Фрагмент для ознакомления
2
Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и обработки данных о деятельности в области логистики, обеспечивающих получение объективных оценок состояния макро– и микрологистических систем, определение тенденций их развития, выявление резервов повышения эффективности физического товародвижения [1].
Главное при анализе логистических систем – сложное превратить в простое или труднопонимаемую логистическую проблему превратить в совокупность задач, имеющих решение, а также осуществить поиск эффективных средств исследования, анализа и управления сложными логистическими системами.
Самое сложное в анализе логистических систем – правильная постановка цели и составление программы их достижения путем определения соответствующих задач.
Потребность в анализе логистических систем возникает: при решении глобальных, общих и локальных логистических задач на уровне групп предприятий, предприятия и в функциональных областях логистики; проектировании и формировании новых логистических систем при создании предприятия; при модернизации системы управления материальными потоками на предприятии; разработке стратегического плана в области логистики предприятия на отдаленную перспективу.
Для достижения цели анализа логистических систем решаются следующие основные задачи (рис.1).
В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств [2].
Кроме материальных потоков, для оптимальной работы логистики важен также информационный поток, который несет в себе сведения о требованиях к ассортименту продукции, качеству товара, процедуре заказа и доставки продукции на рынок.
В логистике обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального или информационного потока, называется логистической операцией [3].
К логистическим операциям относятся, например, погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, маркировка, сбор, хранение, передача прав собственности на товар и т. д. Укрупненная группа логистических операций предприятия представляет собой логистические функции, которые делятся на три подгруппы, как это показано на рис. 2.
Схема базовых понятий информационного обеспечения приведена на рис.3.
Как видно из рис. 4, информация содержит в виде знаний нормативно-правовые данные и в виде сведений – конкретные данные по логистическому потоку.
Известно, что логистику можно представить как науку об управлении и оптимизации движения вещественных, энергетических и связанных с ними информационных потоков в различных системах, для достижения поставленных перед ними целей – удовлетворения требований потребитетелей [4].
Рисунок 4 Схема логистического управления потоками
Набор этих свойств, приведен на рис. 5.
Рисунок 5 Свойства логистической системы
Далее, в практической части работы, информационные системы помогут расширить комплес логистических услуг сбыта.
Как и любая из систем, логистическая система предприятия должна обладать определенными свойствами.
Как видно из рис.5, логистическая система должна иметь целостность и членимость, т.к. система – это, по определению, целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы.
Так как целью логистической системы является доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек [5], а доставка невозможна без осуществления такой базисной логистической операции, как сбыт (рис.1), то возникает необходимость рассмотреть виды сбытовой деятельности предприятий подробнее.
В процессе развития логистики возникли и получили развитие следующие логистические концепции.
Концепция RP - Requirements /resource planning (планирование потребностей/ресурсов) предполагает автоматизацию планирования потребностей предприятия в ресурсах в сфере производства и распределения. На базе концепции RP разработано большое число логистических технологий. В подсистемах производства и снабжения используются стандартизированные технологии MRP, MRPII, в дистрибьюции – DRP. На основе концепции RP работают производственные логистические системы «толкающего» типа.
Концепция JIT − Just-in-time («Точно в срок») – подход к организации движения материального потока таким образом, чтобы все материалы и полуфабрикаты поступали в нужное место в необходимом количестве и точно к установленному сроку. Основная цель концепции исключить − страховые запасы. Концепция зародилась в 1950-е в рамках производственной системы предприятия Тойота. Сегодня ее принципы распространяются на другие сферы логистики. Наиболее популярная логистическая технология на базе концепции JIT – система Канбан. На основе концепции JIT работают производственные логистические системы «тянущего» типа.
Концепция LP − Lean Production («Плоское/стройное/бережливое производство») – логистическая концепция управления производством, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Концепция возникла как интерпретация идей компании Тойота американскими исследователями ее феномена.
На базе производственной концепции LP сформировались такие технологии, как «поток единичных изделий», система Канбан, система 5S, TPM (total productive maintenance), система быстрой переналадки (SMED), пока-ёкэ и др. Концепция SCM – Supply chain management (Управление цепями поставок) – логистическая концепция, заключающаяся в интегрированном планировании и управлении потоками сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. На базе концепции разработаны прикладные информационные логистические технологии (SCM-системы), предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения и товародвижения на предприятии.
Среди прочих логистических концепций и технологий, возникших в последние годы, стоит отметить следующие: концепция DDT − Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос); концепция ЕСR − Effective Customer Response (Эффективная реакция на запросы потребителей); концепция Value added logistics (логистика добавленной стоимости); концепция Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени); концепция Virtual logistics (виртуальная логистика); концепция E-logistics (электронная логистика).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Логистический контроллинг в разрезе стратегических и тактических целей предприятия [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/logisticheskiy-kontrolling-v-razreze-strategicheskih-i-takticheskih-tseley-predpriyatiya
2. Основы логистики : учеб. пособие /Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев. – М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 21.
3. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие/ Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
4. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 331с.
5. Сергеев, В. И. Менеджмент в бизнес-логистике / В. И. Сергеев. – М. : ФилинЪ, 1997., C.49–52.
6. Родников, А. Н. Логистика: терминологический словарь/ А. Н. Родников. – М. : Экономика, 1995.
7. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 732 с.
8. Zadek H.: „Struktur des Logistik-Dienstleistungsmarktes“, in: „Supply Chain Steuerung und Services – Logistik-Dienstleister managen globale Netzwerke – Best Practices“, Springer-Verlag, 2004.
9. Калинина О.В. Алгоритм использования матрицы И. Ансоффа как метод системного выбора необходимой стратегии развития компании/ О.В. Калинина// Международный научный журнал инновационная наука. — 2015. — №8. — с. 2410-6070.