- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Методика преподавания: Историко-краеведческая работа в школе
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Методика преподавания
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Методика преподавания: Историко-краеведческая работа в школе"?54 страницы
39 источников
Добавлена 06.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Место и роль историко-краеведческой работы в современной школе 6
1.1. Истоки и нормативно-правовое обеспечение историко-краеведческой работы в современной школе 6
1.2. Понятие исторического краеведения 13
1.3. Источники по изучению истории родного края 20
Глава 2. Основные формы организации историко-краеведческой работы в школе 28
2.1. Формы организации историко-краеведческой работы в школе 28
2.2. Методические рекомендации по использованию форм организации историко-краеведческой работы на уроках истории и обществознания 35
2.3. Разработка историко-краеведческой работы на примере школьного музея 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 50
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Историческое краеведение – одна из составляющих современного школьного исторического образования. Активизация учебной и внеурочной историко-краеведческой деятельности началась в нашей стране в 90-е годы прошлого века и была обусловлена введением в 1992 г. в соответствии с законом «Об образовании» национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. «Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей».
В 2007 году национально-региональный компонент государственного образования был отменен. Тем не менее, во многих школах историческое краеведение по-прежнему актуально.
Школы используют следующие формы обучения историческому краеведению: краеведческие уроки, уроки отечественной истории с элементами краеведения, факультативы, экскурсии, сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности учащихся. Краеведческая работа осуществляется также на базе школьных научных обществ, кружков. Для демонстрации результатов самостоятельной исследовательской работы учащихся проводятся тематические конференции и краеведческие чтения. Перечень форм учебных занятий дополняют олимпиады, конкурсы, викторины.
Особую роль в трансляции историко-краеведческой информации играют школьные музеи. Школьный краеведческий музей содействует воспитанию учащихся, расширяет их кругозор, формирует практические навыки поисково-исследовательской работы. Примечательно, что не только знакомство с экспозициями, но и их создание предполагает, как правило, непосредственное участие школьников.
Содержание историко-краеведческих занятий определяется специальными образовательными программами, разработанными научными учреждениями или методическими центрами.
Авторские разработки учителей (образовательные программы и программы элективных курсов, кружков, внеурочной деятельности) указывают на то, что историческое краеведение является неотъемлемым элементом системы общего образования.
Однако представители научного сообщества – историки и педагоги – отмечают наличие существенных проблем, связанных с преподаванием исторического краеведения в школе. «Ввиду недостатка времени, необходимого для преподавания истории, остается мало времени для дополнительного изучения истории родного края» . «Школьное краеведение сегодня носит, как правило, бессистемный характер. Краеведческий материал изучается вне связи с учебными программами и личным опытом учеников, задания носят преимущественно репродуктивный характер, исключающий их самостоятельную активную творческую работу» . «Изучение опыта работы учителей истории говорит о том, что педагоги испытывают затруднение в определении понятий «историческое школьное краеведение», «местный материал», «краеведческий материал», «региональный компонент исторического образования» и, как следствие, – в отборе наиболее обоснованных форм, методов и приемов организации учебных и внеурочных занятий на краеведческой основе» .
В качестве одной из причин вышеуказанных проблем можно назвать методологическое противоречие, на которое указывает историк и доктор педагогических наук Е. Е. Вяземский. «Национально-региональная и этнокультурная специфика системы образования в регионах РФ есть, а в нормативной базе нет соответствующих механизмов их отражения. В ФГОС нет даже понятий «национально-региональный» и «этнокультурный компоненты» содержания образования» .
Таким образом, вопрос о месте и роли исторического краеведения в системе общего образования остается открытым, сохраняется необходимость его дальнейшего научного осмысления.
Объектом исследования является историко-краеведческая работа в общеобразовательной школе.
Предметом исследования – условия и формы организации историко-краеведческой работы в общеобразовательной школе.
