Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что сегодня наука развивается не линейно. История науки включает в себя периоды, когда знание пересматривается со всех сторон. Пересматриваются теории, принципы, основоположения. Томас Кун называет такие периоды «научными революциями».
Рациональная наука Нового времени (та, которой мы и обязаны нынешним расцветом техники и технологий), начиналась с философии, с воцарения в ней рационалистического мировоззрения в виде классического рационализма Р. Декарта, Б. Паскаля, Ф. Бекона - они были одновременно философы и ученые и закладывали одновременно и рационалистическое мировоззрение, без которого невозможна рациональная наука, и сам метод этой науки. Р. Декарту в частности принадлежит метод координат, одна из важных частей строящегося метода рациональной науки .
Важнейшими принципами, заложенными ими, были отрицание априорных истин и признание того, что истина может и должна устанавливаться только на основании опыта .
Дальнейший взлет рациональной науки, принесший уже весомые плоды в технике и технологиях, связан с фигурой великого Ньютона, который был не только великий физик, построивший классическую механику, но он же заложил и основу метода рациональной науки, которым она пользуется посей день . Суть этого метода – построение теоретических моделей, описывающих конкретные области действительности и основанных на непротиворечивых системах постулатов – аксиом, привязанных к опыту в данной области, из которых чисто логически, дедуктивно, там, где можно, с использованием математики, в идеале чисто аксиоматически извлекаются выводы.
Постпозитивизм представляет собой комплекс теорий научного развития, поведенческий способ ученых в процессе исследования, фундамент которого – та или иная модель роста научного знания, которая получается из научной истории.
Целью данного доклада является рассмотрение философии науки постпозитивизма.
Задачи:
1) Рассмотрение основных идей и принципов постпозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания;
2) Изучение постпозитивизма в истории методологии.
Объектом исследования является анализ понятия «постпозитивизм».
Предмет исследования – описание конкретных тем, сформулированных в качестве задач исследования.
Теоретическое значение анализа темы постпозитивизма состоит в том, что данная проблема располагается на стыке сразу нескольких дисциплин.
1. Основные идеи и принципы постпозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания
Постпозитивизмом является эволюционная научная теория, которая нацелена на описание продуктов познания: гипотез, концепций и теорий. Постпозитивизм можно анализировать и как отрицание позитивизма, и как общность позитивистских и неопозитивистских идей .
Опишем базовые принципы и исследовательские этапы метода постпозитивизма.
Основным принципом постпозитивизма является принцип эволюционной аргументации содержания научного знания. Данные части научного и познавательного процесса как гипотезы, концепции и теории определяются как продукты научной эволюции. С точки зрения эволюции исследуется функционирование научного общества, научных институтов, существование научной культуры. Приоритет делается на изучении модели роста научного знания, которая является эволюционной.
Также важно сказать и о принципе антикумулятивизма как представлении истории науки при помощи комбинации революционных смен структур знания, между которыми нет преемственности.
Исследователей постпозивизма отличает неприятие сложившегося в методологии принципа однолинейности научного развития. Для позитивистов характерно представление об истории науки как наслоения прецендентов истории.
Реализация идеи множественности исторических граней науки приводит в трансформации статичной научной модели к развивающейся, мо множеством вариантов. Вместе с таким радикальным антикумулятивизмом, представляется возможным умеренный антикумулятивизм, который не отрицает части преемственности в научном развитии, при этом преемственность трактуется как взаимосвязь концепций и теорий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аблеев С. Р. История мировой философии/ С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2) Вундт В. М. Введение в философию/ В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
3) Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009. 310 с.
4) Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект: Трикста. 2008. С. 3–235.
5) Лебедев С. А. Уровни научного знания//Вопросы философии, 2010. № 1. С. 62-67.
6) Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. 605 с.