Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «педагогической поддержки» относительно недавно появилось в отечественном научно-педагогическом пространстве благодаря русскому ученому О.С. Газману, который стоял на позициях педагогики свободы («педагогика общей заботы») – теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей самостоятельности, под которой ученый понимал способность ребенка к автономному, независимому существованию, способность самостоятельно строить собственное будущее, а также осуществлять свой независимый жизненный выбор. Итак, педагогическая поддержка по О.С. Газману – это деятельность профессионалов по оказанию помощи ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, эффективной деловой и межличностной коммуникации, жизненным самоопределением (обретении самого себя, в самореализации) 1, с. 24. Главную цель педагогической поддержки ученый видел в создании условий для саморазвития ребенка, обеспечение его самореализации путем дозированной помощи со стороны педагога.
На основе обстоятельного анализа научно-педагогической литературы можно сделать вывод, что в научном кругу педагогическая поддержка рассматривается с трех позиций, которые обосновываются различными учеными и исследователями.
Цель исследования – изучение особенностей технологии педагогической поддержки дошкольников.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать сущность педагогической поддержки.
2. Проанализировать особенности педагогической поддержки детей дошкольного возраста.
1. Сущность педагогической поддержки
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. В контексте первого подхода к раскрытию понятия педагогической поддержки оно рассматривается как принципиально новый взгляд на педагогику в целом, полную ориентацию ее в сторону гуманистического видения природы ребенка, как важнейшее кредо людей, непосредственно работающих с детьми (В. Бедерханова, И. Бех, Н. Крылова, Н. Михайлова, К. Роджерс, М. Ярмаченко и др.). Ведущей фигурой выступает личность педагога, деятельность которого направлена на поддержку ребенка, а его личность понимается как высшая ценность. Л. Ключанцева отмечает, что педагогика поддержки – это педагогика глубинного общения, где встречаются не педагог и ребенок, а два разных человека (маленький и взрослый), которым есть что сказать друг другу. Следовательно, позиция педагога к решению проблем ребенка основывается на определенной взаимодействия, что выступает основой личностно-ориентировочного подхода к воспитанию. Это обусловливает тот факт, что в нашем исследовании мы делаем акцент на позиции, которая отмечает, что концепция педагогической поддержки не противостоит воспитанию, а является принципиально новым взглядом на воспитание в целом 1, с. 47.
В русле второго подхода большинство ученых (Т. Анохина, А. Газман, Н. Михайлова, С. Поляков) рассматривают педагогическую поддержку как особый вид деятельности педагога, который нельзя назвать ни обучением, ни воспитанием. Педагогическая поддержка определяется как «деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, деловой и межличностной коммуникации, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением». Следует отметить, что такая деятельность носит формирующий характер, то есть через нее раскрывается возможность ребенка заниматься «самоформированием» [2, с. 10]. Н.Н. Михайлова связывает понятие педагогической поддержки с понятиями «проблема» и «проблемная ситуация» («факт»), и толкует ее как обстоятельства жизни ребенка, а проблему – как невозможность с ее стороны решить ситуацию средствами, которые привели бы к положительному результату. Задача педагога проявляется в переводе факта в проблему, а проблему – в творческое задание [2, с. 52]. По сути, речь идет о творческом подходе ребенка к своей предметной деятельности и конструировании своей личностной жизни.
Последний – третий-аспект по раскрытию понятия педагогической поддержки, рассматривается в контексте технологического подхода
Г.И. Сорока, акцентирует внимание на процессуальном аспекте педагогической поддержки и рассматривают ее как определенную педагогическую технологию работы с детьми. Под педагогической поддержкой понимают систему средств, обеспечивающих помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе (нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении и тому подобное).
Т.В. Анохина, которая рассматривает педагогическую поддержку как систему действий по оказанию помощи ребенку на пути преодоления препятствий и трудностей, разработала алгоритм оказания педагогической поддержки ребенку, где выделила четыре этапа: диагностический (осознание ребенком сущности проблемы), контактно-поисковый (принятие ребенком на себя ответственности за решение проблемы), диалогово-договорный (взаимодействие педагога и ребенка, которые должны прийти к общему решению относительно решения проблемы, распределить действия), рефлексивную (создание педагогом условий, при которых ребенок анализирует свои действия и их результат). Заданный алгоритм действий по поддержке ребенка дает нам право констатировать, что педагогическую поддержку можно рассматривать как сложную технологию, реализация которой позволяет решать определенные жизненные проблемы ребенка, предоставляя ему самому приоритет в определение путей преодоления препятствий 3, с. 20.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; [науч. ред. Н. Б. Крылова]. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 228 с.
2. Педагогика поддержки Текст / Н. М. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, М. М. Миркес и др. – СПб: Агенство образовательного сотрудничества, 2015. – 160 с.
3. Тесленко В.В. Теория и практика социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в промышленном регионе: монография. – Изд. 2-е, доп. и переделал. - Луганск: Альма-матер, 2017. – 368 с.
4. Сорока Г.И. Система педагогической поддержки детей в образовании Текст /Г.И. Сорока. - М.: Основа, 2013 . – 80 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. обучение. заведений Текст / А. В. Мудрик. - 2-е изд., дел. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.