Цель исследования – является изучение теоретических, методических и методологических основ историко-краеведческой работы в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить истоки и нормативно-правовое обеспечение историко-краеведческой работы в современной школе;
рассмотреть понятие исторического краеведения;
проанализировать источники по изучению истории родного края;
охарактеризовать формы организации историко-краеведческой работы в школе;
провести анализ методических рекомендаций по использованию форм организации историко-краеведческой работы на уроках истории и обществознания;
предложить разработку внеклассного мероприятия по теме исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных историков и педагогов, внесших существенный вклад в развитие теории и практики историко-краеведческой работы в школе. Данная работа отталкивается и отображает достижения советской и современной российской педагогической науки. Основными трудами по данной теме являются труды и публикации Ю.С. Константинова, А.А. Остапца, К.Ф. Строева, Н.Г. Дайри, С.О. Шмидта, Г.Ю. Элькина, З.А. Огрызко, А. Сейненского и многих других.
Методы исследования: изучение нормативно-правовых документов, исследование и критический анализ исторических источников и литературы; анализ исторических научных работ; анализ методической литературы; изучение педагогического опыта организации историко-краеведческой работы в школе.
Глава 1. Место и роль историко-краеведческой работы в современной школе
1.1. Истоки и нормативно-правовое обеспечение историко-краеведческой работы в современной школе
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе.
С полной уверенностью можно говорить о том, что каждый человек проявляет в той или иной степени интерес к миру, в котором он живет. Именно здесь скрыто множество тайн, в первую очередь исторического прошлого, а также немаловажное значение представляют культура и традиции народов, памятники архитектуры, жизнь и деятельность отдельных людей (населения в целом) и т.д. Сменяются поколения. Потомки проявляют больший интерес к прошлому. Теперь они начинают детально анализировать не только каждый год какой-либо исторической ситуации, но и каждый день и каждый час, а также пытаются определить место отдельной личности в контексте исторического события.
На современном этапе развития историческое краеведение является одним из важных элементов исторического образования в школе и одной из основных отраслей школьного краеведения. В образовательном процессе его значение огромно, так как оно в первую очередь выступает средством связи школы с жизнью. При изучении исторического прошлого своей страны, основанного на местном материале удается найти ответы на многие вопросы современности, а также выявить перспективы дальнейшего развития региона.
Таким образом, основной задачей исторического краеведения является восстановление правды, ликвидация «белых пятен» истории, развитие у учеников гордости за свершения предков и привития любви к своей малой Родине.
Для более полноценного понимания сути исторического краеведения необходимо разобраться в процессе его становления и развития в России.
Следует отметить, что в первоначальном значении в основу становления краеведения были положены, как любознательность, так и необходимость.
Объяснение данному факту кроется в том, что человечество с давних времен пыталось оптимально использовать ресурсы окружающей местности и стремилось накопить необходимые знания о них. Постепенно данные знания стали передаваться из поколения в поколение.
С появлением письменности краеведческие сведения на Руси в большинстве своем фиксировались в летописях. Одним из самых древних летописных сводов, который дошел до нас – «Повесть временных лет» (изложение событий ведется с 860 г.). Однако первоначальной редакции не сохранилось. Тем не менее изложенный материал «Повести…» дошел до нас в Лаврентьевской (1116 г.) и Ипатьевской (1118 г.) летописях.
В летописи можно найти много полезной информации. Здесь рассказывается о расселении славянских племен, указывается также, какие племена говорили на славянском языке, а какие – на других языках.
Летописец не обходит стороной вопрос, связанный с бытом и обычаями славян: «..живяхукождос своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.
Следует помнить, что в летописи не ко всем данным можно относиться с полной объективностью (в большей мере это применительно к оценке тех или иных племен, народов и событий в целом). Данный факт можно объяснить тем, что у летописцев присутствовали свои симпатии и антипатии, к тому же определяющее значение оказывали правящие князья.
Временный упадок летописания наблюдается в период татаро-монгольского ига, однако новый этап развития его приходится на XIV-XVII вв. Теперь в летописях особое место занимают местные события – рождение и смерть князей, военные походы, местные выборы и др.
