Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Выбранная тема является актуальной, так как в новостной журналистике очень важным является искусство репортажной фотографии. Фотограф – это творец, от искусства которого зависит, каково будет впечатление читателя от материала, будет ли резонанс публикации, воспримет ли общество поднятую тему остро и эмоционально. Поэтому изучение творчества выдающегося фотографа-гуманиста Юджина Смита является актуальной темой.
Цель работы - исследование творчества Ю. Смита, который является одним из наиболее значительных фотографов-документалистов 20 столетия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть особенности жанра репортажа и документальной фотографии;
2) Рассмотреть кратко биографию Юджина Смита;
3) Провести анализ творчества Юджина Смита по сериям его документальных фотографий «Минамата», «Сельский доктор», «Испанская деревня», «Медсестра-акушерка», «Битва при Сайпане», «Чаплин на работе».
Новизна и практическая значимость. Анализ гуманистического творчества Юджина Смита может представлять интерес в практическом плане, так как до сих пор в России не было проведено подробных исследований и анализа.
Объект работы – творчество Юджина Смита
Предмет работы – серии фотографий «Минамата», «Сельский доктор», «Испанская деревня», «Медсестра-акушерка», «Битва при Сайпане», «Чаплин на работе».
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. Юджин Смит как фотограф-документалист
1.1. Особенности жанра документальной репортажной фотографии
По мнению исследователя Тертычного, жанр репортажа определяется через его метод и задачу. «Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате “развернутого” применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов”. Задача репортера заключается прежде всего в том, чтобы создать “эффект присутствия”, рассказывая о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего — быстро развивающихся)». Кроме достижения наглядности, важно также вызвать сопереживание читателя.
По Тертычному, репортаж склоняется к художественно-публицистическим жанрам, так как использует метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или “оживления” текста .
Исследователи дают следующее определение жанра:
Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события .
«Природообразующими» элементами репортажа наряду с наглядностью и предельной документальностью в сочетании с отсутствием авторского вымысла названы:
- последовательное воспроизведение события
- образная аналитичность (“отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь”)
- эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность
- активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он “волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего” .
Исследователи считают, что репортаж соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события.
Задача репортажа – информирование общественности о наиболее значительных фактах действительности, метод – описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом, масштаб репортажа – “группа, цепочка связанных друг с другом фактов”, а среди средств изображения в этом жанре чаще всего используются изобразительно-выразительные средства .
Кроме того, существует определение репортажа, как наглядного представления о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный .
Предмет репортажа всегда – ход события.
Фоторепортаж - вид газетно-журнальной деятельности, оперативная информация через печать и телевидение о явлениях общественной жизни, о событиях текущего дня.
Являясь зримой информацией, "образной публицистикой", фоторепортаж включает в себя и снимки только информационные и снимки, представляющие законченные художественные произведения.
Тематика таких фотографий весьма разнообразна. Она охватывает все области народного хозяйства, науки и техники, культуры, искусства, спорта и т. д .
Снимки такого рода можно разделить на два вида - событийный и обычный репортаж.
К первым относятся фотографии открытий международных форумов, театральных премьер года и многих других значительных событий в жизни.
Ко вторым относятся фотографии, показывающие людей в каждодневном творческом труде, за общественной работой, в семейном кругу, во время учебы или занятий спортом, на отдыхе и т. д.
Фоторепортаж – основной метод работы современных фоторепортёров. Этот термин пришёл в фотографию из журналистики и первоначально обозначал сообщение сведений об определённом событии, которое автор – фоторепортёр видел собственными словами.
Принцип фоторепортажа состоит в том, что фотограф фиксирует подлинную жизнь, не вмешиваясь в её течение, стремясь передать на снимке её подлинную суть. Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность.
Но, фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать реальной жизни, реальному факту, который решено было запечатлеть.
Сделанные снимки заключают в себе авторское отношение к материалу, поэтому результат фоторепортажа в немалой степени зависит от личности фотографа.
Его позиция может быть активной или пассивной, правильной или ошибочной, но она неминуемо отражается в выборе тему, в использовании технических средств, определении съёмочных точек, ракурсов, крупных планов и т.д.
Талант и правильная позиция автора дают возможность правдиво показать ход события, глубоко вскрыть суть явления, объективно характеризовать героя. В случае неточного понимания фотографом своей задачи от него могут ускользнуть важные детали, а это сместит смысловые акценты, и в итоге репортаж может исказить действительность.
