Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена интенсивными преобразованиями в политике, экономике, социальной сфере, что накладывает серьезный отпечаток на содержание профессионального образования как динамично развивающейся системы. Соответственно, к выпускникам, окончившим институты и университеты, предъявляют все более высокие требования, отраженные в государственных образовательных стандартах. Построенные на компетентностной основе, такие документы в своем содержательном аспекте дают возможность сформировать у студентов способность осуществлять профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях. Последнее приобретает особую значимость для будущих педагогов, ибо работа в системе «человек – человек» не может укладываться в рамки общих схем: дети и подростки во многом остаются спонтанными и непредсказуемыми. Следовательно, для обеспечения эффективности образовательного процесса педагог должен уметь оперативно реагировать на нетипичное положение дел, устранять отвлекающие либо негативные факторы. Однако, как показывают публикации в психолого-педагогических изданиях, а также диссертационные и монографические работы исследователей, молодые педагоги часто испытывают серьезные затруднения в своей профессиональной деятельности. Не справившись с проблемами, они уходят в другие сферы, на что указывает постоянная потребность системы образования в кадрах. Таким образом, актуальность настоящего исследования может быть аргументирована совокупностью противоречий:
между потребностью российской экономики, частью которой является система образования, в воспроизводстве специалистов для конкретной отрасли, и отсутствием привлекательных условий труда;
между требованиями к подготовке будущих специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях, умеющих гибко реагировать на нештатные вопросы, и недостаточным уровнем сформированности социально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов;
между высокой объективной потребностью совершенствования организационно-педагогических условий, необходимых для формирования социально-педагогической компетентности будущих педагогов, и слабой разработанностью вопроса в теории и практике;
между потребностью образовательных организаций в педагогах и недостаточно тесными связями с высшей школой, в сотрудничестве с которой обеспечивается сопровождение молодых специалистов.
Разрешению вышеперечисленных противоречий посвящена тема настоящего исследования: «Организационно-педагогические условия формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога».
Степень изученности вопроса. Теории и практике педагогического образования посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Г Вериловского, Г.Н. Волкова, Ю.Н. Кулюткина, Е.А. Левановой, М.М. Левиной, Б.Т. Лихачева, А.И. Пискунова, Л.С. Подымова, Н.Б. Ромаевой, В.А. Сластёнина, Г.С. Сухобской, Л.Н. Харченко, E.H. Шиянова и др. В работах этих и других исследователей перечислены условия и факторы, оказывающие позитивное влияние на динамику профессионального становления и развития специалистов, профессиональную мотивацию личности; описаны педагогические технологии формирования профессионализма учителя в системе непрерывного образования. Значительный объем монографий и диссертаций касается вопросов сопровождения педагогического труда (Е.И. Казакова и др.); управления процессами развития в образовательном учреждении (В.С. Лазарев, А.П. Тряпицына и др.); развития педагогического творчества, проектирования педагогических систем, управления профессионально-личностным развитием педагогов (Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.); повышения квалификации педагогов, их подготовки к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е.Р. Блинова, В.И. Зверева, С. В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.Н. Певзнер и др.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Андреева Е.А. Особенности развития профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей начальных классов на этапе учебно-профессиональной подготовки: дисс. … канд. пед. наук; 19.00.07 / Андреева Екатерина Александровна; Моск. гор. пед. ун-т. – М.,2012. – 168 с.
2) Ахлебинина Т.В. Становление организационно-педагогических условий обеспечения результативности образовательного процесса в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ахлебинина Татьяна Васильевна; Моск. пед. гос. ун-т, 2002 – 18 с.
3) Бердникова З.А. Компетентностный подход в образовании: понятие и содержание / З.А. Бердникова, Е.Е. Колодий // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 19 (273). – С. 12-16.
4) Бессараб Т.В. Сформированность компетенций как образовательный результат качественной подготовки специалистов / Т.В. Бессараб // Инновации в образовании: формирование общих компетенций профессионала в условиях реализации ФГОС нового поколения: сб. матер. – Сызрань, 2013. – С. 10-13.
5) Бумаженко Н.И. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования / Н.И. Бумаженко, О.В. Данич, С.А. Карташев // Вестник академии знаний. – 2013. – №2. – С. 104-110.
6) Бурдина Н.Г. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Бурдина Нина Георгиевна; Моск. гос. откр. пед. ун-т, 1997. – 20 с.
7) Буртонова И.Б. Формирование социально-педагогической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки: на примере учебной дисциплины «Социальная педагогика»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Буртонова Ирина Бабасановна; Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2007. – 23 с.
8) Винник В.К. Формирование общих компетенций обучающихся системы профессионального образования средствами информационно проектной технологии: дисс. … канд. пед. наук 13.00.08 / Винник Валерия Константиновна; Нижегор. гос. ун-т. – Н. Новгород, 2019. – 160 с.
9) Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. – №2. – С. 143-152.
