Фрагмент для ознакомления
2
структура и функции регуляторного опыта (А.К. Осницкий). Реализация социально-психологических технологий формирования конфликтологической компетентности личности рассматривает в своей статье Царева. Е.С.
Уровень саморегуляции определяет стратегию поведения индивида в конфликтных ситуациях. Человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, склонен выбирать определенную модель поведения, соответствующую не только объективным данным, но и его субъективному состоянию.
Таким образом, оказавшись в конфликтной ситуации, человек стремится выбрать стратегию поведения в конфликте.
Попав в ситуацию конфликта, человек выбирает модель поведения исходя из обстоятельств и субъективного состояния.
Характер поведений в конфликтной ситуации схож, при этом каждый конфликт отличается своими признаками. Для разрешения разногласий нужны знания: какие действия нужно совершить, какие слова подобрать, какова должна быть манера поведения для его урегулирования.
Установлено, что выделенные учеными типы реагирования соотносятся с описанными Н.В. Гришиной возможностями действий личности в условиях конфликта: 1) путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого (соответствует типу реагирования «агрессия»); 2) уход от конфликта (соотносится с одноименным типом реагирования); 3) ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы (соответствует оптимальному типу реагирования).
Н.В. Гришина предлагает следующую последовательность происходящих явлений: в результате восприятия происходит построение образа конфликтной ситуации; в ходе его интерпретации на основе категоризации осуществляется определение ситуации, а затем следует выбор определенной тактики поведения. Как показывают результаты исследований Н.И. Леонова, конструктивные стратегии поведения в конфликте в большей степени выведены из нейродинамических свойств личности, что свидетельствует о природной обусловленности конструктивного поведения.
Таким образом, индивидуальная стратегия поведения в конфликте – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или на выход из него, и обусловленных разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности
К. Томас выделяет пять способов регулирования конфликта, связанных с общим источником любого конфликта - несоответствием интересов двух или более сторон:
1. Соперничество, конкуренция, соревнование - как стремление добиться удовлетворения своих интересов за счет других; это открытая «борьба» за свои интересы. Эта стратегия используется, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. В этой стратегии выбирается модель поведения при которой человек отстаивает свою позицию, не принимая во внимание противоположную. В данном случае можно говорить о высоком уровне саморегуляции. Индивидом используются различные комбинации саморегуляции, тем самым проявляется его индивидуальный стиль в осуществлении саморегуляции.
2. Сотрудничество - это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон, участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех.
3. Компромисс - это урегулирование разногласий путем взаимных уступок. Эта стратегия эффективна, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что их желания невозможны одновременно (например, желание занять одну и ту же позицию).
4. Избегание, уклонение - это стремление выйти из конфликта, не разрешая его, не настаивая на своем, не и не уступая, такой стратегии характерно как отсутствие стремления к сотрудничеству, так и отсутствие развития событий в направлении достижения своих целей. Данная стратегия является наиболее часто используемой из всех способов регулирования
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов Учебник. СПб.: Питер, 2019. - 528 с
2. Гришина, Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб.: Сова, 1992. – 87 с.
3. Емельянов С.М. Конфликтология. 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Емельянов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322 c.
4. Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения: дис. ... д-ра психол. наук./ Н.И. Леонов. - Ярославль, 2014. 415 с.
5. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. С. 360-381.
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 29-36.
7. Thomas K.W. “Conflict and Conflict Management,” In: M. D. Dunnette, Ed., Handbook of Industrial and Organizational Psychology, Rand McNally, New York, 1976, pp. 889-935