Фоторепортаж как метод съёмки факта не ограничен временными или тематическими рамками. Одно явление фотограф снимает в течение нескольких минут, за другими ему приходится следить целые дну и месяцы. Некоторые ситуации можно сныть из укрытия, другие – только находясь с аппаратом в гуще события .
Всё бесконечное разнообразие жизненных явлений может быть отражено на фотографиях, снятых репортажным методом. Иногда фоторепортёр не выделяет конкретных героев, но возможны варианты, где репортажно будет снят портрет одного человека.
Итогом репортажа об одном и том же событии может быть нейтральная информация, и остропроблемная постановка важного вопроса.
Репортаж подразумевает свободное течение события, незаданность действий героя, неожиданность поведения людей. Чтобы фотограф на ходу в процессе съёмки мог осмыслить и правильно реагировать на всё, что будет происходить перед фотоаппаратом, он должен быть готов к любым поворотам действия.
Фоторепортёр ведёт съёмку, включившись в поток жизни, выхватывая и живого непосредственного течения события отдельные его фазы, которые должны представлять цельную объективную картину. Как бы фотограф ни готовился к съёмке, он никогда не сможет точно предугадать всё. Что произойдёт на съёмочной площадке. Исключение составляют только события, развивающиеся точно по протоколу.
В обычных условиях фотограф одновременно должен следить за действием, осмысливать его, принимать решение, реагируя на неожиданные изменения ситуации. Хороший фоторепортёр не обращается к показу второстепенных, случайных деталей, как бы интересны или привлекательны они ни были. Это позволит ему не упустить главное в развивающемся событии.
Опыт показывает, что фоторепортаж удаётся тогда, когда автор имеет свою точку зрения, свой взгляд на событие, которое преподносит зрителям. Оставаясь наедине с действительностью, мгновенно перерабатывая информацию, анализируя её и выражая результаты осмысления действиями, фотограф не может разобраться в сложных связях, взаимосвязях и взаимодействиях явлений, если он не определил для себя направление творческого поиска. Сама съёмка – не самоцель. Важно показать, для чего это сделано.
Без такого точного ориентира фотограф увидит объект репортажа как скопление явлений, не подчинённых никаких законам и не поддающиеся никакому рациональному изменению. А это неминуемо отразится на качестве снимаемого материала
Фоторепортеру нужно, как это ни парадоксально, уметь отказываться от всего, что выглядит парадоксально, уметь отказываться от всего, что выглядит живописно, но не является нужным, необходимым для репортажа.
Поверхностное значение материала, неумение его глубокого осмыслить приводит к поверхностной фотоинформации, которая не вскрывает суть и не отображает образную характеристику события.
Фоторепортер должен обладать одновременно качествами журналиста - работника в области газетной информации, и качествами фотографа, в совершенстве владеющего техникой своего дела.
Сила репортажного снимка - в его документальной убедительности, в показе правды, как она есть.
Хотя в репортаже и существуют репортажный и постановочный способы съемки, искусство репортажа состоит в том, чтобы не режиссировать кадр, а снимать его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку съемки, план, ракурс, момент съемки.
Такая выборочная съемка очень сложна. Но в ней заключена специфика фоторепортажа.
Документальная фотография может быть определена как жанр фоторепортажа, ориентированный на изображение максимально достоверных, реально происходящих событий или явлений. Документальная фотография призвана выявить отношение фотографа к происходящему, а также пробудить в мыслях зрителя принципиальное отношение к увиденному, проявить свое отношение в действии, в активной позиции.
К наиболее важным чертам документальной фотографии можно отнести следующие:
- изображение социальной проблемы, актуальной и вызывающей отклики в обществе;
-эстетичность снимка без потери реализма и естественности съемки;
-серийность фотографий, объединенных тематикой, смыслом, посылом;
-очень часто этот жанр не только отсылает к политике, но и сам оказывает определенное влияние в политике;
-документальная фотография всегда публична, делается для публики .
Часто фотография сопровождается текстом, который комментирует или описывает происходящее на фото событие. Это описание обычно готовит сам автор фотографии.
Сегодня документальная фотография ушла далеко за пределы банального рассказа о насущных проблемах или злободневных темах. Все больше внимание уделяется взгляду фотографа-автора, особенностям его съемки и пониманию происходящего и отношению к нему. Однако это не мешает основной, информационной функции фотографии.
Документальные кадры правдивы и уникальны, они являются подлинными фотосвидетельствами исторических моментов.
