего образования и его цели:
- сокращение учебных часов, которые отводятся на изучение химии в школе.
Каждый педагог понимает, что главной учебной задачей при обучении химии будет
являться понимание фундаментальных основ химической науки.
Сегодня выпущено большое количество материалов в помощь ученику и учителю:
- пособия,
- учебники,
- дидактические материалы,
- журналы.
Многие пособия и учебная литература говорят об интеграции.
Интеграция в настоящее время стала одним из определяющих факторов развития
научного познания, для этого есть определенные причины:
- глубокая взаимосвязь науки химии с такими науками как:
- физика,
- биология,
- экология,
- география.
- в мире глобальные проблемы приобретают комплексный характер,
- возрастает значение интеграции в системе познания, основу которой составляют
межпредметные связи.
При осуществлении проблемно-интегративного обучения, программный материал
усваивается в ходе решения учениками взаимосвязанных интегративных учебных
проблем, а значит, школьники в ходе таких уроков будут усваивать не разрозненную
информацию, а приобретут систему, состоящую из единиц содержания:
- умения,
- знания,
- навыки.
Интеграция на уроках химии также активно способствует духовному и творческому
саморазвитию школьника, для чего необходимо создавать настоящие условия,
помогающие данному процессу, а это и есть интегративные процессы на уроках разной
предметной направленности.
Одними из главных критериев высокого уровня творческого саморазвития личности
являются следующие критерии:
- способности к систематизации полученных знаний,
- способности к интеграции,
- способности к структурированию знаний и умений.
6
2.3. Практическая работа «Взаимодействие алюминия с водой»
Как известно, основная цель обучения предмету «Химия» заключается в развитии
личности школьника. Для этого на уроках химии работа индивидуальная сочетается с
групповой, а личностная деятельность идет за счет внутренней мотивации и
межличностного взаимодействия педагога и школьника.
Практикум или практический опыт несет в себе идеи:
- более глубокого усвоения учебного материала,
- более полное осмысление изученного материала на уроках химии,
- более выраженную сформированность межличностных отношений у учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеграция является важным условием реализации познавательных потребностей
младших школьников, развития личностных качеств учащихся в целом.
Главной целью обучения на интегративной основе является формирование целостного
представления об окружающем мире. Данная цель имеет глубокую связь с повышением
умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение
психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических
особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.
Интеграция представляет собой глубокое взаимопроникновение со слиянием насколько
это возможно в одном материале обобщённых в той или иной области тем.
Основу интеграции составляет главное утверждение, что: мир целостный, имеет
многочисленные внутренние связи, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса,
не задев при этом множество других.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Литвиненко С.А. Теория и практика интегрированного подхода на уроках химии.-
М:Наука, 2008.- 145 с.
2. Аксёнов М.И. Формирование общеучебных и специальных умений учащихся в VVI классах// Химия в школе. -2012.-№5.-с.56.
3. Афонин С.В. Вопросы интеграции естественнонаучного школьного образования.-
М.: Наука, 2009.- 265 с.
4. Скальская М.А. Интегративные связи в преподавании социально-гуманитарных
дисциплин: монография.- М.: Просвещение, 165 с.
5. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к
учебным предметам // Начальная школа. -2009.- №4-С. 34-35.
6. Оруджов С.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. –
М.: Наука, 2009.- 174 с.
7. Ярыгина А.А. Об интегрированном подходе в обучении.//Школьные технологии. –
2012- №11. - С.12-16.
8. Алексашина С.П. Интегративный подход в естественнонаучном образовании.-
М.Наука, 2013.- 145 с.
9. Соколова О.Е. Технология педагогических мастерских: развитие творческих
способностей учащихся.//Химия в школе. –2010.- №4.- С.12-15.
10. Колтомов М.С. Об интеграции обучения и воспитания в естественнаучных
предметах.- М.: Наука, 2009.- 165 с.
11. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у
учащихся научных понятий и знаний о методах.- М.: Высшая школа, 2008.- 254 с.
12. Ващенко В. А. Инновационность и инновационное образование.//-М., 2012.-
Высшая школа, 2009.- 186 с.
13. Лиферов А.П. Интеграционные процессы в мировом образовании: основные
тенденции.- М.: Высшая школа, 2010.- 176 с.
7
14. Долматова С.А. Технология педагогических мастерских в практической
деятельности учителей.//Химия в школе. – 2008 - №7. – С.34-37.
15. Демаков А.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития
личности.- Химия в школе. – 2011- №11. – С.34-36.
16. Скворцов П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7-8 классов во
внеклассной работе по химии. –М.: Наука, 2012.- 112 с.
17. Головина М.А. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук..- М.:
Наука, 2012.- 165 с.
18. Орлова А.В. Организация экологического образования на уроках неорганической
химии.-М.: ЮНИТИ, 2012.- 214 с.
19. Ерин М.А. Содержание и методы осуществления межпредметных связей в курсе
химии. - М.: Наука, 2013.- 167 с.
20. Калинина М.В. Проблемы и перспективы биологического и экологического
образования в XXI веке: Всероссийская научно-практическая конференция//Биология в
школе.- 2012. —№ 10 — с.14-19.
21. Килин С.В. Единство диалектики, логики и теории познания. М.:Высшая школа,
2009.- 234 с.
22. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение,
2009.-202 с.
23. Бабанский С.А. Система способов оптимизации обучения.- М.: ЮНИТИ, 2012.-132
с.
24. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/
О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016. – 270 с.
25. Алешина В.А. Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебн.
Пособие.- 2013. – 234 с.
26. Городова С.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на
примере школьного естественнонаучного образования).-СПб., 2008.- С. 90-110.
27. Колягин М.А. Интеграция школьного обучения.-М.: Высшая школа, 2011.- 154 с.
28. Кирина С.М. Совершенствование начального курса химии на основе модернизации
естественнонаучной интеграции.-М.: Наука, 2009.-145 с.