Фрагмент для ознакомления
2
В современном русском языке и современной русской графике иногда встречается такое явление, как надстрочные знаки или диакритические знаки. Мы знаем две точки, которые ставятся на «ё», короткий знак на «й», получается особая буква - «и» короткая. У нас есть знаки ударения, которые помогают нам ставить логическое ударение в определенные предложения, но по сути, конечно, современная русская надстрочная система в целом беднее древней. Когда мы обращаемся к старославянскому и старославянскому языкам и последующему периоду развития церковнославянского, мы наблюдаем достаточно развитую систему надстрочных индексов.
Самый старый надстрочный индекс - это титла, знак сокращенных слов. Та же идея представлена в современном языке: когда мы хотим сократить слово или поставить дефис, например: «статус», «дид-ра», «лит-ра». Поэтому мы сокращаем слово, просто удаляя середину и ставя дефис. Исторически вместо дефиса использовался специальный знак «титла» - в греческой традиции это была просто прямая линия, в славянской - другой формы, но ставилась над словом.
Из слова устранялся некий кусок, например, слог, который хотели сократить, и сверху ставилась титла. Но в отличие от современного языка сокращались не часто распространенные слова, а только слова, связанные с номина сакра в европейской традиции, т.е. священные имена, слова, которые относятся к Богу, Церкви и священным для христиан понятиям. Но поскольку в церковнославянской традиции большие буквы употребляются только в начале предложений, соответственно, титла в некотором смысле выполняла и роль большой буквы.
Если теперь мы пишем слово «Бог» с большой буквы, исторически оно писалось со строчной буквы, но под титлом.
Другой тип сокращения - когда мы не добавляли слово, вместо «смотрящий» мы писали «видеть». Этот способ сокращения существовал и в графике Славянской Церкви, когда слово не добавлялось, и одна из следующих букв могла быть написана в сверху, над линией, а также под заголовком. Это явление названо названиями букв. В славянской традиции Церкви под названием есть шесть буквенных знаков: «рцы» -титла, «глагол» -титла, «добрый» -титла, «он» -титла, «червь» -титла и «слово» -титла. . Шесть из этих буквенных знаков в заголовке, когда буква удаляется над линией, а знак заголовка помещается над ней.
Титла также использовалась для обозначения чисел. Когда буква обозначала число, символ заголовка помещался вверху. Кроме того, если мы теперь сделаем акцент на предложениях, чтобы показать какой-то логический акцент, скажем: «Я знаю, что он собирается сказать». Мы можем подчеркнуть «что» и, следовательно, подчеркнуть этот момент. В древности ударениево-первых были разных типов.
Ударение в нашем нынешнем понимании - это так называемое острое ударение, или оксия. Обычно он помещается в слово, если ударная гласная не является последней буквой в слове. В последнем случае так называемый тупой акцент ставится, или тяжелый, в церковнославянском «вария» от греческого слова «тяжесть, давление», то есть просто меняет свое направление - ставится в другом направлении, чем острый, к которому мы привыкли.
Также есть ударение облегченное, или в греческой традиции это был термин «комара» - свод, полукруг или дуга над гласной, в славянской традиции это называлось камора. Тот же корень в слове «каморка» - очень маленькая комната с очень низким потолком.
Расположение каморы помогает нам визуально различать слова, одинаковые по звучанию и написанию, но в то же время имеющие разные грамматические формы. Именительному падежу в церковнославянской традиции, например, «добрый раб», дается острое ударение или окси. А, например, «от раб» (современное «от рабов»), т.е. родительный падеж множественного числа, форма слова «раб» такая же, как и в именительном падеже. Чтобы их различить, над буквой «а» ставится ударение облегченное.
Помимо системы ударений, отражающей древнее состояние языка, когда было более одного силового ударения и один ударный слог выделялся как выдох, было еще политоническое ударение, то есть происходило увеличение-уменьшение тоном каждого слога, и эта древняя традиция нашла отражение в греческом и славянском ударении . Знак стремления, который, согласно греческой традиции, автоматически ставился над любой начальной гласной, стал, можно сказать, декоративным для Русской традиции.
Иногда помимо так называемых гласных редуцированных, обозначающие современные жесткие и мягкие знаки - исторически «ер» и «ерь», вставлялся специальный значок, похожий на молнию или определенную запятую, который назывался ерок или паерок, как и «ep», то есть современный жесткий знак.
После революции фиксированный символ в конце слов в русской графике убрали, также убрали его и после префиксов, например: «подъезд», «съезд», «объявить» и т. д. Затем ставили что-нибудь между старым паерком и апострофом. По сути, это старый церковный знак для прохождения фиксированного символа, в данном случае между префиксом и корнем. Иногда в рекламных объявлениях встречаются слова «объявление», «подъезд», когда есть апостроф, но на самом деле это старый ерок, восходящий к церковнославянской традиции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. - М., 2003.
2. Айплатов Г.Н. Русская палеография / Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. - М., 2003.
3. Палеографический альбом: учебный сборник снимков с рукописей русских документов XIII-XVIII веков / сост. В.А. Петрова, под ред. С.Н. Валка. - Л., 1968.
4. Черепнин Л.В. Русская палеография / Л.В. Черепнин. - М., 1956.
5. Щепкин В.Н. Русская палеография / В.Н. Щепкин В.Н. - М., 1999.
6. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.А. Леонтьева. - М., 2000.
7. Тихомиров М.Н. Русская палеография / М.Н. Тихомиров, А.Н. Муравьев. - М., 1982.
8. Теоретические основы археографии с позиций современности: материалы дискуссии. - М., 2003.
9. Актуальные вопросы теории, методики и истории публикации исторических документов: межвузовский сб. науч. трудов. - М., 1991.
10. Валк С.Н. Избранные труды по археографии: науч. наследие / С.Н. Валк. - Спб., 1991.
11. Добрушкин Е.М. Основы археографии: учеб. пособие / Е.М. Добрушкин. М., 1992.
12. Козлов В.П. Теоретические основы археографии с позиций современности / В.П. Козлов // Отечественные архивы. - 2001. - № 1.
13. Королев Г.И. Археография: учебное пособие / Г.И. Королев. - М., 1996.
14. Методическое пособие по археографии. - М., 1991.
15. Научно-справочный аппарат документальных публикаций: метод. рекомендации. - М., 1983.
16. тбор исторических источников для публикации в различных типах и видах изданий документов: метод. рекомендации. - М., 1986.
17. Подготовка совместных научных документальных изданий. Организация и методика работы: методические рекомендации. - М., 1986.
18. Правила издания исторических документов в СССР. - М., 1990.