С середины XVI в. любопытные краеведческие сведения содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государем в Сибирь и другие отдаленные уголки страны. В указанный период начинают появляться уже историки-краеведы, первым в Сибири можно считать С.У. Ремезова (1642-1720 гг.) – составителя карты Сибири («Чертежные книги Сибири»).
К началу XVII в. летописная форма изложения событий полностью исчезает в центральных регионах страны, однако на окраинах она еще продолжает существовать. В указанный период наибольший интерес вызывают сибирские летописи, которых исследователи насчитывают порядка сорока. Большинство из них относится ко времени походов Ермака (предположительно первая из них составлена в 20-е гг. XVII в. в Тобольске по воспоминаниям ветеранов похода).
В рассматриваемый период историко-краеведческие сведения содержатся в летописях, донесениях, челобитных и др. Можно отметить, что в это время мало кто занимался историко-краеведческой работой, и она находилась на стадии становления.
Осознанное краеведение возникает в XVIII в., когда были определены его задачи.
Из знаний особенностей отдельных регионов страны складывается ее благосостояние и успешное развитие. Теперь историческому краеведению придается государственное значение.
Первоначально краеведение было введено в первой половине XVIII в. В 1718 г. указом Петра I было велено докладывать о всех находках и награждать за поиск древностей в своем крае. Так же было приказано всем церковным и гражданским властям пересмотреть, переписать и доставить в Сенат и Синод документы прошлого времени.
Петр I публикует указ (13 февраля 1718 г . Данные меры привели к тому, что в XVIII в. историческое краеведение добивается значительных успехов (приобретает структуру, форму и т.д.). К тому же начинают организовываться первые академические экспедиции в различные регионы страны, которым предписывалось их детальное изучение и последующее описание. Значительное влияние на развитие исторического краеведения оказали, разосланные В.Н. Татищевым историко-географические анкеты с разнообразными запросами о настоящем и прошлом различных местностей. Впервые анкета была разослана в 1734 году (состояла из 92 вопросов), но вскоре она была доработана, расширена (198 вопросов), нацеленная уже в большей мере на историческое краеведение (название народов, их происхождение, семейные и правовые обычаи и ряд других).
Новая редакция анкеты была разослана в 1737 году, также были выработаны необходимые требования для опроса населения, чтобы максимально приблизиться к достоверности информации. Таким образом, Татищев В.Н. провел объемную научную работу и создал многотомную «Историю Российскую с древнейших времен». Необходимо отметить, что значительное количество исторических и этнографических сведений содержится в «Лексиконе Российском» (1744-1745 гг.) – его по праву можно считать первым энциклопедическим словарем России.
К концу XVIII в. в изучении краеведения сложилось два основных направления: государственное и общественное. На их развитие повлияли социальные изменения в обществе. 1 сентября 1777 г. указом Сената было поручено подготовить топографическое описание всех губерний, характеристики природных условий, населения, экономики и местной истории.
Впервые вопрос об использовании краеведческого материала в педагогическом процессе был поднят М.В. Ломоносовым. Именно он отстаивал идею о том, что данный материал наполнен глубоким смыслом и имеет педагогическую ценность и учащихся необходимо знакомить со своей малой Родиной. Данную идею в разное время отстаивали и развивали Н.И. Новиков, В.Ф. Зуев, Ф.И. Янкович. В конечном итоге все идеи, сформулированные педагогами той эпохи, нашли практическое применение в Уставе народных училищ (1786 года под редакцией Ф.И. Янковича).
Во второй половине XIX в. в становлении исторического краеведения важную роль сыграли Киевский, Харьковский, Казанский, Одесский университеты, на базе которых были открыты местные отделения научных обществ: Географическое (1845 г.) и Археологическое (1846 г.). В ходе работ обществ ученые собирали и издавали описи документов, касающихся истории губерний. Известные педагоги и общественные деятели России XVIII в. такие как В.Г. Белинский, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский утверждали, что изучение «отечествоведения», «родоведения» играли важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Следующим шагом на пути развития краеведения можно считать 1862 год, когда эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи Н.Х. Вессель высказал идею о введении в школьный курс предмета под названием «отчизноведение» (в курс предполагалось включить местную географию, естествознание и историю края). Данное предложение было поддержано педагогом и просветителем К.Д. Ушинским, которому принадлежит значительная заслуга в становлении и развитии школьного краеведения. Именно он стал первым, кто смог представить теоретическое обоснование необходимости использования краеведческого материала в школе.
