Фрагмент для ознакомления
2
Влияние учения утилитаризма на трансформацию взглядов современных потребителей
Введение
В самом общем понимании утилитаризм - это нормативная программа, которая выдвигает в качестве основного критерия моральной правильности действий суммарную полезность для всех членов общества. Под полезностью здесь понимается счастье, удовлетворенность или реализация интересов людей. Основной принцип концепции утилитаризма - это принцип достижения счастья для наибольшего числа людей.
Эта концепция, получившая свое формулирование в трудах таких ученых, как И. Бентам и Дж. Милль, подвергалась критике. Критика была вызвана моральным аспектом и отсутствием компонента гуманизма, ведь личность здесь становится средством достижения блага. Человек рассматривается как объект, который можно использовать для удовольствия других людей, а другие люди рассматриваются как объекты для удовлетворения их собственных потребностей. Люди используют друг друга, извлекают друг от друга выгоду. В утилитаризме человек - это не ценность, ценностью является польза, которую он приносит. Таким образом, высшая ценность - не человеческая жизнь, как многие привыкли думать, высшим благом становятся удовольствие или счастье, что также является главным критерием нравственности поступков. По мнению некоторых критиков теории утилитаризма, одним из основных недостатков этой доктрины является ее несовместимость с такими категориями, как право и справедливость. Это означает, что иногда действия можно оправдать с точки зрения утилитаризма, т.е. с точки зрения полезности, но на деле они могут приводить к нарушению прав человека.
Несомненно, концепция утилитаризма отражена во взглядах современных потребителей, особенно сейчас, в эпоху индивидуализма и потребительского эгоизма, как социальных явлений, стимулируемых обществом потребления и капиталистической системой. Здесь рациональность и полезность играют главную роль и часто ставятся выше универсальных принципов морали и этики.
Актуальность изучения утилитаризма и его проявления в поведении современных потребителей состоит, прежде всего, в том, что в последние годы мы сталкиваемся с экономическими кризисами, вызванными в том числе человеческим фактором и сложившейся моделью потребления. Вместе с этим, неконтролируемое потребление и постоянное стремление к экономическому росту уже привели к истощению ресурсов и другим глобальных экологическим проблемам. Поведение потребителей – область знаний, которая является актуальной для изучения рыночной экономики в целом, где задействовано множество приемов и методов управления поведением покупателей, которые должны приводить к росту прибыли.
Для того, чтобы проанализировать влияние учения утилитаризма на трансформацию взглядов современных потребителей, что является главной целью настоящей работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть классическое понятие утилитаризма, как этической концепции;
- проследить то, как концепция утилитаризма получила отражение в экономической теории;
- используя информацию о принципах утилитаризма, сопоставить их со взглядами современных потребителей.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алешина И.В. Поведение потребителей. - М.: Экономистъ, 2006. - 530 с.
2. Аликперова Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – Т. 9. – №. 4. – с. 46-51.
3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 415 c.
4. Джевонс У. С. Об общей математической теории политической экономии //Теория потребительского поведения и спроса. – 1993. – с. 67-77.
5. Зотов А. А. Исследования равновесия обменов и начала теории социального равновесия в экономических работах Парето //Экономическая социология. – 2007. – Т. 8. – №. 2. – с. 13-23.
6. Милль Дж.С. Об определении предмета политической экономии и о методе исследования, свойственном ей // Милль Дж.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии / пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. (Антология экономической мысли). - с. 985 –1023.
7. Милль Дж.С. Утилитаризм / пер. с англ.; предисл. A.C.Земерова. - Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2013. - 240 c.
8. Познер Р. А. Утилитаризм, экономика и теория права //Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2017. – №. 3. – с. 46-89.
9. Сушенцова М. С. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля: от добродетели к рациональности //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2017. – №. 1. – с. 17-35.
10. Тамбовцев В. Л. Перспективы "экономического империализма" //Общественные науки и современность. – 2008. – №. 5. – с. 129-136.
11. Щавель С.А. Социология и экономика потребления. К единой парадигме // Социологический альманах. – 2010. – с. 39–48.