Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере
образования, и для школ в целом, и для учителей в частности являются: первый - «Что подлежит
изучению учащимися в 21-м веке?» и второй - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-
му веку?» поэтому перед учителем ставится задача проявлять компетентность не только в
развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание
важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания–навыков
обучения тому, как учиться.
В последние годы значительно возросло внимание к одаренным школьникам как стороны
научных работников, так и со стороны практиков.
Многие ученые осознали значимость данной категории детей как будущей научной элиты и
двигателя прогресса страны. При этом, по-прежнему, в содержании работы с одаренными
школьниками преобладает развитие их способностей, тогда как область социального развития
данной категории детей зачастую остается без должного внимания.
Результаты отечественных и зарубежных исследований, эмпирические данные говорят о наличии
ряда проблем у одаренных школьников, во многом связанных со сферой взаимодействия с
микросоциумом.
Традиционные субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги становятся
подчас треугольником проблем для одаренного школьника. Его способности вызывают сложности
в процессе обучения, раздражают сверстников, не поддерживаются родителями. И возникает
эффект «слияния с толпой», так как это значительно проще, чем выделятся на общем фоне.
Это приводит к тому, что процент успешных, самореализовавшихся взрослых значительно ниже
процента одаренных детей, детей, демонстрировавших даже не потенциалы, а серьезные успехи
в различных областях науки, искусства, спорта. Это вызывает необходимость серьезного внимания
не только к созданию условий для развития способностей одаренных школьников, но и созданию
условий для их успешного социального развития данной нестандартной категории детей.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста и их значения для развития одаренности.
Одаренность – системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно
личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и
определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах
4
деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты
демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом
для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо
связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической
помощи и педагогической поддержки.
Задачи:
1) Характеристика одаренности, одаренных детей;
2) Описание стратегий в обучении одаренных детей.
1 Общая характеристика одаренности
В современном обществе ежедневно возрастает потребность в людях творческих, активных,
неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать
новые, перспективные цели.
На сегодняшний день большинство специалистов, работающих с одаренными детьми, учителей,
педагогов-психологов признает, что уровень и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо-культурной
среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности.
Проанализировав результаты отечественных и зарубежных исследований в области современной
теории и практики одаренности, можно сказать, что в них достаточно полно представлены
исследования интересов и способностей, факторов личностного развития одаренных детей, их
врожденных задатков, стремление к знаниям, мотивации достижения, познавательных
потребностей и т.д. . Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания
одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на
процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Д.Б.
Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич и др.). При участии Министерства
образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети»
разработана «Рабочая концепция одаренности» , которая отражает общую позицию ведущих
отечественных специалистов в области психологии одаренности, в которой отражена
теоретическая база для определения одаренности, ее видов, решения ключевых проблем
одаренности и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2.
С.46-68
2) Курасов Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания /
Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 3. С. 52−58.
doi: 10.15507/Inted.080.019.201503.052
3) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов
/ А. А. Лосева. - М., 2004.
4) Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 232 с.
5) Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К.
Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.
6) Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков// Пед. техника. -
2011. - № 3. - С. 62-68.
6
7) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии
воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф.
Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б.
Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный
университет, 2017. С. 36-40