К.Д. Ушинский выступал за введение в школу предмета «отечествоведение». Значимость курса в 1863 г. он обосновал следующим образом: «Легко себе представить, сколько ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» .
Таким образом, всю свою работу К.Д. Ушинскому удалось представить в книге «Родное слово» (1864 год), в которую он включил свои рекомендации по использованию краеведческого материала учителем.
В начале XX в. передовой общественности удалось добиться создания в столице и некоторых губерниях Обществ защиты и сохранения памятников искусства и старины. Правительство предпринимало попытку создания специального закона об охране памятников. Однако данная работа была свернута в результате начала Первой мировой войны.
Впервые термин «краеведение» в литературный обиход был введен русским педагогом В.Я. Улановым в книге «Опыт методики истории в начальной школы» (1914 г.). С этого момента краеведение оформляется в часть общепедагогического дела, его стремятся включать в учебные планы .
Теперь педагогическая общественность смогла увидеть в краеведении действенное средство на пути повышения общего уровня знаний учащихся по истории и их патриотического воспитания.
Характер краеведческой работы значительно изменился после Октябрьской революции 1917 г. Теперь краеведческие организации становились массовыми и в их работе участие могли принимать молодежь, крестьяне, рабочие. Бытует мнение о том, что большевики к культурному наследию относились небрежно и многое было разрушено. Однако следует отметить, что 16 (3) ноября 1917 г. нарком просвещения А.В. Луначарский обратился к народу с призывом охранять историческое наследство, которое досталось от старых хозяев.
В это время происходило ряд реформ, которые повлияли на развитие общества. В 1918 г. был подписан «Декрет о школе», который включал себя основные изменения в школьной реформе. в документе указывалось, что в школьной программе II степени необходимо продолжение изучения своего края: в 5-х классах – местного сельского хозяйства, в 6-х – связи города с деревней.
В 20-30-е гг. значительное внимание отводилось развитию школьного краеведения. Краеведение включается в школьные программы уже с 1920 – 1921 учебного года.
Инициатива развития краеведения исходила непосредственно от государства, так в декабре 1921 г. в Москве была проведена I Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. С докладом на ней выступил А.В. Луначарский, который отметил, что стране нужна «школа, примкнувшая к хозяйству данной области, а следовательно к ее географии, к ее историческим условиям, к ее этнографии». Также Н.К. Крупская при определении задачи обучения в советской школе отмечала: «Исходным пунктом… обучении должно быть изучение родного края» .
В январе 1922 г. было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК).
В современном понимании термин «краеведение» в отечественной истории начал формироваться к началу 20-х гг. ХХ в. Интерес к родному краю был обусловлен широким развитием инициативы и самостоятельности на местах, а также возникновением обществ изучения местного края. Именно в это «золотое десятилетие» краеведения были сформулированы основные положения о предмете, целях и методах, которые не потеряли своего значения и до настоящего времени.
В общем смысле под краеведением понимали процесс изучения того или иного региона (города, села, района, области и вообще территории, которая может объединяться понятием «край») местными силами .
В методической литературе рассматриваемого периода выделялось, как правило, два основных аспекта краеведения: историко-культурный и естественно-географический (в современной терминологии – это «историческое краеведение» и «географическое краеведение») .
В рассматриваемый период остро стоял вопрос об определении задач краеведения. В результате в 1920-е гг. ученые-краеведы создали методику краеведческой работы. Отстаивали историко-культурное краеведение: С.Ф. Ольденбург, Н.П.Анциферов, И.М. Гревс, А.М. Большаков и др. Впоследствии работы этих ученых стали классикой для краеведения.