Этот интересный и сложный жанр подразделяется на несколько направлений:
1) фотохроника,
2) уличная съемка,
3) социальный репортаж,
4) типология .
Наиболее популярный и актуальный в наше время – социальный репортаж.
Уличное фото также востребовано как у профессиональных фотографов, так и у фотолюбителей. Основная отличительная черта – полное отсутствие какого-либо социального подтекста. Предметы и люди фотографируются в привычных, естественных позах и ситуациях. Все правдиво, ничего лишнего и искусственного.
Социальные проблемы стали неотъемлемой частью нашего мира. Они нуждаются в обращении на них внимания общества, вызывают сильные эмоции. Основная задача фотографа, который работает в жанре фотодокументалистики, - максимально подробно рассказать зрителям о каком-либо важном событии и моменте.
Чаще всего фото этого жанра публикуется в различных книгах, альбомах или даже на тематических выставках. Множество фотографий получили известность и популярность из-за публикации в журналах и других изданиях, есть и такие, которые послужили началом для телепередач и даже легли в основу сценариев к фильмам.
Документальная фотография дарит зрителям чувство правдивости, честности, искренности. Перед фотографом-документалистом стоит очень непростая задача – отразить нужный момент жизни как можно точнее, но не внести в него ничего искусственного и постановочного.
Именно в документальной фотографии развивается гуманистический подход, при котором фотография захватывает зрителя с эмоциональной стороны, заставляет его идентифицировать себя с субъектами фотоснимка. Фотографии фотодокументалистов выражают такие гуманистические ценности, как сопереживание, солидарность, юмор и взаимное уважение между фотохудожником и персонажем фотографии, а также особые почти интимные отношения между ними, которым способствует и новый тип фотографической техники – быстрореагирующие и портативные, крайне небольшие по размеры фотоаппараты, ставшие революционными в практике документальной фотографии. Подобная техника помогала фотографу мгновенно схватывать важный момент, ненавязчиво снимать напряженные сцены.
Примером фотохудожника-документалиста, работавшего в жанре гуманистической документальной фотографии, является Юджин Смит.
1.2. Жизненный путь и творчество Ю. Смита
Уильям Юджин Смит (William Eugene Smith, 1918-1978) увлекся фотографией в 14 лет, а в 15 был фотокорреспондентом для двух местных газет. В 1936 году, в возрасте 18 лет, он поступил в университет Нотр-Дама, где его снимки произвели такое впечатление на преподавательский состав и администрацию, что для него создали специальную программу по фотографии. Однако через год молодой человек бросил университет и переехал в Нью-Йорк, где фотографировал для разных журналов. В 1942 году Смит стал военным корреспондентом журнала «Life», освящая важнейшие события в Тихом океане. Во время Второй Мировой Войны он принял участие в 26 боевых авианосных походах и 13 десантах .
В 1945 году, снимая материал для очерка «День из жизни солдата на Линии Фронта» во время вторжения американского десанта на побережье Окинавы, Смит был серьезно ранен осколками японского снаряда. Один осколок попал ему в голову, пробив обе щеки, повредив язык и выбив несколько зубов, другой — пробил навылет левую руку. «Я забыл пригнуться, но получил прекрасный снимок», — вспоминал он позднее. В течение последующих двух лет Юджин Смит перенес 32 операции. В течение этих лет он не мог снимать, и было не ясно, сможет ли он когда-нибудь взять в руки камеру. Но однажды, выздоравливая после очередной операции, он вышел на прогулку с детьми, и вернулся с одной из самых знаменитых фотографий всех времен «Дорога в рай». Эта фотография была заключительной на известной выставке Эдварда Стейхена «Род человеческий» («The Family of Man»).
В период с 1947 по 1954 годы Смит снимал фотоочерки для «Life», которые придали новый смысл понятию «фотожурнализм», и сделали его безоговорочным мастером в этой области. За эти годы он подготовил более десятка крупных публикаций, включая знаменитые «Суд Присяжных» («Trial By Jury», 1948), «Деревенский доктор» («Country Doctor», 1948), «Испанская деревня» («Spanish Village»,1951), «Чаплин на работе» («Chaplin At Work», 1952). Одной из самых интересных работ мастера этого периода была серия фотографий «Моя дочь Джуанита» опубликованная 21 сентября 1953 года. Этот репортаж и по сей день остается самым знаменитым автобиографическим проектом за всю историю фотожурнализма.
