Фрагмент для ознакомления
2
Рисунок 1 – Методы проблемного обучения
Педагогам рекомендуется использовать следующие формы обучения:
– лекция (вводная, тематическая, обобщающая);
– семинар (закрепляющий, направленный на самостоятельное усвоение новой темы);
– модульная форма;
– проблемная форма;
– дискуссия (научная дискуссия, свободное мышление);
– деловые обучающие игры (сюжетно-ролевые, творческие, предприниматели, конференции, игры-упражнения);
– проверочные формы (дидактические карточки, тестовые задания, бланки контроля между собой, проводимые посредством контрольной программы информационно-коммуникационных технологий) .
Их своеобразной особенностью является то, что они основываются на создании проблемных ситуаций в процессе урока.
Основные факторы эффективности проблемного обучения:
– проблематичность учебного материала;
– совмещение учебного процесса с игровой и трудовой деятельностью;
– активизация познавательной деятельности обучающихся;
– создание цепи проблемных вопросов и изложение их в логической последовательности;
– овладение педагогом навыков использования способов проблемного обучения .
На рис. 2 представлена схема технологии проблемного обучения.
Рисунок 2 – Технология проблемного обучения
Проблемное обучение в преподавании дисциплин юридического цикла состоит в формировании познавательной потребности у обучающихся применительно к содержанию юридической дисциплины.
С этой целью наиболее широко используется такой способ постановки проблемной ситуации, как сравнение преподавателем двух точек зрения или двух противоположных оценок изучаемого теоретического положения.
Обучающимся предлагается определить, какая из приведенных точек зрения является обоснованной. Описанный способ создания и постановки проблемной ситуации можно применить в процессе преподавания таких правовых тем, как «Административно-правовой статус государственных служащих», «Понятие, виды и особенности административно-правовых форм и методов», «Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении» и др.
Во многих случаях проблемное обучение заключается в решении познавательных задач путем отыскания причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление, на основе определенных опытов или же анализа изучаемого материала.
Так, при выяснении сущности межотраслевого государственного управления обучающимся целесообразно напомнить содержание, назначение и черты отраслевого управления, проанализировать его положительные качества, показать множество отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами. Это подводит обучающихся к выводу о необходимости координации деятельности отраслевых систем управления.
Проблемное обучение по юридическим дисциплинам должно применяться с учетом содержания и особенностей различных форм учебного процесса – лекций, семинарских и практических занятий, консультаций,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бушманова, О. Ю. Использование методики проблемного правового обучения при подготовке будущих юристов: на практике юридической клиники / О. Ю. Бушманова // Юридические клиники и СО НКО в системе оказания бесплатной юридической помощи РФ: история, реальность, стратегия развития: материалы конф. – М., 2020. – С. 183–186.
2. Галас, М. Л. Инновационные методики и технологии в профессиональном образовании: проблемное обучение / М. Л. Галас // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 2. – С. 146–151.
3. Исабаева, А. С. Технология проблемного обучения как инновационное направление в современном образовательном процессе / А. С. Исабаева // Научно-практические исследования. – 2020. – № 3. – С. 50–53.
4. Купавцев, Т.С. Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций / Т.С. Купавцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2019. – № 102. – С. 71–76.
5. Ленкова, М. С. Отличительные особенности проблемного обучения / М. С. Ленкова // Юридические клиники и СО НКО в системе оказания бесплатной юридической помощи РФ: история, реальность, стратегия развития: материалы конф. – М., 2020. – С. 210–215.
6. Пешкова, О. А. Применение проблемного способа преподавания гражданского права в современных условиях / О. А. Пешкова // Государственная служба и кадры. – 2015. – № 2. – С. 55–59.
7. Пинаева, А. В. Организация методики проблемного обучения по теме «Право собственности субъектов предпринимательской деятельности: особенности осуществления и защиты» / А. В. Пинаева // Научно-практические исследования. – 2018. – № 2. – С. 55–58.
8. Ратош, С. В. Использование проблемного обучения в преподавании дисциплины «Административное право» / С. В. Ратош // Актуальные проблемы практического обучения. – Могилёв, 2014. – С. 151–152.