В январе 1926 г. VI сессия Центрального бюро краеведения определила краеведение как «метод синтетического научного изучения какой-либо определенной, выделяемой по административно-политическому или хозяйственному признаку относительно небольшой территории» .
Однако споры по поводу определения термина «краеведения» разгорались с новой силой.
Спустя десять лет (1930 г.) краеведение было введено в программы ВУЗов.
В Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. говорилось о том, что необходимо в учебные планы по истории ввести элементы краеведения СССР.
Главным недостатком краеведения в рассматриваемый период было то, что ЦБК и его органы на местах преследовали цель – охватить сразу все сферы краеведения , но при этом не проводилось деление на историческое, географическое и т.д.
Необходимо отметить, что непоправимый ущерб развитию краеведения нанесли годы репрессий (1929-1939 гг.). В этот период были арестованы многие деятели краеведческих обществ. Таким образом, к 1940 г. можно констатировать практически полный развал и запущенность краеведческой работы, как в столице, так и на окраинах.
Новый этап в развитии школьного исторического краеведения начинается с создания Академии педагогических наук (1943 г.). Академия оказывала существенную помощь, так как в ее составе была организована специальная комиссия по школьному краеведению.
Значительный толчок к развитию исторического краеведения дала Победа в Великой Отечественной войне. В это время возрастание интереса к истории было обусловлено историко-краеведческой работой на местах.
Наиболее устойчивой культурной ценностью становится разумное отношение к коллективной памяти (организовывались школьные походы по местам трудовой и боевой славы, музеи).
Положительную роль в 50-60-е гг. в развитии школьного краеведения играл, регулярно выходящий сборник «Краеведение в школе». Инициатором создания и постоянным редактором являлся профессор О.Т. Дубрава.
Значительный рост роли краеведения в учебной и воспитательной работе был вызван, принятием «Закона о связи школы с практикой» (1958 г.).
Данная мера привела к тому, что в 1960 г. в школы вводятся новые учебные программы. По Закону все школы должны были строить свою учебную деятельность с применением краеведческого материала. Положительный сдвиг был сделан в сторону разнообразия форм краеведческой работы, которая становится теперь массовой.
В 1976 г. принимается общесоюзный «Закон об охране и использовании памятников истории и культуры». Теперь данное положение было закреплено на государственном уровне в Конституции как долг и обязанность граждан СССР.
Следующим этапом в развитии краеведения можно считать середину 80-х гг., который по большой мере был вызван демократизацией общественной жизни и значительным возрастанием роли провинции в общегосударственном развитии культуры. В это время увеличивается количество местных изданий краеведческой направленности, проводятся конференции по историческому краеведению как всероссийского, так и регионального масштаба. Образуется Союз краеведов России. С целью всестороннего изучения провинции, перестраиваются экспозиции музеев (ранее строились хаотично, умышленно изымались многие имена и явления в целом). Теперь в краеведческую работу на более высоком научном уровне начинают привлекаться и учителя, и учащиеся.
В настоящее время краеведение – это и наука, и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», определенной местности во всем многообразии тематики.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аптикиев А. Х., Кулиш Р. Н. Роль и методика краеведческой работы в системе обучения и воспитания // Человек и город в историко-культурном пространстве: Краеведческие чтения, посвященные 90-летию со дня рождения почетного гражданина города Оренбурга Виктора Васильевича Дорофеева. – Оренбург: ОГПУ, 2017. – С. 13 – 23.
2. Большая детская энциклопедия. Культура и традиции России: пособие для школьников. – М.: ИДДК, 2012.
3. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
4. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 21 – 40.
5. Историко-культурный стандарт // Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. – URL: https://минобрнауки.рф/documents/3483/file/2325/13.07.01-Проект_Историко-культурного_стандарта.pdf
6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд.,доп. М.: Наука, 2003. 486 с.; Источниковедение истории СССР / Под ред. И. Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1973.
