Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На уровне региона или субъекта Российской Федерации основным финансовым фондом является региональный бюджет, который оказывает серьезное влияние социально-экономическое развитие. При этом формирование бюджета региона иногда имеет не меньшее значение, чем его использование для финансирования социально-экономических мероприятий.
Бюджет региона важен потому, что он аккумулирует значительные денежные потоки, поступающие от хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в виде налогов и сборов, а также различных неналоговых поступлений. Величина регионального бюджета, структура его наполнения, источники формирования, субъекты, которые участвуют в этом процессе — все это вместе определяет региональный бюджет, делает его значимым финансовым инструментом в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации.
Актуальность проблемы формирования бюджета обусловлена его значимостью для обеспечения выполнения органами власти и управления возложенных на них функций. Действительно, финансирование установленных полномочий возможно только при наличии финансовых ресурсов. Соответственно, адекватная, достоверная, своевременная оценка объемов доходов создает основу для правильного планирования расходных потребностей, финансирование которых в конечном итоге является главным внешним признаком эффективной деятельности органов власти и управления.
Благодаря развитию рыночных отношений возросла роль региональных органов власти в сфере управления экономикой соответствующей территории. В связи с этим усиливается значение регионального бюджета, как одного из основных финансовых методов воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
1.Современное состояние бюджетного процесса в субъектах Федерации и
Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются одним из важнейших элементов государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается. [1, с. 12]
Региональный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного территориального образования, один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через него общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из бюджета финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь областной социальной сферы, здравоохранения, образования, промышленности, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Знание экономической сущности бюджета и его функций позволяет оптимально сформировать доходную и расходную часть регионального бюджета и эффективно воздействовать на экономику субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время бюджеты многих субъектов Российской Федерации планируются с дефицитом. Это объясняется не столько состоянием экономики региона, сколько несовершенством законодательной базы. Практика показывает, что доходная база региональных бюджетов подорвана. [3, с. 17]
Отличием региональных бюджетов является то, что бюджеты являются относительно самостоятельными в области формирования и распределения финансовых ресурсов, аккумулированных в виде бюджета, но с другой стороны большинство субфедеральных бюджетов являются зависимыми от финансовой поддержки вышестоящего бюджета и в свою очередь оказывают аналогичное содействие местным бюджетам.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Российская практика показывает, что доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, как правило, достаточно высока. Именно налоговые поступления являются главной статьей бюджетных доходов государства и оказывают прямое влияние на социально-экономическое развитие. Средства, взимаемые в виде налогов, составляют главную экономическую силу государства. Поэтому увеличение налоговых доходов, поиск факторов, оказывающих влияние на них, является весьма актуальной проблемой, решение которой имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы. [4, с. 180].
«Майские указы» В.В. Путина (серия указов социального характера, подписанных им в день вступления в должность Президента РФ 7 мая 2012 года) к началу 2014 года окончательно укрепились в статусе основной парадигмы государственной политики. В результате, бюджетный процесс в стране, в том числе процессы принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ рассматриваются через призму «майских указов»
В ходе конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий» В.В. Путин прямо сформулировал, что «майские указы могут и должны быть выполнены российскими властями». В том числе Президент РФ
Показать больше