Фрагмент для ознакомления
2
Частные методики АФК для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Проблема состояния здоровья населения с каждым годом становится всё острее. Особенно
это касается детей и подростков. Результаты массовых обследований их состояния
здоровья угрожающи. От класса к классу снижается количество здоровых детей, могут
считаться здоровыми в среднем около 10–15 % выпускников. Неблагоприятные тенденции
в динамике здоровья молодежи настойчиво диктуют необходимость поиска различных
действенных мер, направленных на улучшение физического состояния младших
школьников.
В современной системе образования физическое воспитание является составной частью
коррекционно-развивающего процесса. В содержательном комплексе коррекционнообразовательной работы с детьми с нарушением слуха значимое место принадлежит
физическому развитию и воспитанию. От физического статуса ребенка зависит не только
состояние его здоровья, но и наличие тех навыков и умений, которые дадут ему
возможность в определенной степени приблизиться по уровню развития к слышащим
сверстникам.
Активные занятия физическими упражнениями позволяют решать задачи, направленные
на укрепление здоровья, рекреацию, реабилитацию и социальную адаптацию детей в
целом и детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и особыми
образовательными потребностями (ООП).
Различные степени нарушения слухового восприятия окружающего мира являются
существенным недостатком в процессе жизнедеятельности людей. Сложной задачей
становится получение образования, осуществление трудовой деятельности и эффективной
коммуникации с окружающими.
Существенную роль нарушение слуха оказывает на развивающийся организм ребёнка,
формирование его физического и психологического здоровья. Происходит ограничение в
восприятии окружающей действительности и искажение реальной картины мира.
Слуховой анализатор является значительным источником получения информации из
окружающего мира и является стимулом к развитию всей центральной нервной системы.
[5, с. 5].
Нарушения слуховой функции ведёт к нарушению функциональных систем организма,
что в свою очередь приводит к снижению показателей в развитии физических и
психических процессов детей [1, с. 161]. Нарушения слуха приводят к замедлению и
искажению естественных процессов индивидуального развития ребёнка.
Заболевание органа слуха имеем биологическую основу. У детей с нарушением слуха
происходит нарушение строения биологических структур. Вследствие чего нарушается
восприятие звуковых сигналов поступающих из внешнего мира. Данное обстоятельство
сказывается на психо-эмоциональном развитии ребёнка.
При нарушении функции органа слуха происходит изменение сопутствующих сенсорных
функций организма ребёнка – возникают вторичные (сопутствующие) отклонения.
Непосредственным следствием рассматриваемого нарушения является нарушение в
развитии речи ребёнка. Это происходит по причине отсутствия возможности
воспринимать и затем самостоятельно воспроизводить речевые сигналы. В свою очередь,
нарушение речевого развития ведёт к осложнению процесса коммуникации [3, с. 5].
Нарушение слуха приводит к искажению восприятия ребёнком окружающего мира и
«меняет системную организацию мозга» [4, с. 19]. Происходящие изменения влияют на
нейрофизиологические процессы, связанные с развитием левого полушария мозга [4, с.
19].
Как показали исследования ученых, сурдопедагогов в процессе целенаправленной
учебно-воспитательной работы происходит перестройка сенсорно-перцептивной сферы
неслышащих детей, образуются новые межанализаторные связи, способствующие
формированию новых приемов познания окружающей действительности. Специальное
обучение и воспитание глухих детей позволяет преодолеть недостатки в их развитии.
Благоприятные условия для физического воспитания детей с нарушениями слуха,
формирования основных движений и двигательных качеств, совершенствования всей
сенсорно-перцептивной сферы создает игровая деятельность. Игра - одно из
замечательных явлений жизни, это деятельность, посредством которой ребенок познает
мир ,а взрослый преобразует и изменяет его. В процессе игры вырабатываются многие
физические
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Демченко Е.В. Особенности психофизического развития и уровня физической
подготовленности детей с нарушением слуха и перспективы их коррекции средствами
реабилитационной верховой езды // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №3 (103). С.161-165.
2. Игнатьев М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных
возможностей школьников с нарушением слуха : дис. …канд. пед. наук. – Чебоксары,
2002 – 179 с.
3. Калинчева Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений
слабослышащих детей 12 – 15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой : дис.
…канд. пед. наук. – Тамбов, 2012 – 214 с.
4. Курамин С.А. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей 7 –
10 лет с нарушением слуха : дис. …канд. биол. наук. – Челябинск, 2008 – 118 с.
5. Медведева О.А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода
второго детства с различной степенью нарушения слуха : дис. …канд. биол. наук. –
Краснодар, 2011 – 147 с.
6. Фетисова С.Л., Фокин А.М., Лебедева Т.С. Подвижные и спортивные игры как
средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха //
Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №12 (106). С.168-172.