Фрагмент для ознакомления
2
Биография Л. С. Выготского не слишком богата внешними событиями, хотя его жизнь была наполнена до краев изнутри: тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный терапевт, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик, но, прежде всего, Выготский был глубоким и мужественным мыслителем.
Возраст, по мнению Л. С. Выготского, представляет собой качественно особый этап психологического развития, который характеризуется совокупностью изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данном этапе развития.
Л. С. Выготский рассматривал возраст как эпоху, стадию, относительно замкнутого периода развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития, а общие закономерности развития отмечены своеобразным проявлением.
При переходе от одной возрастной стадии к другой возникают новообразования, которых не было в предыдущие периоды, и весь ход развития перестраивается.
Характеристики возраста определяются сочетанием многих условий. Система требований к ребенку на данном этапе его жизни, сущность взаимоотношений с окружающими, вид деятельности, которым он овладевает, методы овладения.
Л. С. Выготский также вводит понятие возрастного кризиса как интегральных изменений в личности ребенка, происходящих при смене стабильных периодов, как переломных точек на кривой развития ребенка, отделяющих один возрастной период от другого.
Кризисы обусловлены возникновением крупных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития (это та система отношений, в которой находится ребенок и его ориентация в них) и возникновению другой.
Поведенческие показатели возрастных кризисов - упрямство, негативизм, конфликтность и др. - Л. С. Выготский считал необходимым и отражающим единством отрицательной и положительной сторон кризиса.
Его концепция отличалась от всех современных теорий во всех своих исходных пунктах. Как уже упоминалось ранее, все теории описывали ход развития ребенка как процесс перехода от социального к индивидуальному, в процессе социализации личности.
Западные психологи считали наследственность и среду главными условиями развития, а источник развития видели в самой природе индивида, рассматривая развитие как результат приспособления к окружающей среде.
Л. С. Выготский считает, что источником развития высших психических функций является окружающая среда. Высшие психические функции возникают сначала как форма коллективного поведения ребенка, как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая), и только потом становятся индивидуальными (интрапсихическими) функциями самого ребенка.
Отношение к окружающей среде меняется с возрастом. Меняется и роль окружающей среды в развитии, влияние которой опосредуется переживаниями ребенка.
Л. С. Выготский сформулировал закономерности психического развития ребенка: [3]
- развитие ребенка происходит неравномерно;
- развитие психики - это цепочка качественных изменений, процесс, в котором осложнения и количественные изменения психических функций переходят в качественные, существенные и приводят к резким качественным новообразованиям.
Восприятие, память и мышление ребенка отличаются от взрослого не тем, что они менее развиты, а просто качественно отличаются от взрослого;
- неравномерность развития ребенка: каждая сторона детской психики имеет свой оптимальный период развития;
- закон развития высших психических функций, возникают сначала как внешние, интерпсихические, а затем переходят во внутренние, интрапсихические. Высшие психические функции характеризуются опосредованностью, осознанностью, произвольностью, последовательностью, формируются в течение жизни в результате овладения орудиями труда и средствами труда и развиваются в связи с обучением.
Л. С. Выготский считает обучение движущей силой психического развития.
Концепция Л. С. Выготского не была подтверждена экспериментальными фактами, а потому долгое время, как отмечают современные психологи, считалась лишь блестящей догадкой. Кроме того, они считают, что в схеме сознания Л. С. Выготского доминируют характеристики интеллекта, поскольку он рассматривает только
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выгодская Г. Л. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету / Т. М. Лифанова, Г. Л. Выготская. – М.: Смысл, 2009. – 424 с.
2. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского – вклад в мировую психологию ХХ столетия / А.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2016. - №4. – С.12-16.
3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Гардарики, 2012. – 640 с.
4. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. M. Полищук. – М.: Высь, 2017. – 330 с.
5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 381 с.
6. Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц. – СПб.: Питер, 2015. – 275 с.