Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны.
Время правления Александра I отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.
Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.
Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпус.
Целью работы является изучение модели государственной культурной политики периода правления Александра I.
1 Развитие архитектуры как составляющей государственной культурной политики периода правления Александра I
Начало 19 века - время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I -- политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи, определившими во многом будущее развитие России, стали Отечественная война 1812 года и возникновение тайных обществ будущих декабристов.
В первой трети 19 века были основаны Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Этот период -- время становления отечественной истории как науки. Н. М. Карамзин по поручению Александра принялся за создание многотомной «Истории государства Российского» (за 15 лет работы он успел выпустить 12 томов, 1829, доведя событийную канву до смутного времени).
Казанский собор после Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1818 в. Был сооружен первый в Москве памятник – К. Минину и Д. Пожарскому, - установленный на Красной площади.
Главным направлением в архитектуре и градостроительстве было создание грандиозных ансамблей и их упорядочение. В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завершением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.
В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мировой архитектуры.
Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др.
Для первой трети 19 века в искусстве ведущим стилем являлся классицизм. Особенно ярко проявился он в изобразительном искусстве и архитектуре. К выдающимся образцам русского классицизма в архитектуре можно отнести: здание Адмиралтейства (1806-1823, по проекту А. Д. Захарова), Казанский собор (1801-1811, архитектор А. Н. Воронихин), Исаакиевский собор (1818-1858) и Александровская колонна на Дворцовой площади (1829-1834) архитектора О. Монферрана, здания Сената и Синода, Александринской театра, Михайловского дворца, арка Главного штаба на Дворцовой площади архитектора К. И. Росси.
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге -- выдающийся памятник русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. Перестраивалось архитекторами И. К. Коробовым (1727-1738) и А. Д. Захаровым (с 1806, закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции города. В здании с 19 в. размещались центральные учреждения Морского министерства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Есиков С.А., Слезин А.А., Двухжилова И.В. История России: век XIX: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 192 с.
2) История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — Ч. 1. — 256 с.
3) История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. — 528с.
4) История России учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, – Хабаровск Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. –167 с.
5) Лизогуб Г. В. Отечественная история: Учеб. пособие/ Г.В. Лизогуб. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2014. – 132 с.
6) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева В.А., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2018. — 520 с.
7) Хандорин В.Г. Отечественная история: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.