Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст – это наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в это время ребенка целенаправленно обучают воспитанию и основным видам деятельности, которые формируют все психические свойства и качества детей. Именно в период обучения начальных классов в ребенке закладывается все то, что будет развиваться и укрепляться в будущем.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
Формирование речи является элементарной формой знания. С помощью речи формируется мышление ребенка и определяется его структура сознания. Сама формулировка мысли приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируя, мысль формируется.
Процесс письма сложнее чем процесс речи.
Письмо – это форма речи, элементы которой фиксируются на бумаге при помощи графических символов.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Освоение графических навыков, способствует написанию письменных звуков и их соединений.
Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Отклонения данного процесса провоцируют появление трудностей письма, например неразборчивый почерк или медленный темп.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т. п.).
Цель написания данной работы заключается в изучении детской речи с элементами языкознания, а также в исследовании процесса обучения детей письму дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить тип детской речи с элементами языкознания в дошкольном и младшем школьном возрасте;
2. Изучить процесс обучения детей письму дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
1. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ.
Изучением детской речи с элементами языкознания занимается – онтолингвистика. Все процессы, во время обучения ребенком речи относятся к отолингвистике.
Данный термин появился недавного, всего лишь в 1997 г., и на сегодняшний день он по-прежнему актуален.
Первые работы по изучению детской речи были осуществлены в 1920-1950-х годах в России.
Данным изучением занимались ведущие лингвисты такие как Иван Александрович Бодуээн де Куртенэ и Лев Владимирович Щерба, однако это все были теоретические исследования, к практике уже приступили Гвоздев и Чуковский.
Очень хорошей книгой в качестве примера изучения детской речи, можно представить произведение Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти», данная книга не просто собрание веселых анекдотов и нелепых детских фраз, а очень серьезное исследование лингвистических наблюдений среди детей.
Еще одним из значимых лингвистов в исследовании детской речи с элементами языкознания принято считать Александра Николаевич Гвоздева. Данный исследователь занимался художественной речью, народными говорами и орфографией.
А.Н. Гвоздев впервые за историю лингвистики записал колоссальное количество дневников формирования детской речи, на примере собственного сына.
Ученый день за днем записывал развитие речи ребенка, как меняется его произношение и как осознано ребенок относится к своему языку.
На тот момент, работа Гвоздева оказалась не нужной, поэтому про исследования о детской речи надолго забыли.
За рубежом в 1960-е годы состоялась лингвистическая конференция в США, в Гарварде, на это конференции, Дэн Слобин, продемонстрировал свою работу «Советские исследования детской речи», данная работа опиралась на труды советского ученого А.Н. Гвоздева.
Американский исследователь зачитал все дневники советского исследователя в оригинале и привел примеры из речи ребенка Гвоздева, так как детское произношение для каждого человека уникально и даже непереводимо на другие языки.
Данное событие является значимым, так как это первый доклад в мире об исследовании детской речи с элементами языкознания.
На западе возрос интерес к изучению данной стороны лингвистики. На некоторое время онтогенез был включен в состав психолингвистики, а позже уже обособился в самостоятельную науку. Онтогенез по-прежнему преподают в большей части западных вузов, постоянно организовываются слушанья и конференции, публикуются десятки учебников, разрабатываются специальные онтолингвистические программы. Но в каждом примере и в каждом докладе начинают свое слово с исследований А.Н. Гвоздева и его сына, с которого началось данное исследование.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) Божович Л.И. М.: Просвещение , 1968.
2.Учителю о детях с отклонениями в развитии Власова Т.А. Певзнер М.С. М.: Просвещение , 1967. – 208 с.
3. Мир детства: Младший школьник М.: Педагогика 1981. — 400 с. — Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов
4. Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) М.: Педагогика , 1986.—208 с. Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.
5. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование М.: Педагогика , 1990.—160 с.: ил. / Под ред. В. В. Давыдова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР
6. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста М.: Педагогика , 1988 Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер
7. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Тихомирова А.В. Академия развития , 1997. – 240 с.
8. Трудные дети Славина Л.С. М.: Институт Практической Психологии , 1998. Под редакцией / В. Э. Чудновского.
9. Возрастная психология. Учебное пособие Обухова Л.Ф.М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с.
10. Психологическое обследование младших школьников Венгер А.Л. Цукерман Г.А. М.: Владос , 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога)
11. Работа с детьми: школа доверия Сальникова Н.Е. Спб.: Питер , издание 1-е, 2003. - 288 с.
12. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
13. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.
14. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.
15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
16. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.
17. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.
18. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М., 1996.
19. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М., 1993.
20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1979.
21. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М., 1993
22. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.
23. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.
24. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001
25. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999