Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XVII веке созданы основные архитектурные шедевры «Золотого кольца» России: Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове, храмы в Угличе, церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Приобрели законченный вид архитектурные ансамбли Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Симонова, Спасо-Ефимьева, Новодевичьего, Новоиерусалимского монастырей. И лидером нового зодчества оставалась Москва.
Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно для русской церковной архитектуры XVII века. В архитектуре это время расцвета своеобразного московского стиля, приспособившего для каменного зодчества приемы, свойственные деревянному строительству. Привыкшие работать с податливым и отзывчивым деревом, русские архитекторы и строители и в камне сохранили тягу к красоте и резному великолепию. Для этого стиля характерна простота форм, сочетающаяся с эффектными лестницами, сводчатыми потолками, затейливой резьбой по камню. Краски в основном белая и красная. Шатры, гирьки, закомары, кокошники — все это сохранилось в каменном зодчестве, которое, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. XVII века.
Целью данной работы является рассмотрение архитектурных школ и направлений XVII века
Задачи:
- дать общую характеристику развития архитектуры XVII века;
- описать стиль «московское узорочье»;
- рассмотреть шатровое зодчество и его запрет.
1 Общая характеристика развития архитектуры XVII века
После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.
Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.
В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком - Антипом.
Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи - князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.2)
Рисунок 1 - Архангельский собор в Нижнем Новгороде
Рисунок 2 - Покровская церковь в селе Медведково
2 Стиль «московское узорочье» в древнерусской церковной архитектуре
Русское узорочье (московское узорочье) представляет собой стиль в архитектуре, который сформировался в XVII веке на территории Московской Руси. Данному стилю характерны затейливые формы, огромное количество декоративных элементов, сложность композиции и живописный силуэт.
Русское узорочье представляет собой противопоставление аскетичному стилю. В нем максимально применяются декоративные возможности материалов, используются изощренные и причудливые элементы. Стилю характерны яркие краски – как внутри, так и снаружи зданий. Как будто вся широка и красота русской души воплотилась в данном стиле. Все здания, выполненные в стиле «московское узорочье» - это настоящие шедевры архитектуры Древней Руси.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. - М.: Наука, 1978. - 232 c.
2) Ильин, М. Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII веков / Moscow: Monuments of Architecture of the 14th-17th Centuries / М. Ильин. - М.: Искусство, 2010. - 348 c.
3) Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. Выпуск 8. - М.: Наука, Государственный институт искусствознания, 2010. - 584 c.
4) Ревзин, Григорий Великолепная двадцатка. Архитектура Москвы и зачем она была / Григорий Ревзин. - М.: Strelka Press, 2013. - 161 c
5) Тельтевский, П. А. Древние города Подмосковья: моногр. / П.А. Тельтевский. - М.: Стройиздат, 1989. - 184 c.