7. Козлов В.Ф. Методика организации краеведческой работы школьников [Электронный ресурс] // Человек в истории. Россия – XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. URL: http://urokiistorii.ru/article/649
8. Коршунков, В.А. Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды: учебник / В.А. Коршунков. – М.: Форум, 2015
9. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006
10. Лукиева Е. Б. Историческое краеведение: Учебное пособие / Томский политехн. ун-т. – Томск, 2003. – 156 с.
11. Лукиева Е. Б. Историческое краеведение: Учебное пособие / Томский политехн. ун-т. – Томск, 2003.
12. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин // Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов - M.: Просвещение, 1987.
13. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Н.С. Борисов [и др.]; под ред. Н.С. Борисова. – М.: Просвещение, 1982.
14. Никонова М.А. Землеведение и краеведение: учебное пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования» / М.А. Никонова, П.А. Данилов. – М.: Академия, 2002. – 240 с.
15. Никонова М.А. Краеведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «География» / М.А. Никонова. – М.: Академия, 2009.
16. Никонова, М.А. Краеведение: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / М.А. Никонова. М.: Академия, 2009. – 192 с.
17. О нормативных правовых актах в Российской Федерации: Законопроект Федерального закона [Электронный ресурс] Режим доступа: URL://https://www.eg-online.ru/document/law/269126
18. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. – URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html
19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131
20. Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. 1-11 классы / под общ. ред. Н. А. Ждан. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск: БОУДПО ИРООО, 2013. – 84 с.
21. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М.: Наука, 1975. С. 77–78
22. Родин, А.Ф. Экскурсионная работа по истории / А.Ф. Родин. – М.: Просвещение, 1965. – 127 с.
23. Салтымакова С.В. Методика преподавания истории в условиях ФГОС / С.В. Салтымакова // Первое сентября: педагогическая мастерская. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664357/
24. Салтымакова С.В. Методика преподавания истории в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / С.В. Салтымакова // Первое сентября: педагогическая мастерская. – URL:http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664357/
25. Седельникова Н. А. Значение и основные задачи исторического краеведения в современном школьном историческом образовании // Сельские территории: проблемы и перспективы устойчивого развития: Материалы Международной научно-практической конференции (Тара, 22 ноября 2017 г.). – Омск: ОмГАУ, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32249139
26. Седельникова, Н.А. Современное состояние и проблемы изучения истории областного краеведения // Омский научный вестник. 2009.
27. Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10. – С. 19 – 28.
28. Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика / А.Д. Сергеев; под ред. Т.К. Щегловой. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 196 с.
29. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917–1945 / А.К. Соколов. – М.: Высшая школа, 2009.
30. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917–1945 / А.К. Соколов. – М.: Высшая школа, 2009. – С. 240–254.
31. Солонович М. А. Педагогическое краеведение и развитие самостоятельности учащихся (исторический аспект) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – №3. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11806354
32. Стражев А.И. Методика преподавания истории / А.И. Стражев. – М., 1964. – 274 с.
33. Трунина А.В. Преподавание краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников [Электронныйресурс] / А.В. Трунина // ИнфоУрок: образовательный портал. – URL:https://infourok.ru/kraevedenie-na-urokah-istorii-iz-opita-raboti-372197.html
34. Уланов В.Я. Опыт методики истории в начальной школе / В.Я. Уланов; Книгоиздательство товарищества Ивана Дмитриевича Сытина Отд. средней школы; Под ред. А.А. Волкова, Д.Н. Егорова, Е.Н. Ефимова [и др.]. - Москва, 1914.
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988.
36. Федорова, С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник / С.Н. Федорова. – М.: Форум, 2011
37. Хостинг Д. История Советского Союза / Д. Хостинг. – М., 2008.
38. Человек в истории. Россия – XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. – М.: Министерство образования Российской Федерации, общество «Мемориал», 2003.
39. Шерман И.Л. Русские исторические источники Х–XVIII вв. Харьков: Издание Харьковского государственного университета, 1959
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней