Фрагмент для ознакомления
2
Понятие, формы, причины и условия коррупции
На данный момент времени, возможно, найти множество определений коррупции, но остановимся на определении данного понятия из ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взяток, получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое незаконное использование физическими лицами своего должностного положения вопреки законному интересу общества и страны для получения выгоды в денежной форме, ценности, другого имущества либо услуг имущественного типа, других имущественных прав для себя либо третьего лица или незаконное предоставление данной выгоды указанными лицами иным физическим лицам.
Данное определение коррупции довольно неудачное, на основании того, что оно не определяет все виды проявления коррупции, не определяет до конца ее мотивы, определив ее только в качестве получения выгоды в виде денег и иных имущественных выгод. В само определение ввели категории, которые нуждаются в последующем пояснении и не поддающиеся однозначной интерпретации. Допустим, «коммерческий подкуп», «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства», «услуг имущественного характера» и так далее. На основании этого в определение не попало под коррупцию кадровое назначение «нужного» человека, поступление в престижный вуз по протекции, лоббирование интересов физического и юридического лица и так далее.
В уголовном законодательстве России под коррупцией понимается только взяточничество, а так называемое преступление «коррупционной направленности» в данное понятие не включили.
Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Коррупция в современной России является одной из главнейших, насущных проблем, которая создает препоны на пути к эффективному развитию и построению гражданского общества. Те масштабы коррупции, которые мы наблюдаем в последние десятилетия, крайне отрицательно сказываются как на инвестиционном климате, так и на общем имидже России на международной арене. Согласно данным Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира.
Однако, на мой взгляд, наибольшая опасность для российского общества кроется даже не в этом, а в том, что большинство рядовых жителей России, так называемых «обывателей» воспринимают коррупцию как этически приемлемый стандарт поведения и даже как своеобразный поведенческий стереотип. И напротив, понятие коррупции как общественно опасного явления постепенно стирается. Граждане постоянно повышают нижний порог терпимости к различным, зачастую бытовым, проявлениям коррупции. А ведь коррупция способствует сначала проявлению гражданами равнодушия, а потом и расширению этического и правового нигилизма, дальнейшими проявлениями которого является уничтожение престижа к социальным институтам различного толка: правовым, экономическим и общественным. Постепенно пропадает доверие граждан к работе правоохранительных, судебных и других органов власти. Криминализация населения на этом фоне, в том числе и организованная преступность, воспринимается как данность, диктуемая законами времени.
Необходимо отметить, что основным ресурсом коррупции выступает переход административной власти в сферу товарно-денежных отношений, т. е. капитализация властного ресурса. В этой схеме находится место и для различного рода коммерческих структур и криминальных сообществ – они выступают в качестве субъекта коррупционных поползновений.
Объектом данного вида отношений выступают уже не отдельные индивиды и их группы, а государство целиком как социальный институт. Целью подобных «взаимоотношений» является перевод денежных ресурсов в политические и, в конечной цели, переход всех прав государственной власти в корпоративные, или даже частные структуры.
В современной России интенсивность обсуждения коррупции как общественного явления, принятие отдельных законов и различных антикоррупционных проектов и программ, провозглашение их работоспособности указывают на бесспорную актуальность данной проблемы. Пристальное внимание к коррупции в нашей стране объясняется несколькими факторами. Исторически доказано, что явление коррупции возникает в том обществе, где работа политической системы является неэффективной, качество государственного управления – неудовлетворительным, а гражданская активность населения или отсутствует полностью, или настолько слаба, что растворяется на фоне общества. Кроме того, в России отсутствует антикоррупционная идеология. А ведь несостоятельность институтов гражданского общества и отсутствие крепких демократических ценностей называют в качестве основных причин коррупции в государствах «с переходной экономикой», к которым относится и современная Россия. И если углубиться в историю государства Российского, то можно увидеть, что у коррупции и субъектов ее противодействия один источник – политическая коррупция .
Кроме вышесказанного в современной России существует еще целый ряд проблем, значительно способствующих разрастанию коррупции: неустойчивость политического устройства общества на всех уровнях, способствующая небрежному отношению к своим обязанностям государственных чиновников; несовершенство российского законодательства; несостоятельность современного гражданского общества в России и т. п.
Таким образом, именно расплывчатость системы и является основным источником коррупции в России на сегодняшний день. Переходный этап, на котором сейчас находится Россия, позволяет характеризовать общество как слабое во всех смыслах: и в правовом, ив институциональном. И еще один момент, который нельзя не отметить, отсутствие системности в борьбе с коррупционными проявлениями также способствуют развитию коррупции. Все действия, предпринимаемые органами государственной власти, имеют бессистемный характер. Как правило, противодействие коррупции затрагивает только нижние уровни общества, называемые еще бытовыми, и почти никогда не касается на институциональном уровне. Все это в совокупности демонстрирует обществу низкую эффективность антикоррупционной политики.
Взяточничество разрушает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России большая часть совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере. Так, например, 30 января 2019 в Совете Федерации - прямо в зале заседаний - был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии, которого подозревают в причастности к приступным группировкам, а его отца - к хищениям газа на 30 миллиардов рублей. По данным редакции «ИНФО24», российские правоохранительные органы в 2018 году арестовали рекордное число федеральных чиновников за последние 27 лет, следует из доклада «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России», составленного фондом «Петербургская политика». Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой. С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач. Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования.
В настоящий момент коррупция стала приобретать новые черты. Можно выделить следующие тенденции: коррупция становится все более политизированной; коррупционные связи трансформируются в целые «коррупционные сети»; в связи с глобализацией коррумпированные денежные потоки становятся более недоступными для контроля правоохранительным органам; расширение сферы легализации коррупции, т. е. придания видимости законности коррупционным сделкам.
Говоря о причинах данного явления, нетрудно заметить, что в нашей стране сформировалась определенная устойчивая система отношений, провоцирующая коррупционное поведение в различных сферах общественной жизни. Поэтому можно выделить три основных причины коррупции в нашей стране: отсутствие независимых СМИ; отсутствие как таковой политической конкуренции; отсутствие сильного гражданского общества.
Ключевым элементом в системе мер противодействия коррупции является правильное определение причин и условий, воспроизводящих данный негативный феномен, способствующих его «выживаемости» в условиях, казалось бы, тотальной, бескомпромиссной антикоррупционной деятельности всех структур государства и общества. При разработке системы мер следует учитывать, что человек существо, имеющее рассудок. И в ситуации, когда имеется возможность выбора, он выбирает наименее затратный и наиболее выгодный для себя путь. И сколько бы борцы с коррупцией не твердили человеку, что давать и брать взятки плохо, если возникает ситуация, при которой можно достичь выгоду для себя, как показывает жизнь, ни этические нормы, ни законы не срабатывают. Ибо люди дают и берут взятки из соображений выживания, комфорта, престижа.
К причинам, по которым люди становятся коррупционерами, можно отнести: 1. низкий доход большинства чиновников; 2. отсутствие возможности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Документ опубликован не был.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
7. Александрова И.А. Коррупционная преступность в таможенной сфере // В сборнике: Преступность, уголовная политика, закон Российская криминологическая ассоциация. 2016. С. 333-337.
8. Вовк В.А., Зырянов С.М. Меры административного принуждения, применяемые в целях противодействия коррупции в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 142-146.
9. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
10. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 150-152.
11. Воронина Л.И., Кудряшова И.А. Таможенная система РФ в условиях глобализации // Кемерово, 2016.
12. Варданян В.К. Противодействие коррупции в таможенных органах // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. С. 579-581.
13. Гринь И.А. О повышении эффективности противодействия коррупции в таможенных органах России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 8 (87). С. 103-107.
14. Жигун Л.А. Разработанность теории коррупции: направления, представления, элементы, модели // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 8 (80). С. 38.
15. Казаченок В.В. Противодействие коррупции в ОВД // В сборнике: Диалектика противодействия коррупции Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 75-78.
16. Курбатов А.Д., Калашникова Е.Б. Коррупционные проявления в таможенной сфере: история и современность // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 163-166.
17. Легошина Н.Д., Жигун Л.А. Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в таможенных органах // В книге: Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт Сборник тезисов докладов и статей IV международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2016. С. 91-94.
18. Леонова А.С. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров находкинской таможни // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 17. С. 212-220.
19. Моргунова Н.В. Федеральная таможенная служба: современные меры по противодействию // В сборнике: Актуальные проблемы современного права сборник научных трудов. 2016. С. 53-59.
20. Нгуен Х.К.Ч. Противодействия коррупции – важнейшая задача государства и общества // Ростовский научный журнал. 2017. № 3. С. 33-47.
21. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.
22. Попов А.М. Противодействие коррупции в ОВД // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 45. С. 140-143.
23. Севрюков А.А. Понятие коррупции и формы коррупционных проявлений в Министерстве обороны РФ // В сборнике: Инновационные направления развития АПК и повышение конкурентоспособности предприятий, отраслей и комплексов - вклад молодых ученых сборник научных трудов по материалам XIХ международной научно-практической конференции. 2016. С. 278-280.
24. Севрюков А.А. Система противодействия коррупции в Министерстве обороны РФ // Сборник научных трудов по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. 2016. С. 239.
25. Ущерб от коррупции в РФ в 2016 году оценили в 44 млрд... // URL: Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 8 (87).
26. Филимонов А.А. Профилактика коррупции в таможенных органах сибирского таможенного управления // Материалы международной научно-практической конференции. Алтайский филиал РАНХиГС. 2016. С. 251-258.
27. Шарипова Д.Н. Модель и методика осуществления пренудительно-профилактических работ в системе управления персоналом таможенных органов // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 58-63.