Фрагмент для ознакомления
2
Философия Г.Гегеля и современность
Многое отделяет нас от эпохи, схваченной мыслью Гегеля и выраженной в понятиях его системы, но вокруг научного наследия философа до сих пор не утихают жаркие споры. Диалектика, с историей которой неразрывно сплетено имя Гегеля, представляет собой слишком драгоценное оружие в борьбе идей, чтобы остаться в этой борьбе бесхозяйной, и каждая из партий в философии, борющихся ныне за влияние на умы людей, стремится сделать Гегеля своим союзником, использовать его славу и авторитет в своих целях.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) известен истории как великий мыслительдиалектик, который внес неоспоримый вклад в развитие человеческого познания. Немаловажное место в трудах Гегеля отводится проблемам государства и права, именно поэтому он славится не только как классик философии, но и как классик философии права.
Вопросы права всегда имели центральное место в творчестве Фридриха Гегеля. Эта тема серьезно и содержательно раскрывается в различных его произведениях, таких как «Конституция Германии» (1798-1802), «Философия истории», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Английский билль о реформе 1831 г.» и во многих других. Но наиболее ярко философско-правовые учения Гегеля выражены в его работе под названием «Философия права» (1820) .
Данное произведение является одним из наиболее блестящих во всей истории правовой, политической и социальной мысли. В «Философии права» в концептуально-концентрированной форме проявлены достижения гегелевской философии в сфере социальных, политических и правовых проблем.
Гегель убежден в том, что человек «внутри себя обладает масштабом правового», «его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона». Гегель из правила субъективности делает вывод и нормативную силу права: «В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию» .
Первоисточники права, по мнению философа, фигурируют в сфере духа. Разделение на противоположности и борьба между ними – характерная черта этой сферы. В основном, ей свойственна коллизия между тем что есть, и тем, что должно быть. В то же время данное явление, согласно Гегелю, есть преимущество духа.
Собственно это противоречие и определяет потребность философского осознания права, рассмотрение разумности права.
Впрочем, в исследование узаконения концепции права, Гегель не признаёт попытки обращения к природе как к идеалу для себя самого, таким образом, он отрицает попытки натуралистического узаконения, типичной для философии эпохи Просвещения. Также Гегель не признает и мысль Канта о построение идеала, полагая, что философия не должна быть близка к созданию идеального государства и права. Он отрицает романтический субъективизм тех, кто полагает, что фундаментом государства и права должны быть внутреннее чувство и сердце, что приводит к ликвидации как внутреннего правового и нравственного мира во взаимоотношениях общества, так и государственных законов и общественного порядка .
В «Философии права» Гегеля развитие объективного духа проявляется путём обнаружения диалектического движения понятия права: от его абстрактных форм до конкретных, или от абстрактного права к морали, а следом к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель // Сб.: Немецкая классическая философия. - 2011. - Том 1. М., С.9-10, 187-189.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Издательство: книга по требованиям. - 2017.- Том 3. М., С.216-219.
3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений / О.Э. Лейст, М. Зерцало. - М.,2013 - С. 97-99.
4. Данилова М.И. Философия и культура в контексте времени: Монография / Данилова М.И., Бочковой Д.А., Плотников В.В. и др. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 206с.
5. Еникеев А.А. Принципы отбора текстов для практических занятий по философии права // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. – Краснодар: КубГАУ, 2017. С.187-188.