10) Галкина О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Галкина Ольга Владимировна; Поволж. гос. соц.-гуманитар. Акад. – Самара, 2009. – 23 с.
11) Галоян C.B. Организационно-педагогические условия развития инновационной школы с этнокультурным компонентом: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Галоян Седа Вагановна; Тобольск. госуд. пед. ун-т. – М., 2000. – 17 с.
12) Градусова Т.К. Организационно-педагогические условия становления творческого учителя в классическом университете: автореф. … канд. пед. наук:13.00.01 / Градусова Тамара Константионовна; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово, 2000. – 20 с.
13) Гребенникова В.М. Компетентностный подход в образовании / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 6(22). – С. 75-78.
14) Гриднев В.П. Организационно педагогические основы управления процессом развития образования в негосударственных вузах: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гриднев Виктор Павлович; Моск. пед. гос. ун-т. – Ставрополь, 2001. – 32 с.
15) Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Давлятшина Ольга Вячеславовна; Ярослав. гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2017. – 24 с.
16) Дергунова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога / Т.А. Дергунова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2009. – №3. – С. 35-39.
17) Жилин Г.П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в политехническом колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Жилин Григорий Петрович; Елец. гос. ун-т им. – Елец, 2001. – 22 с.
18) Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 194 с.
19) Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. – №6. – С. 34-51.
20) Зубцова Л.К. Организационно-педагогические условия адаптации молодого учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Зубцова Людмила Кирамовна; Казан, гос. пед. ун-т. – Казань: 1995. – 194 с.
21) Зырянова Н.И. Проектирование образовательной среды по подготовке педагогов профессионального образования: монография / Н.И. Зырянова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 126 с.
22) Зязин И.Ю. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Зязин Игорь Юрьевич; Рязан. гос. пед. ун-т. – Рязань, 2005. – 23 с.
23) Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. – Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. – 383 с.
24) Ильевич Т.П. Игровые технологии обучения как средство формирования социально-педагогической компетентности будущего педагога / Т.П. Ильевич // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: матер. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 2018. – с. 130-131.
25) Калашникова Т.В. Индивидуальная траектория карьерного развития будущего специалиста педагогического профиля (методология, теория и практика): монография / Т.В. Калашникова. – М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2010. – 142 с.
26) Карпинская Т.В. Педагогическое проектирование в структуре подготовки педагога: монография / Т.В. Карпинская. – Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2015. – 210 с.
27) Каряев В.А. Организационно-педагогические условия формирования личностно-профессиональной компетентности учителя технологии в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Каряев Владимир Александрович; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов, 2004. – 262 c.
28) Козина О.В. Проблемы развития социально-педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования в регионе / О.В. Козина // Инженерные технологии и системы. – 2011. №3. – С. 153-156.
29) Колесник Н.Ю. Организационно-педагогические условия эффективности самообразовательной деятельности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Надежда Юрьевна; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2002. – 17 с.
30) Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск: Омскбланкиздат, 2012. – 210 с.
31) Корнилова E.H. Организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Корнилова Елена Николаевна; Тул. гос. пед. ун-т им. – Калуга, 1998. – 22 с.
32) Крюкова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в процессе педагогической практики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Крюкова Татьяна Андриановна; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2004. – 23 с.
33) Куликов Д.Л. Организационно-педагогические условия развития профессионализма специалистов физической культуры и спорта: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Куликов Даниил Леонидович; ЧеИФ. – Челябинск, 1999. – 17с.
34) Кукулин С.С. Социально-педагогическая компетентность педагога в работе с подростками – субъектами неформальных молодежных объединений в структуре профессиональных компетенций / С.С. Кукулин, В.В. Макаров, Д.Д. Поляков // В мире научных открытий. – 2015. – № 1(61). – С. 582-597.
35) Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 3-18.
36) Лопатина С.С. Организационно-педагогические условия развития компетенций межличностного и делового общения в процессе подготовки студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Лопатина Светлана Сергеевна; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово, 2016. – 20 с.
37) Макаренко Т.А. Формирование индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов: теория и практика: монография / Т.А. Макаренко, С.В. Панина, А.В. Мордовская. – М: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2008. – 148 с.
38) Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании / И.П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы международной заочной научной конференции. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 215-218.
39) Мезенцева О.И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография / О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова. – Новосибирск, 2013. – 158 с.
40) Милейка Л.Я. Организационно-педагогические условия реализации принципа непрерывного образования в системе повышения квалификации учителей: дис… канд. пед. наук 13.00.01 / Милейка Леокадия Язеповна; НИИ ООВ АПН СССР. – Л., 1988. – 209 с.
41) Нечаева Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Нечаева Татьяна Александровна; СПб гос. ун-т. – СПб., 1992. – 16 с.
42) Образцов П.И. Компетентностный подход к формированию модели выпускника вуза бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / П.И. Образцов // Известия Тульского государственного университета. – 2013. – №3. – С. 225-235.
