Фрагмент для ознакомления
2
Взаимосвязь философии права и юридической догматики
Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.
Философия права – по мнению многих теоретиков – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.
Философия права берет свое начало с возникновения идеи об объективной, независимой от официально-властного усмотрения произвола, природе и смысле права. Данные идеи стали той отправной точкой, тем зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и о правовом государстве. Невозможно переоценить заслугу философии права она заключается в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами .
Все это определяет то основополагающее место и значение философии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами которых являются право и государство.
Философия права в привычном понимании многих людей занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Правовая тематика изучается (и должна изучаться) всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (таких как например теории государства и права до различных отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте.
Философия права – спекулятивная (метафизическая) философия. Метод философских спекуляций – философия доходит до предельных оснований, которые рассматриваются как основания экзистенциональные, то есть не имеющие дальнейшей аргументации, своих способов аргументации.
Возникшая в 19 веке позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет еще одно направление развития юридической мысли – наука (теория) права. Задача науки права – пользуясь системой оснований и методов научной традиции создать универсальные модели, позволяющие объяснять разные правовые явления, предсказать их развитие и обеспечивать юридические практики в соответствии с объективными тенденциями, которые задаются природой этих явлений. Наука права в отличие от существовавшей до нее правовой доктрины, от юридической догмы пытается построить понятие права вообще безотносительно какой-то культурной традиции, какого-то общества и вывести осмысление права на уровень наук естественного типа. Первая такая попытка была осуществлена в школе естественного права, потом с дальнейшими вариациями в различных ветвях реализовалось дальше. В 19 веке появилась претензия на понимание права как науки, на построение права как предмета науки.
В научном осмыслении права в 19 веке начинает бороться две методологические традиции, которые так или иначе присутствуют во всей предыдущей истории. Начинают различать:
– позитивную философию (философию науки);
– философскую диалектику (философская герменевтическая традиция).
Это две принципиально разные методологические традиции, два принципиально разных стратегии исследования, два принципиально разных идеала познания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Кауфман А. Философия права, теория права, правовая догматика // Государство и право. 2019. № 5. С. 18-29.