Фрагмент для ознакомления
2
Целью работы является характеристика гуманитарного подхода к экспертизе основной образовательной программы дошкольного образования. Раскрыт ряд положений, которые позволяют определить пути совершенствования ООП дошкольного образования как ведущего инструмента реализации ФГОС. В современных условиях дошкольные образовательные организации самостоятельно проектируют образовательную программу дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП) выступает как ведущее условие, обеспечивающее качество дошкольного образования.
Смысл проектирования ООП дошкольного образования заключается в определении образовательной организацией собственного пути реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, приоритетов осуществления образовательной деятельности. Процессы проектирования и экспертизы ООП являются относительно новыми для российской практики дошкольного образования.
Как показывает анализ спроектированных дошкольными образовательными организациями программ, их можно считать в достаточной степени соответствующими параметрам качества с позиции нормативной экспертизы. При этом для существующих ООП дошкольного образования характерна общие черты это их унифицированность и универсальность. Возможно, гуманитарная экспертиза образовательных программ может наметить пути к их вариативности. Поэтому целью исследования выступает поиск параметров качества образовательных программ с позиции гуманитарной экспертизы. В рамках гуманитарной экспертизы представляется возможным найти смыслы проектирования образовательной программы, так как сам процесс экспертизы воспроизводит путь проектирования программы и позволяет определить путь совершенствования программы, ее дальнейшего развития. С той целью используется герменевтический метод, позволяющий осуществлять «понимающую экспертизу».
Гуманитарная экспертиза образовательной программы начинается с ответа на вопрос: ради чего создается образовательная программа? Безусловно, каждая образовательная программа направлена на реализацию целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации. В тоже время понимание целевых ориентиров стандарта созвучно лучшим международным практикам. Например, Скандинавской модели дошкольного образования, где целевые ориентиры выступают как параметры, к которым скорее следует стремиться, чем достигать их в полной мере.
Соответственно, на основе целевых ориентиров стандарта в ООП дошкольного образования могут быть определены ожидаемые результаты образовательной деятельности образовательные результаты. Проектирование образовательных результатов направлено на оценку качества образовательной деятельности, построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями воспитанников образовательной организации. В соответствии с ФГОС дошкольного образования они могут быть основанием для оценки индивидуального развития ребенка в рамках педагогической диагностики.
В традиционных образовательных программах образовательные результаты представляют собой перечень знаний, умений и навыков ребенка. Что могут представлять образовательные результаты в современной образовательной ситуации? Ведущая позиция, задаваемая ФГОС дошкольного образования это позиция психолого-педагогической поддержки ребенка. Поддержка призвана обеспечить индивидуальную успешность ребенка в деятельности и общении. Следовательно, в ООП дошкольного образования, ориентированной на параметры качества, образовательные результаты определяются с позиции образовательных достижений ребенка и его индивидуальной успешности. Образовательные достижения отражают путь социализации и индивидуализации ребенка, что определяет требование к их вариативности. С позиции ФГОС дошкольного образования через образовательные достижения ребенок проявляет себя как субъект образовательных отношений.
Как субъект образовательных отношений ребенок решает доступные ему задачи деятельности и общения. Субъектно-деятельностный подход в рамках научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., №996-р).
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г., №2/15).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155.
4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082, г. Москва.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.