43) Петров Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием: монография / Ю.Н. Петров, СМ. Маркова. – Н. Новгород, ВГИПИ, 1999. – 162 с.
44) Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08; / Полуйкова Светлана Юрьевна; Ом. гос. пед. ун-т. – Омск, 2000. – 22с.
45) Ромаева Н.Б. Организационно-педагогические условия формирования у будущих педагогов компетенции взаимодействия с родителями и социальными партнерами / Н.Б. Ромаева, Н.В. Гаранжа // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – № 3 (60). – С. 205-209.
46) Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. – Воскресенск, 2012. – 218 с.
47) Сазонова O.K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сазонова Ольга Константиновна; Горно-Алт. гос. ун-т. – Новосибирск, 2000. – 16 с.
48) Сердюкова Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сердюкова Надежда Степановна; Белгор. гос. ун-т. – Белгород, 2000. – 21 с.
49) Сильченко Т.В. Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Сильченко Тамара Васильевна; Рос. междунар. акад. Туризма. – СПб, 2003. – 26 с.
50) Соложнин A.B. Организационно-педагогические условия развития профессионализма педагогических работников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Соложнин Анатолий Валентинович; Урал, гос. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 19 с.
51) Сосновская Т.С. Организационно-педагогические условия совершенствования повышения квалификации классных руководителей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сосновская Тамара Семеновна; НИИ ООВ АПН СССР. – Л., 1987. – 173 с.
52) Суриков Ю.Н. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Суриков Юрий Николаевич; Арх. гос. техн. ун-т. – Архангельск, 2002. – 205 с.
53) Ткач Д.С. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога-психолога в комплексе «сельский педагогический лицей – педагогический вуз: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ткач Дарья Сергеевна; Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 2007. – 22 с.
54) Третьякова Т.Н. Организационно-педагогические условия инновационной деятельности факультета: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Третьякова Татьяна Николаевна; Урал. гос. акад. физ. культуры. – Магнитогорск, 1996. – 26 с.
55) Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: монография / С.Л. Троянская. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
56) Тубеева Ф.К. Становления компетентностного подхода в сфере образования / Ф.К. Тубеева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 41-47
57) Федоров В.А. Организационно-педагогические условия обеспечения непрерывности профессионально-педагогического образования / В.А. Федоров // Образование и наука. – 2000. – № 3(5). – С. 29-40.
58) Федулова М.А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: монография / М.А. Федулова. – Екатеринбург, 2014. – 201 с.
59) Фролова Е.Н. Компетентностный подход как основа становления субъектной познавательной позиции студентов педагогического вуза в процессе изучения педагогических дисциплин / Е.Н. Фролова // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: сб. науч. трудов. – М.: Директ-Медиа, 2017. – С. 152-168.
60) Чегодаев Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Чегодаев Николай Максимович; НИИ НОВ АПН СССР. – СПб, 1991. – 324 с.
61) Шестаков Ю.Н. Организационно-педагогические условия аттестации учителей как фактор личностно-профессионального роста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шестаков Юрий Николаевич; Мн.: Акад. последиплом. Образования. – Минск, 2002. – 21 с.
62) Шкунова В.К. Организационно-педагогические особенности управления повышением квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шкунова Валентина Константиновна; Волж. гос. инженер.-пед. ин-т. – Н. Новгород, 1998. – 151 с.
63) Шубякина Н.Н. Развитие социально-педагогической компетентности будущего педагога по физической культуре: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шубякина Надежда Николаевна; Тульск. гос. ун-т. – Тула, 2004. – 244 c.
64) Щербакова О.Ю. Социально-педагогическая компетенция педагога / О.Ю. Щербакова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. –№1. – С. 237-245.
65) Юсупова Г.Р. Компетентностный подход в обучении / Г.Р. Юсупова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2013. – № 213. – с. 181-185.
66) Alkhathlan A.A. and Al-Daraiseh A.A. An Analytical Study of the Use of Social Networks for Collaborative Learning in Higher Education / A.A. Alkhathlan, A.A. Al-Daraiseh // International Journal of Modern Education and Computer Science (IJMECS). – 2017. № 9(2). P. 1-13.
67) Badarch D. Topical Questions of International Harmonization of Educational Systems: monograph. / D. Badarch. – UNESCO, TEIS, 2007. – 190 p.
68) Kuramaeva T. Essence and contents professional competence of the teacher / T. Kuramaeva, А. Bokobaeva // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basiсs and innovative approach: Research articles. – San Francisco, California, 2016. – P. 32-36.
69) Fullerton JF. Competence and competency: Core concepts for international midwifery practice / JF Fullerton, A. Gherissi, PG Johnson, JB Thompson // International Journal of Childbirth. – 2011. №1(1). – PP. 4
70) Sullivan N.O. Teaching and learning in competency-based education / N.O. Sullivan // The Fifth International Conference on e-Learning (eLearning-2014). – Belgrade, Serbia, 2014. – P. 71-77.