В 1955 году несогласный с тем, как редакция журнала представила его материалы, он покидает «Life» и становится свободным фотографом. Помимо занятий фотографией, Смит преподавал фотожурнализм в нью-йоркской «Новой школе Социальных исследований» и был президентом «Американского общества фотожурналистов».
Смит является признанным героем среди фотографов своего времени. Его влияние на других велико и непрерывно растет.
Этот мыслящий, темпераментный человек обладает большой моральной силой. Юджин Смит мог потребовать от самого себя то, что не могли потребовать от себя другие. Смит давал фотографам образец моральной и художественной ответственности при выполнении заданий, который является руководством для всех людей этой профессии в деле дальнейшего развития правдивых средств информации.
«Фотограф,— пишет Смит,— должен нести ответственность за свою работу и ее результаты. Фотожурналистика, охватывая огромные массы читателей посредством изданий, оказывает гораздо большее влияние на общественное сознание, чем другие виды фотографии» . Смит благоговеет перед такой силой и полностью поглощен этой ответственностью, считая, что понимание этого — глубокое, широкое, на всех уровнях — является неизбежной необходимостью. Отход от такого понимания считает предательством. Перед тем как сделать снимок, он будет исследовать объект для съемок столько времени, сколько потребуется, отдавая этому делу каждую клетку своего огромного интеллекта. Затем все свои усилия он направляет на то, чтобы как можно быстрее его выстраданные кадры стали законченными фотографиями. Живая действительность самого объекта являлась единственным ориентиром, чью власть он признает в формировании своих фотографических интерпретаций. Он не допускает, чтобы объект, в силу указаний и пожеланий фоторедакторов, стал воплощением их заранее обдуманных намерений. Смит не только сам снимает, проявляет и печатает каждую фотографию в своей собственной манере, но стремится, чтобы он сам — на этом он особенно настаивает — отбирал фотографии и размещал их с текстовками так, чтобы, как он считает, обеспечить правдивую и точную картину того, что сфотографировал.
Некоторые из самых известных фотоочерков Смита — «Доктор», «Медицинская сестра», «Испанская деревня», «Альберт Швейцер» — были сделаны для журнала «Лайф». «Испанскую деревню» называют «новым шагом вперед в фотографической журналистике... отражающей в какой-то степени изобразительное великолепие испанской живописи». «В лабиринте», один из наиболее выдающихся очерков, является «личной интерпретацией» Питсбурга и был опубликован в 1959 году в « Попюлар фотографи», журнале, военным корреспондентом которого Смит был с 1942 по 1944 год. Позднее он стал военным корреспондентом журнала «Лайф» и на Окинаве получил тяжелые ранения, сделавшие его калекой. Он проявил исключительное мужество при подготовке фотоочерка о жителях города Минамата, Япония, которые ели рыбу, пойманную в отравленной воде. Эта вода была испорчена выбросами ртути с химического концерна, расположенного в том же городе. Во время работы над этим очерком на него напали 6 человек и жестоко избили, выбив один глаз. Страстно увлеченный этой историей, пятидесятисемилетний фотограф и его молодая жена японо-американского происхождения настояли на том, чтобы остаться в японской рыбацкой деревне на три года, где Смит подготовил неопровержимые доказательства в целой серии захватывающих фотографий. Они были опубликованы в книге под названием «Минамата» в 1975 году.
Наиболее известные работы Юджина Смита: "Суд Присяжных" ("Trial By Jury") (1948), "Деревенский Доктор" ("Country Doctor") (1948), "Тяжелые Времена на Бродвее" ("Hard Times on Broadway") (1949), "Испанская деревня" ("Spanish Village") (1951), "Чаплин на работе" ("Chaplin At Work") (1952), "Моя дочь Джуанита" ("My Daughter Juanita") (1953), "Человек Милосердия" ("Man of Mercy") (1954), "Минамата" ("Minamata") (1975).
1.3. Методология исследования
Для выявления особенностей гуманистического подхода в документальной фотографии нами было проведено исследование шести серий фотографий Юджина Смита – в общей сложности было проанализировано 80 фотографий из шести серий:
1) Сельский доктор - 15 фотографий,
2) Медсестра-акушерка - 18 фотографий,
3) Испанская деревня - 15 фотографий,
4) Чаплин на работе - 10 фотографий,
5) Битва за остров Сайпан – 10 фотографий,
6) Минамата – 12 фотографий.
Применяемые в исследовании методы – качественный и количественный анализ. Фотографии были проанализированы:
1) качественно – с эмоциональной и описательной стороны, т
Показать больше