Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня в науке и практике огромное внимание уделяется проблеме лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Так, на международном, федеральном и региональном уровне
принимаются нормативные и правовые акты в данной сфере, которые осуществляют
регламентацию оказания социальной помощи. Появляется огромное число научных публикаций,
методических материалов, которые включают в себя определенные рекомендации по
организации и реализации мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию и
интеграцию инвалидов в социум. Также формирование и работа государственных и
общественных организаций и учреждений, которые предоставляют социальные, образовательные
и другие услуги для данной категории лиц.
Однако, на сегодняшний день ни практики, оказывающие различного рода услуги людям с
ограниченными возможностями здоровья, ни ученые не занимаются проблемами,
существующими в семьях, в которых родители имеют ограничения возможностей здоровья.
Целью данной работы является рассмотрение специфики воспитания детей в семьях, где
родители имеют ограничения в здоровье (рассмотрим слабослышащих и незрячих родителей).
1 Семейное воспитание: неслышащие родители и дети
4
Проблему семейного воспитания неслышащих детей глухими родителями изучали Ф. A. Pay, Е. Ф.
Pay , Б. Д. Корсунская , Н. Г. Морозова , Э. И. Леонгард и другие. Большинство глухих вступают в
брачный союз с глухими или слабослышащими.
Если оба родителя имеют нарушение слуха, она воспитывают детей в семье либо своими силами,
или с частичным привлечением слышащих родственников.
Важным обстоятельством успешного решения задачи воспитания ребенка в семье неслышащих
родителей является рациональное применение разных способов коммуникации – устной речи,
письма, дактилологии и жестов.
Отсутствие слуха у родителей ребенка с нарушенным слухом влияет на формирование его
личности.
Глухие родители, по данным Э. И. Леонгард, как правило, удовлетворены уровнем свой
коммуникации со своим ребенком. Они не испытывают никаких сложностей в общении с ним.
Большая часть общается со своим ребенком при помощи жестов, дактилируя некоторые слова
(40%), реже — жестовой речью, сопровождаемой проговариванием без голоса и
дактилированием ряда слов (30%) или включают, кроме жестовой речи, только проговаривание
ряда слов (20%). Только некоторые семьи общаются исключительно при помощи жестового языка
(10% случаев).
Дети с нарушенным слухом применяют в коммуникации с неслышащими родителями жестовую
речь с молчаливым проговариванием ряда слов (40%), в одинаковом числе случаев (20%) только
жестовую речь, жестовую речь с дактилированием отдельных слов и жестовую речь с
использованием дактилологии и устной речи.
Коммуникация неслышащих родителей со своими детьми протекает достаточно живо и
непринужденно. Вопросы родителей более развернуты и направляются на выяснение того, как
ребенок понимает ситуации, почему произошли какие-то события и др. Часто родители включают
в речь комментарии. Например: «Посмотри, как интересно», интересуются мнением: «Тебе
понравилось?». Дети с процессе разговора также оживлены. Ни родители, ни дети не тратят
времени на то, чтобы выбрать способ общения, не испытывают сложности в понимании друг
друга. Их разговор – непринужденный. Этим он и отличается от разговора слышащих родителей с
глухими детьми.
В рассматриваемых семьях члены не испытывают сложностей во взаимном понимании, у них нет
барьеров в общении.
5
2 Незрячие родители и воспитание детей
Зрение является одной из ведущих функций организма. Через зрительный анализатор человек
получает до 90% информации об окружающем мире. При полном отсутствии зрения или при его
частичном нарушении человек испытывает большие трудности в самообслуживании,
передвижении, общении, обучении, трудовой деятельности и др. выполнение родительских
обязанностей при этом не является исключением. При этом, лица с проблемами зрения не
меньше здоровых людей хотят испытать радость материнства или отцовства, несмотря на все те
проблемы, которые будут сопровождать процесс воспитания ребенка. Для определения
содержания социальной помощи незрячим и слабовидящим родителям целесообразно
определить перечень проблем, которые возникают у незрячих и слабовидящих отцов и матерей, в
процессе воспитания, развития нормально видящих детей младенческого и раннего возраста, а
также при осуществлении ухода за ними.
С целью выявления комплекса проблем, сопровождающих процесс воспитания детей
младенческого и раннего возраста в семьях незрячих и слабовидящих родителей, Е. Ю.
Конюховой в 2014 г. было проведено анкетирование .
Выбора для проведения исследования включала в себя 30 семей с детьми в возрасте до 3 лет, в
которых родители имели инвалидность по зрению. 20 семей проживали в крупных городах
Уральского Федерального Округа (Екатеринбург, Тюмень, Челябинск), 7 – в малых городах, 3 – в
сельской местности. В восьми семьях оба родителя или одинокий родители имели высшее
образование, в пяти – один из родителей высшее образование, второй – среднее
профессиональное образование, в 14 оба родителя – среднее профессиональное образование, в 3
оба родителя или одинокий родитель -
6
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Кондратов А. М., Руцкая Е. Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. - М.:
Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых,1989
2) Конюхова Е. Ю. Социальная работа с незрячими и слабовидящими родителями детей
младенческого и раннего возраста / Елена Юрьевна Конюхова, Ирина Анатольевна Ларионова ; Мво образования и науки РФ ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург : Свердловская
областная специальная библиотека для слепых, 2017. – 53 [3] с
3) Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье / Б. Д. Корсунская. – М.: Педагогика,
1970. – 192 с.
4) Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с
патологией слуха. Часть I / Э. И. Леонгард. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2016. – 80 с.
5) Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973